Акт выездной налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт выездной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Как правильно заполнить

Шаблон справки о проведенной выездной налоговой проверке в организации заполняется по простому алгоритму. Нужно внести конкретные сведения в соответствующие графы. Текст пишется от руки. Можно использовать ручку с черными или синими чернилами. Использование других цветов недопустимо. Также разрешается заполнение т на компьютере. Правила заполнения бланка:

  1. Прописать адрес и дату составления.
  2. Указать название федерального органа, ответственного за проверку.
  3. Обозначить Ф.И.О. руководителя инспекции.
  4. Указать название и реквизиты проверенной компании. Если речь об индивидуальном предпринимателе, прописать его ФИО.
  5. Перечислить налоги и сборы, назначенные по результатам мероприятия.
  6. Указать период выплат.
  7. Написать дату начала и окончания контроля.

Готовый лист справки о проведенной выездной налоговой проверке в организации подписывает уполномоченное лицо, в роли которого выступает руководитель инспекции. Затем юридическая бумага скрепляется фирменной печатью.

Директор проверенной фирмы имеет право направить руководителю запрос. В нем также указывается свидетельство о проведенных в компании действиях. Там же фиксируются результаты проверки.

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Читайте также:  Где купить, пополнить и проверить единую транспортную карту Стрелка

Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Решение в принципе принимается только в том случае, если при проведении проверки были обнаружены какие-то нарушения. При этом руководитель соответствующей инспекции рассматривает сам акт, все приложения, а также поданное ему возражение. Иногда ФНС РФ дополнительно проводит разные мероприятия по налоговому контролю.

И в их рамках она получает всевозможные материалы. Те тоже в таком случае надо будет учитывать. Вообще руководитель должен изучить всё, что у него есть на налогоплательщика.

Итак, после истечения месяца на подачу возражений ФНС РФ принимает решение. На что уже отводится 10 дней. Время можно увеличить до месяца при необходимости. Конкретные обоснования для продления срока законодательством не расписаны, то есть здесь руководитель инспекции будет действовать на собственное усмотрение.

Но принятие решения с запозданием, хотя и является нарушением, не приводит к его отмене. А вот досрочное, если налогоплательщику не дали составить возражение, способно привести к успешному опротестованию через суд.

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Оформление результатов

Как только проверка окончена, инспектор должен выдать справку о проведенной выездной налоговой проверке по утвержденной форме.

Формы документов по проведенной налоговой проверке — справка и акт — утверждены приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Выдача справки носит формальный характер и говорит только о том, что проверка окончена.

В течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме, подписанный должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась.

Итоговая часть (п. 3-3.4). Так сколько взыскать с компании?

Итоговая часть акта выездной проверки подытоживает работу инспекторов, проводивших выездную проверку. Это самая драматичная часть, в которой указывается:

  • состав налогового правонарушения;
  • наименование налога или сбора, который должен быть уплачен;
  • сумма недоимки, а также пени;
  • срок, когда налог или сбор должны были быть уплачены.

Справка о проведенной выездной налоговой проверке. Акт выездной налоговой проверки

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в приложении N 3 к Инструкции МНС России N 60.

Читайте также:  Договор дарения авто: как его оформить правильно

НК РФ не предусмотрена обязанность проверяющих предоставлять налогоплательщику справку о проведенной проверке непосредственно по окончании выездной налоговой проверки.

Согласно Инструкции МНС России N 60 не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику с приложениями, в состав которых входит справка о проведенной проверке.

Форма акта приведена в Инструкции МНС России N 60. Этой Инструкцией установлены единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, а также к порядку производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками.

Нюансы оформления справки

Об этом, как непосредственно обязан заполняться документ, предельно тщательно прописано в статье 100 НК Российской Федерации:

  • В пункте 1-ом написано, в тот или иной период необходимо составить документ.
  • Во 2-ой пункте указывается, то что его обязаны поставить подпись личности, проводящие контроль, а кроме того субъект, во взаимоотношении кого она проводилась.
  • В 3-ем пункте написано, какие непосредственно данные необходимо упомянуть в акте.
  • В 5-ом пункте отмечено, то что документ обязан быть отдан представителю компании в течении 5 дней уже после его составления.
  • В 6-ой пункте указывается, то что противоречия с управляющего контролируемой фирмы обязаны быть составлены в тридцатидневный период.

При этом итоги станут недействительными, в случае если с плановой проверкой предприятие никак не существовала предварительно предупреждена о приезде налоговой службы, или в случае если документ никак не был предоставлен руководителю компании на протяжение 2-ух месяцев уже после окончания процедуры.

Приложения к акту налоговой проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ к акту налоговой проверки прилагаются бумаги, доказывающие данные нарушений законодательства о налогах и сборах, обнаруженные в процессе контроля.

При этом бумаги, приобретенные от лица, в отношении которого проводились проверки, к акту контроля никак не прилагаются.

Словом, Налоговый акт возлагает в налоговый орган обязательство применить к акту документы, подтверждающие данные нарушений законодательства о налогах и сборах, обнаруженные в процессе контроля. Отсутствие бумаг, которые доказывают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, лишает налогоплательщика (налогового агента) абсолютных данных, необходимой с целью подготовки аргументированных противоречий. В собственную очередность, данное влечет ограничение его прав в полное содействие в рассмотрении использованных материалов контроля, что возможно квалифицировать равно как несоблюдение существенных условий операций для рассмотрения использованных материалов налоговой проверки.

Документальное оформление результатов налоговой проверки

В настоящее время применяется форма акта налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данным приказом утверждены также Требования к составлению акта налоговой проверки (далее – Требования).

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Все электронные проверки завершаются составлением справки, которая оформляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (п. 86.11 НК). На какой-то специальный документ, содержащий образец такой справки, налоговики в разъяснениях не ссылаются. Обычно они просто указывают (см.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ).

Пожалуйста, обратите внимение, что представленный образец документа является типовым, в нем отражены существенные условия, но без учета конкретной ситуации. Если вам нужен индивидуальный документ под вас, то лучше обратиться к квалифицированным специалистам.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Выездная проверка назначается согласно сведениям, имеющимся у ФНС России, анализ которых позволяет разработать план контрольных мероприятий и определить их временные рамки. За основу берутся материалы камеральной и предыдущей работы на местах.

При несоставлении налоговиками акта решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства, поскольку оно выносится руководителем налогового органа (или другим уполномоченным лицом) лишь после рассмотрения всех материалов, относящихся к проведенной проверке, включая сам акт (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Этот вид предусматривает конкретное определение проверяемых платежей. Выбор налогов и сборов осуществляется должностным лицом. План мероприятий в этом случае должен содержать четко определенный предмет. Например, «проверка правильности исчисления налога на прибыль организации, НДФЛ, единого социального налога».

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Читайте также:  ИП без работников: какую отчётность сдавать?

Официальный шаблон должен заполнить руководитель группы проверки. Он занимается подготовкой документа в последний день обозначенного мероприятия. Руководитель указывает:

  • предмет осуществленной проверки;
  • сроки проведения;
  • результаты.

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.

Здесь организация контрольных мероприятий осуществляется по инициативе вышестоящих или правоохранительных органов, то есть в исключительных случаях, когда ситуация требует провести анализ документации той или иной компании.

Оформление результатов налоговых проверок

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).В случае отказа лица, его представителя подписать акт, записывается соответствующая отметка в акте налоговой проверки.

Налоговики не вручили справку о проведённой проверке: что делать?

Сейчас реализуем проект по юридическому сопровождению выездной налоговой проверки, проводимой одной из московских налоговых, в отношении очень известной торговой сети непродовольственных товаров (b2c) с большим количеством магазинов по всей стране.

Как известно, согласно п. 15 ст. 89 НК РФ, в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, после чего вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Справку не вручили в срок: стоит ли реагировать?

Налоговики продлевали проверку до 4-х месяцев, в связи с чем у них получилось 300 дней (120 дней проверки и 180 дней приостановки). По истечению трёхсотого дня справку о проведённой выездной налоговой проверке Обществу не вручили. Первая возникшая мысль заключалась в том, что не стоит налоговикам напоминать об истечении сроков проверки, пусть нарушают. В ходе обжалования акта проверки у нас будет дополнительное основание для отмены по формальным основаниям. Однако, актуализировав практику по этому вопросу мы пришли к выводу, что подобное правонарушение существенным являться не будет и в лучшем случае можно добиться исключения из доказательственной базы налоговиков материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, проведённых за рамками проверки. Очевидно, что лучше таким материалам вообще не появляться, чем их исключать, поэтому решили подтолкнуть налоговиков к завершению проверки.

Что можно сделать?

Сначала появилась идея написать проверяющим письмо с указанием на то, что сроки проверки прошли и необходимо Обществу вручить справку о проведенной проверке. Но, порассуждав, пришли к выводу, что целесообразнее подать жалобу на действия (бездействие) должностных лиц в Управление, поскольку, в таком случае, проверяющим нужно будет представить свои комментарии вышестоящему органу в течение 3х дней (передаются вместе с жалобой), в связи с этим гораздо больше шансов, что они предпримут попытку вручить справку Обществу в эти три дня и отчитаться перед вышестоящим органом о том, что нарушения уже устранены. У Управления, в свою очередь, появятся веские аргументы отказать в удовлетворении нашей жалобы.

Выводы-рекомендации, кратко: Следует внимательно отслеживать сроки проведения выездных проверок, так как нарушение данных сроков не является существенным основанием для отмены решения по формальным основаниям. Наиболее эффективной коммуникацией с налоговиками в таком случае представляется через вышестоящий налоговый орган.

Оформление акта проверки В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *