Дисциплинарная ответственность судей РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность судей РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

К вопросу о дисциплинарной ответственности судей за нарушение единообразия судебной практики

Вернуться к опубликованному 14.02.2020 года на портале закон.ру очень интересному и содержательному интервью Александра Верещагина с Артемом Карапетовым и Юлием Таем относительно формального и фактического статуса правовых позиций Верховного Суда РФ, их прецедентного или квазипрецедентного значения в контексте единообразия судебной практики, меня подстегнуло высказанное спустя два месяца в юридической прессе предложение о введении дисциплинарной ответственности судьи за нарушение такого единообразия, весьма вероятно в качестве альтернативного варианта тщетных надежд на процессуальную революцию.

В апрельской статье «Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение единства судебной практики»[1] аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления С.И. Луценко предлагает закрепить механизм дисциплинарной ответственности судьи за нарушение единства судебной практики.

Свое предложение С.И. Луценко основывает на следующем тезисе:

«В основу любого судебного акта должно быть положено требование единообразия правоприменительной практики – в противном случае девальвируется сущность такого института, как суд. Суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия».

Безотносительно споров о том, является ли судебная практика «в форме выражаемых высшими судебными инстанциями правовых позиций в качестве источника российского права»[2] или нет, необходимо признать, что до настоящего времени норма, которая бы прямо закрепляла обязательность разъяснений Верховного Суда для судов нижестоящих инстанций, отсутствует.

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» указано, что «суду также следует (лишь) учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле».

Действительно, на судей возложена обязанность систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (статья 5 Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016).

Добросовестное исполнение этой обязанности само по себе не порождает неизбежность ссылок суда в итоговом акте по делу на результаты обобщения судебной практики, доводимые в различных формах до нижестоящих судов Верховным Судом РФ.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Конституционная ответственность судей в Российской Федерации: ее субъекты, основания и санкции

Традиционное деление юридической ответственности на четыре вида: уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную — является неполным, поскольку не учитывает современных политико-правовых реалий, связанных с повышением ответственности государства, его органов и должностных лиц за обеспечение в обществе надлежащего правопорядка, добросовестное исполнение иных своих функций.

Юридическая ответственность как одно из основных средств организации должного исполнения предписаний правовых актов, пресечения и предупреждена ния нежелательного, с точки зрения закона, поведения субъектов общественных отношений является категорией, свойственной всем отраслям права, включая и конституционное.

Как один из видов юридической ответственности конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, отличающими юридическую ответственность от иных социальных явлений. Как любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая основана на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражается в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Используя принуждение, государство не только воздействует на правонарушителей, но и осуществляет меры, направленные на предупреждение правонарушений. Государственное и общественное осуждение в виде угрозы применения или непосредственного использования принудительных мер (в основном организационного, реже — личного характера) состоит в лишении властных полномочий, утрате юридической силы акта, переформировании (роспуске) государственного органа или приостановлении его работы, прекращении полномочий должностного лица и т.д. Следовательно, конституционно-правовой ответственности присущи элементы кары как претерпевания неблагоприятных для правонарушителя последствий за нарушение норм конституционного права. Кара всегда имеет государственно-властную, принудительную природу. Однако в конституционно-правовой ответственности кара имеет свои особенности, отличающие ее от кары в других видах юридической ответственности. Так, предусмотренные за конституционно-правовые деликты конституционно-правовые санкции не совпадают с уголовными наказаниями за преступления и административными взысканиями, установленными за административные правонарушения. Если, например, уголовное наказание заключается в лишениях личного и имущественного свойства, то правовые последствия реализации конституционно-правовой ответственности имеют иной характер. Применение мер конституционно-правовой ответственности не влечет судимости. Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных органов и лиц: органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления и должностными лицами. Уголовные наказания применяются исключительно судом. Меры конституционной ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчиненных им субъектов конституционного деликта, что отличает их от дисциплинарных мер, которые применяются к работникам в порядке подчиненности вышестоящим органам и должностным лицам.

Читайте также:  Отмена договора дарения, дарственной между близкими людьми

Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность — это не только кара за нарушение правовых норм, здесь приоритетной является правовосстанови-тельная функция ответственности.

Но если в гражданском праве реституция выражается в восстановлении в

Л прежнем правовом, имущественном положении, компенсации понесенных убытков, то в конституционном праве правовосстановительная функция связана с устранением нарушений закона и принятием мер по обеспечению нормальной деятельности государственного аппарата, должностных лиц, осуществлению конституционных прав, свобод граждан и обеспечению исполнения ими конституционных обязанностей.

Конституционная ответственность не строится только на запрете определенного поведения, напротив, сама призывает к активному поведению для достижения общественно полезных целей.

Основанием конституционно-правовой ответственности является совершение субъектом конституционно-правового деликта, то есть конституционного правонарушения, с важнейшими его условиями: объективной противоправностью и виной.

Наличие вины является необходимым элементом основания конституционно-правовой ответственности. Однако такие психологические формы вины, как умысел и неосторожность имеют определенную специфику. Так, недобросовестное отношение должностного лица к реализации своего статуса, неумышленно допустившего в своей деятельности очевидные нарушения (как например, отсутствие контроля; дача указаний, противоречащих установленным правилам; невыполнение требований, предъявляемых к деятельности должностного лица) следует рассматривать как неосторожность.

Противоправность выражается в нарушении или неисполнении конституционно-правовых норм. Являясь отрицательным явлением в государственной и общественной жизни, такое правонарушение, тем не менее, не влечет за собой тяжких последствий, которые могут нанести серьезный ущерб конституционному строю. Деяние, повлекшее такие последствия, рассматривается как преступление.

Различные виды юридической ответственности, будучи направленными на охрану Конституции, не обретают свойств и признаков конституционной ответственности. Упоминание той или иной меры юридической ответственности в Конституции означает лишь то, что она имеет особое значение и не противоречит t Конституции. Однако при этом она не изменяет свою отраслевую природу.

Привлечение судьи к ответственности

После прекращения своих полномочий судья не привлекается к ответственности за свои решения, принятые при осуществлении правосудия. Если приговором суда установлена вина судьи в случаях злоупотребления судебной властью или вынесения заведомо несправедливого решения, тогда судья может быть привлечен к ответственности. К уголовной ответственности судья может быть привлечен только в соответствии с федеральным законом. Уголовное дело возбуждается в специальном порядке. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимает председатель следственного комитета РФ. Если необходимость принятия такого решения существует председатель СКР обращается с представлением о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в Конституционный Суд РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, в квалификационную коллегию судей субъекта в зависимости от того, какую должность занимает судья.

Замечание 4

Вышеперечисленные органы в течение 10 дней должны принять решение с мотивировкой по вопросу о даче согласия.

Если судья привлекается к административной ответственности, порядок принятия решения по этому вопросу тоже установлен. Решение принимается по представлению Генерального прокурора РФ в судебную коллегию Верховного суда РФ, в судебную коллегию субъекта. Решение коллегией принимается также в течение 10 дней.

Решение об избрании в отношении судьи меры пресечения заключение под стражу принимается в соответствии с ходатайством председателя СК России. Председатель СК ходатайствует в судебную коллегию Верховного Суда РФ или субъекта. Решение Конституционного суда и других инстанций о даче согласия на избрание меры пресечения должно быть принято в течение 5 дней после поступления представления.

Если в отношении судьи осуществляются оперативно-розыскные действия или действия следственного характера, которые ограничивают гражданские права судьи, нарушают его неприкосновенность, должно быть решение судебной коллегии Верховного Суда РФ или субъектов.

После того, как уголовное дело возбуждено, оперативно-розыскные и следственные мероприятия в отношении судьи производятся в порядке, который установлен УПК и ФЗ об оперативно-розыскной деятельности.

Дисциплинарная ответственность судей в российском законодательстве не рассматривалась. Однако международно-правовые акты предусматривают такую ответственность в случаях, связанных с халатностью, поведением, не соответствующим занимаемой должности. Институт дисциплинарной ответственности стал развиваться и в современной России.

Проступок дисциплинарного характера определен как нарушение норм Закона о статусе судей и положений Кодекса судейской этики.

Вывод 1

Судья имеет своей обязанностью строго соблюдать Конституцию РФ и законы. При исполнении своих обязанностей и вне работы избегать всего, что умаляет авторитет судебной власти, судьи. Ничто не должно вызывать сомнения в объективности, беспристрастности, и справедливости судьи. Судья должен быть высокопрофессиональным и обладать особыми морально-этическими качествами. Поэтому свои гражданские права судья должен реализовывать таким образом, чтобы не умалять чести и достоинства судебной власти.

Кодекс судейской этики говорит о том, что судья должен руководствоваться нормами и законами РФ, а также общепринятыми нормами морали и нравственности и неукоснительно следовать присяге судьи. Дисциплинарным наказанием может быть предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи, так как это не просто нарушение профессиональных норм, но и общепринятых. Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что к судьям предъявлены особые требования, которые соответствуют их высокому статусу носителей государственной власти. Честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, независимость судей дает гарантии эффективного восстановления прав, утверждая в обществе уверенность в справедливости суда и неотвратимости наказания. Конституционный Суд РФ посчитал, что наложение на судью дисциплинарного взыскания не противоречит Конституции, поскольку данная мера применяется за совершение такого проступка, который порочит честь и достоинство судьи или вовсе несовместим со статусом судьи. Также Конституционный суд отметил, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за судебную ошибку без грубых нарушений при применении норм права.

Читайте также:  Как оформить отпуск в 1С:Зарплата и Управление персоналом, редакция 3.0

Правовой статус судьи – это элемент конституционно-правового регулирования, а судебная власть и судья – элементы публично-правовой системы. Учреждение суда – это властный институт, где осуществляется правосудие. Государство обязано обеспечить организацию и деятельность судебных органов и их эффективное функционирование.

Органы судейского сообщества

Правовому регулированию органов судейского сообщества посвящен Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14 марта 2002 г. (далее – «Закон «Об органах судейского сообщества в РФ»).

Судейское сообщество в России образуют судьи судов всех видов и уровней, составляющих судебную систему РФ, с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судьи, пребывающие в отставке, сохраняют свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и могут привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Однако судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Судейское сообщество представляет по своей сути судейский корпус, обладающий определенной внутренней организацией – интересы судейского сообщества представляют образуемые им органы.

Перечислим элементы правового статуса:

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.

2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.

3. Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.

4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом.

Приведем пример:

а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;

б) судья не имеет права на:

  • замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром [2];
  • занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи.
  • прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: они в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).

7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.

Он рассматривает преступления, совершенные высокопоставленными должностными лицами. Также в Верховном Суде разбирают дела, правосудность которых оказалась под сомнением. Это дела, начатые по вновь открывшимся обстоятельствам (повторное разбирательство) и апелляциям. Также в нем разбираются дела мирового (районного) суда, которые требуют более высокого уровня компетенции, чем это предусмотрено законом.

Пост Верховного судьи в России может занимать специалист, обладающий следующими квалификационными данными:

  • высшее юридическое образование;
  • опыт работы в юридической области – 10 лет;
  • возраст не менее 35 лет.

На пост Верховного судьи кандидат назначается советом судей путем голосования. К кандидату могут быть предъявлены дополнительные требования или испытание для проверки квалификации кандидата. Назначение подтверждается указом президента РФ.

В обязанности судьи Верховного Суда входит рассмотрение сложных гражданских, уголовных, административных и иных дел, попадающих под общую юрисдикцию. Также он осуществляет контроль над судами нижестоящих инстанций.

Обязанности судей в суде

Судья отправляет правосудие в соответствии с принятыми в РФ законами и Конституцией. Помимо основных полномочий, рассмотрения дел и вынесения решений, в обязанности судьи в суде входят следующие функции:

  • Организует работу суда.
  • Проводит мероприятия по дополнительному обучению судей своего уровня или нижестоящих инстанций. Эту работу он обязан выполнять в свободное от основной работы время.
  • На основе принятых правил устанавливать порядок и расписание работы внутри суда и контролировать выполнение поставленных задач.
  • Распределять права и обязанности заместителей и судей в соответствии с законами.
  • Подготавливать документы перед судебным процессом.
  • Руководить всеми процессами и участниками суда. Поддерживать порядок, чтобы обе стороны процесса могли предоставить подготовленные ими материалы.
  • Информировать другие судебные инстанции о своей работе. Особенно это касается судей, занимающих посты в высших судебных инстанциях.
  • Организовывать процесс рассмотрения дела.

В случае если он не может исполнять должностные обязанности судьи и по каким-либо причинам использовать свои полномочия, он должен поручить эту работу одному из своих заместителей.

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

Перечень прав и обязанностей

Права и обязанности судей закреплены в ФЗ №3132-1. Данные должностные лица не подотчетны никому и подчиняются Конституции РФ.

В перечень прав судей включено следующее:

  1. Изучение материалов дела, исследование доказательств, опрос потерпевшего, подсудимого, свидетелей.
  2. Рассмотрение ходатайств, заявлений. Служитель Фемиды может как принять, так и отклонить запрос.
  3. Вынесение приговоров, решений.
  4. Истребование доказательств. Отправка запросов в госорганы.

В перечень обязанностей представителя судебной власти входит следующее:

  • строгое следование букве закона;
  • справедливость и гуманизм;
  • защита прав и свобод граждан;
  • невозможность совершать действия, способные нанести ущерб правосудию, опорочить честь судебной системы;
  • сохранение материалов следствия в тайне;
  • доскональное знание практики судопроизводства.

Судьи не вправе выполнять следующие действия:

  • заниматься политикой;
  • параллельно вести иную деятельность;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Практика привлечения судей к уголовной ответственности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.

Судья принял незаконное решение. Его кто-то накажет?

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

Начиная разговор о конституционной ответственности судей, скажем несколько слов о понятии конституционной ответственности в целом, а затем проанализируем данное понятие применительно к особым субъектам данного вида ответственности — судьям Российской Федерации.

Иными словами, вопреки утверждению С.И.Луценко о том, что «суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия», такая обязанность у судов в настоящее время отсутствует. Указание или не указание на разъяснение Верховного Суда РФ в решении зависит от полного усмотрения самого суда.

С. Конституционная ответственность судей в Российской Федерации: ее субъекты, основания и санкции / И. С.

Представляются сомнительными возможность, правомерность и обоснованность подразделения юридической ответственности на позитивную и негативную. О.Э.

Юридическая ответственность

Всего можно выделить 7 видов юридической ответственности

1) конституционная (или иначе — политико-правовая, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д.);

2) уголовная (установлена за совершение преступлений);

3) административная (установлена за совершение проступков);

4) гражданская (возникает из договорных отношений или в результате причинения имущественного ущерба);

5) дисциплинарная (возникает в результате неисполнения работником своих должностных обязанностей);

6) материальная (возникает в результате причинения работником имуществу работодателя при исполнении своих должностных обязанностей);

7) процессуальная (возникает в результате нарушения норм процессуального права). Что касается политико-правовой ответственности, то Конституция РФ не содержит специальных положений в отношении судей

В действующей российской Конституции вопросы ответственности (и шире — статуса) судей не нашли адекватного выражения. Лишь некоторые принципиальные аспекты ответственности судей установлены в основных нормах.

Во-первых, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ч. 2 ст. 121);

во-вторых, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ)»

В случае совершения преступления (в том числе и должностного) судья может быть привлечен к уголовной ответственности.

ВС указал, какие ошибки и нарушения могут стать основаниями для прекращения полномочий судей

Верховный Суд опубликовал Обзор судебной практики по рассмотрению административных дел о привлечении к дисциплинарной ответственности судей в 2017–2018 гг. и первом полугодии 2021 г. (утв. Президиумом ВС РФ 18 декабря 2021 г.), в который вошло 21 дело, рассмотренное Дисциплинарной коллегией Суда.

В пяти случаях ВС выявил незаконность досрочного прекращения судейских полномочий за совершение дисциплинарных проступков

В первом случае судья И. вынес решение об удовлетворении иска и о признании за К. права собственности на реконструируемый комплекс по хранению нефтепродуктов, расположенный в г. Тольятти. Впоследствии апелляция отменила решение судьи и отказала К. в удовлетворении иска. По делу было вынесено частное определение, в котором указывалось на грубые нарушения закона со стороны судьи.

Как закон “о статусе судей” характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *