Смягчение ответственности за налоговые преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смягчение ответственности за налоговые преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).

Освобождение от уголовной ответственности за налоговые преступления

Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ вносит изменения в ст. 24 УПК РФ, в которой устанавливаются основания для отказа в возбуждении уголовного дела.

Сейчас по всем налоговым преступлениям действует правило, согласно которому лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если полностью погасит имеющуюся налоговую задолженность. То есть возможность освобождения от уголовной ответственности сейчас предусмотрена только для тех неплательщиков, которые совершили налоговое преступление впервые.

С 29 марта 2023 года в качестве основания для отказа в возбуждении уголовного дела по налоговым преступлением будет являться уплата подозреваемым или обвиняемым в полном объеме сумм налоговой недоимки и соответствующих пеней и штрафов. Причем независимо от того, в который раз неплательщик совершает налоговое преступление.

Таким образом, если неплательщик, в том числе и тот, кто ранее уже подвергался уголовному наказанию за налоговые преступления, полностью заплатит налоги, пени и налоговые штрафы, то уголовное дело в его отношении возбуждать не будут, а уже возбужденное уголовное дело закроют. Следователь вынесет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела сразу же после поступления к нему данных, подтверждающих информацию о погашении неплательщиком налоговой недоимки (ст. 148 УПК РФ).

Прекращение уголовного дела повлечет за собой одновременно и прекращение уголовного преследования. Причем уголовное дело прекратят сразу же в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, проходящих в рамках конкретного дела.

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

— заключение о нарушении законодательства;

— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;

— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;

— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

— о возбуждении уголовного дела в порядке;

— или об отказе в возбуждении уголовного дела;

— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Читайте также:  Статья 400 УПК РФ. Рассмотрение ходатайства о снятии судимости

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

Какая уголовная ответственность за неуплату налогов есть для ИП и юридических лиц?

Основное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность – то есть, сам факт неуплаты налогов, – для физических лиц-предпринимателей и для юридических лиц не отличается: и в том, и в другом случае предполагается, что требуемые платежи в бюджет не были внесены вовремя. Кроме того, уголовная ответственность наступает только с определённой суммы, которая превышает крупный размер. Однако здесь уже есть первое отличие по привлечению ИП и юридических лиц: для физических лиц уголовная ответственность начинается с суммы неуплаты налогов 900 тысяч рублей (обычно учитывается период в 3 года), а для компаний пороговая сумма наступления уголовного преследования составляет 5 млн рублей за тот же срок.

Кроме пороговой суммы, головное дело может быть возбуждено, если налогоплательщик игнорирует необходимость уплаты налогов два отчетных периода подряд – то есть, два месяца, квартала и т. д., в зависимости от формы налогообложения. Этом случае, если предупреждения и требования налоговой инспекции остаются без внимания, сведения передают в правоохранительные органы.

Различаются и конкретные санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам:

  • уголовная ответственность за неуплату налогов для ИП регулируется ст. 198 УК РФ и предусматривает следующие виды наказания: штраф в размере 100-500 тысяч рублей (в зависимости от суммы неуплаты) или в размере заработной платы за 3 года, принудительные исправительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на аналогичный период. Стоит отметить, что если индивидуальный предприниматель нарушил данную статью уголовного кодекса впервые, и при этом полностью погасил задолженность перед бюджетом, а также пени, связанные с просрочкой выплаты, он освобождается от уголовной ответственности;
  • уголовная ответственность для юридических лиц более строгая, и предусматривает, согласно ст. 199 УК РФ, следующие санкции: штраф до 1 млн рублей или в размере заработной платы виновных лиц за 3 года, принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Кроме того, у виновных может быть конфисковано их имущество, если оно было получено вследствие нарушения законодательства, а также им может быт наложен запрет занимать те или иные руководящие должности на срок до 5 лет. Строгость наказания возрастает, если ущерб, который был нанесен государственному бюджету, превышает особо крупный размер (15 млн рублей за 3 года), если обвиняемые действовали в составе организованной группы и по предварительному сговору, если они уже ранее привлекались к уголовной ответственности по схожим статьям и т. д.

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики по уголовным налоговым делам свидетельствует о том, что чаще всего, фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.

Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст.35 УК РФ).

Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере стоило бухгалтеру компании наказания в виде лишения свободы на срок 2 года. Как отметили судьи, оба руководителя и бухгалтер совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц.

Регламент работы с должниками

Налоговая инспекция вправе привлечь нарушителя к ответственности за совершенное нарушение НК РФ только в соответствии с требованиями кодекса. Нельзя наказать лицо дважды за одно и то же действие. Чтобы назначить наказание, нужно вначале доказать и обосновать действие. Если штраф назначен напрямую компании, должностные лица не освобождаются от индивидуальных санкций.

Важно, что все меры привлечения неплательщиков к ответственности не освобождают их от обязанности погасить долговую недоимку полным объемом. Прерогатива инспекторов – доказать виновность или непричастность конкретного лица к рассматриваемому правонарушению. Сам нарушитель не обязан предъявлять доказательства.

Первоочередно налоговый инспектор контролирует сроки предъявления фискальной отчетности и правильность информации, которую этот бланк содержит. Далее осуществляется контроль зачисления денег на депозитный счет ФНС. Если финансы не поступают до назначенной даты, налогоплательщику будет направлено требование. Документ содержит уведомление о текущей задолженности и крайней дате ее погашения. Независимо от направления официального письма, начисление пеней будет идти по стандартной схеме.

Регламент рассылки требований определен статьей 70 НК РФ. Так, долги суммой менее половины тысячи рублей истребуют на протяжении двенадцати месяцев, по остальным случаям срок сокращается до одного квартала. После проведения проверки инспекция потребует возврата недоимки в течение двадцати дней.

Следующим этапом возвращения долгов становится направление решения о взыскании недоимки за счет остатка денежных средств на расчетном счете в кредитном учреждении. Одновременно с этим банку направляется инкассовое поручение. При наличии денег осуществляется безакцептное списание, если остатка нет, документ помещается в картотеку, а на оборот финансов накладывается ограничение. Важно, что решение ФНС вправе отправить не позднее шестидесяти дней с даты для добровольного погашения долга, указанной в требовании.

Когда длительное время обороты по счетам должника в банке отсутствуют, налоговая служба инициирует процедуру закрытия долгов за счет имущества налогоплательщика. Причем инспекция не сможет отобрать единственное жилье (квартиру, дом, комнату) предпринимателя, жизненно необходимые машины, последние деньги и другие вещи, определенные ст. 446 ГК РФ.

Если величина непогашенных обязательств превышает триста тысяч рублей, а неплательщик не предпринимает никаких действий по их погашению, ИФНС подает иск в суд с требованием признать ИП банкротом. Последствия этой процедуры самые негативные: конфискация, продажа активов, принудительная ликвидация и ограничение на создание нового бизнеса в ближайшие пять лет. К тому же должник не сможет занимать определенные должности аппарата управления других фирм и предприятий.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Читайте также:  Продолжительность отпуска медицинских работников

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики по уголовным налоговым делам свидетельствует о том, что чаще всего, фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.

Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст.35 УК РФ).

Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере стоило бухгалтеру компании наказания в виде лишения свободы на срок 2 года. Как отметили судьи, оба руководителя и бухгалтер совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц.

Правда, в соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное бухгалтеру наказание суд может назначить условным, установив ей испытательный срок на 3 года (Приговор Череповецкого городского суда (Вологодская область) от 06.06.2016 г. №1-111/2016).
Несмотря на то, что неуплата налогов квалифицируется по ч.1 ст.199 УК РФ (например, в одном из дел в сумме 8 млн рублей, что составляет 58,86% подлежащих уплате сумм налогов организации, то есть превышает 25%) в крупном размере, судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

В связи с этим суд может не назначить реального уголовного наказания, а ограничиться лишь штрафом (Приговор Сорочинского районного суда (Оренбургская область) от 09.11.2016 г. №1-161/2016).

Минимальная сумма ущерба на возбуждение уголовного дела

Все больше различных преступных схем разрабатывается мошенниками на просторах интернета. Те, кто думает, что будет наживаться на доверии остальных граждан, также ошибается.

Чтобы определить степень вины, суд учитывает все мелочи и дополнительные сведения — цели, способы мошенничества и мотивы. Однако только доказанная украденная сумма не менее 5000 руб. считается поводом для открытия уголовного дела.

Однако не забываем, что если мошенники регулярно занимаются воровством, но совершают кражи на меньшую сумму от 5 тыс. руб., то это учитывается, и можно также попасть под уголовную статью, а не заплатить всего лишь административный небольшой штраф.

Перечисление сумм и определений понятий «крупный ущерб», «значительный ущерб», «особо крупный» находятся в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», но именно — в гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ.

Если говорить конкретнее, то вам необходимо открыть ст. 158 УК РФ и посмотреть примечания к ней.

3 июля 2016 г. N 323-ФЗ внес изменения, так что в 2016—2019 году:

  1. «Крупный ущерб» по новому УК РФ 2020 года – от 250 000 рублей.
  2. «Особо крупный ущерб» по новому УК РФ 2020 года – 1 000 000 рублей.
  3. «Значительный ущерб гражданину» — минимум 5 000 рублей; может определяться с учетом имущественного положения гражданина. Это значит, что 5 000 рублей — минимальный ущерб для возбуждения уголовного дела.

Для отдельных статей предусмотрены специальные правила определения размера ущерба. Исключениями стали:

  • ч.5 ст. 159 «Мошенничество», сопряженное с преднамеренным (=умышленным) неисполнением договорных обязательств в области предпринимательской деятельности, повлекшее ущерб в значительном размере;
  • ч.6 ст. 159 «Мошенничество», сопряженное с преднамеренным (=умышленным) неисполнением договорных обязательств в области предпринимательской деятельности, повлекшее ущерб в крупном размере;
  • ч.7 ст. 159 «Мошенничество» — то же деяние, но повлекшее ущерб в особо крупном размере;
  • ст. 159.1 за «Мошенничество в сфере кредитования»;
  • ст. 159.3 за «Мошенничество с использованием платежных карт»;
  • ст. 159.5 за «Мошенничество в области страхования»;
  • ст. 159.6 за «Мошенничество в области компьютерной информации».

Для этих статей в 2020 году суммы ущерба и порядок его определения отличаются от общего.

В УК РФ 2020 года указывается, что:

  1. «Значительный ущерб» — это сумма от 10 000 рублей.
  2. «Крупный размер» — от 3 000 000 рублей.
  3. «Особо крупный размер» — от 12 000 000 рублей.

Столь большой размер ущерба для возбуждения уголовного дела связан с тем, что сторонами договора являются индивидуальные предприниматели или юридические лица.

Эта статья стала новеллой законодательства, отношение к ней со стороны юристов, экономистов и правоприменителей спорное.

Сумма ущерба для возбуждения уголовного дела в 2020 году не изменилась. Но также изменилось и положение тех, кто возмещает ущерб до возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы разобраться в особенностях, стоит обратиться к статье 76.1 УК РФ с изменениями от 3 июля 2016 года.

Эта статья носит сложное название — «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», предусматривает возможность освобождения от «налоговых» преступлений (уклонение от уплаты и другие), если виновный возместит причиненный бюджетной системе РФ ущерб.

В части 2 ст. 76.1 содержатся основания для освобождения от уголовной ответственности, если ущерб возмещен до возбуждения уголовного дела.

Воровство на сумму до 2500 рублей перешли в разряд мелких. За них предусмотрена ответственность в рамках КоАП по статье 7.27. Наказанием будет только штраф, но при условии, что преступление совершено впервые и нет иных отягчающих обстоятельств. Если же виновный совершил кражу не в первый раз, то уголовное дело будет заведено вне зависимости от суммы ущерба.

Мелкой кражей считается хищение на сумму до 1000 рублей. В этом случае преступник будет наказан штрафом в пятикратном размере от этой суммы или арестом не более, чем на 15 суток. Также могут назначить обязательные работы на 50 часов.

При кражах на сумму от 1000 до 2500 рублей наказание будет более строгим (по 2 части статьи 7.27 КоАП РФ):

  • Штрафные санкции от 3000 до пятикратной стоимости украденного.
  • Арест на 10-15 суток.
  • Обязательные работы до 120 часов.

В случае превышения суммы в 2500 рублей, административным наказанием вору отделаться не удастся.

Для возбуждения уголовного дела сумма ущерба должна превышать 2500 рублей. В этом случае виновного накажут по 1 части 158 статьи УК РФ:

  • Штрафом до 80 тысяч рублей.
  • Обязательными работами до 360 часов.
  • Исправительными работами до года.
  • Ограничением свободы или принудительными работами до 2 лет.
  • Арестом до 4 месяцев.
  • Лишением свободы до 2 лет.

После изменений в законодательстве, действует следующая градация ущерба:

  • Небольшой ущерб – до 5000 рублей.
  • Значительный ущерб – от 5 до 250 тысяч рублей.
  • Крупный – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей.

Помимо величины ущерба на тяжесть наказания влияет ряд отягчающих обстоятельств, о которых поговорим далее.

Простое хищение, либо мелкая кража – когда размер украденного имущества по стоимости не превышает 1000 рублей, а также отсутствуют факторы преступления, предусмотренных ч.1-4 ст.158 УК РФ.Согласно ч.1 ст. 7.27 КоАП РФ наклад��вается следующая ответственность:

  • налагается административный штраф в размере от 1000 рублей до пятикратной стоимости украденного имущества;
  • административный арест сроком до 15 суток;
  • обязательные работы сроком до 50 часов.

Минимальные суммы ущерба для уголовного наказания

Необходимо различать ответственность по схожим составам преступления в области административного и уголовного российского законодательства. От этого зависит расчет суммы вреда для инициирования дела. Для разграничения составов преступных действий используется установленная сумма вреда. Юристы обращают внимание на то, что в 2016 году в УК РФ были внесены важные корректировки.

При установлении, от какой суммы наступает уголовная ответственность за преступления, следует изучить положения уголовного закона, содержащие информацию о минимальном пределе убытков. Размер ущерба для открытия уголовного дела затрагивает преступления с имуществом, другие незаконные действия (взятки, налоговые махинации, кредитные задолженности).

Рассмотрим, как устанавливаются суммы нанесенного вреда для инициирования уголовного дела, по каким статьям и правилам они рассчитываются, есть ли у осужденных возможность претендовать на смягчение наказания или его отмену, а у виновных – избежать наказания и связанных с ним последствий.

Подводя итоги, хочется отметить, что какой бы высокой ни была налоговая нагрузка предприятий, неуплата налогов и сборов может привести к более печальным последствиям — уголовной ответственности для должностных лиц.

Читайте также:  Какие страны открыты для россиян в 2023 году: список идей для отпуска

В этом году, на фоне падения цены на нефть и дефицита бюджета, остро стоит вопрос наполняемости бюджета. И задача Следственного комитета — поправить данное положение, пресечь попытки уклонения от уплаты налогов. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, выступая на расширенной коллегии ведомства, потребовал от коллег усилить работу по борьбе с налоговыми преступлениями. А. Бастрыкин призвал коллег «в тесном контакте с налоговыми органами квалифицированно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, устанавливать легитимность деятельности экономических структур, полноту уплаты ими налогов, от поступлений которых в казну напрямую зависит выполнение официальных программ, в том числе выплата зарплат, пенсий и пособий».

Анализ судебной практики по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Классификация уклонения

С 2017—2018 годах действуют новые поправки в указанных статьях, ужесточающие меры преследования и санкции в отношении уклонистов от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица рассматривается в ст. 198 УК РФ. Следующая, 199 ст. УК РФ, посвящена уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с организацию (юридических лиц).

Суровость применяемых наказаний зависит от нескольких факторов: как долго лицо или группа лиц уклонялись от налогообложения, были ли эти действия умышленными, каков размер задолженности.

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом имеют отличные признаки от того же деяния со стороны частных граждан:

Нормативный акт Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ
Определение крупного размера 900 тыс. руб. – 2,7 млн руб. 5 – 15 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 10% 25%
Определение особо крупного размера 4,5 – 13,5 млн руб. 15 – 45 млн руб.
Процент невыплаченных налогов от суммы 20% 50%
Состав преступления Не предоставление декларации о доходах Не предоставление декларации о доходах организации
Предоставление заведомо ложных сведений о доходе Предоставление заведомо ложных сведений о доходе

Основной проблемой судебной практики по таким делам становится определение сроков давности. Уклонение в размере до крупного имеет срок давности 2 года, крупные и особо крупные – 10 лет.

Для следствия представляется сложным определить точно дату отсчета сроков исковой давности, в связи с чем для уклонистов появляется шанс уйти безнаказанными.

Пристатейный библиографический список

  1. Бакаев А.В. Налоговые преступления: историко-сравнительный и уголовно-правовой анализ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
  2. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2007.
  3. Данилов Н.В. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
  4. Ефимов И.А. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
  5. Касницкая И.Ю. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере налогообложения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2008.
  6. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005.
  7. Никифоров А.В. Уголовно-правовые риски налогового агента: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2014.
  8. Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы: Дис. … докт. юрид. наук. Иркутск, 2006.
  9. Третьяков С.Н., Стрельников В.В. Особенности определения крупного размера при квалификации налоговых преступлений // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития. Сб. науч. тр. Вып. 1. Воронеж, 2005.

Специальный порядок для мошеннических действий

Специальные статьи содержат правила, используемые для установления суммы вреда. Но есть и исключения, к которым относятся следующие.

Ч. 5 ст. 159 «Мошенничество» рассматривает отказ человека выполнять договорные действия в сфере предпринимательства, что в итоге стало причиной значительного вреда. То же самое относится и к ч. 6 этой же статьи, только вред уже рассматривается крупный, а в ч. 7 – особо крупный вред.

Также предусматривается наказание за мошенническую деятельность в сфере кредитования (ст. 159.1), применения банковских карт (ст. 159.3), страхования (159.5), компьютерных данных (ст. 159.6).

Для рассмотренных статей в 2020 году сумма вреда и правила ее начисления отличаются от стандартных.

В 2020 году согласно УК РФ сумма значительного вреда – от 10 тыс. р., крупного – от 3 млн р., особо крупного – от 12 млн р. Подобные суммы ущерба для инициирования уголовного дела объясняются тем, что участниками договора становятся компании и ИП.

Эта статья появилась в законодательстве РФ не так давно. Пока что к отношение к ней со стороны специалистов неоднозначное.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *