Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не остановка по требованию сотрудника ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.
В каких случаях не могут оштрафовать за игнорирование требования остановки?
В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:
- Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
- Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.6 | Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах | 1000 руб. |
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.9 ч.2 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час | 500 руб. |
12.9 ч.3 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час | 1000 — 1500 руб. |
12.9 ч.4 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60, но не более 80 километров в час | 2000 — 2500 руб. или лишение прав на 4- 6 месяцев |
12.9 ч.5 | Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час | 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев |
12.9 ч.6 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ | 2000 — 2500 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
12.9 ч.7 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ | Лишение прав на 12 месяцев или 5000 руб. (штраф не может быть уплачен в размере половины стоимости) |
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:
- диска со световозвращателем красного цвета;
- жеста (когда необходимо, применяется жезл);
- громкоговорящего устройства.
Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.
Когда инспектор имеет право применить оружие?
Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.
Также использование оружия ограничивается некоторыми условиями:
- на линии огня и поблизости не должно находиться третьих лиц, которым может быть причинен ущерб;
- целиться необходимо не в нарушителя, а в его автомобиль (причиняемый вред должен быть минимальным);
- в результате выстрелов водитель не должен потерять управление ТС, так как это может привести к жертвам.
Таким образом, сотрудники ГИБДД стреляют по пытающейся скрыться машине только в крайних случаях, так как при применении оружия инспекторы тоже несут некоторую ответственность за последствия. Однако все перечисленные условия могут быть законно не соблюдены, если действия водителя предоставляют прямую угрозу жизни и здоровью инспекторов или окружающих людей и если другими методами, кроме применения табельного оружия, остановить преступника не выйдет.
За систематические нарушения отнимут права
В 2023 году планируется введение новых дорожных штрафов. Один из них – за систематическое нарушение правил дорожного движения. Теперь, если автомобилист в течение года трижды грубо нарушил ПДД, ему грозит лишение прав на 1,5 года. При этом в расчет берутся только постановления, выписанные ДПС. Нарушения, зафиксированные камерой, учитываться не будут.
В соответствии с новыми правилами для водителей, грубыми нарушениями считаются:
- проезд на красный свет светофора;
- превышение скорости на 60 км/ч и более;
- выезд на встречную полосу;
- непропуск авто на «главной»;
- разворот или поворот в неположенном месте;
- нарушение правил дорожного движения на железнодорожном переезде;
- непропуск пешехода.
Самое главное в законе о скрытом патрулировании
Сначала рассмотрим основы основ законодательства 2021 года, относящиеся к нашему вопросу. В данном случае ответ нам дают два нормативно-правовых акта.
Административный регламент, введённый Приказом №664, в частности, устанавливает, что:
- на ГИБДД возложена функция надзора за дорожным движением и штрафованию водителей (пункт 7.8),
- кроме того, пункт 7.10 обязывает сотрудников следить за безопасностью дорожного движения в России,
- а пункт 31 предписывает возможность такого надзора с использованием средств фиксации нарушений ПДД.
В то же время, есть и Кодекс об административных правонарушениях, который говорит нам следующее:
- с одной стороны, доказательствами по делу о правонарушении могут быть любые данные, полученные в ходе его выявления (статья 26.10, часть 1 КоАП РФ),
- с другой стороны, если такие доказательства получены с нарушением закона, они не могут быть использованы в деле (часть 3 этой же статьи).
Таким образом, чтобы выяснить, могут ли ГИБДД использовать скрытые патрули – скрытно снимать нарушения ПДД водителями и передавать съёмку на ближайший пост, чтобы те выписали штраф водителю, нужно понять законность такого метода. А исчерпывающий перечень возможностей при осуществлении надзора содержит тот же Административный регламент (Приказ №664) МВД. Именно о нём и будем говорить ниже.
Также следует учитывать, что у водителя могут быть объективные причины не останавливаться.
Рассмотрим их ниже:
- На трассе, где произошла ситуация, было слишком темно. На неосвещенных участках дороги лучше не рисковать и не останавливаться, даже если на первый взгляд кажется, что остановка происходит представителями службы ГИБДД. Мошенники и преступники могут маскироваться под сотрудников полиции. После остановки автомобиля водитель может стать их жертвой;
- Автовладелец решил не останавливаться, так как это было бы грубым нарушением правил дорожного движения. Как известно, на трассах присутствуют такие участки, на которых остановка строго запрещена (например, железнодорожные переезды и тому подобное). В таком случае водитель имеет право проигнорировать требование сотрудника ГИБДД, чтобы не создать почву для аварийных ситуаций на дороге.
На самом деле, причин не остановки человека по требованию представителя дорожной службы, достаточно мало. Но если они действительно объективны, суд обязательно примет их во внимание и сочтет это смягчающим обстоятельством.
В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт
Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:
- были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
- наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
- получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
- необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
- если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
- для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
- когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
- необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
- для проверки перевозимых в ТС грузов.
Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:
- диска со световозвращателем красного цвета;
- жеста (когда необходимо, применяется жезл);
- громкоговорящего устройства.
Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.
Наказания за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД
Естественно, в таком случае сотрудник полиции должен предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию. Согласно требованиям п.6.11 ПДД, при подаче полицейским сигнала остановки жестом или с помощью громкоговорителя, водитель должен остановить транспорт в указанном месте.
Однако если инспектор требует их вне поста, то лучше не стоит вступать с ним в конфликт, поскольку это может грозить административным задержанием на 15 суток согласно норме КоАП.
Просьба прояснить текущую ситуацию по причинам остановки тс инспектором, т.к. ранее знаю действовало уложение, что останавливать тс без причины (нарушения!), инспектора не имели права.
Городок в западно-американской степи. Салун. За столом сидят два ковбоя, местный и приезжий, и пьют виски. Вдруг по улице кто-то проносится на огромной скорости, паля во все стороны из револьверов. В салуне никто и ухом не ведёт.
Бесплатная консультация юриста
Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос — имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС — обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.
Если же «просьба» остановиться выражается иными способами, которые не понятны водителю и не прописаны в ПДД, он вправе не тормозить.
Сотрудник ГИБДД оформляет протокол Штраф за неостановку по требованию инспектора уполномочен оформлять представитель ГИБДД. Инспектор также определяет, на какую сумму оштрафовать водителя в установленных рамках. Если сотрудник решил начать преследование и успешно его завершил, на момент остановки он может только выписать штраф за уход от погони дпс.
Поэтому если раньше вы и могли проигнорировать теоретически требования инспектора об остановке автомобиля в том месте, где это прямо запрещалось регламентом МВД (опять же спорно, так как вы не можете заранее знать, с чем связана остановка автомобиля), то сегодня подобное неподчинение чревато административной ответственностью.
Для остановки автомобиля патрульный автомобиль начал преследование, к наряду ДПС подключились наряды патрульно-постовой службы. Водитель уходил от преследования по центральным улицам города, по Голиковке, Зареке, Кукковке.
Пулевое навылет. Тут уже придется найти тихую деревушку в глубинке с аппетитной вдовушкой, на а дальше санта-барбара или рабыня изаура- чистый лист, пиши че хошь.
Однако законодательно оговорен ряд ситуаций, когда водители могут проигнорировать требования полицейского об остановке ТС.
Убежал от дпс что будет
Поэтому, если они все же пытаются вас остановить, причина все-таки есть (или найдется).Но в том случае, если инспектор не уверен в своей правоте, у него недостаточно доказательств вашей вины, или остановка может привести к созданию аварийной ситуации – инспектор может «не обидеться» и оставить сей факт без внимания (и даже не сообщить об этом другим постам).На практике такое случается довольно часто (особенно если «не остановившийся» на «крутой» машине с затонированными стеклами).Но надеяться на это не стоит: бывали случаи, когда инспекторы для остановки автомобиля выбегали в третью (!) полосу движения или начинали погоню (см.
дальше).Вариант погони, в принципе, маловероятен, так как для погони придется собирать аппаратуру (а дежурят в основном со стационарными измерителями скорости) или задействовать другой/другие экипажи.Тем не менее, такое случается. Скажу сразу – играть в героя с сотрудниками ГАИ я бы не советовал.
Пересечение сплошной: будущее штрафования на дорогах России
Существующие камеры ГИБДД позволяют фиксировать нарушения ПДД на дороге. Время от времени появляются новые места контроля: переходы, остановки, пешеходные переходы и другие. В будущем камеры могут охватить еще больше нарушений, в том числе пересечение сплошной полосы разметки.
Камеры ГИБДД поставят на перекрестках и трассах, где нарушают правила пересечения сплошной линии разметки. Они установятся на фаркопах или в специальных камерах на выделенных местах. GPS-трекеры на машинах будут информировать камеры о времени проезда и нарушениях. Водители могут смотреть на камеру еще до перехода сплошной полосы, чтобы успеть остановиться.
Также, на пересечениях будут установлены камеры светофора и камеры контроля скорости. Превышение скорости на переходе сплошной также будет фиксироваться камерами, что может привести к штрафам. Камеры будут фотографировать нарушения и отправлять сигнал о возможности наложения штрафа через систему онлайн-оплаты. Водители смогут оспорить штраф по заявке в ГИБДД в течение 10 дней после прихода извещения.
Практическое применение новых камер позволит обезопасить движение на дорогах и уменьшить количество аварий. В дальнейшем ГИБДД планирует установить подобные камеры на остановках, пересекаемых пешеходных переходах, выезде из парковок и на других местах. В будущем количество штрафов за пересечение сплошной может значительно увеличиться, поэтому уже сейчас стоит понимать правила движения и соблюдать их везде, где возможно пересечение сплошной разметки.
- Камеры будут контролировать пересечение сплошной линии разметки на дороге;
- Они будут установлены на фаркопах, выделенных местах и перекрестках;
- Нарушения будут фиксироваться камерами и сообщаться водителям через систему онлайн-оплаты;
- Количество штрафов за пересечение сплошной может увеличиться в будущем.
Как соблюдать правила дорожного движения?
Перед выездом на дорогу нужно проверить работоспособность вашей машины. Проверьте фары и сигналы, радио, gps-трекеры и все, что нужно для безопасного проезда.
Учитывайте правила остановки и выезда на дорогу. Никогда не останавливайтесь на проезжей части, даже на несколько секунд. А если вам нужно что-то проверить, то остановитесь на обочине, не мешая другим участникам движения.
Если вы хотите избежать штрафов за нарушения ПДД, то учитывайте существующие камеры контроля. Некоторые камеры фиксируют скорость, другие видят, когда вы переезжаете сплошную или заезжаете на выделенную полосу. Кроме того, камеры могут фотографировать нарушения при возможности перехода и красный свет на светофорах.
Если вы хотите быть в курсе о возможных штрафах, то убедитесь, что вы получили уведомление о нарушении. В общей сложности вам будут высланы два извещения. В первом вы узнаете о нарушении, а во втором вы будете информированы о штрафе.
В случае нарушения правил дорожного движения вы можете лишиться прав или получить штраф. Если вы считаете, что штраф наложен неправомерно, то у вас есть возможность его обжаловать в суде.
И самое главное: соблюдайте правила дорожного движения, уважайте других участников и будьте максимально внимательны на дороге.