Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нематериальные активы в бухгалтерском и бюджетном учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Порядок перевода на баланс неисключительных прав пользования на РИД
Согласно Инструкции № 157н, в редакции, действовавшей до 01.01.2021, неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н). При этом расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, учитывались на счете 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 01.01.2021 такие объекты, учитываемые за балансом на счете 01, должны учитываться на балансе в составе соответствующего аналитического счета 111 60 «Права пользования нематериальными активами».
Письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 доведены Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы».
В части 11 Методических рекомендаций содержатся положения по первому применению Стандарта НМА и переходные положения. В отличие от переходных положений внедренных ранее стандартов (приказ Минфина России от 28.02.2018 № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Непроизведенные активы“», приказ Минфина России от 07.12.2018 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Запасы“», приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Основные средства“» и др.), согласно которым перевод на баланс объектов, соответствующих критериям актива, которые учитывались за балансом, отражался в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», «поднятие» на баланс прав пользования нематериальными активами осуществляется в 2021 году следующим образом:
Выдержка из документа: «Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2021 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования (СПИ) которых на 1 января 2021 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
ч. 11 Методических рекомендаций
Таким образом, если на 01.01.2021 на счете 401.50 учитываются расходы, связанные с приобретением лицензионного права на РИД, и срок его полезного использования меньше года, соответствующий остаток по счету 401.50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 года:
Дебет 0 401 20 226 Кредит 0 401 50 226.
Сумма списания и необходимость списания определяются по результатам инвентаризации и закрепляются в Решении Комиссии по поступлению и выбытию активов.
Приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н из описания забалансового счета 01 (п. 333 Инструкции № 157н) с 01.01.2021 исключено упоминание о неисключительных правах пользования на РИД. То есть с 01.01.2021 неисключительные права пользования на РИД более не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01, независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек. Если СПИ неисключительного права на РИД больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА, в учете следует оформить операции:
Дебет 0 106 60 352 (353) Кредитт 0 401 50 226
— формирование фактической стоимости прав пользования НМА;
Дебет 0 111 60 352 (353) Кредит 0 106 60 352 (353)
— принятие к учету права пользования НМА в той же сумме.
Одновременно соответствующий объект списывается с забалансового счета 01.
Записи оформляются в 2021 году по результатам инвентаризации на основании Решения. Далее амортизацию следует начислять исходя из оставшегося СПИ.
На бессрочные лицензии амортизация не начисляется. Согласно пункту 26 Стандарта «Нематериальные активы» по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.
Примеры бухгалтерских записей, оформляемых в учете и в редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», в 2021 году по результатам инвентаризации неисключительных лицензий на программные продукты на основании Решения комиссии по поступлению и выбытию активов, приведены в Таблице.
Законодательное обоснование
В бухучете зачастую появляется необходимость принять к учету группу прав пользования нематериальных активов (НМА), к примеру, если это однотипные лицензии на работу с программой или др. Можно ли принять их на одну инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов?
В соответствии п. 9 стандарта «Нематериальные активы», регламентированного Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 181н, единица бухучета объекта НМА — инвентарный объект.
Он представляет собой совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности по патенту, свидетельству или иному документу, который подтверждает изобретение, покупку или отчуждение этих прав в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, госучреждения.
Один инвентарный объект НМА — это также совокупность объектов, которые включают несколько результатов интеллектуальной деятельности (единая технология, мультимедийный продукт и др.).
Каждый инвентарный объект НМА получает уникальный инвентарный номер, сохраняемый за ним на весь учетный период. Когда полученный объект нефинансовых активов ставится на бухучет, к нему нельзя применять инвентарный номер выбывшего объекта НМА.
В стандарте не указаны исключения для прав пользования НМА. В актуальной редакции этого документа, а также в Инструкции по плану счетов, регламентированной Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н, нет прямого указания на групповой учет прав пользования НМА.
Однако Минфином он допускается с оформлением инвентарной карточки группового нефинансовых активов по форме 0504032 и присвоением каждому объекту уникального номера. При этом можно ориентироваться на Письмо Минфина от 21.05.2021 г. № 02-07-10/40313.
В соответствии с п. 26 стандарта амортизация рассчитывается лишь по объектам НМА с установленным сроком полезного использования, в т.ч. по правам пользования НМА.
Согласно п. 33 стандарта амортизация рассчитывается с учетом таких моментов:
- на объекты стоимостью больше 100 тыс. руб. амортизация начисляется согласно нормам амортизации в соответствии с используемым методом амортизации;
- на объекты стоимостью не больше 100 тыс. руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.
Счет 10408 «Амортизация нематериальных активов»
Продолжение
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Признаны текущие расходы в сумме амортизации нематериальных активов, начисленной в отчетном периоде в рамках бюджетной деятельности |
140101271 |
110408410 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
6 |
Признаны текущие расходы в сумме амортизации нематериальных активов, начисленной в отчетном периоде в рамках деятельности, приносящей доход |
210604340 |
210408410 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
7 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при выбытии объектов нематериальных активов |
1(2) 10408420 |
1(2) 10201420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
8 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов, а также при централизованных поставках |
130404320 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
9 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений бюджетов разных уровней |
140101151 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
10 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от наднациональных организаций и правительств иностранных государств |
140101152 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
11 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма накопленной амортизации при безвозмездном получении объектов нематериальных активов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций |
140101180 |
110408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
12 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов |
110408420 |
130404320 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
13 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям |
110408420 |
140101241 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
14 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов между учреждениями (за исключением государственных и муниципальных организаций) |
110408420 |
140101242 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
15 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов учреждения бюджетам других уровней |
110408420 |
140101251 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
16 |
Списана с бюджетного бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации при безвозмездной передаче объектов нематериальных активов международным организациям |
110400410 |
1040101253 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 45 |
17 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма дооценки амортизации объектов нематериальных активов, накопленной на дату переоценки |
1(2) 40103000 |
1(2) 10408420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
18 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма уценки амортизации объектов нематериальных активов, накопленной на дату переоценки |
1(2) 10408420 |
1(2) 40103000 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
Права пользования активом получили на 12 месяцев и менее
Объекты не учитывайте в составе нематериальных активов. Стандартом правила учета для них не определены. Минфин указал, что по таким объектам нужно сразу признавать в учете расходы текущего периода по счету 0 401 20 226.
Полагаем, если срок пользования переходит на следующий отчетный период, расходы в учете надо отражать на счете 0 401 50 226.
Детально правила учета таких объектов, в том числе необходимость применения забалансового счета 01, определите в учетной политике по согласованию с учредителем и финорганом.
По новым правилам учтите и объекты, оставшиеся с 2020 года. Со счета 0 401 50 226 спишите остатки стоимости прав, по которым срок использования истекает в 2021 году. Эти суммы не относите на финрезультат прошлых лет. Проводку сделайте в корреспонденции со счетом 0 401 20 226 в первый рабочий день 2021 года. Такой порядок рекомендуем согласовать с учредителем и финорганом.
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.
По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
- Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
- Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
- Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
- Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.
Нематериальные активы достаточно разнообразны по своей природе, поэтому их классифицируют по видам в составе четырех групп:
1) объекты патентного права;
2) объекты авторского права;
3) средства индивидуализации;
4) иные объекты НМА.
В первую группу входят НМА, которые представляют собой исключительные права владельца на объекты интеллектуальной собственности, регулируемые патентным правом. Эту группу можно разделить на три составляющие:
- права на товарные знаки и торговые марки, используемые правообладателем в ходе коммерческой деятельности;
- изобретения, включающие в себя изготовление промышленных образцов, полезные модели, селекционные достижения, породы животных и т. д.;
- результаты творческой деятельности, получаемые от использования патентов и лицензионных договоров (например, договор франшизы или договор коммерческой концессии).
Счет 10201 «Нематериальные активы»
Окончание
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
29 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма дооценки первоначальной стоимости нематериальных активов |
1(2) 10201320 |
1(2) 40103000 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
30 |
Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма уценки первоначальной стоимости нематериальных активов |
1(2) 40103000 |
1(2) 10201420 |
Приказ N 25н, ч. 3, разд. 1, п. 24 |
Счета для исправления ошибок прошлых лет
В Единый план счетов введены новые счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
1. Счет 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующие отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.
2. Счет 0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используется для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.
3. Счета 0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяются для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года.
4. Счета 0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используются для исправления согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлых лет.
Также скорректированы названия и предназначение действующих счетов, применяемых для исправления ошибок прошлых лет (приведены в таблице).
Счет |
Предназначение |
0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году» |
Применяется для исправления ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 66 000 |
0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году» |
Используется для отражения операций по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 76 000 |
0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующие отчетному, выявленные в отчетном году» |
Применяется для отражения операций по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 16 000, 0 401 26 000 |
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году» |
|
0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году» |
Применяется в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, возникшим до начала года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов (расходов) прошлых лет и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 17 000, 0 401 27 000 |
0 401 29 000 «Расчеты прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году» |
Санкционирование расходов
В пункте 320 Инструкции № 157н дополнено, что аналитический учет обязательств ведется:
-
по счету 0 502 01 000 «Принятые обязательства» – в разрезе учетных номеров бюджетного обязательства;
-
по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» – в разрезе учетных номеров денежных обязательств, видов денежных обязательств (денежные обязательства на аванс, денежные обязательства за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги);
-
по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» – в разрезе учетных номеров закупок (идентификационных номеров закупки), органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, – учетных номеров бюджетных обязательств;
-
по счету 0 502 х9 000 «Отложенные обязательства» – в разрезе видов отложенных обязательств, номеров отложенных обязательств (при наличии), контрагентов (при наличии), правовых оснований (при наличии).
Из Единого плана счетов исключены счета:
-
0 502 03 000 «Принятые авансовые обязательства»;
-
0502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению».
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Какое имущество признается особо ценным
Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:
1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:
- недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
- особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.
Права на использование актива получили более чем на 12 месяцев
Операции с объектами отражайте на счетах 0 111 60 000, 0 104 60 000, 0 106 60 000 и 0 114 60 000. Для всех этих счетов используйте аналитические коды видов имущества: N, R, I, D. Инвентарные номера объектам не присваивайте.
Приобретение прав пользования отражайте проводкой:
Дебет 0 111 60 352 (0 111 60 353) Кредит 0 302 26 730.
Подстатью 352 КОСГУ используйте в отношении объектов, по которым можно определить срок полезного использования. Код 353 КОСГУ применяйте при учете объектов с неопределенным сроком использования. Оплату прав пользования проводите по коду 226 КОСГУ.
При формировании вложений по нескольким договорам дополнительно используйте счет 0 106 60 352 (0 106 60 353).
Амортизацию начисляйте только по объектам с определенным сроком использования: по дебету счета 0 401 20 226 (0 109 00 226) и кредиту счета 0 104 60 452.
Объекты, оставшиеся с 2020 года, перенесите с забалансового счета 01 на баланс. Так поступайте только с правами, которыми начиная с 1 января 2021 года будете пользоваться более 12 месяцев.
Остатки по счету 0 401 50 000 спишите, а по счету 0 111 60 000 эти суммы начислите. Проводки сделайте в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 в межотчетном периоде.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.