Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для жилой зоны и дворовой территории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неправильно припарковав свой автомобиль во дворе МКД, следует быть готовым к штрафу. Они определены законодательством в соответствующих статьях. Штрафные талоны присылают почтой или выдают лично нарушителю.
Какие предусмотрены штрафы за нарушение правил парковки
Нарушение | Размер штрафа за парковку (в рублях) |
Парковка транспорта весом более 3,5 тонн | 1500-3000 |
Стоянка около мусорных баков | 2000-5000 |
Остановка на клумбе или газоне | 3000-5000 |
Блокировка выхода здания | 1500-2000 |
Перекрытие движения | 2000-3000 |
Незаконное присвоение парковочного места | 5000 |
Парковка в зоне для водителей-инвалидов | 5000 и эвакуация авто |
Гостевая и постоянная парковка
При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?
В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой. Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя. А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.
Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.
Чем отличается стоянка от парковки
Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.
Парковка – место (обычно вдоль дорог, на различных пространствах улично-дорожной сети, на площадях возле зданий) для перевода транспортного средства в отключенное состояние на непродолжительный срок (п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД). Во дворах она является бесплатной.
Стоянка – территория или помещение для длительного хранения машины на возмездной основе (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ №795 от 17 ноября 2001 года). Часто таковыми являются крытые гаражи и сооружения. Ответственность при этом ложится на сотрудника площадки.
Как организовать парковку рядом с домом
Первым делом необходимо организовать собрание собственников, на котором будет решаться вопрос о создании парковки.
За организацию парковки и установку ограждающих устройств должны проголосовать не менее 2/3 от общего числа голосов собственников. Только при наличии такого количества голосов вопрос считается решенным положительно, это надо зафиксировать в протоколе. Важно! Если проигнорировать требование заручиться согласием жильцов и начать строительство без него, решение об организации парковки может быть признано недействительным.
Следующий этап — составление проекта. В нем обязательно должны быть отражены следующие важные данные:
- План территории.
- План движения транспортных средств, места въезда и выезда.
- Расположение ограничителей движения.
- Тип покрытия.
- План разметки.
- Места установки специальных знаков и освещения — если это необходимо.
Лучше обратиться в специализированную компанию для составления такого проекта, чтобы не было претензий к его оформлению.
Дальше требуется получить разрешения. Для организации парковки необходимо обратиться в органы местного самоуправления, ГИБДД и органы градостроения и архитектуры. Последние две инстанции можно обойти, но лучше все же заручиться их поддержкой, особенно если планируете в дальнейшем устанавливать специальные знаки (типа «Пешеходная зона» или для ограничения скорости). А вот кого нельзя обойти вниманием перед установкой ограждающих устройств (шлагбаумов и т.п.), так это пожарную инспекцию, поскольку должны быть соблюдены требования к проезду пожарной техники во двор жилого дома.
Итого, для парковки понадобятся следующие документы:
- Протокол общего собрания собственников.
- Справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете — обратите внимание, это тоже значимый фактор, участок должен не просто стоять на учете, но и относиться к конкретному дому.
- Разрешение от органа местного самоуправления.
- Проект парковки.
На каком расстоянии от дома можно ставить автомобиль
Действующими нормами установлено, во дворе многоквартирного дома можно оборудовать постоянную стоянку для автотранспорта. Минимальное расстояние от парковки до жилого дома должно составлять не менее 10 метров. При этом оно зависит от количества машиномест — чем больше транспорта вмещает автостоянка, тем дальше она должна располагаться от здания. В частности установлены следующие требования относительно минимального расстояния в зависимости от числа машиномест:
- от 11 до 50 машиномест — не менее 15 метров;
- от 51 до 100 машиномест — не менее 25 метров;
- от 101 до 300 машиномест — не менее 30 метров;
- от 300 машиномест — не менее 50 метров.
Где нельзя ставить автомобили
Размещая автомобиль во дворе жилого дома, необходимо внимательно следить, чтобы не поставить его в запрещенном месте, где вы будете мешать другим людям и транспорту. Нельзя оставлять авто на проезде, на тротуаре, перед мусорными контейнерами. Проследите, чтобы ваш транспорт не стоял на газоне или клумбе. Кроме этого, важно не ставить автомобиль на продолжительное время с включенным двигателем. Серьезным нарушением будет парковка ТС на расстоянии менее 10 метров от жилого дома и под окнами квартир. Это может создавать жильцам значительные неудобства. При запуске и прогреве двигателей выхлопные газы могут проникать в квартиры. Также работающие двигатели и срабатывающие сигнализации создают шум, которые причиняет жильца дискомфорт, мешает их отдыху. Если вы приезжаете во двор жилого дома, где нет свободных мест, отведенных под парковку, придется поставить авто на свободном месте. Если ваш транспорт обнаружит инспектор ГИБДД, совершающий обход, или его вызовет кто-то из бдительных жильцов, вам может быть выписан штраф за нарушение. Чтобы избежать штрафа, соблюдайте следующие рекомендации:
- Оставьте на лобовом стекле записку, в которой принесите извинения за неудобства, укажите телефон, по которому с вами можно связаться.
- Старайтесь не перекрыть своей машиной своей машиной проезд. Если приходится ставить ее на тротуаре, проследить, чтобы остался проход шириной не менее 2 метров.
- Если вы создаете препятствия во дворе, поставьте аварийный знак или включите аварийную сигнализацию.
Штрафы за несоблюдение ПДД
Полномочия на выписывание штрафов за неправильную парковку имеют только сотрудники ГИБДД. Обычно они информируют об этом водителя лично или отправляют уведомление по почте, где указан номер машины, вложены фотографии, подтверждающие факт нарушения, а также прописан расчетный счет для погашения задолженности.
Какие штрафы за нарушение правил парковки во дворах грозят водителям?
- 500 рублей – превышение шумового порога (в некоторых случаях могут обойтись предупреждением).
- 500 рублей – выключенные габаритные огни при стоянке в неосвещённом месте.
- 1500-2000 рублей – блокировка выходов здания.
- 1500-3000 рублей – остановка транспорта с весом более 3,5 тонны.
- 1500-3000 рублей – остановка во втором ряду.
- 2000 рублей + эвакуация – остановка на тротуаре.
- 2000-3000 рублей – блокировка движения пешеходам или другим машинам.
- 2000-5000 рублей – длительная стоянка возле контейнеров с мусором.
- 3000-5000 рублей – стоянка на газонах/клумбах.
- 5000 рублей – создание незаконного парковочного места.
- 5000 рублей + эвакуация – остановка на парковочных местах для инвалидов.
Обозначение прилегающей территории в ПДД
Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:
Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.
Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:
- 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
- 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
- 3.2. Запрещает сквозное следование.
- 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.
Правила парковки в жилой зоне
Если автомобиль находится без движения более 5 минут без посадки и высадки пассажиров или выгрузки грузов, то он выполняет стоянку. А стоянка, как уже было указано ранее, в жилой зоне запрещена. Исходя из правил получается, что когда владелец прогревает свой автомобиль зимой более 5 минут он тем самым нарушает правило дорожного движения, на него может быть наложен административный штраф. Также в жилых зонах нельзя парковаться автомобилям категории С. Исключениями из этого правила являются случаи, когда на территории имеются соответствующие дорожные знаки и разметки. Тем не менее грузовые автомобили довольно часто приезжают в магазины и подолгу стоят осуществляя разгрузку или погрузку товара.
На дворовой территории запрещена стоянка и на газоне. Штраф за данное нарушение может изменяться, в зависимости от региона в котором проживает нарушитель.
Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?
Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.
Необходимо выполнить следующие действия:
- Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
- Разработать проект стоянки.
- Приватизировать придомовую территорию.
- Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
- Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
- Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.
Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.
Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.
Предполагаемые нововведения
К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:
- Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
- В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.
Данный законопроект находится в стадии разработки. Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства. Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.
Права жильцов: как решить проблему с незаконной стоянкой на территории многоквартирного дома?
Процессы организации парковки на придомовой территории регулируют:
1. Жилищный кодекс РФ. В Федеральном Законе определяются следующие положения:
- в ст. 16 говорится о том, что участок земли, на котором возведено многоквартирное жилое сооружение, собственность жильцов, и это не требует дополнительного постановления от органов власти;
- в ст. 44 указывается, что решение о способах использования придомовой территории выносят собственники жилья в доме;
- в законе говорится, что принять решение об организации парковки может 2/3 жильцов дома, и тогда оно будет обязательным для исполнения всеми, кто проживает в здании. После того, как обустройство парковки одобрят, собственники жилья могут устанавливать шлагбаумы, благоустраивать территорию возле дома.
2. Санитарно-эпидемиологическая служба. Положение СЭС 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает ряд критериев, которым должна отвечать придомовая парковка. Среди них:
- максимальная вместимость – не более 50 машиномест;
- расстояние от дома до парковки должно составлять минимум 10 м (для 10 машиномест), а также 15 м (для 50 машиномест).
○ Правила парковки во дворах.
Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:
- «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»
Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие – она не обозначается знаком 5.21 ( жилая зона) и 5.22 ( окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.
Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:
- «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.»
То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.
Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:
- «”Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
“Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»
КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.
Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.
Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.
В придомовую территорию входят:
- Земля, на которой она расположена.
- Насаждения и элементы благоустройства.
Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.
Разница между жилой зоной и дворовой территорией
Знаки обозначения жилой зоны
Многие водители не осознают разницы между двумя разными понятиями – жилой зоной и дворовой территорией. В действительности это совершенно разные участки дороги, на которых действуют свои правила дорожного движения. Согласно ПДД РФ на движение по дворовым территориям распространяются те же правила, действующие в жилой зоне. Более того, в современных правилах движения вообще не расшифровывается понятие дворовой территории.
Несмотря на это, каждому водителю следует знать, что знак, обозначающий начало и завершение жилой зоны, никогда не ставят на дворовых территориях. При этом часть жилой зоны иногда совпадает с частью двора, и наоборот. Получается, что во избежание путаницы и нарушения ПДД при въезде в жилые дворы лучше всегда придерживаться правил, регламентируемых наличием знака, обозначающего жилую зону.