Порядок и условия признания лица инвалидом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и условия признания лица инвалидом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Где искать требования

Процесс оформления инвалидности описан в Постановлении Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».

В этом документе перечислена совокупность необходимых условий для признания гражданина инвалидом :

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Оформление группы инвалидности: в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма гражданину может быть установлена I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на два года, остальные – на один год. До 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид». В некоторых случаях группа инвалидности присваивается на весь срок жизни, без переосвидетельствования, это делается в тех ситуациях, где невозможна корректировка состояния и очевидно, что здоровье человека не изменится в лучшую сторону с течением времени.

При присвоении инвалидности указывается ее причина:

  • Общее заболевание.
  • Трудовое увечье.
  • Профессиональное заболевание.
  • Инвалидность с детства.
  • Военная травма.
  • Заболевание, полученное в период военной службы.
  • Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
  • И другие причины, полный список вы сможете найти в Постановлении Правительства, упомянутом выше.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

  • Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
  • Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
  • При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.

Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к обучению;

ж) способности к трудовой деятельности.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:

Читайте также:  Потеряна трудовая книжка: что делать

а) способности к самообслуживанию;

б) способности к передвижению;

в) способности к ориентации;

г) способности к общению;

д) способности контролировать свое поведение;

е) способности к трудовой деятельности;

ж) способности к обучению.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

2. Направление документов на рассмотрение в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

При каких условиях человека могут признать инвалидом

Причины инвалидности. В качестве причин признания инвалидности могут быть:

  • болезнь;
  • профзаболевание;
  • трудовая травма;
  • инвалидность с детства;
  • болезнь после радиационного воздействия и т.д.

Условия признания инвалидом. Человека признают инвалидом и нуждающимся в социальной защите при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Нарушено состояния здоровья, что привело к расстройствам функций организма.
  2. Имеются ограничения жизнедеятельности.

В частности, комиссия оценивает способность человека к:

  • самообслуживанию;
  • самостоятельному передвижению;
  • обучению;
  • ориентации;
  • общению;
  • способности контролировать свое поведение;
  • трудовой деятельности.

👍 Запоминаем: краткий алгоритм действий для оформления инвалидности

Для оформления инвалидности необходимо:

  • обратиться к своему лечащему врачу, чтобы он определил возможность проведения такого освидетельствования;
  • пройти медицинское обследование с целью получения информации о том, является ли желание пройти МСЭ и получить инвалидность у пациента оправданным;
  • собрать все необходимые документы;
  • направить их в бюро МСЭ лично или посредством своего лечебного учреждения;
  • присутствовать в назначенный день и час на освидетельствовании (если только оно не проводится заочно);
  • получить на руки справку об установлении одной из групп инвалидности или об отказе в таком действии.

Медико-социальная экспертиза проводится для того, чтобы установить наличие или отсутствие инвалидности, причины её наступления и сроки установления. Кроме того, рассчитывается степень потери профессиональной квалификации и определяется необходимость постоянного ухода. Задачей экспертизы также становится разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации человека.

По результатам рассмотрения поступившего направления на МСЭ, а также всех прилагаемых документов, бюро решает вопрос формата проведения МСЭ: заочно или очно. Определяет дату и время экспертизы и направляет человеку уведомление.

Во время экспертизы проводится комплексная оценка организма человека на основе его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных, а также его психологического здоровья.

В ходе проведения экспертизы ведётся протокол, а по её результатам составляют акт.

Классификация групп инвалидности

В зависимости от тяжести заболевания и степени нарушения здоровья, функционирования организма, а также ограничений в жизни человека, признанного инвалидом, могут быть установлены три группы инвалидности: I, II или III. Детям до 18 лет дополнительно присваивается категория «ребёнок-инвалид».

Две инвалидности по разным болезням установить нельзя. При этом все заболевания будут приниматься во внимание. Кроме того, группу могут повысить или понизить, если состояние здоровья ухудшилось или улучшилось.

В зависимости от присваиваемой группы и самого заболевания, инвалидность устанавливается на определённое время (1год, 2 года) или бессрочно. Категория «ребёнок-инвалид» может быть присвоена на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения 14 лет либо 18 лет.

По истечению этого срока человек должен пройти переосвидетельствование. Оно может проводиться как заочно, так и очно в течение месяца, до которого устанавливается срок инвалидности.

Люди, которые попадают в категорию «ребёнок-инвалид», после совершеннолетия проходят МСЭ в обязательном порядке, чтобы определить группу инвалидности.

⏰ Бессрочное оформление инвалидности

Оформление бессрочной инвалидности возможно в том случае, если у человека такие изменения в состоянии здоровья, что восстановление прежних функций организма и вместе с ними прежнего состояния здоровья невозможно.

Определить, установлена ли бессрочная группа инвалидности, можно на основании справки о присвоении той или иной группы, где остается открытой дата прохождения нового освидетельствования.

В том случае, если человек сам ощущает, что состояние его здоровья ухудшилось или улучшилось, он может подать заявление самостоятельно на прохождение процедуры переосвидетельствования в рамках медико-социальной экспертизы. Однако в этом случае, если группа будет понижена или повышена, сначала ее так же с установленной периодичностью необходимо будет подтверждать.

Читайте также:  Как рассчитать налог на прибыль?

Возможен ли пересмотр статуса спустя время?

Да, повторная оценка состояния человека возможна через некоторое время. Это касается как самого статуса, так и распределения по группам. В некоторых случаях повторная оценка состояния пациента даже необходима. При повторной оценке медицинская экспертная комиссия будет вновь оценивать физиологическое состояние человека, а также его возможности вести ту или иную трудовую деятельность, позволяющую ему обеспечивать себя всем необходимым для полноценной жизни в социуме.

Повторная оценка проводится в тех случаях, когда, например, пациент проходит медикаментозное или химиотерапевтическое лечение, призванное улучшить его состояние через какое-то время. Или же человек получает возможность пройти протезирование потерянной конечности или ему требовалось время на привыкание к протезу и т.д. Группа инвалидности может быть как повышена, так и понижена, а статус может быть аннулирован.

Если вы уверены в том, что решение экспертной комиссии было несправедливым (например, вам не был присвоен статус инвалида, хотя все необходимые документы и условия для этого имеются), то вы можете подать в суд. Однако учтите, что для удовлетворения иска вам потребуются все документы, подтверждающие вашу нетрудоспособность, тяжесть состояния и соответствия той или иной категории инвалидности.

Кто присваивает статус инвалида

Пропускать процедуру переосвидетельствования категорически нельзя, так как человек может лишиться права считаться инвалидом. При прохождении переосвидетельствования есть все шансы получить смену категории, если врачи сочтут, что человек идет на поправку или состояние его здоровья ухудшилось.

При удовлетворительном состоянии здоровья, человек может лишиться статуса инвалидности.
Направление на освидетельствование выдается лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от прав собственности, а также органами пенсионного обеспечения или социальной защиты.

Важно понимать, что человек самостоятельно может обратиться в бюро МСЭ, если ранее одна из организаций отказала ему в выдаче направления.

Иногда возникают определённые жизненные ситуации, которые требуют повторного проведения освидетельствования до указанных в справке сроков. Законодательство предусматривает и такой вариант.

Данная процедура может быть осуществлена не более чем за 2 месяца до окончания установленного комиссией МСЭ срока инвалидности.
К сожалению, члены комиссии, порой, принимают решения, основываясь на субъективных впечатлениях, произведённых лицом, проходящим освидетельствование инвалидности.

Именно поэтому, собираясь на очередную проверку комиссией медико-социальной экспертизы, нужно быть основательно подготовленным.

Как уже говорилось ранее, только комиссия имеет право признать человека недееспособным и дает ему определенную степень инвалидности. Все нарушения в здоровье человека можно поделить на такие группы:

  • Статодинамические – нарушение двигательных способностей, например, ограничены движения головы, тела, конечностей и имеются проблемы с координацией.
  • Нарушения психики, которые характеризуются невозможностью запоминания, восприятия окружающей действительности, отсутствием здравого мышления.
  • Речевые – заикание, сложности в изучении приемов письма, присутствие вербальной или невербальной речи.
  • Проблемы в работе кроветворной системы, обменных процессах, сбои в работе системы пищеварения или органов дыхания.
  • Физическое уродство – сильнейшие изменения в конфигурации тела или отдельных его частей.

Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см. текст в предыдущей редакции) г) инвалидность с детства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см. текст в предыдущей редакции) д) инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 772) (см.

Эксперт: Определять инвалидность следует по диагнозу

В случае, если гражданином, который претендует на получение статуса инвалида, является ребенок, то помимо основного пакета, также необходимо предоставлять дополнительные документы. Ими являются:

  • справка, содержащая в себе информацию о месте прописки и жительства ребенка (список документов для прописки новорожденного вы можете найти на нашем сайте);
  • оригинал и заверенную копию свидетельства о рождении (в случае если ребенок достиг четырнадцатилетнего возраста – паспорт);
  • оригинал и копию документа, удостоверяющего личность родителя, опекуна или попечителя;
  • заполненное заявление.

В случае, если вердикт медицинско-социальной экспертизы о присвоении статуса инвалида гражданину принял положительный сторону, то лицу выдается два документа:

  • справка о присвоенной группе инвалидности (может обладать сроком действия, в этом случае по его окончанию потребуется пройти процедуру переосвидетельствования);
  • программу реабилитации, которая подбирается индивидуально для каждого гражданина.

Два вышеописанных документа могут понадобиться при обращении в пенсионный фонд, органы социальной защиты, при получении льгот и денежных выплат и т.д. Кстати, о том, какие нужны документы в соцзащиту для инвалидов, вы можете прочитать на нашем сайте здесь.

Как получить направление на МСЭ — смотрите в видеосюжете ниже:

Статус инвалида не всегда выдается гражданину на бессрочной основе. В большинстве случаев он имеет определенный период действия, по окончании которого необходимо проходить процедуру переосвидетельствования.

Помимо того, что она требует предоставление основного пакета документов, необходимы следующие документы, которые нужны для МСЭК повторно:

  • индивидуально разработанную программу реабилитации;
  • справку об инвалидности, срок действия которой подходит к концу или уже истек.
Читайте также:  Кому и на сколько повысят пенсии в 2023 году

Таким образом, процесс получения статуса инвалида в нашей стране достаточно сложен. Любая неточность в предоставляемом пакете документов, выполнении процедуру и т.д. может значительно усложнить процесс. Во избежание этого, перед тем как обращаться в МСЭ, настоятельно рекомендуется пройти консультацию у вашего лечащего врача или у любого другого осведомленного специалиста.

Зачастую, лица с ограниченными возможностями относятся с недоумением к необходимости повторного освидетельствования, некоторые даже не являются для проведения медико-социальной экспертизы.

Тем не менее, следует понимать, что процедура назначается не столько для подтверждения факта инвалидности, сколько для контроля за произошедшими изменениями в состоянии здоровья за последние месяцы и корректировки реабилитационных мероприятий.

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

В каких случаях определяется инвалидность: критерии инвалидности ребенка

Если у взрослых инвалидность определяется по группам, в зависимости от степени физической дисфункции, то инвалидность детям до 18 лет не имеет градации. Т.е. всем детям, имеющим разную степень проблем со здоровьем присуждается статус “инвалид детства” и лишь по достижении совершеннолетия, данный статус либо отменяется (если ребенок лишился проблем), либо присваивается “взрослая” классификация (1-3 группа инвалидности).

Постановление правительства №95 (20.02.06) (далее — “Постановление”), определяет перечень условий, при котором ребенок может претендовать на социальный статус инвалида. К ним относятся:

  1. Явные нарушения функционирования организма. Они могут быть вызваны как врожденными дефектами, так и дефектами, приобретенными вследствие болезней или полученных травм (например: ДЦП)
  2. Нарушение у ребенка возможности социализации. При этом, выделяется как полное, так и частичное нарушение. Т.е. оценивается способность ребенка к общению, ориентации, самообслуживанию, передвижению и т.д. (например, как при пороке сердца, малыши с синдромом дауна, умственная отсталость, аутисты или при осложнениях дети диабетики)
  3. Необходимость реабилитационных мер
  4. Необходимость в социальном обеспечении

В каких случаях происходит отказ в инвалидности ребенку

В приказе Министерства труда№1024 выделены два важных критерия для оценки инвалидности ребенка:

  • Степень расстройства функций организма
  • Степень ограничения жизнедеятельности

Первый критерий имеет медицинский характер и определяется фактическими параметрами функционирования организма.

Второй критерий — позволяет оценить, насколько первый (проблемы со здоровьем) влияет на жизнь ребенка.

Это влияние выделяется в трех степенях и оценивается в процентах.

  • Если нарушения характеризуются как умеренныеа степень дисфункции составляет 40-60%, то после достижения совершеннолетия, ребенок получает третью группу инвалидности.
  • Если дисфункция в пределах 7080% — ребенок инвалид детства 2 группы.
  • 1 группа инвалидности детей присуждается при достижении 18-летнего возраста со степенью дисфункции 80100%.

Степень ограничения жизнедеятельности определяется возможностью ребенка социализироваться при наличии недуга.

Т.е. отказать ребенку в получении инвалидности могут, если у него есть серьезное заболевание, но он его преодолел и у него нет проблем с жизнью в конкурентной среде.

Если у ребенка ограниченная подвижность в суставах или легкая атрофия мышц, ему могут дать инвалидность, если он спортсмен. Если окажется, что ребенок отлично реализовал себя в IT-сфере, а существующая дисфункция не мешает ему жить, в инвалидности могут отказать.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *