Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы наработки шин до списания минтранс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда срок службы шин автомобиля подходит к концу, они должны быть надлежащим образом отбракованы. Существует несколько хороших способов сделать это. При измельчении шин образуются резиновые обломки, которые используются в строительстве и промышленности.
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
О нормах пробега шин для списания в России
Такие нормы используются для официального списания в государственных и коммерческих организациях. В таких случаях составляется акт, и бухгалтерия официально проводит списание. Также данные нормы могут использовать имеющие в собственности автомобили частные лица для примерного понимания сроков износа покрышек на их машинах.
Обратите внимание!Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств от 04.04.2002 четко обозначен пробег в тысячах километров для каждого конкретно авто.
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.
В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.
Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.
К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.
Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.
В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.
Говоря о нормах пробега автомобильных шин, нельзя не сказать о способах их утилизации в глобальном масштабе. На сегодняшний день существует две технологии переработки автомобильных шин. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств окончились, и шины требуется утилизировать без причинения время окружающей среде. Таким образом необходимо утилизировать все шины, прошедшие нормы пробега шины для списания.
Среди химических методов переработки шин с высоким пробегом распространены такие виды, как:
- Пиролиз – шины термически разлагаются в специальном оборудовании для получения тепловой энергии, которая применяется в металлургической промышленности.
- Сжигание или термодеструкция — в цементных печах резиновые шины заменяют топливо.
- Растворение – изношенную резину растворяют и получают сырье для химической промышленности.
Согласно тексту документа эксплуатационной нормой пробега шин в РБ следует считать пробег шин аналогичной конструкции и соответствующей модели. Под аналогичностью конструкции стоит понимать обозначение шины. Говоря простым языком, за норму необходимо считать уже имеющийся опыт.
Если его нет, законодательство предлагает воспользоваться временными нормами, которые уже посчитаны.
Как видно из ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», в вопросе ресурса шин законодательство оговаривает лишь те моменты, которые в основном важны для ведения учета организацией. В обычной жизни на нормы эксплуатационного пробега можно обращать внимание лишь в качестве ориентира, а при выборе шин лучше ориентироваться как раз на отзывы.
Гарантийный срок службы шин составляет 5 лет с даты изготовления. К гарантийным случаям принято относить экземпляры с явным производственным браком. Ускоренный, относительно ожиданий, износ к этим случаям не относится, а потому причинами его проявления следует искать либо в особенностях модели как таковой, либо в особенностях эксплуатации, характерных для отдельно взятого случая.
Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.
Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:
- заводского изготовителя;
- по методу определения н��рм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
- опыт организации по эксплуатации транспорта.
Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.
Производитель | Средние параметры пробега шины (приближенные цифры), тыс. км |
Российский | 40—45 (легковые),
до 100 (грузовые) |
Зарубежный | 50—55 (легковые),
до 180 (грузовые) |
В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.
Сколько можно ездить на одних зимних шинах
Не существует определенного количества сезонов, которые можно отъездить на одних покрышках. Здесь все зависит от качества приобретенной вами резины, автомобиля и развала-схождения у него, стиля езды, дорожных условий и многих других факторов. Одни и те же покрышки в разных условиях могут служить и два сезона, и все десять. Обращать внимание нужно не на время эксплуатации резины, а на ее состояние, в частности, на степень истирания протектора.
По ГОСТу высота рисунка протектора зимней резины для легковых автомобилей не должна составлять меньше 1,6 мм. Но при этом специалисты рекомендуют менять покрышки, когда рисунок на них стирается до 4 мм. Только так можно быть уверенным в том, что автомобиль выберется из снежного заноса и останется управляемым на подмороженной дороге. Если ваша резина стерлась до этого значения, вам необходимо как можно быстрее купить зимние шины, чтобы не стать участником ДТП уже в ближайшее время.
ГОСТ 7463-2003 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин.
ГОСТ 7463-2003Группа Л62 МКС 83.160.30ОКП 25 2120 Дата введения 2005-01-01 Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены «Межгосударственная система стандартизации.
Основные положения» и «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации.
Порядок разработки, принятия, обновления и отмены» Сведения о стандарте1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 86 «Шины пневматические для тракторов, сельскохозяйственных машин и большегрузных автомобилей»ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)За принятие проголосовали:Краткое наименование страны
Классификация условий эксплуатации
Дорожные покрытия:
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 — естественные фунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
Р1 — равнинный (до 200 м);
Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 — гористый (свыше 1000 м до 2000 м);
Р5 — горный (свыше 2000 м).
Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта
- • Автозаправочные станции • Автобазы • Автовокзалы • Автомойки • Автопарки • Автосервисы • Автостоянки • Автострады • Автоцентры • Гаражи • Специализированные автостоянки • Транспортные системы
- • Организация и регуляция дорожного движения • Организация перевозок и управление на транспорте
- • Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза
- • Автокосметика, автохимия • Газобаллонное оборудование для авто • Автомобильные стекла • Антикоррозийные работы • Дизели • Тонирование стекла • Шиномонтаж
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
В большинстве случаев производитель, указывая срок использования авторезины в сезонах или километрах пробега, предоставляет гарантию на данные контрольные цифры. В таких случаях эта информация о сроке является с большей долей вероятности достоверной, так как при преждевременном износе резины производитель обязуется предоставить новый комплект или вернуть деньги. Действует данное правило только в случае с оригинальными автопокрышками. Во-первых, производитель не несет никакой ответственности, если шины были куплены не у официального дилера, а, во-вторых, реплики отличаются повышенным износом. Их показатели износоустойчивости к показателям оригинальных моделей не имеют никакого отношения.
Такие нормы используются для официального списания в государственных и коммерческих организациях. В таких случаях составляется акт, и бухгалтерия официально проводит списание. Также данные нормы могут использовать имеющие в собственности автомобили частные лица для примерного понимания сроков износа покрышек на их машинах.
Обратите внимание! Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств от 04.04.2002 четко обозначен пробег в тысячах километров для каждого конкретно авто.
При окончании срока службы шин легковушек, необходимо их правильно утилизировать, есть несколько качественных способов. При измельчении шины получается резиновая крошка, которая используется в строительстве и промышленности. Ее добавляют при изготовлении различных покрытий, для изготовления технических изделий из резины, добавляют в кровлю, используют для изготовления железнодорожных шпал и прокладок. Измельчение шин также бывает нескольких видов:
- Бародеструкция – измельчение покрышек на крупные части и продавливание резины прессом для отделения металлокорда. Крошка получается диаметром 0,8мм.
- Обработка озоном – изношенные шины в специальной камере шины обрабатывают озоном, получается крошка диаметром 0,1 – 0,2мм.
- Криогенный метод – куски шин с высоким пробегом охлаждают и истирают в крошку.
- Измельчение взрывом.
Механическое измельчение резиновых шин считается экологическим способом переработки, но для него нужно достаточно дорогое оборудование. На сгеодняшний день способом механического воздействия на шины с высоким пробегом распространяется именно этот способ.
Статья опубликована в журнале «Все для бухгалтера» № 3 август 2014 г.
Россия впрок запаслась зимней резиной
«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.
«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».
Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.
Официально: В новом сезоне у пилотов будет свободный выбор шин для старта
9.1. Места размещения заднего и боковых защитных устройств, предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, изменены или отсутствуют.
9.2. Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем транспортного средства противоугонное устройство неисправны или отсутствуют.
9.3. Звуковой сигнал неисправен или отсутствует.
Примечание. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук, акустический спектр которого не должен претерпевать значительных изменений.
9.4. Средства измерения скорости (спидометры), а также технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, если их установка обязательна, неисправны или отсутствуют.
9.5. Имеются трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески, а также стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов.
9.6. Имеются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.
9.7. Запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья не закреплены в местах, предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, за исключением внесения изменений в конструкцию транспортного средства в установленном порядке.
9.8. Опорное устройство полуприцепов и фиксаторы транспортного положения опор неисправны или отсутствуют.
9.9. Крепления амортизаторов ослаблены вследствие отсутствия, повреждения или сквозной коррозии деталей их крепления.
9.10. Элементы системы защиты от разбрызгивания из-под колес, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, отсутствуют.
9.11. Транспортное средство неправомерно оборудовано специальными звуковыми и световыми сигнальными приборами, нанесена окраска по цветографическим схемам, установленным для транспортных средств оперативных служб.
9.12. На транспортных средствах оперативных служб способ крепления, видимость и характеристики специальных световых и звуковых сигналов, а также нанесение окраски по цветографическим схемам не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50574.
9.13. Транспортные средства категории L имеют следующие неисправности:
- неисправен или отсутствует рулевой демпфер мотоцикла, предусмотренный изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства;
- отсутствуют подножки или рукоятки для пассажиров на седле, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства;
- дуги безопасности, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, отсутствуют или приведены в состояние, при котором невозможно их использование по назначению;
- имеется люфт в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
9.14. Транспортные средства категорий М2 и М3 имеют следующие неисправности:
Это очень важно для правильной эксплуатации шин. Дело в том, что слишком низкое или высокое давление в шинах приводит к неравномерному износу и перегреву самой шины, что как правило, приводит к необратимым изменениям в структуре шины и как следствие её разрушение.
Контроль должен производится на «холодной» шине, так как в результате нагрева при эксплуатации давление в ней повышается. Внутреннее давление, измеренное в «холодной» шине, должно соответствовать рекомендованному давлению заводом изготовителем автомобиля или производителя шин.
Оно указано в инструкции по эксплуатации автомобиля, а так же часто дублируется на обратной стороне крышки лючка бензобака автомобиля или на стойке (как правило, около крепления ушка замка) левой (водительской) двери.
Внимание!
Не регулируйте давление на «горячей» шине! Регулировку давления нужно производить только на «холодной» шине, поскольку при движении покрышка нагревается, и давление в ней возростает.
На вентиле обязательно должен быть колпачок, защищающий ниппель от грязи и пыли. Следите за тем, что бы на протекторе и на боковине шины не было глубоких порезов, трещин (говорящих о старости шины), пузырей (грыж), торчащих ниток и металлической проволоки конструкции корда. А так же нужно следить за тем, что бы на поверхности протектора не было посторонних предметов, гвоздей острых металлических обломков и т.п., вылет которых может привести к резкому падению давления в шине и, как следствию, резкому ухудшению управляемости автомобиля.
Внимание!
Шина с торчащими частями конструкции шины нитками или проволокой, глубокими порезами и трещинами, пузырями НЕ ПРИГОДНА для эксплуатации! Использование таких шин часто приводит к аварийной ситуации, вызванной разрушением шины на ходу (резкой потерей давления). Особенно это опасно на большой скорости!
Шины с чрезмерным износом склонны к проколам. Сильно увеличивается риск аквапланирования (потери управления автомобилем, при попадании в лужу), т.к. канавки отвода воды, в процессе износа шины, становятся менее глубокими.
По правилам дорожного движения Российской Федерации (ПДД пункт 5.1.)
Запрещается эксплуатация транспортных средств если:
Если шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, груз��вых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.
Вообще, летние шины у которых остаточная глубина протектора около 1.6 мм склонны к аквапланированию, поскольку высота водоотводящих канавок, а значит и их профиль малы, чтобы выводить лишнюю воду из пятна контакта шины с дорогой.
Ответ на вопрос «Как правильно эксплуатировать шины?», кроме самих эксплуатационных рекомендаций, описанных выше, следует искать также и в способе хранения шин. От того насколько правильно выполняются правила хранения шины, во много будет зависеть ее последующая эксплуатация. Следует помнить несколько несложных правил:
- Температурный режим. Оптимальным местом для хранения шин является помещение с температурой около +15°C. Длительное воздействие повышенных или пониженных температур может вызвать деформацию шины.
- Защита шины. Хранящиеся покрышки должны быть защищены от воздействия влаги, агрессивных жидкостей. Следует уберечь их от воздействия прямых солнечных лучей (особенно вреден ультрафиолет).
- Исключаем деформации. Покрышки должны храниться без воздействий на них внешних нагрузок. Они могут находиться как на диске, так и в разбортированном состоянии. Правильное положение для хранения шин – ставить их ребром и раз в месяц переворачивать. Ставить колеса на бок друг на друга не следует — это приводит к их неравномерным деформациям.
Если соблюдать все перечисленные рекомендации, то автомобильная шина прослужит длительный эксплуатационный период, не причиняя автолюбителю лишних хлопот.
Невозможно точно сказать, как долго можно ездить на одном комплекте резины. Продолжительность службы зависит от многих факторов, таких как:
- Дизайн
- Привычки водителя
- Климат
- Состояние дорог
- Условия хранения
Важным фактором является пробег. Если вы часто ездите, не стоит ожидать, что шины будут долго служить вам.
Принято считать, что норма пробега шин для легковых автомобилей составляет 45-50 тис. км, для грузовых – 60-70 тис. км
Производители автомобилей рекомендуют менять шины раз в 6 лет, хотя производители шин говорят, что используемые шины выдерживают до 10 лет. Если вашей резине уже 5 лет или больше, каждый год проверяйте её на пригодность, лучше в автомастерской. Если на боковинах или протекторе появились глубокие трещины, резину нужно поменять.
Десять лет — это максимум
Не стоит ездить на таких старых шинах, даже если они выглядят вполне нормальными. Связано это с тем, что каучук, из которого делают резину, теряет свои свойства с возрастом (эластичность, упругость и тд.)
Конечно, знать правильное давление это хорошо, но шины нужно регулярно проверять. Некоторые эксперты рекомендуют делать это при каждой заправке, другие говорят, что раз в месяц достаточно.
Проверка давления более важна осенью и зимой, когда температура колеблется, что приводит к потере воздуха в шинах. Вообще, шина теряет или получает 0,1 атм. давления на каждые 10 градусов. А если она уже была спущена, могут возникнуть проблемы с управлением.
Неправильное хранение может подложить вам сюрприз в виде испорченных покрышек после зимы (или лета), плюс из-за этого они быстрее изнашиваются. Если вы не знаете, как правильно хранить шины или где это делать, вот несколько советов.
Мытье и сушка.
Прежде всего, покрышки нужно вымыть, выковырять все камни и грязь, и высушить. Кондиционеры и блески для шин можете использовать по своему желанию.
Самое время проверить шины.
Это лучшее время найти трещины, различные дефекты и проверить износ. Проверьте глубину протектора, чтобы в случае чего, вы могли заранее подготовиться к покупке нового комплекта.
Автомобильные шины – не просто кусок резины. От них зависит как ваш комфорт при вождении, так и безопасность. В этой статье мы разобрались во многих вещах, но это далеко не всё, благо в интернете достаточно информации. Следите за своими шинами, и тогда у вас не будет с ними проблем.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.
На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.
Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.
Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.
В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.
Если рядовой автовладелец может просто сменить шины в автосервисе и сдать их по программе утилизации, то бюджетным организациям приходится вести документацию, которая отразит соответствие всех операций требованиям безопасности дорожного движения и экономического законодательства.
Списанию подлежат шины, которые нельзя эксплуатировать в силу износа или повреждений:
- если стерт протектор и его рисунок возвышается менее чем на 1,6 мм (для легковых авто), 1 мм (для грузовиков), 2 мм (для автобусов);
- если прошел установленный срок использования или шины прошли предельно возможное количество километров;
- если на покрышке обнаружены повреждения, обнажающие корд;
- если повреждены диски и ободья колес (нарушена форма, есть видимые повреждения в виде трещин, наличествуют дефекты крепления).
Операции по списанию непригодных к использованию шин должны быть отражены в документах бухгалтерского учета. На сегодняшний день нет законодательства, в полной мере регламентирующего процесс вывода покрышек из эксплуатации, и большинство организаций либо руководствуются рекомендациями временных норм, либо самостоятельно устанавливают срок службы данных изделий.
Важно понимать, что использование изношенных или поврежденных шин опасно. Истертый протектор увеличивает тормозной путь и ухудшает управляемость автомобиля, а повреждения, затрагивающие корд, могут привести к разрыву резины на ходу и, как следствие, к аварии.
Все списанные шины должны быть сданы на утилизацию, ведь их нельзя уничтожить или захоронить с другими отходами. Для сдачи покрышек на переработку следует заключить договор с организацией, которая обеспечит пересылку резины до соответствующего завода.
3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.
3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.
Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.
Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.
3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.
Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.
Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.
Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:
Hi = H x K1 x K2,
где:
H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;
K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);
K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).
При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.
3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.
Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.
Таблица 1
СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ ШИН
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (КАТЕГОРИЯ M1)
№ п/п |
Базовая модель автомобиля |
Обозначение (типоразмер) шины |
Модель шины |
Среднестатистический пробег шины, тыс. км |
Автомобили отечественного производства и стран — членов СНГ |
||||
1. |
ВАЗ-1111 «Ока» и модификации |
135/80R12 |
БИ-308 |
35 |
2. |
ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, -2108, -2109 и модификации |
155-13/6,15-13 |
И-151 |
40 |
165-13/6,45-13 |
АИ-168У, М-145, С-110, Вл-20, VS-2 |
40 |
||
165/70R13 |
Бл-85, ВС-11, ВС-2, Бц-19, Я-508, КАМА-205, КАМА-503, МР-8 |
45 |
||
165/80R13 |
МИ-16-1, МИ-16, Я-370, Я-515 |
45 |
||
175/70R13 |
Бл-85, ВС-4, ВС-11, ВС-20, 10В, VS-12, М-202, М-204, Я-380, Я-458, Я-545, Я-552, И-391, БИ-391, ВлИ-391 |
45 |
||
М-232, О-78, Я-400, 15В, SPT-4 |
40 |
|||
185/65R13 |
БЦ-13, БЦ-16, К-161, К-177 |
45 |
||
3. |
ВАЗ-2121 «Нива» и модификации |
175-16/6,95-16 |
Вл-21, ВлИ-5 |
45 |
175/80R16 |
Я-457 |
45 |
||
ВЛИ-10 |
40 |
|||
185/75R16 |
К-156 |
45 |
||
VS-17, Вл-53 |
40 |
|||
4. |
ГАЗ-24 и модификации |
7,35-14 |
ИД-195, АИД-23, ВЛ-14, ВЛ-20 |
40 |
5. |
ГАЗ-3102, -31013, -31029, -3105, -33029, -24 и модификации |
205/70R14 |
ИД-220, ОИ-297, ИЛ-259, VS-1, КАМА-ART, КС-2, БЦИД-220, БЦ-1, И-371, И-503, НР-60, ЛМ-2, Бел-59, Я-426, Я-440, Я-436 |
50 |
М-227, М-217 |
45 |
|||
6. |
ГАЗ-3110 и модификации |
195/65R15 |
Л-8, КАМА Nicola, КАМА Grant, Я-437, Я-456, И-501 |
50 |
7. |
ГАЗ-14 «Чайка» |
9,35-15 |
ИЛ-126, ИЛ-137 |
24 |
8. |
ЗАЗ-968, -1102 и модификации |
155/70R13 |
Бц-11, БЛ-85, БЛ-85-1 |
45 |
6,15-13 |
И-151 |
40 |
||
9. |
ИЖ-2125, -2126, -2715, Москвич-408, -412, -423, -424, -427, -2136, -2140 и модификации |
6,45-13 |
М-145, Вл-20, БЦС-1, С-110 |
40 |
165/70R13 |
Я-370 |
40 |
||
165/80R13 |
МИ-16, М-190, Я-370 |
45 |
||
Вл-14, АИ-168У |
40 |
|||
175/70R13 |
ИН-251, 10В, ВлИ-391, И-391, БИ-391, Я-402 |
45 |
||
Я-400, С-129, SPT-4 |
40 |
|||
10. |
Москвич-2141 и модификации |
165/80R14 |
МИ-180 |
45 |
185/65R14 |
БЦ-5, И-394, БИ-394, М-239, 26В, К-187, Я-438, Я-460, Я-523, Я-540, VS-18 |
50 |
||
Автомобили зарубежного производства |
||||
1. |
BMW различных модификаций |
185/65R15, 195/65R15, 205/60R14 |
шины зарубежного производства |
50 |
2. |
Chevrolet различных модификаций |
195/70R14, 185/70R14, 235/55R15 |
шины зарубежного производства |
50 |
3. |
Daewoo различных модификаций |
175/70R13, 185/65R14 |
шины зарубежного производства |
45 |
4. |
Ford различных модификаций |
175/70R13, 185/65R13, 185/65R14, 185/70R14, 185/75R14, 195/70R14 |
шины зарубежного производства |
55 |
5. |
Hyundai различных модификаций |
195/70R14, 195/75R14, 205/60R15 |
шины зарубежного производства |
40 |
6. |
Honda различных модификаций |
185/70R14, 205/65R14, 185/65R15, 195/60R15, 185/65R15, 205/65R15 |
шины зарубежного производства |
50 |
7. |
Kia различных модификаций |
165/70R13, 175/70R13, 195/75R14 |
шины зарубежного производства |
45 |
8. |
Mercedes Benz различных модификаций |
185/70R14, 195/65R14, 195/75R14, 195/65R15, 205/60R15, 205/65R15 |
шины зарубежного производства |
50 |
9. |
Opel различных модификаций |
185/70R14, 195/70R14, 225/70R15, 225/75R16, 235/75R16 |
шины зарубежного производства |
60 |
10. |
SAAB различных модификаций |
185/65R15, 195/60R15, 205/65R15 |
шины зарубежного производства |
40 |
11. |
Renault различных модификаций |
175/70R13, 195/65R14 |
шины зарубежного производства |
55 |
12. |
Toyota различных модификаций |
165/70R13, 175/70R13, 195/70R14, 185/80R14 |
шины зарубежного производства |
50 |
13. |
Volkswagen различных модификаций |
165/70R13, 175/70R13, 185/65R14, 185/70R14, 205/70R14 |
шины зарубежного производства |
55 |
14. |
Volvo различных модификаций |
185/60R15, 185/65R15, 185/70R15, 195/70R15, 205/65R15 |
шины зарубежного производства |
50 |
Артем Артемов: Легкосплавные диски, бывает, «рубят» шину — поможет ли решить данную проблему переход на более высокий индекс нагрузки? И чем грозит такой переход?
В какой-то степени поможет. В качестве примера могу привести иномарки, продающиеся в России: большинство из них сегодня имеет избыточный индекс нагрузки.
Страшного ничего не случится — автомобиль станет чуть жестче, менее комфортным. Но на вопрос, насколько при этом снизится вероятность пробоя боковины, вряд ли кто-то сможет ответить.
Вместе с тем излишне жесткие шины отрицательно повлияют на ресурс элементов подвески, поскольку нагрузка на них увеличится.
Жизненный опыт подсказывает, что самые прочные шины, как правило, Bridgestone. Но из-за толстой боковины они обычно и самые тяжелые, что отрицательно сказывается на топливной экономичности автомобиля.
Alexey: При сезонной замене колес шиномонтажники перепутали местами левые и правые колеса так, что они вращались в обратном от правильного направлении. Я ощутил лучшую устойчивость автомобиля и повышенный колесный шум. Скажите, кроме быстрого износа чем я рисковал с точки зрения безопасности?
Абсолютно ничем, если эти шины не направленные. При вращении шины в одном направлении, при троганиях и торможениях ее протектор со временем уподобляется (конечно, утрированно) некоему храповику, который слегка проскальзывает в одну сторону. А теперь его заставили вращаться в обратную сторону — конечно, выступающие «углы», натыкаясь на асфальт, будут издавать дополнительный шум. Но недолго, пока протектор не притрется и не примет вид, надлежащий направлению вращения. Если вы проездили порядка 100–300 км, в зависимости от режимов движения, нет смысла переворачивать шины, поскольку наступите на те же «грабли».
Если шины имеют направленный рисунок и установлены «наоборот» — в лужах вода не будет удаляться из пятна контакта. Машина может всплыть на низкой скорости и потерять управление. На сухой дороге ничего критичного не произойдет.
Илья Зямзин (вопрос от участника группы ВКонтакте): В чем суть балансировки колес шариками типа бисера и в каких целях такой способ выгодней использовать. Есть ли минусы?
Я так понимаю, суть та же, что и при использовании жидкостей или гелей для балансировки. На высокой скорости система (!) «шина + шарики/жидкость/и т.д.» самобалансируется под действием центробежных сил. На деле такие предложения не нашли широкого применения в легковых шинах. Я в такие «ленивые» балансировки не верю: на мой взгляд, это ненадежно, а если и работает, то недолго.
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.
В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.
«РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с «Классификацией автотранспортных средств») (с изм. от 07.12.2006)
Министра транспорта РФ
4 апреля 2002 года
до 1 января 2004 года
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПРОБЕГА ШИН АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В настоящем Руководящем документе приведены нормативно-технические материалы, устанавливающие нормы эксплуатационного пробега шин, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, O1, O2 и O3).
Документ предназначен для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации в целях планирования потребности в шинах, проведения финансовых расчетов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.