СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СОУТ на новом рабочем месте: разбираемся в логике чиновников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» (далее — Больница) провела специальную оценку условий труда, по результатам которой был определен итоговый класс биологического фактора производственной среды и трудового процесса — 3.1 (прим: вредные условия труда 1 степени). В связи с этим такие гарантии как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и право на досрочное назначение страховой пенсии были исключены из коллективного договора. Далее Больница уведомила своих работников об изменении условий их трудовых договоров по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, на основании ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Работникам Больницы сообщили, что спустя два месяца с момента получения указанного уведомления они будут лишены права на дополнительный отпуск за вредные условия труда. В случае несогласия им может быть предложена иная работа, а в случае отказа от такой работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Работники (сотрудники рентгенологической службы, процедурного кабинета, отделения скорой помощи, инфекционного отделения) с позицией Больницы не согласились и пошли в суд с требованием о признании недействительными (незаконными) результатов СОУТ и соответствующих изменений, внесенных в коллективный договор.

Суд первой инстанции полностью поддержал работников. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительными изменений коллективного договора, в этой части в удовлетворении исковых требований отказал. Суд кассационной инстанции полностью поддержал позицию апелляционного суда.

Применение результатов СОУТ

По правилам ч. 1 ст. 7 ФЗ № 426 результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • установления работникам гарантий и компенсаций;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • иных целей.

Кто и как определяет?

Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).

Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?

По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.

Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.

Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени. Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.

Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.

Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.

Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.

Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.

Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.

Основные полномочия сотрудника федеральной инспекции труда согласно ст. 356 ТК РФ

Федеральная инспекция труда, в соответствии с возложенными на нее обязанностями, выполняет следующие задачи:

  • предоставляет в территориальный орган по аккредитации предоставления о прекращении действия аттестата аккредитации компании, выполняющей СОУТ и допускающей нарушение определенных законодательством труда норм и требований специальной оценки условий труда;
  • направляет в соответствующий регулирующий орган, выполняющий функции по разработке и реализации федеральной политики и нормативно-правовому контролю в сфере труда предложение, с просьбой аннулирования сертификата эксперта, разрешающего проведение мероприятий по СОУТ. Причиной в данном случае являются периодически допускаемые экспертом нарушения существующего законодательства о специальной оценке условий труда.
Читайте также:  Исковое заявление о защите чести достоинства и деловой репутации

Как и в каком месте проводится проверка?

По общему правилу (п. 63 Регламента) проводится документарная проверка, в ходе которой осуществляется сравнительный анализ заявления (или жалобы работодателя) и прилагаемых к ней документов.

При необходимости у одной из сторон разногласий запрашивается отчет о результатах проведения СОУТ, по которому возникли разногласия.

Если заявителем является работник, у работодателя запрашивается отчет в части результатов СОУТ на рабочем месте работника.

В случае непоступления запрашиваемых документов в 30-дневный срок с даты направления запросов должностное лицо уполномоченного органа проводит внеплановую выездную проверку работодателя, у которого запрашивался отчет.

При рассмотрении жалобы работодателя должностное лицо осуществляет внеплановую документарную проверку организации, проводящей СОУТ. Если по результатам проведения этой проверки не представляется возможным сделать обоснованные выводы, назначается внеплановая выездная проверка.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Конфликты из-за предоставленных компенсаций

Споры по поводу гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда происходят наиболее часто. Нередко их причиной становится ошибочная отмена работодателем предоставляемых гарантий со ссылкой на изменившийся законодательный минимум компенсаций либо на отсутствие по новым требованиям закона необходимости их предоставлять.

Так, на рабочем месте слесаря-ремонтника по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году, установлен класс вредности 3.2. Поэтому сотруднику должны были установить продолжительность рабочей недели 36 часов. Однако этого сделано не было. Работодатель сослался на то, что с 1 января 2014 года уже действовала новая редакция статьи 92 Трудового кодекса. Она предусматривает сокращенную продолжительность рабочей недели только для подклассов вредности 3.3, 3.4 и класса 4, установленную по результатам спецоценки.

Суд указал, что спецоценка условий труда работодателем в связи с изменением законодательства не проводилась. Доказательств того, что степень вредности условий труда в 2014 году уменьшилась по сравнению с условиями труда в 2013 году, не представлено. Поэтому объем гарантий, которые должны быть предоставлены, в 2014 году не может быть снижен.

С другой стороны, стоит иметь в виду, что необходимость сохранения объема компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена лишь для работников, принятых на работу до 2014 года. Если же работник принят, например, в 2015 году на ранее аттестованное рабочее место, результаты аттестации могут быть использованы до проведения спецоценки. Однако компенсации будут предоставлены уже в соответствии с новым законодательством.

Причины оспаривания работниками результатов спецоценки часто связаны с неверным толкованием сотрудниками положений законодательства. Работник может посчитать, что отдельные аспекты его работы не были учтены в ходе спецоценки, и потребовать больший объем гарантий. Например, в одном из споров, рассмотренных Мосгорсудом, в течение жарких месяцев лета 2014 года температура на рабочем месте недовольного работника превышала нормы гигиенических требований к микроклимату производственных помещений. По данному критерию условия труда подпадали под вредные. При этом ранее рабочему месту в ходе аттестации рабочих мест был установлен 2-й класс вредности и компенсации не предоставлялись.

Суд разрешил спор в пользу работодателя. Он указал, что временное отклонение от нормы одного из показателей факторов производственной среды и трудового процесса ввиду погодных условий не является достаточным основанием для предоставления компенсаций за вредность.

Дополнительными факторами, провоцирующими конфликты, являются разные критерии оценки одних и тех же производственных факторов в законодательстве о спецоценке и санитарно-гигиенических нормах.

Вопросы судебного применения законодательства о специальной оценке условий труда

Чтобы специализированная организация могла приступить к спецоценке, работодатель обязан предоставить ей необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Если работодатель не сделает этого, организация приостановит ­проведение спецоценки или не приступит к ней (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

Отметим, что существенных отличий от ранее действовавшей процеду­ры аттестации нет. Однако появился новый этап – идентификация.

После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и ­утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

После составления отчета комиссия по проведению спецоценки, состоящая из представителей работодателя и работников, рассматривает отчет о спецоценке и обсуждает ее итоги. Работодатель должен обратить внимание на то, какой класс (подкласс) вредности устанавливается на том или ином рабочем месте. Ведь каждому классу вредности соответствуют необходимые компенсации, которые работодатель должен будет предоставлять сотруднику, работающему на таком рабочем месте.

Читайте также:  Премия – право или обязанность работодателя: позиция ВС

Если ни у кого не возникает разногласий по поводу отчета, то он подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если член комиссии не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.

Судебная практика

Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спец­оценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14).

С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работников под личную подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме. Если этого не будет сделано, работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 18 Закона № 426-ФЗ сведения о спецоценке передаются специализированной организацией в Федеральную службу по труду и занятости. Раньше такая обязанность лежала на работодателе. После этой даты специализированная организация будет вносить информацию непосредственно в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, которая заработает с указанной даты.

Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах спецоценки (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от ­несчастных случаев на производстве и профессиональных ­заболеваний»).

Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и ­профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

ПЯТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ПРОФРИСКОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ШТРАФУЮТ КОМПАНИИ

  • качественная оценка рабочих мест (объем исследований);
  • удаленность рабочих мест (территориальное распределение);
  • используемые технологические процессы и оборудование (характер рабочих мест);
  • общий объем работ по специальной оценке условий труда (количество рабочих мест);
  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

  1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
    • 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 426 -Федерального закона требованиям;
    • 2) перечень рабочих мест, на которых провели специальную оценку условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • 3) карты оценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) факторов на конкретных рабочих местах;
    • 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) факторов (при проведении такой оценки);
    • 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности работ по исследованию (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426 — Федерального закона (при наличии такого решения);
    • 7) сводная ведомость специальной оценки;
    • 8) перечень мероприятий по улучшению охраны условий труда работников, на рабочих местах которых провели специальную оценку условий труда;
    • 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

    Осторожность в СОУТ будет не лишним, так как есть компании, не имеющие соответствующих разрешений на проведение специальной оценки условий труда. В случае проверки вашей организации, если проведение работ по СОУТ не аккредитованными компаниями, то результаты будут считаться недействительны, а следствием такой работы станет административное взыскание в виде штрафа.


    • Класс условий труда
    • Подкласс условий труда
    • Дополнительный тариф страхового взноса
    • Опасный
    • 4
    • 8,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • Вредный
    • 3.4
    • 7,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.3
    • 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.2
    • 4,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • 3.1
    • 2,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов
    • Знакомьтесь
    • Шаг 1
    • Шаг 2
    • Шаг 3
    • Шаг 4
    • Действуйте!

    Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

    Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

    Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

    Однако из правила есть исключения.

    1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
    • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

    Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    К сведению

    До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

    2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

    Обратите внимание

    Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

    Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

    Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

    Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

    В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

    На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

    Суды по специальной оценке условий труда

    Процедура СОУТ, определенная 426-ФЗ, применяется российскими работодателями с 2014 года. За этот период в этой области накопился достаточно серьезный опыт судебных разбирательств. Их участниками являются исполнители работ в лице экспертных организаций, заказчики спецоценки в лице работодателей, а также работники, которые трудятся на местах, где была проведена СОУТ. Весь объем решений суда по специальной оценке условий труда можно разделить на следующие укрупненные группы:

    • решения по искам работников к работодателям. Основную их часть представляют собой заявления сотрудников, не согласных со снижением класса вредности условий работы и последующим лишением их льгот и компенсаций, которые выплачивались ранее. Судебные решения по СОУТ часто выносятся в пользу заявителей, если им удается доказать, что реальных улучшений условий труда работодатель не производил;
    • решения по искам работодателей, не согласных с классом вредности условий, определенных в ходе работы экспертной организации. Решения в пользу работодателей принимаются, если имело место нарушение методики проведения спецоценки;
    • другие типы исков.

    Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

    Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

    Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

    Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
    Посмотреть ответ

    Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

    • гражданские госслужащие;
    • медработники;
    • педработники;
    • трудящиеся в сфере науки;
    • прокурорские работники;
    • пожарные;
    • спасатели;
    • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
    • руководители унитарных предприятий федерального значения;
    • специалисты в сфере промбезопасности;
    • связанные с перемещением и креплением грузов;
    • работники культуры;
    • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

    Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

    Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
    Посмотреть ответ

    Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

    При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

    • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
    • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

    Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

    Чем отличается оценка профессиональных рисков от спецоценки условий труда

    В двух похожих понятиях – СОУТ и оценка профессиональных рисков — можно легко запутаться. Некоторые работодатели считают, что организовав спецоценку, их обязанность перед трудовым законодательством в плане охраны труда заканчивается. Но это далеко не так. Давайте разберемся подробнее.

    Оценка профессиональных рисков подразумевает анализ рисков травматизма, уровень защищенности работников средствами индивидуальной защиты. Также проводится мониторинг личного профессионального риска на каждом рабочем месте в отдельности. Можно сказать, что главным отличием СОУТ от оценки профрисков является масштаб проведения такого мониторинга.

    Цель СОУТ – проверить рабочие места сотрудников, а цель оценки профрисков – проверить всю работу сотрудника организации в комплексе – с точки зрения опасности и вероятности причинения вреда не только на конкретном рабочем месте, но также на территории компании или даже в командировке.

    Нарушение порядка проведения спецоценки

    Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

    Должностные лица

    Юридические лица

    Предупреждение или штраф

    в размере от 5 000 до 10 000 руб.

    Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *