Налогообложение НДС операций ПИФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение НДС операций ПИФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Некоторые особенности и правовые пробелы в реализации механизма правового регулирования восстановления учредителем ПИФа сумм НДС при передаче своего имущества в состав активов ПИФа

При передаче учредителем ПИФа своего имущества в состав этого ПИФа у учредителя могут возникнуть правовые проблемы, связанные с восстановлением сумм НДС, ранее принятым последним к возмещению в форме зачета или возврата уплаченных сумм НДС при приобретении этого имущества. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к нормативным положениям пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ. Эти нормативные положения устанавливают следующее: суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. Восстановлению также подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Следовательно, восстановление сумм НДС в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ, применимо только при передаче имущества (нематериальных активов, имущественных прав) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. Однако паевой инвестиционный фонд не является ни хозяйственным обществом, ни товариществом, ни кооперативом и представляет собой, согласно п. 1 ст. 10 Закона об инвестиционных фондах, особую организационно-правовую форму обособленного имущественного комплекса коллективных инвестиций. Таким образом, нормативные положения НК РФ не содержат каких-либо специальных норм, регулирующих правовой механизм восстановления НДС учредителями ПИФа. Следовательно, при передаче учредителем управления в закрытый ПИФ своего имущества последний не обязан восстанавливать сумму НДС, ранее принятую к вычету.

Данная позиция подтверждается положениями Письма Минфина России от 15 января 2008 г. N 03-07-11/09. Иная позиция содержится в Письме Минфина России от 3 сентября 2008 г. N 03-07-11/86.

Следует отметить, что названные Письма Минфина России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами.

Объектами налогообложения НДС являются:

  • реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.

НДС — «молодой» налог, стал применяться лишь в XX веке, хотя большинство действующих сегодня налогов были введены в практику на целое столетие ранее. Для сравнения, земельный налог и акцизы были известны еще с древних времен.

НДС относится к группе косвенных налогов, которые появляются, когда возрастают потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Первой формой косвенных налогов стали акцизы, но они взимаются с отдельных видов товаров, а обложению НДС подлежат все товары.

В период Первой мировой войны остро не хватало средств, военные расходы были огромными. Тогда и появился сходный с НДС налог с продаж, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Это вызвало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Как следствие, после войны этот налог был упразднен.

Но в период Второй мировой войны налог с продаж был введен вновь. Государственный бюджет был обескровлен, требовались дополнительные источники пополнения доходов.

Налог с продаж претерпел некоторые изменения:

  • стал взиматься однократно, что не так сильно замедляло оборот капитала, а поступление налога в бюджет происходило более быстрыми темпами;
  • стал взиматься, как правило, на стадии розничной торговли.

Что облагается налогом

Объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.

Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:

  • передача имущественных прав (ст. 155);
  • доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
  • оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
  • реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
  • выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
  • ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
  • учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
  • реорганизация организаций (ст. 162.1).

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:

  • декларация сдается не по установленной форме;
  • декларация подписана неуполномоченным лицом;
  • в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
  • подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
  • декларация не соответствует контрольным соотношениям.

Освобождение от налогообложения

НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (операции) и определенные плательщики освобождаются от исчисления и уплаты налога. Они относятся к категории льготируемых.

Однако льготируемые обороты подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Читайте также:  Как продать дачу быстро и выгодно: пошаговая инструкция

Реализация объектов на территории РБ

Освобождаемые объекты

Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах. Освобождаются обороты по реализации:

– медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), перечисленных в НК;

– ветеринарных мероприятий, перечисленных в НК;

– услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– услуг по подготовке спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– услуг, связанных с организацией похорон, перечисленных в НК, а также надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению;

– товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (численность инвалидов в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период);

– товаров магазинами беспошлинной торговли;

– услуг, оказываемых физлицам по доставке пенсий и других соцвыплат и по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;

– оказываемых физлицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;

– объектов жилфонда, работ по строительству и ремонту объектов жилфонда, гаражей и автостоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом;

– услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);

– физлицам услуг в области фотографии, парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, предметов личного пользования;

– иные обороты.

Обращаем внимание, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Беларуси или за ее пределами, а для этого необходимо определить место реализации объектов.

Во взаимной торговле работами (услугами), имущественными правами с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, с иными странами – согласно положениям ст. 117 НК.

Взимание косвенных налогов (в т.ч. НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с государствами – членами ЕАЭС осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.

Определение налоговой базы при исчислении НДС производится:

– при реализации объектов – в соответствии с положениями, установленными ст. 120 НК;

– при ввозе товаров на территорию РБ из-за пределов ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, – в соответствии с положениями ст. 138 НК;

– при ввозе товаров с территории ЕАЭС, взимание налога по которым осуществляется налоговыми органами, – в соответствии с положениями ст. 139 НК и Протокола о порядке взимания косвенных налогов (ч. 2 п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС(Подписан в г. Астане 29.05.2014).

В связи с наличием различных ставок налога следует отдельно определять налоговые базы по каждому виду объектов, операции по реализации (передаче) которых облагаются по разным ставкам.

По общему правилу налоговая база НДС определяется как стоимость объектов, исчисленная исходя из цен (тарифов) на объекты с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них НДС.

Данный порядок распространяется на обороты по реализации приобретенных и произведенных объектов; объектов их собственником, правообладателем на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров.

Налоговая база увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Исчисление НДС по указанным суммам увеличения налоговой базы производится получателем таких сумм по формуле: НДС = налоговая база x ставка НДС / (100 + ставка НДС).

При этом исчисленный плательщиком НДС покупателю не предъявляется.

Уплата налога в бюджет

Для того чтобы определить сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет, необходимо:

1) исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий отчетный период;

2) определить общую сумму налоговых вычетов, которые следует применить по итогам данного отчетного периода;

3) найти разность между общей суммой налога (пункт 1) и суммой налоговых вычетов (пункт 2):

НДС к уплате = НДС общ. – НВ,

где НДС к уплате – сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;

НДС общ. – сумма налога, исчисленная по всем хозяйственным операциям;

НВ – налоговые вычеты по итогам отчетного периода.

В общем порядке НДС вычитается нарастающим итогом в пределах сумм налога, исчисленных по реализации объектов. В определенных случаях, предусмотренных НК, и в случаях, установленных Президентом РБ, суммы НДС вычитают в полном объеме, независимо от сумм налога, исчисленных по реализации объектов (п. 1 ст. 133 НК).

Какие услуги не облагаются НДС

Чтобы понять, облагаются ли услуги НДС или нет, определите место их реализации. Если это территория России, но налог придется начислить (ст. 148 НК РФ). Как выставить счет-фактуру по услугам – с НДС или без – зависит от того, есть ли услуги в перечне необлагаемых операций. Услуги, не облагаемые НДС в 2021 году, перечислены в пункте 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Перечислим, какие частые услуги не облагаются НДС в России:

  • медуслуги, которые оказывают медицинские организации (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, проведение занятий в кружках и секциях с несовершеннолетними детьми (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги по ремонту и обслуживанию товаров по гарантии без взимания платы (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • ритуальные услуги (подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Условия получения вычета входного НДС

Итак, какие условия должен выполнять налогоплательщик, чтобы уменьшить сумму НДС при реализации на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщикам или при ввозе товаров на территорию РФ?

  1. Приобретенные товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения (ст. 171(2) НК РФ). Нередко налоговые органы задаются вопросом – будут ли эти приобретенные товары фактически использоваться в операциях, облагаемых НДС? Еще один подобный вопрос – есть ли экономическая обоснованность (направленность на получение прибыли) при приобретении этих товаров, работ, услуг?
    То есть, налоговый орган пытается отказать в получении налогового вычета по НДС, исходя из своей оценки целесообразности деятельности налогоплательщика, хотя к обязательным условиям вычета входящего НДС это не относится. В итоге, плательщиками НДС подается множество судебных исков на необоснованные отказы в получении вычетов по этому поводу.
  2. Приобретенные товары, работы, услуги должны быть приняты на учет (ст. 172(1) НК РФ).
  3. Наличие правильно оформленной счет-фактуры. В статье 169 НК РФ приводятся требования к тем сведениям, которые должны быть указаны в этом документе. При импорте вместо счет-фактуры факт уплаты НДС подтверждают документы, выданные таможенной службой.
  4. До 2006 года для получения вычета действовало условие о фактической оплате суммы НДС. Сейчас же в статье 171 НК РФ приводятся только три ситуации, при которых право на вычет возникает в отношении именно уплаченного НДС: при ввозе товаров; по расходам на командировки и представительские расходы; уплаченные покупателями-налоговыми агентами. В отношении других ситуаций применяется оборот «суммы налога, предъявленные продавцами».
  5. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. О том, «Кто в ответе за недобросовестного контрагента?» мы уже рассказывали. Отказ в получении налогового вычета по НДС может быть вызван и вашей связью с подозрительным контрагентом. Если вы хотите уменьшить НДС, который должны уплатить в бюджет, рекомендуем вам проводить предварительную проверку своего партнера по сделке.
  6. Выделение НДС отдельной строкой. Статья 168 (4) НК РФ требует, чтобы сумма НДС в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах была выделена отдельной строкой. Хотя это условие и не является обязательным для получения налогового вычета, надо отслеживать его наличие в документах, чтобы не вызывать налоговые споры.
  7. Своевременное выставление поставщиком счет-фактуры. Согласно статье 168 (3) НК РФ счет-фактура должна быть выставлена покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг. Удивительно, но и тут налоговые органы видят причину для отказа в получении покупателем налогового вычета, хотя требование это относится только к продавцу (поставщику). Суды же по этому вопросу занимают позицию налогоплательщика, резонно отмечая, что пятидневный срок выставления счет-фактуры не является обязательным условием для вычета.
  8. Добросовестность самого налогоплательщика. Здесь уже надо доказать, что сам плательщик НДС, желающий получить вычет, является добросовестным налогоплательщиком. Поводом для этого является все то же постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, которое определяет «пороки» контрагента. В пунктах 5 и 6 этого документа содержится перечень обстоятельств, которые могут указывать на необоснованность налоговой выгоды (а вычет входного НДС тоже является налоговой выгодой)
  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций;
  • отсутствие условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в указанном объеме;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые связаны с получением налоговой выгоды.
  1. Дополнительными условиями для получения налогового вычета по НДС могут быть еще целый ряд требований налоговых органов к оформлению документов (типичны обвинения в неполноте, недостоверности, противоречивости указанных сведений); к рентабельности деятельности плательщика НДС; попытка переквалификации договоров и т.д. Если вы уверены в своей правоте, во всех этих случаях стоит, по меньшей мере, опротестовывать решения налоговиков об отказе в получении налогового вычета по НДС в вышестоящем налоговом органе.
Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС

Так, не облагается НДС передача имущества, в том числе имущественных прав, если такая передача носит инвестиционный характер, например, в качестве взноса в уставный капитал дочерней компании.

См. письмо Минфина России от 28.06.2010 № 03-07-07/42

Не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. Если такая передача осуществляется по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию объектов по их назначению, то указанная операция также не является объектом налогообложения.

Например, в статье 275.1 Кодекса дан более развернутый перечень указанных объектов, согласно которому объектами социально-культурной сферы являются объекты здравоохранения, культуры, детские лагеря отдыха, базы отдыха и т. д., а объектами жилищно-коммунального назначения – жилой фонд, гостиницы, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты теплоснабжения населения и т. д.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 Кодекса не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. При применении данной нормы необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с которым под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

При применении нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что из объектов налогообложения НДС исключена деятельность органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, только в части работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в рамках осуществления возложенных на эти органы исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения (оказания) указанных работ (услуг) установлена законодательством. К таким работам (услугам) относятся:

  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) Федеральным агентством по государственным резервам и его территориальными органами в сфере управления государственным резервом на основании Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • услуги по доставке отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, органов законодательной исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов; членов Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и др. на основании Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
  • другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) федеральными министерствами и ведомствами в рамках их полномочий.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса (НК) РФ освобождает от обложения НДС реализуемого имущества и имущественных прав организаций-банкротов.

Таким образом, операции, осуществляемые потребительским кооперативом в рамках его некоммерческой деятельности, не могут квалифицироваться как «реализация товаров (работ, услуг)», то есть по таким операциям отсутствует объект налогообложения.

По основным средствам НДС восстанавливается в части, относящейся к остаточной стоимости основных средств (без учета переоценок).

Могу предположить, что люди, которые задавали вопрос, являются представителями сельскохозяйственного потребительского кооператива. Или, прописали в своем уставе, что действуют по закону 3085-1, а формулировки взяли из закона 193-ФЗ. Нам такие уставы периодически присылают. Действительные и ассоциированные пайщики – из этой же «серии».

Если основное средство полностью самортизировано или эксплуатировалось данным налогоплательщиком более 15 лет, то НДС можно не восстанавливать.

Отвечая на вопрос, что облагается НДС, необходимо обратить внимание на 2 аспекта: является ли операция объектом обложения НДС и не поименована ли она в ст. 149 НК РФ.

Плательщики торгового сбора сначала уменьшают налог на страховые взносы и больничные в пределах 50%, а затем, оставшуюся сумму налога могут хоть до нуля уменьшать на торговый сбор.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Входящий НДС — НДС, на который вам выставили счета-фактуры поставщики. Это сумма НДС, которую вы должны уплатить поставщикам вместе с платой за сырье, материалы или оборудование. Ее можно вычесть из налога. Для налоговой не имеет значения, оплатили вы счета от поставщиков или нет, поэтому формально к вычету по НДС можно предъявить всю сумму по выставленным счетам.

  1. ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Что является объектом налогообложения по НДС?

Налоговый период по НДС зависит от масштаба деятельности налогоплательщика. В общем случае он равен календарному месяцу. Однако для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., налоговым периодом определен квартал. С 2008 г для всех налогоплательщиков налоговым периодом установлен квартал.

При налогообложении НДС применяются основные и расчетные ставки. Ст. 164 НК РФ установлены основные ставки НДС: 0; 10 и 18 %.

Нулевая ставка применяется при реализации:

  1. товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;

Нулевая ставка применяется при условии предоставления в налоговые органы в течение 180 дней с момента экспорта следующих документов (их копий):

  • внешнеторгового контракта;
  • выписки банка о зачислении экспортной выручки;
  • грузовой таможенной декларации;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ;
  1. работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п. 1;
  2. работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  3. услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  4. работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
  5. драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам;
  6. товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;
  7. припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов (топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания);
  8. выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Читайте также:  Выписка осужденного из квартиры, частного дома

Налогообложение производится по ставке 10 % при реализации:

  • некоторых продовольственных товаров, по перечню, установленному НК РФ;
  • товаров для детей по перечню, установленному НК РФ;
  • периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера);
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления и изделий медицинского назначения.

В остальных случаях налогообложение производится по ставке 18 процентов.

Расчетные ставки определяются как процентное отношение основной налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер основной ставки. Таким образом, основной ставке 10 % соответствует расчетная ставка 10/110, 18 % – 18/118. Они применяются при реализации товаров по ценам, включающим в себя НДС, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, а именно:

  • при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;
  • при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ;
  • при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС;
  • при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.

НДС определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При применении одинаковых ставок налоговая база НДС определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. При применении налогоплательщиками различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При раздельном учете сумма НДС определяется в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов:

НДС бюджет = НДС общ – НДС вычет,

где НДС бюджет – сумма НДС, подлежащая уплате (возмещению) в (из) бюджет (а); НДС общ – общая сумма НДС; НДС вычет – сумма НДС, принимаемая к налоговому вычету.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (см. пример 2.1).

Пример 2.1. В налоговом периоде организация реализовала товары, облагаемые НДС по ставкам 10 и 18 %, соответственно на суммы 100 и 150 тыс. руб. (без НДС), а также оказала услуги по сдаче имущества в аренду (ставка 18 %) на сумму 59 тыс. руб. (с НДС). Кроме того, в этом периоде организация получила предварительную оплату от покупателей в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18 %, в сумме 50 тыс. руб. и реализовала легковой автомобиль, приобретенный в 2000 г. (остаточная стоимость 80 тыс. руб.) за 100 тыс. руб. Определим суммы НДС по данным операциям:

  1. при реализации товаров: 100 x 10 % + 150 x 18 % = 37 (тыс. руб.);
  2. по оказанным услугам: 59 x 18/118 = 9 (тыс. руб.);
  3. по предварительной оплате: 50 x 18/118 = 7,627 (тыс. руб.);
  4. от реализации легкового автомобиля: (100 – 80) x 18/118 = 3,051 (тыс. руб.)

Общая сумма НДС составит: 37 + 9 + 7,627 + 3,051 = 56,678 (тыс. руб.)

При исчислении НДС моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача в целях обложения НДС приравнивается к отгрузке.

Исключение: при получении частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых свыше 6 месяцев, налогоплательщик вправе использовать моментом определения налоговой базы день отгрузки. Перечень таких товаров определен Правительством РФ.

Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы.

НК РФ Статья 146. Объект налогообложения

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 11.07.2011 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311

      «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

    • Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408

      «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию

      «О бюджетной политике на 2002 год»


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *