Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительное пенсионное страхование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.
В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Реализация права на дополнительное пенсионное страхование
Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.
Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.
Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.
Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.
При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.
Размеры и порядок уплаты добровольных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд для последующего инвестирования
Добровольно вступая в правовые отношения, регулирующие уплату дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии, застрахованные лица самостоятельно определяют их размер исходя из своего материального положения.
Ежемесячный страховой взнос устанавливается в процентах от базы удержания (заработной платы, вознаграждения) либо фиксированной суммы.
Уплату производит работодатель одновременно с обязательными взносами.
К добровольному страхованию работников по обеспечению в старости относят и корпоративное страхование, когда величину страхового взноса назначает наниматель.
Привлеченные дополнительные средства Пенсионный фонд передает для инвестирования в негосударственный ПФ.
Для достижения большей доходности вложений застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать организацию, которая будет инвестировать накопительную часть пенсии, включая добровольные накопления.
При увольнении не работающие граждане самостоятельно уплачивают добровольные взносы посредством любой кредитной организации. По истечении квартала, в котором взносы уплачивались самостоятельно, застрахованное лицо в 20-дневный срок представляет территориальному органу ПФ копии платежных инструкций, подтверждающих произведенные перечисления.
Различия договоров ОПС и ДПС
Существует ряд отличий системы ДПС от обязательного страхования:
- ДПС гарантируется договором, а ОПС – государством.
- Добровольное страхование требует волеизъявления сторон, ОПС – осуществляется в обязательном порядке.
- ДПС позволяет страхователю выбирать тарифы и регламент выплаты взносов; тарифы и налоговая база по обязательному страхованию определяется действующим законодательством.
- Страхователь по договору ДПС самостоятельно выбирает компанию, которая будет накапливать и преумножать вложенные им средства; отчисления по ОПС направляются в ряд определённых внебюджетных фондов.
- Бюджет НПФ формируется за счёт доходов от инвестиционной деятельности и вкладов, бюджет госфондов обязательного страхования формируется за счёт взносов работодателей и предпринимателей.
- В ДПС более важным понятием считается схема страхования, а в ОПС ключевыми показателями выступают установленный государством тариф и процентная ставка для базы налогообложения.
ДПС служит дополнением к ОПС, поэтому выплаты по страховому договору называются дополнительной пенсией.
Формирование накопительной пенсии
Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.
Социальное обеспечение — это забота государства о своих гражданах, которые являются нетрудоспособными и по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.
Существует много видов классификации видов социального обеспечения: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.
Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в трудной жизненной ситуации.
Примечание: трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015г. № 358-ФЗ)
Классифицировать виды социального обеспечения можно: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
Обязательным называют пенсионное страхование, действующее в силу закона, охватывая все категории населения.
C принятием Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании» в 2002 году в России началась пенсионная реформа. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию.
Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке, формируя дополнительно накопительную часть.
Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства туда перечисляются непосредственно из Пенсионного Фонда России по умолчанию, то есть, в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны».
Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду. По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будет выплачиваться пожизненная пенсия.
Различия договоров ОПС и ДПС
Существует ряд отличий системы ДПС от обязательного страхования:
- ДПС гарантируется договором, а ОПС – государством.
- Добровольное страхование требует волеизъявления сторон, ОПС – осуществляется в обязательном порядке.
- ДПС позволяет страхователю выбирать тарифы и регламент выплаты взносов; тарифы и налоговая база по обязательному страхованию определяется действующим законодательством.
- Страхователь по договору ДПС самостоятельно выбирает компанию, которая будет накапливать и преумножать вложенные им средства; отчисления по ОПС направляются в ряд определённых внебюджетных фондов.
- Бюджет НПФ формируется за счёт доходов от инвестиционной деятельности и вкладов, бюджет госфондов обязательного страхования формируется за счёт взносов работодателей и предпринимателей.
- В ДПС более важным понятием считается схема страхования, а в ОПС ключевыми показателями выступают установленный государством тариф и процентная ставка для базы налогообложения.
ДПС служит дополнением к ОПС, поэтому выплаты по страховому договору называются дополнительной пенсией.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Основные аспекты при выборе фонда и заключении договора
Для начала нужно выбрать надежный фонд. На первых этапах важно выяснить подробную информацию о компании, с которой вы собираетесь заключать договор. Главные критерии выбора:
- наличие лицензии;
- рейтинг;
- доходность;
- надежность;
- прозрачность и доступность информации.
Заключение договора происходит в несколько этапов:
- Выбрав фонд, нужно обратиться в его ближайших офис обслуживания и заполнить заявление. Вы также можете отправить заявку в режиме онлайн на официальном сайте фонда.
- Для подписания соглашения потребуются документы: паспорт и страховое свидетельство (где получить СНИЛС, читайте здесь, а в этой статье рассказано, как узнать номер страхового документа).
- В офисе компании вы выбираете пенсионный план, по которому будете вносить средства.
- На ваше имя открывают счет.
- По условиям договора вы вносите на него определенную сумму в установленный в соглашении период. Каждый год сумма, хранящаяся на личном счете, увеличивается за счет полученной инвестиционной прибыли фонда.
- При наступлении пенсионного возраста фонд рассчитывает вам пенсию в соответствии с выбранным вами планом.
Ответы на распространенные вопросы про добровольное пенсионное страхование
Вопрос №1: На что ориентироваться при выборе негосударственного пенсионного фонда?
Ответ: Каждый вкладчик ориентируется исключительно на собственные возможности и предпочтения, учитывая размер своей зарплаты, периодичность, с которой у него появляются деньги для совершения взносов, количество свободных денег и т.д. Практически все условия, на которых будет назначена и начислена пенсия, определяются самим будущим пенсионером. Помочь с выбором может рейтинг подобных учреждений, составленный агентством “Эксперт РА”.
Вопрос №2: Какое государственное учреждение занимается осуществлением контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов?
Ответ: Уполномоченным органом является Пенсионный Фонд России, однако, какого-либо участия данное государственное учреждение в работе НПФ не принимает. Единственная его задача – контролировать, чтобы граждане не были обмануты. Все НПФ проходят предварительную государственную аккредитацию.
Добровольное пенсионное страхование и не государственное пенсионное обеспечение, что это?
В нашей стране пенсии гарантируются государством и выплачиваются за счет бюджетных средств из Пенсионного фонда РФ. Такие пенсии помогают обеспечить только минимальный прожиточный минимум, а возможность обеспечить себе при наступлении несчастного случая или окончания трудовой деятельности достойный доход существует, если заключить договор негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования.
Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется негосударственными пенсионными фондами. Их деятельность регулируется Федеральным законом « О негосударственных пенсионных фондах». Такой фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от участия по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию. Негосударственные пенсионные фонды также занимаются сбором пенсионных вкладов, размещением пенсионных резервов, выплатой негосударственных пенсионных вкладов. Важно отметить, что деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит обязательному лицензированию.
Между фондом и вкладчиком фонда заключается договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому вкладчик обязуется регулярно уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязан выплачивать участнику негосударственную пенсию.
Договор негосударственного пенсионного страхования, как правило, должен содержать следующие пункты: Предмет договора, сведенья о сторонах, права и обязанности сторон, порядок и условия внесения пенсионных взносов, порядок выплаты негосударственной пенсии, ответственность сторон за несоблюдение своих обязательств, сроки действия и прекращения договора, условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования споров, реквизиты сторон. Вкладчики и участники фонда имею следующие права, которые не могут быть изменены или отменены пенсионным фондом.
Вкладчики имеют право:
- Требовать от фонда исполнения обязательств по пенсионному договору;
- Требовать от фонда выкупных сумм;
- Получать негосударственную пенсию в соответствии с Федеральным законом.
Краткий экскурс в историю
Пенсионная модель в СССР носила распределительный характер. Выплаты производились из средств государственного бюджета, который, в свою очередь, включал средства бюджета государственного социального страхования, пополняемого взносами предприятий. Трудовой стаж влиял на размер пенсии, однако, прямых отчислений для этих целей с заработных плат не было.
Данная пенсионная модель просуществовала до 2002 года. К пенсионной реформе привели несколько факторов. Нагрузка на госбюджет увеличивалась, так как росла доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению. Ситуацию усугубляла необходимость ежегодной индексации пенсий в связи с ростом инфляции.
Далее произошли следующие ключевые изменения в пенсионной системе РФ:
- 2002 год: введен новый накопительно-распределительный подход к формированию пенсионных выплат. Частично пенсия по-прежнему гарантируется государством, но значительная часть отдана под ответственность самого гражданина. У каждого появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел от заработанного дохода, а не напрямую от трудового стажа.
- 2004 год: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. У граждан появилась возможность передавать управление накопительной частью пенсии в НПФ, чтобы увеличить будущий доход.
- 2008 год: начала действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.
- 2010 год: установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.
- 2013 год: Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2024 году достигнет 15 лет.
- 2014 год: «заморозка» накопительной части пенсии. Все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.
- 2015 год: с 1 января в РФ действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, а в пенсионных коэффициентах или баллах.
- 2019 год: начало постепенного повышения общеустановленного возраста (у женщин до 60 лет, у мужчин до 65 лет), дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.