Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПРИМЕНЕНИЕ НДС-ЛЬГОТЫ IT-КОМПАНИЯМИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговый маневр в it отрасли 2022 года в основном касается прибыли налогоплательщика, потому ей следует уделить особое внимание. Согласно тарифу за 2022 год налогоплательщики должны были платить 20%. 17% направлялось в региональный бюджет, а 3% шло в федеральный.
Налоговый маневр в отрасли IT предусматривает изменение принятого порядка налогообложения. В частности, это касается доходов от программного обеспечения. НДС не нужно будет платить при передаче права на ПО, базы данных и т.п. Главное – наличие лицензии или если при сделке использовался договор на отчуждение исключительного права на ИТ. Начиная с 2022 года, НДС не нужно платить, даже если передаете ПО посредством интернета. Но только при соблюдении некоторых нюансов.
От налогового сбора откажутся, если ПО включили в реестр ПО РФ. Пока в реестре IT есть около 7 тысяч ПО, создающих эту отрасль. Но льготы правительства, касающиеся налогового маневра, заинтересовали людей. Только за последние месяцы в базу включили более 230 ПО.
Для включения в базу данных нужно, чтобы программным обеспечением пользовались в России. Также возможно, чтобы прибыль от применения таких баз данных была получена от иностранных договоров, но в самом ПО не была использована государственная тайна.
II. Налог на прибыль и страховые взносы
Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.
Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).
Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.
В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.
В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:
- гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
- гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.
Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:
- долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
- за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
- если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:
- от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
- от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
- от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).
Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:
- с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
- вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.
Какие изменения НДС ожидают ИТ-компании
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.
С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.
В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.
Итак, для применения льготы, предусмотренной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо тщательно поработать над составлением договора. Хорошо, если он будет именоваться лицензионным, но в любом случае он должен содержать все существенные условия такого договора в соответствии со статьей 1296 Гражданского кодекса.
Главное, что следует детально прописать в договоре – это условия передачи программного обеспечения заказчику и сопутствующий этому переход исключительных и неисключительных прав. При наличии нескольких предметов договора, например, составление техзадания, разработка ПО и передача прав, стоит детально расписать условия каждого из этих предметов/этапов. Обратите внимание, что поскольку указанные налоговые преференции распространяются на передачу прав, то именно с этим процессом должна быть увязана оплата.
Также в договоре следует отметить необходимость обновления или поддержки программного обеспечения. Отметим, что, по мнению ФНС и арбитражных судов, услуги по обновлению или доработке программ под требования заказчика, являются операциями, облагаемым НДС.
— Скажите, а почему в вашем Счете на оплату программных продуктов сумма указана БЕЗ НДС? Вы что, и Счет-фактуру мне выпишете с нулевой суммой?
— Да, это так. Дело в том, что в данном случае мы вам продаем не товар, а передаем неисключительные права на использование программного продукта, а такая сделка в соответствии со ст.149 Налогового кодекса РФ НДС не облагается.
— Ваши коллеги, фирма «N», продают те же программы по той же цене, но НДС у них включен в стоимость. Мне выгоднее купить у них, потому что на эту сумму НДС я смогу уменьшить свои налоговые платежи.
— Мы не знаем, почему наши коллеги желают платить государству НДС, хотя у них есть все законные права этого не делать — это их личное дело. А вот вы серьезно рискуете, если собираетесь уменьшить свои платежи по НДС на эту сумму.
— Это почему.
Кроме того, при перепродаже лицензий как товара передача прав строится «по цепочке». Для предоставления клиенту прав на использование программ лицензиату нужно приобрести такие права у лицензиара, однако согласно ГК при наличии сублицензионного договора для реализации программ они ему в принципе не требуются. В случае дистрибьюции коробочного ПО, его экземпляр уже введен в гражданский оборот путем продажи самым первым продавцом. Следовательно, право на воспроизведение и распространение экземпляров уже было использовано, а сублицензионные договоры на предоставление прав по коробочному программному обеспечению могут быть признаны ФНС притворными сделками, направленными на получение налоговой выгоды от применения льготы по НДС. Например, под видом программ вы могли перепродавать оборудование, уклоняясь от уплаты НДС с наценки.
Таким образом, если вы реализуете лицензии «по цепочке» по схеме купли-продажи, то можете быть обвинены в уклонении от уплаты НДС.
Для реализации прав на программы не требуется приобретать никаких дополнительных прав кроме тех, которые уже юридически даны сублицензионным договором. ФНС может с полным правом считать оприходование подтверждением того, что договор был заключен задним числом, для сокрытия ошибки не начисления НДС по перепродаже материальных носителей программ.
Правильное отражение продаж лицензий в бухгалтерском учете
Поскольку цены, по которым партнер производит реализацию, могут отличаться от рекомендованных розничных цен Клеверенс (относительно коротых считается роялти), учет взаиморасчетов по роялти удобнее будет вести на специальном забалансовом счете, например 012:
При продаже лицензий покупателю: | ||
Дебет 51 — Кредит 62.01 | – | получена оплата от клиента за переданные права; |
Дебет 62.01 — Кредит 91.01 (или 90.01) | – | отражена выручка по сублицензионному договору; |
Кредит 012 | – | количественный и суммовой учет роялти по реализованным лицензиям. |
При оплате роялти лицензиару: | ||
Дебет 91.02 (или 90.02) — Кредит 60.01 | – | отражена задолженность по уплате роялти по сублицензионному договору; |
Дебет 012 | – | количественный и суммовой учет роялти по оплаченным лицензиям; |
Дебет 60.01 — Кредит 51 | – | оплачено вознаграждение лицензиару в виде роялти за полученные неисключительные права. |
Применяется ли освобождение от НДС при покупке неисключительного права на ПО?
Вопрос: В связи с вступившими в силу с 1 января 2017 года изменениями в гл. 21 НК РФ и новой ст. 174.2, согласно которым оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», Общество просит разъяснить, является ли оно налоговым агентом и обязано ли оно начислять и уплачивать НДС, если по лицензионному договору приобретает у иностранного производителя неисключительное право на программное обеспечение, передаваемое по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях дальнейшей передачи указанного программного обеспечения на территории РФ по лицензионным договорам конечным пользователям?
Или, в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, услуги по передаче прав на использование программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в РФ, и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.
Фактические правоотношения сторон выстроены следующим образом:
1) между Обществом и иностранной организацией заключен лицензионный договор (неисключительная лицензия), в рамках которого осуществляется приобретение и передача конечному пользователю программного обеспечения, принадлежащего иностранной организации, с последующим заключением еще одного лицензионного договора (неисключительная лицензия) с конечным пользователем.
2) Иностранная организация посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» передает Обществу для конечного потребителя экземпляр программного обеспечения с кодами доступа к нему.
3) Общество передает экземпляр полученного от иностранной организации программного обеспечения с кодами доступа к нему конечному пользователю на материальном носителе.
С учетом позиции, отраженной в Письме Минфина от 12.01.2017 г. N 03-07-08/555, Общество полагает, что налоговым агентом по НДС применительно к фактически осуществляемой деятельности оно не является, поскольку:
— на каждом этапе реализации программного обеспечения его передача осуществляется по лицензионным договорам (в отличие от ситуации с последующей перепродажей на территории РФ и стран СНГ программного обеспечения без лицензионного договора);
— передача программного обеспечения конечному пользователю осуществляется на материальных носителях;
— все лицензионные платежи в адрес иностранной организации осуществляются в рамках лицензионного договора по открытому в соответствии с законодательством паспорту сделки.
Вместе с тем, в целях устранения сомнений в правильности толкования и применения действующего налогового законодательства Общество в соответствии с подп. 2) п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ просит разъяснить положения статей 174.2 и пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ применительно к имеющейся ситуации.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранной организации на основании лицензионного договора неисключительных прав на программное обеспечение для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относятся, в частности, услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к этим программам через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
ПРИМЕНЕНИЕ НДС-ЛЬГОТЫ IT-КОМПАНИЯМИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ФНС
Исходя из формулировок п.п. 26 п.2 ст. 149 НК РФ не льготируются, подлежат налогообложению НДС:
- реализации работ/услуг по созданию программ для ЭВМ, выполняемых на основании договоров подряда (письмо УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 № 16-15/27670);
- оказания услуг по разработке, доработке, модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.03.2009 № 16-15/020629);
- услуги технической поддержки программного обеспечения для ЭВМ, переданного по лицензионному договору (Письмо Минфина России от 06.03.2015 № 03-07-07/12158);
- реализации экземпляров программ для ЭВМ на основании договора купли-продажи, в том числе и в случае продажи в розницу (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967);
- реализация прав пользования дополнительного функционала игры в целях облегчения игрового процесса и более быстрого развития игрового персонажа (Письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-03/52967).
Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:
- Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
- Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
- Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
- Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.
Новые права лиц, контролирующих иностранные компании (КИК)
Специальной «неналоговой» ст. 3 Закон № 323-ФЗ разрешает контролирующим лицам получить права акционеров (участников) в российских обществах, которыми они владеют через КИК в «недружественных» юрисдикциях.
Контролирующее лицо (признаваемое таковым в соответствии с положениями ст. 25.13 НК РФ) сможет напрямую временно (до 31.12.2022) получить права акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, которым оно сейчас владеет через КИК, зарегистрированную на территории иностранного государства или территории, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (перечень таких государств и территорий утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р).
Условия для получения таких прав:
-
доля участия в КИК в совокупности составляет более 50%;
-
КИК при осуществлении прав акционера (участника) организации совершает действия в отношении этой организации, которые нарушают ее права или права контролирующих лиц;
-
обращение контролирующих лиц с заявлением в ФНС России;
-
контролирующее лицо представило уведомление о контролируемых иностранных компаниях за налоговый период 2021 г.
Требование о доле доходов
Для получения налоговых и страховых льгот в 2023 году, нужно выполнить условие о доле доходов. Доход IT- от профильной деятельности компании не должен быть менее 70% всех доходов, независимо от региона. А ранее было не менее 90%.
Доля доходов выявляется так:
- В доходы из определенного перечня (числитель) включаются доходы от реализации программного обеспечения, передачи исключительных прав на него, предоставлении права пользования: это продажа места под онлайн-рекламу на своих платформах, оказание образовательных услуг на собственных цифровых платформах, разработка и реализация российского программного обеспечения.
- Доходы, учитываемые в налоговой базе (знаменатель) устанавливаются исходя из данных налогового учета. Учитываются: реализационные и внереализационные доходы; исключаются: курсовые разницы, доходы от уступки прав требований и поступления в виде субсидий.
Последней льготой довольно часто пытаются воспользоваться компании, разрабатывающие программное обеспечение для заказчика. Однако налоговые органы в этом отказывают и нередко выигрывают споры в арбитражных судах.
Дело в том, что налогоплательщики зачастую неточно трактуют норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Она гласит, что под освобождение от НДС попадает реализация исключительных прав на программы, база данных, ноу-хау, полезные модели, изобретения и прочие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, из-под налогообложения выведена передача прав на использование указанных выше разработок по лицензии. А вот создание программного обеспечения (ПО) как таковое, по мнению ФНС и многих судов, является оказанием услуги или выполнением работы, но не передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС, что соответствует позиции Минфина (письмо от 21.10.14 № 03-07-03/52967).
Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-252272/2015 встал на сторону ФНС. Налогоплательщик настаивал на освобождении от НДС операции по разработке программного обеспечения для сторонней компании, поскольку вместе с самой программой он передал заказчику и права на нее. Но арбитры указали на то, что договор между сторонами предусматривал выполнение работы по заданию заказчика, а не передачу исключительных прав на программу для ЭВМ.