Подтвердить нулевую ставку в налоговой декларации по НДС или по акцизам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подтвердить нулевую ставку в налоговой декларации по НДС или по акцизам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с IV квартала 2015 года вместо транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ) (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ).

Какие коды указывать в разделе 4

Действующий бланк и правила формирования отчетности по налогу на добавленную стоимость утверждены приказом ФНС № ММВ-7-3/558@ от 29.10.2014. В этом же нормативе приводится и порядок заполнения блока 4 (раздел 4 в уточненной декларации по НДС формируют по тем же правилам) — в главе IX приказа № ММВ-7-3/558@.

ВАЖНО!

Начиная с отчетности за 3 квартал 2021 года, придется отчитываться по-новому — на бланке, утвержденном в приказе ФНС № ЕД-7-3/228@ от 26.03.2021.

Если плательщик проставляет НДС 0 в декларации по НДС и отражает в отчете экспортную деятельность, ему необходимо указать коды таких операций. Перечень кодов закреплен в приложении № 1 к порядку заполнения отчетности по налогу на добавленную стоимость № ММВ-7-3/558@. К примеру, код операции 1010446 в разделе 4 декларации по НДС означает реализацию работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию государства из ЕАЭС с территории другого государства из ЕАЭС.

Кодировка для операций, облагаемых по нулевой ставке, указана в части 3 приложения № 1. Вот основные коды:

  • 1011410 — расшифровка кода операции 1011410 в декларации по НДС: продажа несырьевых товаров, которые вывезли в таможенной процедуре экспорта;
  • 1011411 — реализация несырьевых товаров, которые поместили под таможенную процедуру в свободной зоне;
  • 1011422 — продажа сырья, которое вывезли в таможенной процедуре экспорта;
  • 1011423 — реализация сырья, которое поместили под таможенную процедуру в свободной зоне;
  • 1011427 — продажа сырья на территории стран ЕАЭС.

В пользовательской инструкции разъясняется, где в 1С проставляется код операции в 4 разделе декларации по НДС, — в администрировании найти блок «Функциональность программы», затем — «Торговля». В этой части необходимо отметить экспорт товаров.

Порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ЕАЭС

Сразу оговоримся, что все сказанное ниже не применяется к реализации товаров на экспорт лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС.

В отличие от большинства других налогов применение ставки НДС 0% носит не заявительный характер, а обусловлено предоставлением экспортером документов, подтверждающих экспорт:

  • таможенное оформление вывозимых товаров,
  • а также фактическое перемещение товаров за пределы Евразийского экономического союза,
    которые должны быть также подтверждены результатами камеральной налоговой проверки, в процессе которой налоговые органы сверяют эту информацию с таможенными органами.

При вывозе товара с территории РФ НДС не уплачивается и не исчисляется (ст. 151 НК РФ).Однако этот момент является ключевым, т.к. с него исчисляться срок для предоставления в налоговый орган подтверждающих документов.

Подтверждаем нулевую ставку не документами. а реестром

Дата публикации: 22.05.2017 06:18 (архив)

Для подтверждения нулевой ставки, согласно п. 15 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ с 1 октября 2015 года можно заменить реестрами, в которых указываются только данные о документах. Исключением из этого правила является контракт (договор) с иностранным покупателем, который необходимо представлять в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Во исполнение норм п. п. 15, 16 ст. 165 НК РФ Приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 (далее — Приказ N ММВ-7-15/427) утверждены формы и Порядок заполнения реестров, а также форматы и Порядок представления реестров в электронном виде.

Подготовить реестр для отправки в электронном виде можно с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ», размещенной в свободном доступе на сайте ФНС ().

Документы (их копии), указанные в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны. Документы (их копии), указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов, подтверждающей вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации, проставленной на документах, используемых при таможенном декларировании припасов (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза), либо с даты составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза). (В редакции Федеральных законов от 29.12.2014 № 452-ФЗ; от 27.11.2017 № 350-ФЗ)

Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 29.05.2002 № 57-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 22.07.2005 № 117-ФЗ; от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 17.12.2009 № 318-ФЗ; от 27.11.2010 № 309-ФЗ; от 29.12.2014 № 452-ФЗ; от 30.05.2016 № 150-ФЗ)

Документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита. Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; в редакции Федеральных законов от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 28.02.2006 № 28-ФЗ; от 17.12.2009 № 318-ФЗ; от 27.11.2010 № 309-ФЗ; от 29.12.2014 № 452-ФЗ; от 30.05.2016 № 150-ФЗ; от 27.11.2017 № 350-ФЗ; от 03.08.2018 № 303-ФЗ)

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145.

Транспортные и сопроводительные документы

Для подтверждения права применения нулевой ставки НДС предоставление транспортных и сопроводительных документов необходимо в следующих случаях:

  1. В случае вывоза товаров (документы подтверждают вывоз товаров за пределы РФ).
  2. В случае реализации услуг при международных перевозках. Если производится реализация услуг по вывозу товаров на экспорт, оформление документов происходит в порядке, предусмотренном для экспортеров. Если реализация связана с ввозом товаров в РФ, то документы оформляются в соответствии со следующими особенностями:
  • в случае ввоза товара водными судами в налоговый орган предоставляется копия коносамента, накладной или иного документ, которым можно подтвердить тот факт, что товары приняты к перевозке;
  • в случае ввоза товара воздушным транспортом в налоговый орган предоставляется копия накладной;
  • если ввоз осуществляется автотранспортом, то в налоговый орган предоставляются копии транспортных, сопроводительных документов, содержащих отметку таможни РФ.
  1. В случае реализации работ и услуг в портах по хранению и перевалке товаров, перемещаемых за пределы РФ.
  2. В случае реализации услуг по предоставлению ж/д-состава или контейнеров с целью экспорта товаров по РФ в налоговую предоставляют документы с отметками российских таможенников.
  3. В случае реализации услуг по перевозе товара по территории РФ компаниями внутреннего водного транспорта в налоговый орган предоставляют документы, подтверждающие право вывоза этих товаров за пределы РФ.

Нюансы подтверждения 0% ставки и отражения вычетов в декларации при экспорте

Экспорт из России в страны ЕАЭС имеет особенности документального подтверждения. Связано это с отсутствием таможни на границе и необходимостью оформлять заявление о ввозе и уплате косвенных налогов.

При вывозе в страны ЕАЭС документами, подтверждающими 0% ставку НДС при экспорте, служат не таможенные декларации, а сопровождающие товар документы, данные о которых вносятся в заявление о ввозе. Подачи комплекта товаросопроводительных документов в ИФНС можно избежать, если туда будет направлен электронный перечень заявлений о ввозе, составленных по законодательно утвержденной форме (п. 1.3 ст. 165 НК РФ). При этом контролеры имеют право затребовать заинтересовавшие их документы из предоставленного им списка.

Если же вывоз осуществляется в государство, не входящее в ЕАЭС, но через страну — участницу ЕАЭС, то таможенная декларация оформляется, однако в ней делается отметка таможни не о выпуске товара, а о помещении его под соответствующий таможенный режим (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Различаться при экспорте может момент, когда налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ или услуг, вложенных в создание объекта продажи, разрешено брать в вычеты. Зависит это от того, является реализуемый товар сырьевым или несырьевым. Не имеет значения, куда именно он отгружается, но важно, когда он приобретается (после 30.06.2016).

Для отгружаемых за границу сырьевых товаров так же, как и для услуг, допускающих применение ставки 0%, принятие НДС по затратам в вычеты возможно только после признания продажи состоявшейся, то есть после подтверждения факта экспорта (п. 3 ст. 172, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Соответственно, и данные по экспорту в декларацию по НДС попадут после подтверждения нулевой ставки. При этом суммы вычетов показываются в разделе 4 декларации.

Для несырьевых товаров п. 3 ст. 172 НК РФ не применяется (на это прямо указано в его тексте). Благодаря этому по ним можно брать в вычеты НДС, предъявляемый поставщиками, в обычном порядке, т. е. до момента подтверждения права на использование ставки 0%. Здесь не срабатывает и правило в отношении вычета суммы налога, начисляемого к уплате при нарушении срока подтверждения 0% ставки НДС при экспорте. Показывают вычеты по несырьевым продажам на экспорт в разделе 3 декларации (письмо ФНС России от 31.10.2017 № СД-4-3/22102@). При этом признание самого факта продажи по нулевой ставке для несырьевых товаров подчиняется общему правилу — право на ее использование должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Читайте также:  Как ответить на требование ФНС по зарплате ниже среднеотраслевой и МРОТ

Реестры документов, подтверждающие экспорт под 0%

Если вы экспортер и устали от огромного количества бумажек, которые нужно предоставить налоговому органу для подтверждения нулевой ставки НДС, тогда эта статья как раз для вас! В этой статье мы расскажем, как с помощью программы 1С:Бухгалтерии 8 автоматически заполнить и отправить реестры подтверждающих документов. При подготовке статьи использовалась информация, размещенная в Информационной системе 1С:ИТС. Итак, небольшая правовая справка, согласно п. 15 ст. 165 НК РФ для подтверждения применения нулевой ставки НДС по экспортным операциям, налогоплательщик может представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных подтверждающих документов вместо их копий. Указанная норма действует с 1 октября 2020 года. Эти реестры должны представляться в налоговый орган в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России. По общему правилу в графах 6 и 7 реестра, представляемого в случае реализации товаров на экспорт (Приложение № 5 к Приказу), необходимо указывать соответственно номера и даты транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов (разд. VI приложения № 15 к Приказу). При этом, по мнению ФНС России:

  • в случае заполнения граф 6 и 7 реестра из международной товарно-транспортной накладной (CMR) можно использовать номер, который указан в ее правом верхнем углу. Дату заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, можно найти в графе 21 накладной;
  • что касается заполнения граф 6 и 7 реестра из транспортной железнодорожной накладной, то в реестре следует указывать номер отправки, а также дату документального оформления приема груза к перевозке или дату заключения договора перевозки;
  • в случае заполнения графы 7 реестра из поручения на отгрузку и коносамента (при вывозе товара морским, речным, смешанным (река-море) транспортом) при отсутствии даты на документе, подтверждающем факт приема товара к перевозке, или поручении на отгрузку в графе 7 реестра указывается дата приема груза к перевозке.

Упрощенный порядок таможенного оформления экспорта ЕАЭС

Существует несколько многосторонних международных договоров между Российской Федерацией и странами ближнего зарубежья, значительно упрощающих экономическое взаимодействие, в том числе предусматривающие упрощенный порядок прохождения грузами таможенных границ, унификацию документов. Одним из таких экономических союзов является договор между странами ЕАЭС. В это соглашение входят некоторые бывшие республик СССР, такие как Армения, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, включая такие территории, как Приднестровье и Абхазия.

Для экспортных грузов, следующих в направлении этих стран, предусмотрены упрощенные правила таможенного оформления, порядка подачи документов и прохождения таможенной очистки. А именно:

  • используется электронная форма подачи ГТД, в том случае если стоимость товара превышает 1000 евро;
  • если товар, предъявленный к таможенному оформлению, стоит меньше 1000 евро, то вместо ГТД достаточно предоставить инспектору товарный чек или контракт покупки и приложить заявление, составленное по соответствующей форме.

Также при перемещении груза между странами ЕАЭС или при прохождении таможенного транзита используется единая форма ГТД, принимаемая всеми таможенными органами стран, входящими в это международное соглашение.
По мере роста экономических связей РФ и других стран мира, благодаря внедрению новых информационных технологий, процесс таможенного оформления грузов как в экспортном, так и в импортном направлении, значительно упростился. Если раньше на таможенное оформление экспорта в лучшем случае уходило 2-3 дня, то сейчас экспортные отправки оформляются за считанные часы.

Комментарий к ст. 165 Налогового кодекса


Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% установлен статьей 165 НК РФ.

В этой статье для каждой ситуации, предусмотренной пунктом 1 статьи 164 НК РФ, приведен порядок документального подтверждения применения ставки 0%.

Итак, для экспортных операций определен особый порядок установления момента определения налоговой базы. Так, в силу пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 — 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Следовательно, только тогда, когда будет собран полный пакет предусмотренных главой 21 НК РФ документов, налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

Важно!

Абзац 2 пункта 5 ч. 1 статьи 165 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 11.03.2015 N 03-07-08/12644 рассмотрен вопрос о ставке НДС в отношении реализации резидентом ОЭЗ товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, произведенных из этих товаров, на территории РФ. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

При реализации на территории Российской Федерации резидентом особой экономической зоны товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, лицам, являющимся резидентами особой экономической зоны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Что касается реализуемых резидентом особой экономической зоны на территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, произведенных из этих товаров, лицам, не являющимся резидентами особой экономической зоны, то применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких операций указанным подпунктом и другими подпунктами пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено. Поэтому данные операции на основании пунктов 2 и 3 статьи 164 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 или 18%.

В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 НК РФ (не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов), момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, то есть по общим правилам. В случае если полный пакет документов, предусмотренных при реализации российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг), предусмотренных подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации либо свидетельствующей о помещении вывозимых с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам также определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

В случае ввоза в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта, или при вывозе припасов срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ (не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов), определяется с даты помещения указанных товаров под таможенную процедуру экспорта или с даты декларирования припасов (а для налогоплательщиков, которые реализуют припасы, в отношении которых таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, — с даты оформления транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река — море) плавания).

Важно!

Необходимо обратить внимание, что требование о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих вывоз товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость НК РФ не установлено.

Учитывая изложенное, при реализации товаров на экспорт из Российской Федерации в иностранное государство через территорию государства — члена Таможенного союза моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, независимо от даты фактического вывоза товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства.

Исходя из правил пункта 9 статьи 167 НК РФ представление документов для подтверждение нулевой ставки можно отложить до окончания налогового периода, даже если такой срок окажется за пределами 180-дневного периода.

Однако арбитражные суды трактуют названную норму неоднозначно.

ФАС Московского округа в Постановлении от 26.05.2008 N КА-А40/4273-08 признал несостоятельным довод налогового органа о том, что на момент подачи налогоплательщиком пакета документов в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0% по реализации наступил 181 день.

По мнению суда, нижестоящими судебными инстанциями со ссылкой на письмо Минфина России от 22.06.2007 N 03-07-08/161, правомерно указано, что в случае, если полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что окончание указанного срока также приходится на этот же налоговый период.

В представленный в порядке статьи 165 НК РФ пакет документов налогоплательщиком включены документы, относящиеся к отгрузке товаров на экспорт за период с ноября 2005 г. по май 2006 г. При этом предусмотренный законом 180-дневный срок истек в мае 2006 г., в связи с чем представление пакета документов вместе с декларацией за май является правомерным.

В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.07.2008 N Ф04-4348/2008(8866-А27-14), Ф04-4348/2008(8154-А27-14) при рассмотрении спора установил, что с учетом представленного налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки по НДС пакета документов 180-дневный срок, предусмотренный статьей 165 НК РФ, им нарушен, поскольку данный срок истекает 04.02.2007, тогда как пакет документов представлен в налоговый орган 20.02.2007.

Исходя из того что на 181-й день налогоплательщиком не были представлены указанные выше документы и не был уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость по соответствующей налоговой ставке, судом сделан вывод о правомерности начисления налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога и штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ (в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в связи с последующим документальным подтверждением налогоплательщиком обоснованности применения ставки 0%).

При этом судом не приняты доводы налогоплательщика о том, что поскольку налоговым периодом является февраль 2007 года, то в соответствии с пунктом 9 статьи 167, пунктом 5 статьи 174 НК РФ налоговая декларация за февраль 2007 года может быть подана не позднее 20 числа следующего месяца, то есть не позднее 20.03.2007.

Учитывая противоречивую судебную практику по рассматриваемому вопросу, налогоплательщику, подавшему в обоснование применения ставки 0% документы в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором истекло 180 календарных дней с даты экспорта, очевидно, придется доказывать свою позицию в суде.

Внимание!

Комментируемая статья дополнена пунктом 1.1 Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации».

Важно!

Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации» также введен последний абзац пункта 3.1 статьи 165 НК РФ.

Читайте также:  смена директора какой датой увольнять старого и принимать нового

Официальная позиция.

Официальные органы дают толкование порядку применения пункта 3.5 комментируемой статьи.

Так, в письме Минфина России от 16.10.2014 N 03-07-08/52244 рассмотрен вопрос о ставке НДС 0% в отношении работ (услуг) российских организаций, не являющихся организациями трубопроводного транспорта, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в морских портах. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее пояснение.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 3.5 статьи 165 НК РФ, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров в Российскую Федерацию (вывоз товаров из Российской Федерации). При этом в случае ввоза товаров морским или речным судном, судном смешанного (река — море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе «Порт погрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

Таким образом, оказываемые российской организацией в морском порту услуги по перевалке и хранению товаров, в том числе товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.5 статьи 165 НК РФ.

Внимание!

В подпункт 3.6 статьи 165 НК РФ также были внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2014 N 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В соответствии с новой редакцией указанной нормы НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.6 пункта 1 статьи 164 настоящего НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

  • копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта, завершающую действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров на территорию Российской Федерации для совершения операций по их переработке и вывоз продуктов переработки с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 комментируемой статьи.

Внимание!

Закон N 452-ФЗ также внес изменения в подпункт 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ, согласно которым при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующими о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта.

Остальные положения данного пункта остались без изменения.

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» комментируемая статья дополнена пунктом 3.9, согласно которому при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.10 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками в налоговые органы представляется реестр относящихся к указанным операциям перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих: указание маршрута перевозки, подтверждение таможенных органов о том, что место прибытия товаров на территорию Российской Федерации и место убытия товаров с территории Российской Федерации совпадают.

Важно!

Пункт 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Внимание!

Комментируемая статья Федеральным законом от 04.06.2014 N 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» была дополнена пунктом 6.1, который подлежит применению к услугам по перевозке пассажиров и багажа, оказываемым до 1 января 2016 года.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 13.02.2015 N 03-07-08/6583 рассмотрен вопрос о налогообложении НДС услуг по авиационным перевозкам пассажиров в Республику Крым из других регионов РФ, оказанных российской авиакомпанией с 03.06.2014 по 25.08.2014. Департамент Минфина России указал, что нормами пунктов 3 и 4 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что положения подпункта 4.1 пункта 1 статьи 164 и пункта 6.1 статьи 165 НК РФ применяются к услугам по перевозке пассажиров и багажа, оказываемым с 18 марта 2014 года до 1 января 2016 года.

Таким образом, услуги по авиационным перевозкам пассажиров в Республику Крым из других регионов Российской Федерации, оказанные российской авиакомпанией с 3 июня по 25 августа 2014 года, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в вышеуказанном порядке.

Официальная позиция.

Финансовое ведомство дало разъяснения по порядку применения пункта 8 комментируемой статьи НК РФ.

Так, в письме ФНС России от 18.08.2014 N АС-4-15/16134 рассмотрен вопрос о применении вычетов по НДС по товарам (работам, услугам), использованным для производства драгоценных металлов, при реализации которых обоснованность применения нулевой ставки НДС документально подтверждена.

Как указал официальный орган, при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налогоплательщиком согласно пункту 8 статьи 165 НК РФ представляются в налоговые органы контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.

Таким образом, в общем случае налогоплательщик при реализации драгоценных металлов, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, имеет право на налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), использованным для их производства на момент отгрузки драгоценных металлов, при представлении документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 165 НК РФ.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики вправе обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Внимание!

Пункт 9 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Данная редакция, которая применяется с 1 января 2015 года, уточняет, что документы, перечень которых приведен в пункте 3.9 статьи 165 НК РФ, должны быть представлены в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления отметки таможенного органа, подтверждающей убытие товаров с территории России.

Из предписаний пункта 9 статьи 165 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в определенных этой нормой обстоятельствах возникает на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта.

Поскольку пени начисляются только на неуплаченную сумму подлежащего уплате налога, то судом с учетом подтверждения решением налогового органа обоснованности применения организацией ставки 0% сделан правильный вывод, что пени начисляются не с даты помещения товара под таможенный режим экспорта, а начиная со 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0% вместе с документами, отвечающими требованиям, определенным статьей 165 НК РФ.

Из норм статьи 165 НК РФ следует, что там нет прямого запрета на то, чтобы подтвердить право на применение нулевой ставки по НДС при экспорте товаров, представив документы непосредственно в суд.

Однако в пункте 1 статьи 165 НК РФ говорится, что для применения нулевой ставки в налоговые органы необходимо представить определенный пакет документов. На то, что эти документы можно представить в суд, данная статья не указывает.

До определенного времени судебная практика по этому вопросу складывалась не в пользу налогоплательщика.

Так, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 65 указал, что налогоплательщик, представивший в налоговый орган вместе с декларацией неполный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, нарушает установленную процедуру возмещения НДС. Поэтому подача без уважительных причин документов сразу в суд, минуя налоговую инспекцию, не является надлежащим подтверждением права на применение ставки 0%.

Проверка правомерности применения нулевой ставки проводится с учетом только тех документов, которыми располагал налоговый орган (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 16470/05).

Данную позицию разделяют также нижестоящие арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2008 N Ф08-5459/2008, ФАС Уральского округа от 03.03.2009 N Ф09-11069/07-С2, ФАС Дальневосточного округа от 11.04.2008 N Ф03-А04/07-2/5384, ФАС Московского округа от 25.06.2008 N КА-А40/5497-08 и от 14.01.2008 N КА-А40/14079-07-П, ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А12-8136/2008).

Однако появилось и противоположное мнение Президиума ВАС РФ. Так, в Постановлении от 21.04.2009 N 95/09 суд, приняв документы налогоплательщика и оценив их, исходил из того, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием для применения налоговой ставки 0%, независимо от того, были ли эти документы исследованы налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки, а суд обязан исследовать эти документы.

Таким образом, исходя из более поздней позиции Президиума ВАС РФ, приходим к выводу, что можно подтвердить право на применение нулевой ставки по НДС при экспорте товаров, представив документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, непосредственно в суд.

Согласно разъяснениям финансового ведомства (письма от 01.02.2013 N 03-07-08/2149, от 23.01.2013 N 03-07-08/06) по вопросу документального подтверждения услуг по международной перевозке автомобильным транспортом товаров, вывозимых из РФ на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, через территорию другого государства — члена Таможенного союза, то поскольку пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ не установлены особенности в отношении отметок российских таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров автомобильным транспортом за пределы территории Российской Федерации либо ввоз товаров данным видом транспорта на территорию Российской Федерации, то в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании российской организацией услуг по международной перевозке автомобильным транспортом товаров, вывозимых из Российской Федерации на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, через территорию другого государства — члена Таможенного союза, представляются копии вышеуказанных документов с теми отметками российских таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Внимание!

В соответствии с пунктом 3.5 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщиками представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих, в частности, вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река — море) плавания в налоговые органы представляются:

  • копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа места убытия;
  • копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.

Какие документы нужно представить

В зависимости от того, в каком виде документы подаются в ИФНС, возможны два варианта (ст. 165 НК РФ):

  1. Подать документы на бумаге. В таком случае вы должны представить в налоговую:
  • Оригинал или копию контракта на поставку товаров (если вы уже представляли контракт в налоговую инспекцию, не нужно отправлять его повторно: достаточно подать уведомление с реквизитами представленного ранее документа и наименованием инспекции, в который он представлялся);
  • Оригинал или копию таможенной декларации с отметками о выпуске и о фактическом вывозе товаров за пределы России.
Читайте также:  Почетный донор России: льготы и выплаты в 2023 году

С 2019 года экспортерам можно не подавать в налоговую копии товаросопроводительных и транспортных документов с отметкой таможни о вывозе товаров, как это требовалось раньше. Теперь эти документы представляются только по требованию ФНС.

  1. Подать документы в электронной форме через систему ЭДО. В таком случае вы должны отправить в ИФНС только электронный реестр таможенной декларации.

ФНС ввела рекомендуемые форматы реестров для подтверждения экспортерами ставки НДС 0%

ФНС подготовила рекомендуемые электронные форматы реестров документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС. Форматы реестров приложены к письму от 06.08.2020 № ЕА-4-15/12656@.

В частности, речь идет о электронных форматах реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ.

Напомним, по нормам пункта 15 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% экспортеры вправе представить в налоговый орган электронные реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг, реестры транспортных, перевозочных, товаросопроводительных и иных документов, предусмотренных нормами НК РФ, вместо копий перечисленных в реестрах документов.

В настоящее время ФНС разрабатывает новые формы и форматы указанных реестров, в связи с внесением изменений в статью 165 НК РФ Федеральными законами от 27.11.2017 № 350-ФЗ, от 27.11.2017 № 353-ФЗ, от 03.08.2018 № 302-ФЗ, от 06.06.2019 № 123-ФЗ и от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Ранее ФНС письмом от 15.05.2020 № ЕА-4-15/8011@ ввела рекомендуемые формы реестров.

Теперь в дополнение к прежним рекомендациям письмо ФНС от 06.08.2020 № ЕА-4-15/12656@ содержит рекомендуемые электронные форматы:

Одновременно сообщается, что указанные форматы реестров применяются с 1 сентября 2020 года.

Реестры документов, подтверждающие экспорт под 0%

В графе 6 реестра № 5 указываются номера транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей реализации товаров (работ, услуг). В графе 7 указываются даты этих документов. Вне зависимости от вида транспорта в случае отсутствия номера на документе в реестре указывается «б/н».

В отношении заполнения граф 6 и 7 из международной товарно-транспортной накладной (далее — CMR) ФНС России отмечает следующее.

Накладная должна содержать место и дату ее составления (ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключена в г. Женеве 19.05.1956, далее — Конвенция). Однако Конвенцией не предусмотрена универсальная форма CMR. Номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, — в графе 21 «Составлен в/дата».

В графе «Накладная №» указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком (п. 3.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее — Правила), В графе «Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке» оборотной стороны оригинала накладной и дорожной ведомости, а также на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза проставляется календарный штемпель «Документальное оформление приема груза к перевозке», в котором указывается дата документального оформления приема груза к перевозке (п. 3.10 Правил). Также в накладной должны содержаться номер отправки и дата заключения договора перевозки (ст. 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951) .

В этой связи в реестре следует указать номер отправки и либо дату документального оформления приема груза к перевозке, либо дату заключения договора перевозки.

Подать документы для подтверждения нулевого НДС необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица — сделать это можно на бумаге или в виде электронных реестров через систему оператора электронного документооборота (ЭДО).

Как правило, бумажный пакет документов для подтверждения НДС 0 % используют небольшие компании, у которых в течение года бывает 10–30 поставок товаров. А крупные участники ВЭД, перемещающие товары в больших объемах, подают в ИФНС электронные реестры.

Как подтвердить право на нулевой НДС при экспорте товаров

В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. Организации обязаны вести раздельный учет НДС при экспорте и внутренней реализации товаров, работ и услуг. Он заключается в использовании субсчетов и отдельных ведомостей и журналов. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6:

  • если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации;
  • если не подтверждена — лист 6 декларации;
  • лист 5 используется редко.

В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК РФ, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.

Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС, и список документов на подтверждение 0 ставки НДС при экспорте в 2021 году сократится. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.

Налоговая ставка при вывозе товаров из России составляет 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Иначе говоря, экспортеры не освобождены от налога на добавленную стоимость: они являются его плательщиками, должны сдавать декларации, вправе претендовать на вычет входящих сумм. Чтобы воспользоваться преференциями, следует подтвердить экспортные операции. Подтверждать их необходимо документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Вот основные документы для подтверждения 0 ставки при экспорте в 2021 году:

  • оригинал или копия внешнеторгового контракта;
  • таможенная декларация;
  • копии транспортных и товаросопроводительных справок.

Кроме того, нулевая ставка распространяется на таможенные режимы, перечисленные в п. 2 ст. 151 НК РФ:

  • экспорт;
  • таможенный склад для вывоза;
  • свободная таможенная зона;
  • реэкспорт;
  • вывоз припасов.

С 2018 года обложение налогом на добавленную стоимость при экспорте по 0% стало не обязанностью, а правом плательщиков. Они получили возможность официально не применять льготу на экспортируемые товары. Отказ возможен по всем экспортным сделкам в комплексе при условии подачи в налоговую службу заявления в срок не позднее 1-го числа квартала, с которого налогоплательщик планирует рассчитываться по НДС по обычным правилам.

При экспорте в Белоруссию, Казахстан, Армению нулевой НДС подтверждается:

  1. Договором, по которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукцию.
  2. Заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя.
  3. Транспортными или товаросопроводительными документами (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).

Как подтвердить 0 ставку НДС при экспорте в другие государства — направить в ИФНС:

  1. Договор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферту и акцепт).
  2. Копию таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций предоставляется отдельный реестр).
  3. Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни или их электронный реестр.

Остальные документы (банковские выписки, счета-фактуры) не обязательно прикладывать к декларации, но стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Если налогоплательщик не предоставил документы на подтверждение нулевой ставки налога, то необходимо начислить НДС по общим основаниям, и все расчеты раскрыть в декларации. Например, по ставке 10% или 20%.

По таким операциям в ИФНС в бумажном виде представляются следующие документы (п. 4 Протокола):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства — члена ЕАЭС;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В электронном виде передаются (п. 4 Протокола):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств — членов ЕАЭС либо иными нормативными правовыми актами этих государств;
  • перечень заявлений (в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

В указанных экспортных операциях состав пакета документов может отличаться в зависимости от вида таможенной процедуры, вида услуг при транспортировке товаров и способа реализации товаров:

Экспортная операция

Перечень документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0 %

Норма НК РФ, устанавливающая перечень документов

Экспорт товаров

— контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы ЕАЭС;

— таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов

п. 1 ст. 165 НК РФ

Экспорт товаров, осуществляемый через посредника

— договор (его копия) налогоплательщика с посредником (договор комиссии, поручения либо агентский договор);

— контракт (его копия) посредника с иностранным лицом на поставку товаров за пределы ЕАЭС;

— таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;

— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов

пп. 3, 4 п. 1, п. 2 ст. 165 НК РФ

В рамках принятого закона № 309–ФЗ от 27 ноября 2010 года были введены новые правила, при которых применяется нулевая ставка НДС юридическими лицами. Связанные с этим изменения получили отражение в 21й главе налогового кодекса, в статьях 164 и 165.

Поправки вступили в силу с 1 января 2011 года и распространяются на выполненные работы и оказанные услуги, осуществленные после этой даты. Новый порядок применения призван решить ряд проблем, связанных с услугами по перевозке и транспортировке товаров, как ввозимых, так и вывозимых за пределы Российской Федерации.

Предпосылками для внесения изменений, в частности, стала не совсем понятная формулировка в статье 164 п.1 (подпункт 2), которая определяла состав работ и услуг, к которым применяется нулевая ставка НДС, — связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.

Сюда, в соответствии с подпунктом 2, включались работы по организации и проведению перевозок, транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, вывозимых за пределы РФ в режиме экспорта и ввозимых на территорию РФ, а также работы по переработке товаров, находящихся в таможенном режиме экспорта, выполняемые российскими компаниями или индивидуальными предпринимателями, и другие подобные работы.

Широкий перечень указанных работ и услуг вызвал значительное количество споров и недопониманий в вопросе, к каким именно работам применяется нулевая ставка НДС. Налоговая инспекция разъясняла один порядок определения ставки, а суды выносили решение о возможности льготы по НДС. Также споры возникали и между сторонами контрактов, когда исполнитель, во избежание претензий ФНС, выделял НДС 18%, а затем заказчик не мог получить вычет по данной сумме, поскольку его налоговая настаивала на том, что выполненные работы облагаются по нулевой ставке НДС и никаких вычетов не должно быть.

Подтверждаем нулевую ставку не документами, а реестром

Налоговое законодательство с каждым годом становится все демократичнее. Так, с 01.10.2015 предоставлена преференция экспортерам, собирающим документы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Теперь вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов в инспекцию достаточно представить реестры документов в электронном виде через операторов электронного документооборота. Как же это сделать на практике? Для ответа на вопрос мы использовали нормативные акты и недавно вышедшие разъяснения чиновников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *