Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Маркировка продукции: правила и ГОСТы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все требования к маркировке упаковки приводятся в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения наносятся четко, а надписи указывают разборчиво. Знаки делают контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействия внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования.
Где найти требования к маркировке
Ключевые требования не зависят от сферы применения продукции потребителем:
- на упаковке размещают неограниченное количество символов, но главная их задача — гарантия качества безопасности товара для потребителя;
- все обозначения должны строго соответствовать области применения изделия;
- если упаковка не позволяет отображать маркеры, все характеристики потребления вносятся в документацию, сопровождающую продукты. В сопроводительных документах указываются и локальные нормативные условия маркировки изделий.
Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или «серым» ввозом. Например, бытовая техника — ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а «белый» товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.
Первый шаг в борьбе с «серым» товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.
К слову, проблема контрафакта — общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.
Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:
- создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
усиление мер пограничного контроля; - создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
- упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
- предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.
Как результат — число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 — 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции — с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности — с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.
В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:
- обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта «Надлежащая производственная практика»;
- обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
- тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
- внедрение системы мобильной авторизации — обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.
В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.
В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:
- принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
- проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 — 2009 годах);
- проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
- ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.
В 2008 — 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.
В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 — 2010 годы) предусматривались следующие меры:
- сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
- проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
- создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.
На II этапе реализации указанной стратегии (2011 — 2015 годы) предусматривались следующие меры:
- противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
- противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
- противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.
Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.
В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:
- компонент информирования — обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
- создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
- распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
- мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.
Ростест и евротест — отличия
РСТ и ЕАС проставляется непосредственно на упаковке. Знак «РСТ» давно известен среди тех, кто предпочитает сертифицированные товары. Он уточняет легальное происхождение. Это же значит, что продавец и производитель несут гарантийные обязательства перед покупателями. Можно просмотреть сертификат пример, по образцу которого понятен внешний вид.
«Евротест» проставляется, когда предлагается оригинальное изделие, которое не проходило сертификацию в России. При этом качественные характеристики не меняются и говорят о поставке оригинальных устройств. При этом гарантия предоставляется не в официальном сервисном центре, а силами продавца.
Продукция с маркировкой Евротест не всегда может отвечать высокому качеству. Часто так помечаются изделия, которые направляются на перепродажу из европейских государств. Это становится возможностью сэкономить на оплате пошлины и налогов, осуществлении сертификации в установленном порядке. По этой причине снижается стоимость и для конечного потребителя.
Товары с пометкой Ростест являются самыми качественными и безопасными. Они прошли необходимые проверки на соответствие российским регламентам. Особенно это важно для электронных устройств, таких как смартфон или мобильный телефон. Даже качественная продукция Евротест может иметь зарядные устройства, которые не подходят к российским розеткам. Эта проблема устраняется после проверки, так как изготовитель обеспечивает соответствие российским требованиям.
Реестр нарушений в сфере маркировки
Обработкой информации по работе с маркированными товарами занимается ЦРПТ. Именно он назначен оператором системы маркировки. В зависимости от направления, работа осуществляется от разных юридических лиц. Но, несмотря на это, ответственность лежит конкретно на компании ЦРПТ.
В связи с тем, что ЦРПТ ведет свою деятельность по принципу частногосударственного партнерства, контроль над участниками рынка осуществлять она не может. Зато наделена правом выполнять сбор и обработку данных. А Роспотребнадзор, в свою очередь, имеет доступ к таким сведениям. Именно на этот орган возложена ответственность по выявлению правонарушителей.
Задача Роспотребнадзора ― проверка данных, представленных участниками маркировки товаров и сопоставление таких сведений с теми, которыми располагает ФНС. При возникновении сомнений предпринимателей могут обязать предоставить письменное уведомление с пояснениями.
Итак, реестр нарушений составляется ЦРПТ, а Роспотребнадзор, имеющий доступ к нему, проверяет данные. Предоставление доступа к этому реестру участникам оборота позволит добросовестным предпринимателям своевременно реагировать, исправлять имеющиеся ошибки и избежать повторных нарушений.
Наибольшие сложности возникают в сохранении логической цепочки сведений о движении маркированных товаров. Сроки маркировки периодически переносились, в отношении отдельных групп продукции для производителей и розницы они различались. В результате одни компании передавали информацию в систему о товарах, другие этого не делали. Это привело к разрыву логических цепочек. Допустим, марку заказали и ввели в оборот, а при продаже контрагенту последний не подтвердил приемку. При последующей продаже товара маркированного этим кодом, через кассу конечному потребителю регистрируется нарушение. Ведь сама продукция так и осталась на балансе поставщика. То есть, контрагент продает его незаконно.
Если это произошло в период добровольной маркировки, контрагент ничего не нарушил. По закону, участие в эксперименте не является обязательным, а осуществляется по желанию. Поэтому ЦРПТ принял решение контролировать логическую цепочку только после даты введения обязательной маркировки товара.
Кроме того, в отношении отдельных товарных групп продлена маркировка остатков. То есть, какое-то время немаркированная продукция может находиться в обороте. После даты обязательной маркировки запрещено даже ее хранение. Поэтому Россельхознадзор может составить протокол о нарушении, если обнаружит нераспроданные остатки. После этого документ передается в суд, который назначает наказание (как правило, в виде штрафа).
Чек-лист для тех, кто не успел подготовиться
Маркировка была анонсирована давно, но многие рекламодатели не успели подготовиться до сих пор. Рекомендуется прибегнуть к следующим мерам:
- ознакомиться с законом и поправками, чтобы понимать характер грядущих изменений;
- зарегистрироваться в системе Роскомнадзора, потом – в ЕСИА, он откроет доступ к личному кабинету в ЕРИР (для направления данных в ОРД эта регистрация не требуется). Дополнительно нужно будет получить УКЭП (электронную подпись);
- заняться поиском оператора рекламных данных. Утвержденного перечня пока нет, но некоторые компании уже заявили о намерениях приобрести этот статус;
- оптимизировать рабочие процессы внутри команды, что позволит создавать качественные креативы без потребности в бесконечных доработках с повторным получением кода-идентификатора.
Оператор системы маркировки
Оператором системы маркировки товаров назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он создал Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».
В обязанности ЦРПТ входит:
- генерация кодов;
- защита кодов от подделки;
- контроль списка участников товарооборота;
- создание единого каталога товаров и цифровой платформы для товарооборота со странами Евразийского союза.
Как подготовиться к маркировке товаров 2021
Чтобы работать по новым правилам, нужно:
- оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и впоследствии подписывать электронные документы. Если ЭЦП у вас уже есть, новую оформлять не нужно;
- внедрить электронный документооборот, а для этого заключить договор с одним из операторов ЭДО, если у вас его еще нет. Дело в том, что передавать и принимать первичные документы с кодами маркировки товара можно только в электронном виде. Производителям и оптовикам ЭДО нужен для обмена первичными документами, а торговцам – чтобы принять документы от поставщика;
- заключить дополнительный договор с оператором фискальных данных, потому что именно он будет отправлять информацию о продаже маркированного товара из онлайн-кассы в систему мониторинга;
- убедиться, что в вашей онлайн-кассе есть функция работы с кодом DataMatrix. Возможно, придется обновить операционную систему;
- приобрести 2D сканер для считывания кодов.
Что такое Национальный каталог товаров?
В рамках системы маркировки «Честный знак» существуют различные подсистемы, но одна из основных — это Национальный каталог товаров. Он будет содержать информацию по всем маркированным товарным категориям, и эта информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарным категориям.
Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.
С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.
Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
Какие нормативно-правовые акты регулируют маркировку лекарств
Поскольку проект по маркировке лекарственных препаратов реализуется на протяжении уже нескольких лет, нормативная база создавалась постепенно. На сегодняшний день она представлена:
- Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ в последней редакции.
- Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения» с изменениями и дополнениями от 30.12.2017, 28.08.2018 и 07.08.2019.
- Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» с изменениями и дополнениями от 30.08.2019.
- Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1557 «Об особенностях внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения».
- Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 г. № 1558 «Об утверждении Правил размещения общедоступной информации, содержащейся в системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ (в том числе в форме открытых данных)».
- Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2019 г. № 577 «Об утверждении размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также о порядке её взимания».
Пилотный проект системы мониторинга лекарств
В январе 2017 года Правительство издало Постановление № 62, регламентирующее проведение эксперимента по мониторингу оборота лекарств, маркированных установленным способом.
Данный эксперимент был запущен в нескольких российских регионах — Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Белгороде, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. Интерес к данной системе проявил и бизнес в лице таких крупнейших брендов как «36.6», «Биокад», AstraZeneca и многих других. В проекте приняли участие также несколько десятков лечебных учреждений и несколько сотен аптек.
Эксперимент показал, как отмечают компетентные представители органов власти, работоспособность механизма мониторинга лекарств. Так, благодаря реализованным технологиям, удалось обнаружить незаконную коммерческую продажу лекарств в аптеках, в то время как данные фармпрепараты поставлялись в лечебные учреждения бесплатно.
Маркировка продукции: последние новости и изменения законодательства с 2020 года
На протяжении всего 2020 года представители малого и среднего бизнеса, работающие с ювелирными изделиями, готовились к очередным изменениям в виде обязательной маркировки данного типа продукции. Но правительство РФ пошло навстречу предпринимателям и отложило обязательную регистрацию всех операций с драгоценными металлами и камнями до марта 2022, а физическую идентификацию QR-кодами — до марта 2023 г. В полном же объеме данная система должна заработать только с марта 2024 года.
Реализация духов и туалетной воды, поступивших в оборот до 01.10.20 года, до конца сентября 2021 разрешена без занесения их в единую систему учета. После этого срока все остатки товаров у поставщиков и продавцов должны иметь соответствующие коды идентификации.
Также последние новости с 2020 г. в сфере маркировки продукции затронули и бизнесменов, деятельность которых связана с велосипедами и велосипедными рамами (изготовлением, поставками и продажей). Согласно Распоряжению Правительства № 3322-р*, с начала осени 2021 года велосипеды с двигателями, двух и трехколесные модели, а также велосипедные рамы подлежат учету в национальной системе «Честный ЗНАК».
Предусмотренные штрафы за нарушение маркировки товара
Производство без идентифицирования товара после даты указа (исключения составляют алкогольная и табачная продукция) несёт административную ответственность по статье КоАП часть 1, статья 15.12. Штраф за нарушение для организации составляет от 50000 до 100000 рублей. Ответственность для должностных лиц составляет от 5000 до 10000 рублей.
Продажа или закупка товара для дальнейшего сбыта без уникального номера несёт административную ответственность по статье КоАП часть 2, статья 15.12. Штраф для организации варьируется от 50000 до 300000 рублей и от 5000 до 10000 для должностных лиц.
Производство алкоголя, табачных изделий без отметки несёт административную ответственность по статье КоАП часть 3, статья 15.12. Штраф для организации составляет в размере от 100000 до 150000 рублей, для должностных лиц от 10000 до 15000 рублей.
Продажа алкогольного или табачного ассортимента без регистрации несёт административную ответственность по статье КоАП часть 4, статья 15.12. Штраф для организации составляет от 200000 до 300000 рублей, для должностных лиц от 10000 до 15000 рублей.
Во всех рассмотренных случаях продукция конфискуется.