Государственный земельный надзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный земельный надзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земли в нашей стране много. Основной собственник — это государство. В частной собственности находится лишь незначительный объем земельных участков. Государство несет ответственность за свое имущество и всеми возможными силами поддерживает его в надлежащем состоянии. Как это касается земли? Для сохранения и оптимизации земельных ресурсов была введена программа землеустройства, которая строго регулируется на законодательном уровне (78-ФЗ от 18.06.2001).

Как проводится землеустройство

Как выглядит землеустройство на практике? Вы приобретаете земельный участок, который абсолютно непригоден к эксплуатации. Его нужно исследовать, измерить, в некоторых случаях размежевать, оценить состояние. И только после этого можно приступать к возделыванию и эксплуатации земли. Весь этот комплекс работ и является землеустройством.

Но есть один серьезный момент — собственники земли не вправе самостоятельно проводить землеустроительные процедуры. Владельцы земельных участков могут выступить с инициативой землеустройства и передать ее на рассмотрение в органы государственной власти или местного самоуправления — надлежит подать ходатайство в специальный комитет по вопросам землевладения. Только в их юрисдикции принятие решения о проведении таких работ. Основанием для землеустройства также является решение судебных органов.

А вот юридические лица и ИП, использующие участки для своих коммерческих целей, могут организовывать землеустройство без получения специальных разрешений. Между заказчиком и компанией, осуществляющей услуги по анализу и измерению наделов, заключается соответствующий договор.

Землеустройство для частных собственников состоит в основном из измерительных процедур — определения площади, границ и координат надела, межевания, топографической и аэросъемки. По заказу владельца землеустроители могут провести и аналитическую работу — оптимизировать земельные ресурсы и предложить наиболее эффективные варианты возделывания и использования участка.

По результатам измерительных и исследовательских процедур разрабатывается землеустроительная документация — планы, карты, атласы, технические паспорта, текстовые отчеты. Оформлением технических документов занимается кадастровая служба. Все эти регистры являются прямым основанием для регистрации прав собственности на земельный надел.

Особыми методами землеустройства являются разного рода съемки (кадастровая, аэросъемка), почвенные и экологические исследования, топография, межевание.

Межевание проводится с целью выделения и изучения границ земельных наделов. Отметим еще раз, инициировать и провести все эти работы просто для изучения состояния земли у частного собственника не получится. Для проведения измерения нужно получать специальное разрешение.

Правовое регулирование рекультивации, консервации и мелиорации земель

Особыми способами обеспечения сохранности, увеличения и восстановления плодородия земель являются меры по рекультивации, консервации и мелиорации земель. Характер таких мер определяется природными особенностями земли как природного ресурса. При правильной научно обоснованной обработке земля способна не только служить человеку вечно, но и обладает способностью к постоянному увеличению почвенного плодородия. Нередко возможно восстановить утраченное или ухудшенное в результате антропогенной деятельности плодородие земель.

Рекультивация земель. Статья 101 ЗК обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственных оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при работах, связанных с нарушением земель.

Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Действуют также Основные положения о .рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роском-зема от 22 декабря 1995 г. № 525/67. Этот нормативный правовой акт регулирует порядок выдачи разрешений на внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова; приемку и передачу рекультивированных земель, учет нарушенных земель и контроль за рекультивацией земель и применение мер ответственности на нарушение обязанностей по рекультивации.

Консервация земель. В соответствии со ст. 101 ЗК в случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации, а также карантинными вредителями и болезнями растений предусматривается консервация земель.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) утверждено Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. Консервация земель, или временное исключение их из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или изменяется целевое назначение земель.

Консервации подлежат, сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными почвами, и другие, когда использование по целевому назначению этих земель приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки; земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.

Деградированные сельскохозяйственные угодья и загрязненные земли выявляются путем обследований. По результатам обследований изготавливаются карты, картограммы, таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель, а также подготавливается заключение по их дальнейшему использованию (введение специального режима использования земель, изменение их целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и примерный перечень мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель).

Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошли деградация и загрязнение земель. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами утвержден приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г.

Убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства определяются по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при условии своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.

Читайте также:  Какие выплаты положены матерям одиночкам?

Мелиорация земель. Порядок проведения работ по мелиорации земель регулируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель». Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Закон дает следующее определение мелиорации земель (ст. 2). Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Различаются следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Работы по мелиорации земель проводятся на основе соответствующих планов. Мелиорация земель планируется Минсельхозом РФ в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

Что такое землеустройство: его виды, объекты

Одним из важных направлений законодательства, которое помогает в планировании, изучении, организации рационального использования ресурсов является землеустройство – что это такое, определение термина, какие основные цели и задачи выполняет эта наука, и что является ее объектом, рассмотрим детальнее в этой статье.

Эта отрасль является правовой категорией, которая регулирует разные сферы эксплуатации участков. Она подразумевает выполнение соответствующих изысканий, мероприятий, и применяется в случаях:

  • при изменениях площади, границ наделов;
  • для улучшения качества проблемных территорий;
  • с целью защиты земли от влияния природных катаклизмов;
  • восстановление почвы после чрезвычайных ситуаций.

Для разработки проекта в этой области выполняют определенную последовательность работ:

  • получают информацию о качестве земли;
  • составляют планы по использованию;
  • делают опись, содержащую данные о свойствах почвы;
  • определяют границы объекта.

Специалисты в этой сфере занимаются в первую очередь контролем и сохранением ресурсов.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО — сис­те­ма пра­во­вых, эко­но­мических и ин­же­нер­но-тех­нических дей­ст­вий и ме­ро­прия­тий по уст­рой­ст­ву тер­ри­то­рии.

Тер­мин поя­вил­ся в Рос­сии в 1906 году, с на­ча­лом сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­мы.

Землеустройство в РФ — сис­те­ма ме­ро­прия­тий по изу­че­нию со­стоя­ния зе­мель, пла­ни­ро­ва­нию и ор­га­ни­за­ции их ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны, об­ра­зо­ва­нию но­вых и упо­ря­до­че­нию су­ще­ст­вую­щих объ­ек­тов землеустройства и ус­та­нов­ле­нию их гра­ниц на ме­ст­но­сти, ор­га­ни­за­ции ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния гра­ж­да­на­ми и юри­дическими ли­ца­ми зе­мель­ных уча­ст­ков для осу­ще­ст­в­ле­ния сельскохозяйственного про­изводства, а так­же по ор­га­ни­за­ции тер­ри­то­рий, ис­поль­зуе­мых об­щи­на­ми ко­рен­ных ма­ло­численных на­ро­дов Се­ве­ра, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка РФ.

Объ­ек­ты землеустройства: тер­ри­то­рии субъ­ек­тов РФ, тер­ри­то­рии му­ни­ци­паль­ных и др. административно-территориальных об­ра­зо­ва­ний, тер­ри­то­ри­аль­ные зо­ны, зе­мель­ные уча­ст­ки, а так­же час­ти ука­зан­ных тер­ри­то­рий, зон и уча­ст­ков.

За­да­чи землеустройства: из­ме­не­ние гра­ниц и оп­ре­де­ле­ние гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, ог­ра­ни­чен­ных в ис­поль­зо­ва­нии; пре­дос­тав­ле­ние и изъ­я­тие зе­мель­ных уча­ст­ков; пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ис­поль­зуе­мых гра­ж­да­на­ми и юри­дическими ли­ца­ми зе­мель­ных уча­ст­ков для осу­ще­ст­в­ле­ния сельскохозяйственного про­изводства; вы­яв­ле­ние на­ру­шен­ных зе­мель и зе­мель, под­верг­ших­ся не­га­тив­ным воз­дей­ст­ви­ям; про­ве­де­ние ме­ро­прия­тий по вос­ста­нов­ле­нию, кон­сер­ва­ции, ре­куль­ти­ва­ции и за­щи­те зе­мель от не­бла­го­при­ят­ных воз­дей­ст­вий.

Современное землеустройство на­прав­ле­но на ре­гу­ли­ро­ва­ние зе­мель­ных от­но­ше­ний и ор­га­ни­за­цию пол­но­го и ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зем­ли как сред­ст­ва про­изводства, опе­ра­ци­он­но­го ба­зи­са и при­род­но­го ре­сур­са, а так­же как не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва.

Эко­но­мическая сущ­ность землеустройства — пол­ное со­от­вет­ст­вие форм и эле­мен­тов ор­га­ни­за­ции тер­ри­то­рии (пло­щадь, раз­ме­ще­ние, кон­фи­гу­ра­ция, струк­ту­ра зе­мель­ных уча­ст­ков, их гра­ни­цы) по­треб­но­стям и фор­мам ор­га­ни­за­ции и по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти об­щественного про­изводства, тех­но­ло­гии вы­пол­не­ния про­из­водственных про­цес­сов на зем­ле.

По­ря­док про­ве­де­ния землеустройства ус­та­нав­ли­ва­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми (например, «О зем­ле­уст­рой­ст­ве», 2001 год), за­ко­на­ми и ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми субъ­ек­тов РФ.

Юри­дические ли­ца или ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли мо­гут про­во­дить лю­бые ви­ды ра­бот по землеустройству без специальных раз­ре­ше­ний, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.

Землеустройство про­во­дит­ся по ини­циа­ти­ве упол­но­мо­чен­ных ис­пол­нительных ор­га­нов государственной вла­сти, ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, соб­ст­вен­ни­ков зе­мель­ных уча­ст­ков, зем­ле­поль­зо­ва­те­лей, зем­ле­вла­дель­цев или по ре­ше­нию су­да.

Ут­вер­ждён­ный про­ект землеустройства пе­ре­но­сит­ся в на­ту­ру с за­кре­п­ле­ни­ем на ме­ст­но­сти ме­же­вы­ми зна­ка­ми.

Изу­че­ние со­стоя­ния зе­мель, на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го пла­ни­ру­ют­ся ос­таль­ные зем­ле­уст­ро­ительные ме­ро­прия­тия, вклю­ча­ет: поч­вен­ные, гео­бо­та­нические и др.

об­сле­до­ва­ния с це­лью вы­яв­ле­ния тер­ри­то­рий, под­вер­жен­ных не­га­тив­ным воз­дей­ст­ви­ям (эро­зии, под­то­п­ле­нию, за­бо­ла­чи­ва­нию, за­гряз­не­нию, за­ра­же­нию и др.); гео­де­зические и кар­то­гра­фические ра­бо­ты; оцен­ку ка­че­ст­ва зе­мель, в т. ч.

бо­ни­ти­ров­ку почв; ин­вен­та­ри­за­цию зе­мель для уточ­не­ния или ус­та­нов­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния объ­ек­тов землеустройства и их гра­ниц, для вы­яв­ле­ния не­ис­поль­зуе­мых или ис­поль­зуе­мых не по це­ле­во­му на­зна­че­нию объ­ек­тов и др.

Раз­ли­ча­ют тер­ри­то­ри­аль­ное землеустройство и внут­ри­хо­зяй­ст­вен­ное землеустройство.

Тер­ри­то­ри­аль­ное землеустройство вклю­ча­ет об­ра­зо­ва­ние но­вых и упо­ря­до­че­ние су­ще­ст­вую­щих зем­ле­вла­де­ний и зем­ле­поль­зо­ва­ний, а так­же ме­же­ва­ние объ­ек­тов землеустройства.

Об­ра­зо­ва­ние но­вых и упо­ря­до­че­ние су­ще­ст­вую­щих объ­ек­тов землеустройства про­во­дят­ся при из­ме­не­нии гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, в т. ч. в це­лях уст­ра­нения не­дос­тат­ков в их рас­по­ло­же­нии (вкли­ни­ва­ния, вкра­п­ли­ва­ния, из­ло­ман­но­сти и др.

); вос­ста­нов­ле­нии гра­ниц объ­ек­тов землеустройства; пре­дос­тав­ле­нии зе­мель­ных уча­ст­ков гра­ж­да­нам и юри­дическим ли­цам; изъ­я­тии (в т. ч. пу­тём вы­ку­па) зе­мель­ных уча­ст­ков; со­вер­ше­нии сде­лок с зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми и в др. слу­ча­ях пе­ре­рас­пре­де­ле­ния зе­мель.

Ме­же­ва­ние со­сто­ит в ус­та­нов­ле­нии на ме­ст­но­сти гра­ниц объ­ек­тов землеустройства, за­кре­п­ле­нии их ме­же­вы­ми зна­ка­ми и оп­ре­де­ле­нии их ко­ор­ди­нат. Внут­ри­хо­зяй­ст­вен­ное землеустройство яв­ля­ет­ся ос­но­вой ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и ох­ра­ны зе­мель кон­крет­ной сельскохозяйственной ор­га­ни­за­ции.

Оно вклю­ча­ет раз­ме­ще­ние про­из­водственных под­раз­де­ле­ний и хо­зяйственных цен­тров, ма­ги­ст­раль­ных внут­ри­хо­зяйственных до­рог; ор­га­ни­за­цию сис­те­мы се­во­обо­ро­тов; уст­рой­ст­во тер­ри­то­рий се­во­обо­ро­тов, мно­го­лет­них на­са­ж­де­ний, па­ст­бищ и се­но­ко­сов; про­ве­де­ние рас­чё­тов эко­ло­гической, эко­но­мической и со­ци­аль­ной эф­фек­тив­но­сти про­ек­та. На ос­но­ве про­ек­та внут­ри­хо­зяйственного землеустройства обес­пе­чи­ва­ет­ся вне­дре­ние сба­лан­си­ро­ван­ных сис­тем зем­ле­де­лия, про­ве­де­ние куль­тур­тех­ни­че­ских ра­бот, аг­ро­ле­со­ме­лио­ра­тив­ных, гид­ро­ме­лио­ра­тив­ных и др. ме­ро­прия­тий, на­прав­лен­ных на по­вы­ше­ние и со­хра­не­ние пло­до­ро­дия почв.

До­ку­мен­ты, под­го­тов­лен­ные в ре­зуль­та­те про­ве­де­ния землеустройства, ис­поль­зу­ют­ся при пе­ре­рас­пре­де­ле­нии зе­мель, а так­же для ве­де­ния государственного зе­мель­но­го ка­да­ст­ра и мо­ни­то­рин­га зе­мель.

В про­цес­се раз­ра­бот­ки про­ек­тов землеустройства и на их ос­но­ве оп­ре­де­ля­ют­ся ком­пен­са­ци­он­ные пла­те­жи при пе­ре­рас­пре­де­ле­нии и изъ­я­тии зе­мель­ных уча­ст­ков для государственных или му­ни­ци­паль­ных нужд; ус­та­нав­ли­ва­ют­ся убыт­ки и по­те­ри сельскохозяйственного про­изводства и лес­но­го хо­зяй­ст­ва при тех же дей­ст­ви­ях; рас­счи­ты­ва­ют­ся стои­мо­ст­ные по­ка­за­те­ли эк­ви­ва­лент­но­го и не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на зе­мель­ны­ми уча­ст­ка­ми в хо­де зе­мель­но­го обо­ро­та; го­то­вят­ся зем­ле­уст­ро­ительного де­ла с ус­та­нов­ле­ни­ем стои­мо­ст­ных ха­рак­те­ри­стик зе­мель­ных уча­ст­ков, вы­став­ляе­мых на аук­цио­ны, и др.

Зем­ле­уст­ро­ительное де­ло вклю­ча­ет в се­бя зем­ле­уст­ро­ительную до­ку­мен­та­цию в от­но­ше­нии ка­ж­до­го объ­ек­та землеустройства и др. ма­те­риа­лы, ка­саю­щие­ся это­го объ­ек­та.

К ви­дам зем­ле­уст­ро­ительной до­ку­мен­та­ции от­но­сят­ся: ге­не­раль­ная схе­ма землеустройства тер­ри­то­рии РФ; схе­мы землеустройства тер­ри­то­рий субъ­ек­тов РФ, му­ни­ци­паль­ных и др.

Подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне, — это нормативные правовые акты, принимаемые в развитие и во исполнение федеральных законов Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

После принятия ЗК РФ и иных актов земельного законодательства указы Президента Российской Федерации перестали играть ту роль, которая им отводилась на начальном этапе земельной реформы. Они уже больше не выполняют функцию заполнения нормативно-правового вакуума в условиях отсутствия законодательных предписаний по вопросам земельных отношений. В то же время следует отметить, что они остаются источником земельного права, о чем свидетельствует п. 1 ст. 2 ЗК РФ: «Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам».

На подзаконном уровне эффективным регулятором отношений по производству землеустройства становится Правительство Российской Федерации, которое принимает постановления в силу предписания законодательного акта или исходя из необходимости более детального регламентирования данной сферы общественных отношений (Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» , от 11 июля 2002 года N 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» , от 29 декабря 2008 года N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» , от 12 июля 1993 года N 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» и др.).

Читайте также:  Обновление правил расчета и уплаты страховых взносов в 2023 году

Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2870.
Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 29. Ст. 2686.

Нормативные правовые акты, регламентирующие производство землеустройства, могут приниматься также федеральными органами исполнительной власти. Административная реформа в Российской Федерации привела к неоднократным изменениям и трансформациям организационной основы государственного регулирования землеустройства. Упразднялись прежние и создавались новые государственные органы, наделенные полномочиями по нормативно-правовому регулированию производства землеустройства. Это в конечном итоге привело к тому, что в настоящее время продолжают действовать в порядке юридического переживания нормативные правовые акты по землеустройству, принятые уже не существующими государственными органами либо органами, которые в ходе административной реформы были лишены полномочий по нормативно-правовому регулированию (Роскомзем, Госкомзем, Минприроды России, Росземкадастр и др.).

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений. В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы. Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства. Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ). Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Земля занимает ключевые позиции среди всех других компонентов природы. Она может рассматриваться как среда обитания человека. В этом значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права. Земля может рассматриваться в качестве объекта регулирования земельного права.
Правовой основой охраны земельявляются Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), федеральные законы, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты.
Объектами охраны и использования землив соответствии с ЗК РФ выступают:
– земля как природный объект и природный ресурс;
– земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
– части земельных участков;
– режим охраны и порядок использования земель, земельных участков, почв, права собственности на них.
Правовой режим земель– нормативно установленный и основанный на принципах земельного законодательства порядок возможного и должного поведения по отношению к земле как объекту права собственности, других вещных и обязательных прав, управления и правовой охраны, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов России.
Порядок использования земель (почв) и режим их охраны определяются,во-первых, категорией земель, которые в соответствии ЗК РФ могут быть землями:
– сельскохозяйственного назначения, предоставленными для нужд сельского хозяйства гражданам для ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным кооперативам, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям; также отданными научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям – для ведения подсобного хозяйства;
– поселений;
– промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного специального назначения;
– особо охраняемых природных территорий и объектов;
– лесного и водного фондов;
– запаса.
Во-вторых, на определение режима охраны земель (почв) влияет также, являются ли земли освоенными, осваиваемыми, неосвоенными, деградированными, мелиорируемыми, рекультивированными, загрязненными теми или иными вредными веществами и т. п.
Субъектами охраны и использования земель могут быть граждане и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т. е. лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т. е. лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Кроме участников земельных отношений, субъектами охраны и использования земель могут быть другие граждане и юридические лица, контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т. д.

Лес– это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Объекты лесных отношений– лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.
Лесной фонд включаетвсе леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:
– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;
– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;
– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).
Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.
Признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью является одним из важных инструментов правовой охраны. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд РФ относится к федеральной собственности. Среди полномочий Федерации ЛК РФ называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом. Отдельные правомочия по распоряжению лесным фондом в РФ переданы субъектам РФ и органам местного самоуправления. Они имеют право «участвовать» в осуществлении полномочий Федерации в пределах своей территории. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности – федеральную и субъектов РФ, на конкретные полномочия участников лесных отношений. Оборот лесного фонда не допускается: приватизация лесного фонда запрещена, установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков.
Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон;

землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства;

абзац 5 статьи 1 утратил силу согласно Федеральному закону от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Статья 140. Охрана земель

1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на:

1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;

2) защиту земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от иных видов ухудшения состояния земель;

3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;

4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, а также в случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

3. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей в рациональном использовании и охране земель может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах.

Статья 142. Экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования к проектированию и вводу в эксплуатацию зданий (строений, сооружений) и других объектов, влияющих на состояние земель

1. При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий (строений, сооружений) и других объектов, при внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, обеспечиваться соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов).

2. Оценка отрицательного воздействия на состояние земель и эффективности предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственных экспертиз, без положительных заключений которых запрещаются внедрение новой техники и технологий, осуществление мероприятий по мелиорации земель, финансирование строительства (реконструкции) зданий (строений, сооружений) и других объектов.

Какие виды землеустройства существуют?

Земельное устройство подразделяют на внутрихозяйственное и территориальное.

Последний вид землеустройства является комплексом работ, которые направлены на то, чтобы изучить состояние земельных фондов, определить административно-территориальные границы, организовать их грамотное использование, а также определить межевания земельных объектов.

Причины, по которым стоит проводить данный вид земельного устройства такие:

  • При выделении земельных паёв,
  • Границы участка изменяются,
  • Создание территорий, которые будут охраняться. Например, сады парки и т. д,
  • Были обнаружены нарушенные земли,
  • При проведении рекультивации и консервации угодий,
  • Создание зон, где будет действовать особый режим землепользования,
  • Изменение, а также установление границ населённых пунктов и их зонирование,
  • Расположение предприятий,
  • Когда участки, отведённые под сельскохозяйственную деятельность, изымаются или, наоборот, предоставляются.
  • Расположение предприятий.

Первый вид землеустройства – это комплекс мероприятий, направленный на организацию рационального использования земельных ресурсов в границах определённых земельных участков, которые были отведены под сельскохозяйственную деятельность.

Внутрихозяйственное землеустройство фактически предназначено для того, чтобы изучать и утверждать планы по размещению земель, производственных и жилых зданий, пастбищ, а кроме этого и сооружений, относящихся к инженерно-транспортной инфраструктуре в границах конкретного участка. Зачастую данный вид организовывается, когда этого потребует субъект, обладающий правами на земельный участок.

Система землеустройства

Система землеустройства в России – это комплекс определённых манипуляций, выполнение которых приводит к оптимизации процесса использования почвы и к улучшению состояния территорий. Система включает в себя такие манипуляции, как:

  • Инвентаризация земель – это мероприятие организовывается с целью выявления тех земельных объектов, которые в эксплуатацию не были введены или же используются не по назначению,
  • Проведение ботанических, геологических, почвенных изысканий и исследований. Этот комплекс мероприятий необходим чтобы оценить состояние земли и выявить почву, которая подвержена влиянию негативных факторов,
  • Изучение фактического состояния земель. Это необходимо, чтобы получить данные о количественном, а также качественном состоянии почвы,
  • Работы по описанию местоположения территориальных границ землеустроительных объектов. Этот тип работ предполагает, что на всех объектах землеустройства будут установлены границы непосредственно на местности,
  • Мероприятия по оценке фактического состояния и качества земельных участков необходимы чтобы получить данные о почве, которую в дальнейшем будут использовать для сельскохозяйственных работ,
  • Мероприятия по охране, организации и планированию рационального применения территорий проводятся с целью уточнить действующие распределительные процессы,
  • Геодезические и картографические мероприятия – это основной вид деятельности для осуществления изыскания, обследования и инвентаризации землеустроительных объектов,
  • Мероприятия по внутрихозяйственному землеустройству нужны так как это помогает контролировать рациональность эксплуатации земель, отведённых под сельскохозяйственные работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *