Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Синоптики дали ответ, когда переходить на летние шины весной 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поэтому четко нужно знать свои права. На практике инспектор может попытаться выписать наказание в виде взыскания. Но при этом он должен составить протокол и в нем обязательно указать нарушение с ссылкой на норму, которую нарушает водитель. И здесь самое интересное: напрямую указать какую-то статью нет возможности, поскольку она не указана в КоАП.
Не придерутся ли сотрудники ГИБДД и страховщики?
Придраться к зимним шинам летом можно в единственном случае – если у вас шипованные шины (достаточно наличия всего одного шипа). С зимней и летней глубиной протектора проблем быть также не должно. Согласно тексту Техрегламента, эксплуатация невозможна, когда «остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм». Ключевом момент – «на указанном покрытии»: в летний период эксплуатация шин возможна до летнего маркера или остаточной высоты протектора в 1,6 мм. Что до шипованных покрышек, шины, утратившие шипы, перестают быть шипованными шинами. Как говорится, пассатижи вам в помощь!
Можно ли обжаловать штраф за езду на зимней резине
Есть ситуации, в которых, действительно, возможно обжаловать начисленный сотрудниками ГИБДД штраф. Среди таковых следующие:
-
В квитанции на оплату указано больше 500 рублей. Такой размер штрафа не меняется и не зависит от желания работника службы.
-
Штраф начислен за то, что водитель использовал зимние шины в другой сезон. Важно понимать, что это запрещено, но по закону штраф не положен.
-
Во время остановки представителем контролирующих органов водитель направлялся на СТО. Если на машине была установлена запаска, а автовладелец ехал её сменить, можно обжаловать штраф.
В некоторых случаях представители ГИБДД накладывают штраф, не разбираясь в ситуации. Иногда глубина протектора сезонной шины считается абсолютно нормальной, но либо её не мерят, либо водитель не знал сначала, что на это надо было обратить внимание. Такое наказание тоже можно обжаловать, руководствуясь имеющимися фактами.
Есть ли штраф ГИБДД за использование летних шин в зимний период и сколько?
Вопрос относительно смены зимних и летних шин в России на сегодня ничем НЕ регламентируется, и водителям не нужно бояться штрафов за использование летней резины зимой, или санкций за другой вариант не подходящей по сезону авторезины — просто потому, что таких штрафов нет! Автовладельцы по своему усмотрению принимают решение о замене летних шин на зимние, опираясь на погодные условия и температуру воздуха. Если говорить о конкретных датах, то в средней полосе России негласными ориентирами являются 15 ноября для смены резины с летней за зимнюю, и 15 марта — для перехода с зимней резины на летнюю.
Безусловно, эти даты довольно условные, и в тех или иных регионах Российской Федерации они отличаются. Водители, опираясь на здравый смысл, при смене шин делают упор не на даты, а на погодные условия, То есть если на календаре уже весна, а на дорогах еще лежит снег и прогноз обещает гололедицу, то «переобуваться» в летнюю резину никто не будет. И если в теплом Крыму или в Сочи в ноябре, а порой даже в декабре, наблюдается солнечная, теплая погода, и дорожное покрытие сухое и чистое, то водители вряд ли перейдут на зимнюю резину в срочном порядке.
Если изучить Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», то выяснится, что для российских автомобилистов он принес новые правила. В этом техническом регламенте в пункте 5.5 Приложения №8 имеются такие положения об использовании тех или иных автомобильных шин в разные времена года:
- На летней резине можно ездить с июня по август (она должна быть нешипованной).
- С декабря по февраль водителям можно принимать участие в дорожном движении, находясь за рулем машины, «обутой» в зимнюю резину (шипованной или нет).
- В регламенте ТС 018/2011 вы не найдете понятия «всесезонная резина».
- Соблюдение норм по предельному износу резины – обязательно.
На уровне региональных властей допускается изменять месяцы установленного запрета на использование шин по сезону – данные нюансы должны быть зафиксированы нормативными региональными актами.
Летние шины | Зимние шипованные шины | Зимние неошипованные шины | |
Зима (декабрь — февраль) | + | + | |
Весна (март — май) | + | + | + |
Лето (июнь — август) | + | + | |
Осень (сентябрь — ноябрь) | + | + | + |
Если говорить о том существует ли штраф за зимнюю резину летом, то уже на протяжении долгого времени этот вопрос остается нерешенным. На первом этапе обсуждений были предложения за подобные нарушения установить штраф в размере 5000 рублей – но такая инициатива не нашла одобрения у депутатов. Были и другие предложения относительно размера штрафа за езду летом на зимней резине.
Есть ли штраф за зимнюю резину летом
Штраф за езду на зимней резине в летний период в 2023 году не предусмотрен. Но ситуация может кардинально поменяться. Далее мы подробнее остановимся на основных фактах.
А пока, повторимся, штраф за использование зимней резины летом в 2023 году законодательно не установлен.
Необходимость смены зимней покрышки на летнюю продиктована Техническим регламентом. Пункт 5.5. приложения № 8 гласит: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август)».
Однако, здесь есть одно но. Данный документ, своего рода ГОСТ, регулирует механизм и укомплектованность машин, выпускаемых на рынок и находящихся в эксплуатации. Таким образом, необходимость использования зимней покрышки не регламентируется Правилами дорожного движения. Поэтому Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает наложение штрафа за неисполнение Технического регламента (исключение составляет тонировка стекол).
Тем не менее обязанность имеется. Как ни странно, но, требование есть, а наказания за его нарушение не предусмотрено.
Подобные случаев немало:
- за использование летней резины в зимний период времени штраф не предусмотрен, хотя это требование имеется в Техрегламенте, а в Кодексе санкций за его нарушение нет;
- нет наказания за превышение скорости менее чем на 20 км/ч, несмотря на то что в Правилах дорожного движения это запрещено;
- не наказывается рублем опасное вождение, так как ответственность за это еще не введена на законодательном уровне.
Опасно ли ездить на зимней резине летом
Среди автовладельцев сложилось мнение, что несмотря на очевидную разницу в поведении летних и зимних шин в летнее время, при обычном движении это отличие будет не столь значительным и еле ощутимым.
Но проведенные тест-драйвы доказывают обратное. Это крайне опасно!
Работники финского журнала Tekniikan Maailma («Мир Техники») сравнительно недавно организовали эксперимент по эксплуатации летних и нешипованных зимних шин. По результатам теста оказалось, что отличия между двумя вариантами покрышек в летний период особо заметны при движении по мокрому асфальту и при необходимости непредвиденного торможения.
При испытании на аквапланирование летняя резина всплывала на специально залитой водой дороге при скорости движения 84,1 км/ч. Для зимних шин этот показатель был значительно ниже – негативный результат проявился уже с 69,5 км/ч.
Испытания на эффективность тормозной системы с 80 до 5 км/ч дали следующий результат: автотранспорт на летней резине затормозил на расстоянии в 28,9м, на зимней – дистанция перевалила отметку в 43 метра. Разница кардинальна!
Само собой, напрашивается вывод: зимние покрышки не стоит эксплуатировать в летний период времени.
Данное решение солидарно с рекомендациями фирм-производителей шин относительно применения зимних покрышек летом.
Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы
Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии – сильном износе протектора.
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Езда на шипованной резине в межсезонье и летом
Езда на шипованных или летних колесах в межсезонье не представляет собой никакого нарушения со стороны водителя. Однако желательно учитывать погодные изменения и переобуваться так, чтобы было безопасно ездить по дорогам.
Зимние покрышки считаются более мягкими и при плюсовой температуре быстро изотрется. Поэтому при наступлении устойчивого потепления без утренних заморозков, лучше сразу перейти на летнюю резину. При низких температурах зимние шины немного твердеют. Надо учесть, что такие колеса иногда оснащают металлическими шипами. Такие вставки обеспечивают лучшее управление и торможение авто на дороге со льдом и снегом, но на асфальте они портят дорожное покрытие.
Водитель за использование шипованных покрышек летом может быть оштрафован на 500 рублей. Основание – несоответствие стандартам ТС.
Этот закон не касается регионов страны, где большая часть года мерзлота и холодный климат. В этих районах разрешено ездить на зимних покрышках не только зимой, но и в другие месяцы года. При этом для этих регионов не исключено правило обязательного присутствия знака «Ш» на заднем стекле.
Заключение
Штрафы за вовремя не переобутый транспорт не такие большие. При этом каждый водитель должен понимать всю ответственность, которая ложится на его плечи. Ведь на дорогах речь идет не только о собственной безопасности, но и о сохранности жизни и здоровья пассажиров и других участников движения.
Сроки езды на зимней и летней резине
В техническом регламенте по использованию транспортных средств от 2011 года чётко указано, что нельзя использовать шины с шипами противоскольжения летом, а летними месяцами считаются июнь, июль и август.
Также в документе обозначено, что с декабря по февраль нельзя использовать авто категорий М1 и N1, если на них не установлены зимние шины. Все колёса должны быть покрыты соответствующими шинами.
Важно и то, что дополнительные запреты могут быть продлены или введены по разным регионам, если погодные условия аномально меняются. Это прописано в регламенте Таможенного союза. Более подробно:
Июнь, июль и август — в это время нельзя использовать шипованные шины (зимние).
В декабре, январе и феврале разрешается использовать только зимние шины (их структура может предусматривать наличие шипов, но также бывают и гладкие вариации). Важными критериями являются маркировка и рисунок, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S).
Итак, летний набор, не предусматривающий обозначений M+S, необходим с марта по ноябрь. Маркировка резины M+S указывает на то, что такая резина предназначена для применения с сентября по май. Нешипованные шины возможно использовать весь год.
MS, M&S, М+S — виды маркировки, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать в зимнее время. Если на всесезонной резине таких маркировок нет, эксплуатация в холодное время года запрещена, а водитель получит штраф за нарушение.
Что произойдет, если вы будете продолжать использовать зимние шины в летний сезон?
Не забывайте о шипах. Езда по горячему сухому асфальту может привести к износу шин всего за месяц из-за того, что манера вождения настолько не похожа на зимнюю.
Во-вторых, зимние шины (которые не такие жесткие, как летние) могут сильно нагреваться летом. Помимо ускоренного разрушения, это влечет за собой проблему с маневренностью. На теплом асфальте зимние шины можно сравнить с водой, и при быстрой езде автомобиль не будет реагировать на руль, особенно если есть неровности.
Наконец, остановочный путь зимних шин на сухом асфальте гораздо хуже, чем у самых простых летних шин. Поэтому не стоит рисковать своей и чужой безопасностью.
Летом многие люди продолжают использовать свои зимние шины, на которых уже нет шипов. Они могут казаться в хорошем состоянии, поэтому им не хочется тратить деньги на новые летние шины. Однако, если зимняя шина потеряла шипы, это не значит, что она автоматически становится летней — у нее все те же недостатки. Поэтому этого делать не следует.
Сроки езды на зимней и летней резине
В техническом регламенте по использованию транспортных средств от 2011 года чётко указано, что нельзя использовать шины с шипами противоскольжения летом, а летними месяцами считаются июнь, июль и август.
Также в документе обозначено, что с декабря по февраль нельзя использовать авто категорий М1 и N1, если на них не установлены зимние шины. Все колёса должны быть покрыты соответствующими шинами.
Важно и то, что дополнительные запреты могут быть продлены или введены по разным регионам, если погодные условия аномально меняются. Это прописано в регламенте Таможенного союза. Более подробно:
Июнь, июль и август — в это время нельзя использовать шипованные шины (зимние).
В декабре, январе и феврале разрешается использовать только зимние шины (их структура может предусматривать наличие шипов, но также бывают и гладкие вариации). Важными критериями являются маркировка и рисунок, если речь идёт об управлении машиной из категории В (MS, M&S либо М+S).
Итак, летний набор, не предусматривающий обозначений M+S, необходим с марта по ноябрь. Маркировка резины M+S указывает на то, что такая резина предназначена для применения с сентября по май. Нешипованные шины возможно использовать весь год.
MS, M&S, М+S — виды маркировки, которые должны быть указаны на всесезонных шинах, чтобы их можно было использовать в зимнее время. Если на всесезонной резине таких маркировок нет, эксплуатация в холодное время года запрещена, а водитель получит штраф за нарушение.
Можно ли обжаловать штраф за езду на зимней резине
Есть ситуации, в которых, действительно, возможно обжаловать начисленный сотрудниками ГИБДД штраф. Среди таковых следующие:
-
В квитанции на оплату указано больше 500 рублей. Такой размер штрафа не меняется и не зависит от желания работника службы.
-
Штраф начислен за то, что водитель использовал зимние шины в другой сезон. Важно понимать, что это запрещено, но по закону штраф не положен.
-
Во время остановки представителем контролирующих органов водитель направлялся на СТО. Если на машине была установлена запаска, а автовладелец ехал её сменить, можно обжаловать штраф.
В некоторых случаях представители ГИБДД накладывают штраф, не разбираясь в ситуации. Иногда глубина протектора сезонной шины считается абсолютно нормальной, но либо её не мерят, либо водитель не знал сначала, что на это надо было обратить внимание. Такое наказание тоже можно обжаловать, руководствуясь имеющимися фактами.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.
Можно ли ездить летом на зимних шинах: что говорит ПДД?
В российском законодательстве не существует прямого запрета на эксплуатацию «зимы» и всесезонки летом. Запрет принят в отношении летней резины, за которую можно получить штраф, если ее использовать не по сезону. Прямой запрет также касается шиповки, которую запрещено эксплуатировать летом.
А что говорится в самом ПДД:
- Согласно пункту 5.5 запрещено эксплуатировать в летний сезон с июня по август транспортные средства, укомплектованные шипованными покрышками.
- В пункте правил 5.6 также сказано, что к зимним автошинам относятся покрышки, предназначенные для езды по заснеженному и обледенелому дорожному покрытию. Такая резина маркируется пиктограммой «Снежинка», «Снежинка + горы» или знаком M+S, надписью Winter. И если отсутствуют индикаторы степени износа покрышки, то остаточная допустимая глубина протектора составляет 4 мм при эксплуатации на указанном покрытии. То есть на другом дорожном покрытии с меньшей остаточной глубиной, зимние модели можно использовать. Однако и тут имеется оговорка. Пункт 5.6.1 гласит, что такие изделия не пригодны уже при появлении одного индикатора. А на современных покрышках, предназначенных для холодного времени года, всегда применяется индикация.
Поэтому не прямой, но косвенный запрет на эксплуатацию покрышек для зимы в летний период в ПДД есть.
Ограничение на использование несезонных автопокрышек указано и в техническом регламенте Таможенного союза. В соответствии с техрегламентом установлены периоды эксплуатации покрышек:
- Для лета — с июня по август.
- Для зимы — с декабря по февраль.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
Россия впрок запаслась зимней резиной
«Не думаю, что у инспекторов возникнут проблемы с определением сезонности шин, это видно невооруженным взглядом, летняя резина определяется по маркировке»,— указывает капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Эксперт обратил внимание на то, что регионы получили право лишь увеличивать зимний период запрета езды на летней резине, тогда как ряд регионов, например, Краснодарский край или Адыгея, напротив, могли бы сократить его до одного месяца. Автовладельцы порой ездят на летней резине «не от хорошей жизни», добавляет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: покрышки подорожали, ассортимент сокращается. Он также говорит о возможных сложностях, которые могут возникнуть у автовладельцев при перемещениях между регионами, например из Краснодара в Москву.
«По идее в каждой поездке нужно будет переобуваться, но делать этого никто не будет,— говорит господин Шапарин.— Вопрос нужно как-то отрегулировать».
Комментируя усиление контроля за световыми приборами, эксперт рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Григорий Шухман пояснил: нештатные ксеноновые и светодиодные лампы грамотный инспектор в состоянии обнаружить через стекло фары или подняв капот, хотя в случае с газоразрядными сделать это чуть сложнее. «В любом случае вскрытие фары с анализом сменной лампы однозначно говорит, стандартная она или нештатная альтернатива лампе накаливания»,— резюмирует он.
Правила замены зимней резины на летнюю в 2022 году
Покрышки для автомобильных колес изготавливаются на основе каучука. Этот компонент подвержен воздействию температур и может терять свою пластичность.
В зависимости от того, в какой период будут эксплуатировать шины, в них добавляют соответствующие химические элементы.
С повышением температуры воздуха и асфальта, у летних шин улучшается сцепление с дорогой. Зимняя же, наоборот, быстрее изнашивается и ухудшает свое качество в жару, поэтому производители колес создают оптимальный состав шин для каждого сезона.
Для лучшего сцепления с дорогой в снежный период, рисунок протектора колес содержит глубокие и широкие каналы.
Для зимы состоит из крупных частей, но в то же время для водоотвода в период оттепели на них предусмотрено много мелких углублений. Для эффективного управления машиной на дороге, покрытой льдом или плотным слоем снега, в протектор встроены 54 острые кромки.
Маркировка зимних шин не может быть такой же, как и у летних покрышек, и наоборот. Это обусловлено тем, что зимние шины имеют более широкие канавки и шипы на протекторе, которые не так сильно подвержены износу, как летние.
Зимние покрышки имеют больший диаметр, за счет чего они требуют больше места для установки в колесных арках автомобиля.
Маркировка зимних шин обозначается символом снежинки, расположенным рядом с маркировкой ширины покрышки.
У автовладельцев, пользующихся несезонными покрышками, зачастую возникают несколько проблем:
- ускоряется износ колес;
- ухудшается управляемость машины;
- тормозной путь становится значительно больше;
- повышается уровень шума и расход горючего;
- возникает вероятность взрыва шины.
Законодательно, эксплуатация машины на зимних колесах без шипов летом не запрещена, но так ездить небезопасно. Водитель может поплатиться своим автомобилем или даже жизнью.
Если же владелец автомобиля забудет сменить комплект шипованных колес в летний сезон, то это грозит штрафом за зимнюю резину 500рублей, согласно части 1 статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».
За отсутствие знака “Шипы”, при езде на шипованной резине в любое время года, штраф 500рублей.
Нормативная база КоАП
Все административные правонарушения, которые касаются дорожного движения, описаны в главе 12 настоящего кодекса.
Но основания для наложения штрафных взысканий за несезонную резину являются статьи Таможенного союза, наказывающие владельцев за:
- зимние шины, имеющие рельеф глубиной от 4 мм, эксплуатируются не по сезону, то есть май-сентябрь;
- летние покрышки установлены на авто в холодное время года (декабрь-февраль);
- за разные комплекты шин, находящиеся на одной автомашине, взыскание не накладывают. За исключением тех случаев, когда используются вместе покрышки с шипами и без них.
Ответственность за покрышки не по сезону
Штрафы за эксплуатацию авто с зимними шинами летом КоАП не установлены. Но новый закон содержит несколько статей, предусматривающих наказание за неправильное использование резины. Когда штрафуют автолюбителя:
- Эксплуатация автотранспорта с потертыми шинами, с недостаточной высотой протектора. С 2015 года минимальная глубина: 0,8 мм – для ТС группы L; 1 мм – для O 3-4 и N 2-3; 1,6 мм – O 1-2 и N1, M1; 2 – M 2-3. Остаточная высота на зимних покрышках – 4 мм. За несоответствие данным нормам предусмотрен штраф.
- Установка на ось машины резины различного типа: липучки и шипованных, с разной высотой протектора, изношенных и новых покрышек.
Несоблюдение данных требований расценивается, как эксплуатация ТС с технеисправностями, за что предусмотрена административная ответственность – штраф 500 рублей (КоАП ст.12.5 часть 1). При ДТП, водитель авто с резиной не по сезону несет дополнительное наказание, если в результате аварии человек получил серьезные травмы или погиб.
Всесезонная резина может использоваться и зимой, но только при наличии соответствующей маркировки – «M * S» (снег и грязь). В других ситуациях эксплуатация авто, оборудованных покрышками без особой пометки, запрещено. Но законом штраф за это не установлен.
Закон о зимней резине
Закон о зимней резине – это не что иное, как Технический Регламент Таможенного Союза. В пункте 5.5 приложения 8 идет речь о том, что запрещено ездить на зимних шинах в летний период и наоборот. Колеса должны отвечать требованиям из подпункта 5.6.3. Зимним периодом принято считать месяцы: с декабря по февраль включительно. Летний период – с июня по август. Каждый регион может самостоятельно устанавливать эти сроки, ведь климатические условия по все стране разные.
Примечание: соответствующая сезону резина обязательно должна быть на двух осях транспорта, а не на одном. Несоблюдение этого требования будет расценено, как несоответствие транспорта техническому регламенту.
Пункт 5.6.3 содержит информацию о том, что непригодны к использованию зимой такие покрышки, где остаточная глубина протектора составляет не больше 4 мм. При условии, если присутствует маркировка М&S и знак «скала с тремя пиками, внутри снежинка».