Как мусульманке выйти замуж по всем правилам: никах и брачная ночь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как мусульманке выйти замуж по всем правилам: никах и брачная ночь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Условия для развода и расторжения никаха

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Что делают при подготовке к погребению

При подготовке похорон у мусульман проходит омовение умершего человека и укутывание его в саван. Затем проходит чтение молитв.

Похороны желательно провести как можно скорее, лучше в тот же день. Во многом это связано с климатическими условиями, ведь большинство представителей ислама проживает в местностях с теплым и даже жарким климатом, что не способствует сохранению тканей. Организм начинает очень быстро разлагаться, что нежелательно допускать. Поэтому людей, почитающих Коран, обычно сразу начинают готовить к обряду погребения, минуя морг. Вскрытые производится только в крайних случаях, кремация отметается приверженцами ислама полностью, считается, что это прямой путь в котел ада.

Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.

Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.

Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.

Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту («я выдал замуж»), а жених – кабильту («я принял женитьбу»), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.

Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.

Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.

Религия брачующихся лиц

При проведении никаха мулла обязан удостовериться, что молодые люди не нарушают норм заключения шариатского брака.

Согласно Священному Корану женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя иной религиозной конфессии, и тем более атеиста: «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют» (2:221).

Иные требования предъявляются к мужчинам, которым с оговорками дозволено связывать себя узами брака с иудейками и христианками, но категорически запрещено жениться на многобожницах или атеистках.

Муфтий Сухайл Тармохамед в книге «Современные фетвы», отмечает условия, при которых мусульманин может взять в жёны приверженку религии Писания. Согласно ей мужчина должен жениться на неверных только в случае отсутствия мусульманок, сохранить исламскую идентичность и вести исламский образ жизни, есть халяльную еду, растить детей в исламском духе и в случае развода забрать детей у жены.

Разновидности никаха. Как оформить отношения в исламе

Никах – один из важнейших религиозных обрядов в жизни мусульманина и мусульманки. Благочестивые верующие скрепляют свои супружеские отношение этим исламским брачным актом. Но в наше время, когда многое, что некогда выходило за рамки общепринятых норм поведения уже считается нормой. У некоторых мусульман отношение к никаху также претерпело изменения.

Сегодня браки с легкостью заключаются и также легко расторгаются. При этом появилась целая категория людей, самодеятельных «мулл», которые заключают подобные браки, абсолютно не беря на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.

С другой стороны их бы не было, если бы не было тех людей, которые через такой «экспресс-никах» хотели бы легализовать свои похотливые желания.

Как говорится, спрос рождает предложение.

И все-таки возникает вопрос, как обезопасить будущее людей, которые решили узаконить свои отношения через обряд исламского бракосочетания.

С этой целью информационное агентство «IslamNews» решило обратиться, обрисовав различные ситуации, которые могут возникнуть при заключении никаха к главам официальных мусульманских структур, расположенных в Москве – председателю «Духовного собрания мусульман России» Альбиру-хазрату Крганову и председателю Духовного управления мусульман города Москвы, главному имаму Московской Соборной мечети, ответственному секретарю Совета Улемов ДУМ РФ Ильдару-хазрату Аляутдинову.

Например, никах пришла читать пара, но женщина при этом уже беременна?

Альбир Крганов:

— В шариате нет такого определения, чтобы беременность была преградой для чтения никаха. Конечно, потом это все скажется на ребенке, но если женщина приходит сочетаться браком, мы ее про беременность не спрашиваем, но можем спросить была ли она замужем. Если она говорит, что была, то мы уточняем, когда это было, и когда она развелась с мужем, чтобы соблюдался срок трех месячных менструальных циклов (идда) в течение которого нельзя выходить замуж именно для того, чтобы определить в случае если наступит беременность, кто является отцом ребенка. Если она была замужем за кем-то, а потом решила развестись с первым мужем и выйти замуж за другого, а она от первого мужа беременна, то никах читать нельзя.

Читайте также:  Основания расторжения договора купли-продажи недвижимости

Ильдар Аляутдинов:

— Прежде всего, нужно провести беседу, объяснить, что зачатие ребенка до заключения брака с учетом соблюдения всех необходимых предписаний является грехом. В данном случае обряд является единственной возможностью поправить ситуацию, предотвратить совершение аборта и не оставит женщину матерью-одиночкой без кормильца.

Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.

Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:

  • свидетелями со стороны невесты должны быть мусульмане, так как присутствие представителей иных религий при обряде недопустимо;
  • девушка должна быть одета в соответствии с исламскими правилами;
  • при совершении никаха невеста произносит особую молитву – шахаду – и получает второе (мусульманское) имя.

Порядок заключения брака у мусульман

Никах читает, как правило, имам мечети или другой человек, который обладает достаточными знаниями в разных областях исламских наук. Каких-то специальных требований к этой персоне Шариат не возлагает, ведь куда важнее соблюдение условий никаха, таких как наличие свидетелей. Роль имама сводится к освидетельствованию, а также чтению Корана и проповеди с наставлением провести семейную жизнь в соответствии с исламом. Иногда даже выдаётся сертификат, который, впрочем, никакой юридической силы не имеет – «доказательной базой» факта заключения брака, в случае чего, будут служить показания свидетелей.

В некоторых местностях уже стало традицией совмещение обряда никаха со свадебными гуляниями (естественно, без алкоголя и иного харама), во время которых нередко можно услышать исламские песнопения (нашиды). На такие мероприятия приглашается тамада (ведущий), который развлекает присутствующих, проводит конкурсы, даёт слово гостям свадьбы для поздравлений. Жених и невеста надевают специальную праздничную одежду. Конечно, это лишь модные тенденции, в которые пытаются загнать исламское право. Никто не настаивает на проведении такой церемонии. Гораздо важнее то, как супруги будут жить вместе дальше.

Разница между «никахом» и венчанием

Также, как православное венчание, никах является религиозным свидетельством брака.

К тому же проводить церемонию имеет право не только представитель духовенства, но и мирянин, хорошо разбирающийся в постулатах веры.

При заключении никаха главным свидетельством считается не юридический документ, который чаще всего вообще не выдаётся, а показания присутствовавших свидетелей.

Кроме того религиозное бракосочетание всегда предшествует походу в ЗАГС и для мусульман оно гораздо важнее государственной регистрации отношений. Что касается венчания, оно, согласно правилам, не может быть проведено без предоставления священнику свидетельства о заключении брака.

Венчание не проводится во время постов, накануне и в дни церковных празднеств, и чаще всего проходит в пятницу или воскресенье. Никах может совершаться в любой день года, в зависимости от пожеланий молодых.

Строгого дресс-кода для исламской церемонии бракосочетания не требуется — жених и невеста должны быть одеты соответственно общепринятым мусульманским нормам, в то время как при венчании девушка обязана облачиться в белое платье и покрыть голову фатой.

Женщин-махрамок по причине заключения брака четыре вида:

  1. Мать жены (тёща). Всевышний в священном Коране говорит:

وَأُمَّهَاتُ نِسَائِكُمْ (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И запрещены вам матери ваших жён» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 23).

  1. Дочь жены (падчерица), если была половая близость с её матерью. Всевышний в священном Коране говорит:

وَرَبَائِبُكُمُ اللَّاتِي فِي حُجُورِكُمْ مِنْ نِسَائِكُمُ اللَّاتِي دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَإِنْ لَمْ تَكُونُوا دَخَلْتُمْ بِهِنَّ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ (سورة النساء آية 23)

Смысл которого: « И дочь жены от другого, с которой была половая близость. А если же у вас не было половой близости, то вам разрешается жениться на их дочерях после того, как вы разойдётесь с их матерями» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — Сура Ан-ниса, 23).

И не имеет разницы: эта дочь жены живёт с вами или отдельно. Она всё равно является для вас махрамкой.

  1. Жена отца (мачеха). Всевышний говорит в священном Коране:

وَلَا تَنْكِحُوا مَا نَكَحَ آَبَاؤُكُمْ مِنَ النِّسَاءِ إِلَّا مَا قَدْ سَلَفَ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَمَقْتًا وَسَاءَ سَبِيلًا (سورة النساء آية 22)

Смысл которого: «Не женитесь на тех женщинах, на которых женились ваши отцы, кроме того, что уже прошло (т.е. то, что прошло — прощается). Поистине, брак с ними является мерзостью и причиной гнева Всевышнего» (см. Тафсируль джалалайни, Коран — сура Ан-ниса, 22).

  1. Жена сына (невестка). Всевышний в священном Коране говорит:

Свадебные обычаи у башкир. Современный взгляд

Людей пичкают новейшими традициями и правилами, которые не соответствуют «старой программе». Но ведь именно в «старой программе» и есть наша сила, наша бесконечная энергия. Поэтому если человек теряет свои традиции, то он, как дерево без корней, может упасть и «высохнуть» в любой момент. Просто посмотрите реальные примеры тех людей, которые живут на севере или в больших мегаполисах. Глобальное переселение ради заработка уничтожило в них самое ценное. Дети, которые рождаются на севере (и не только), уже не помнят родного языка, не знают своей культуры, традиции просто обесценены. Но и в республике достаточно подобных случаев. Я знаю примеры таких семей, и это очень печальная статистика. Безусловно, никто никого не винит и не осуждает. Это жизнь.

Другой разговор, если все традиции и обычаи осовременить и усовершенствовать, сохраняя основные законы, – вот тогда мы выживем и останемся целостным народом. То есть «обновить старую систему» – основное неизменно, но всегда есть место нововведениям, которые лишь украшают или делают удобнее любой продукт.

Как выше писала, в современном мире очень много проблем, связанных с несоблюдением свадебных традиций и обычаев своего народа. Что нередко приводит впоследствии к развалу семьи. Это реалии жизни. Вы думаете, что такая «маленькая проблема» не может разрушить семью? Во-первых, это не маленькая проблема, а глобальная. Во-вторых, стоит просто оглянуться и проанализировать. Много семей, которые распадались из-за несоблюдения обычаев. В-третьих, как может благостно существовать семья, за которую «поднимали бокалы» все родственники? Это уже изначально противоречит законам и священности семьи. Естественно, есть и другие факторы, разрушающие семью, но они в основном исходят как раз из несоблюдения некоторых основных правил. Итак, современные свадебные традиции проводятся в несколько этапов: – знакомство с родителями, – переговоры о свадьбе и никахе; – никах; – свадьба; – первый день в доме мужа.

Знакомство с родителями и переговоры о свадьбе и никахе

Я приведу более наглядные примеры уже при описании традиций.

Раньше свою дочь родители выдавали замуж уже с 14 лет, а некоторые семьи проводили «Һырғатуй» или «Ҡолаҡ тешләтеү» уже с 3-5 лет. То есть в столь малом возрасте детей родители девочки и мальчика договаривались о будущей свадьбе и обменивались подарками. Мальчик должен был слегка укусить ухо девочки в знак того, что она уже будущая невеста. Он дарил ей серьги, именно поэтому данный обычай и называли «Һырғатуй», а девочка дарила своему жениху тюбетейку. После этого девушка не должна была выходить за другого замуж. Весь этот обычай делали только ради одного – обеспечить хорошее будущее для своих детей. Родители уже с самого раннего возраста искали им мужа или же жену. В этом обычае есть огромная мудрость. Но сейчас в нашем современном обществе не осталось таких мудрых обычаев, но и мир меняется. Страшно представить бунтарство двух молодых, если без согласия их поженить.

Сегодня парень и девушка сами решают проблемы, самостоятельно ищут свое счастье, что очень усложняет ситуацию. Ведь выбор огромен, и не узнать человека сразу. Есть в этом и плюсы, и минусы. Время не стоит на месте, поэтому нужно по-другому взглянуть на мир, но все же соблюдать важные моменты.

Сейчас все большее распространение получает знакомство по шариату, как и ранее. Девушка и парень встречаются три раза и узнают друг друга. Обычно это происходит при свидетелях или же в людных местах. Спрашивают об основных моментах: о семье, образовании, месте жительства, детях, работе, об увлечениях и планах. Если их все устраивает, то не медлят с никахом. Но таких случаев не так много, хотя они должны практиковаться с точки зрения простоты.

А теперь давайте реально взглянем на ситуацию и рассмотрим те обычаи, которые у нас сохранились.

Как только парень и девушка решают пожениться, они едут знакомиться с родителями. В первую очередь парень едет к девушке, чтобы просить руки своей возлюбленной. Если отец соглашается, а он часто соглашается, то далее знакомство происходит на стороне юноши. Затем родители молодого человека и девушки должны встретиться для переговоров о будущей свадьбе. Родители парня едут к девушке с подарками и гостинцами. Они должны привезти одного или двух баранов в качестве выкупа. Этих баранов потом режут для празднования свадьбы. Сторона девушки готовит большой стол с национальными угощениями, приходят две или три семьи, которые станут свидетелями переговоров. После переговоров назначается дата никаха и свадьбы. Кроме этих обычаев, есть и свои нюансы в разных районах. В Зауралье одни обычаи, а ближе к Уфе – другие. Именно поэтому раньше девушку нужно было выдавать замуж не дальше 90 км, дабы совпадали традиции и обычаи. Ведь несоответствие некоторых обычаев пагубно влияет на психологическое состояние невестки.

Читайте также:  Уменьшение УСН и ПСН на страховые взносы в 2023 году

Брак мусульманина и христианки — позиция Православия

В Ветхозаветные времена существовал строгий запрет на брак с иноверцами (Исх. 34, 16). Нарушение этого запрета влекло за собой гнев и наказание Бога (Втор. 7, 4). Например, Всемирный потоп был следствием смешения верных Богу людей с неверными (Быт. 6, 2-3). Также из-за связи с филистимянкой Далилой погибает ветхозаветный герой Самсон (Суд. 16). Пострадал от этого грехопадения и царь Соломон (3 Цар. 11, 3).

Бытует ошибочное мнение, что Новый Завет полностью отменил запрет на брак с иноверцами. Однако Церковь всегда продолжала благословлять браки только с единоверцами. В Новом Завете можно найти лишь указание на то, что уже существующий брак не должен распадаться из-за разной религиозной принадлежности супругов (1 Кор. 7: 10-14).

В апостольские времена язычники массово становились христианами. Поэтому была распространённой ситуация, когда один из супругов крестился во Христа, а другой оставался язычником. Апостол Павел говорит, что такие супруги должны оставаться вместе, и выражает надежду на то, что неверный тоже обратится ко Христу, видя плоды христианской жизни своей второй половинки. Христиане же в те времена вступали в брак лишь с христианами. Такая норма сохранялась в России вплоть до революции 1917 года. Союз с иноверцем, например, брак между мусульманином и православной, считался незаконным.

Сегодня же в «Основах социальной концепции РПЦ» указано, что благословляется брак только с единоверцем. Но межконфессиональный союз признаётся законным, хоть и без благословения и освящения Церковью. В документе отмечается, что

«общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью”».

В подкрепление этого тезиса можно привести слова святого Амвросия Медиоланского:

«Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то, как может быть брак там, где нет согласия веры».

Легализация свидетельства о браке в Израиле

В Израиле заключить брак можно только через раввинат, то есть это религиозное бракосочетание, возможное только между людьми еврейского происхождения.

Для заключения брака с представителями других национальностей необходимо выезжать за границу и регистрировать свой брак там, а потом долгим и нудным способом легализовывать свой брак в Израиле. Часто на весь этот процесс уходит до 5 лет.

Мало того, есть ряд обязательных процедур, например, до подтверждения брака новоиспеченный супруг либо супруга не могут приехать в Израиль без соответствующего вызова.

Есть маленькая лазейка, браки израильтян, заключенные на Кипре, признаются, но, тем не менее, требуют дополнительной легализации. Проходит она конечно быстрее и проще, чем в остальных случаях.

Стоит обратиться за помощью в соответствующую юридическую компанию, так можно сэкономить не только время, но и деньги.

Обряд бракосочетания — никах, или Отношение ислама к гражданскому браку

В наши дни в России и по всему миру между мужчиной и женщиной все чаще практикуется так называемый «гражданский брак», иначе говоря, сожительство. Раньше, чтобы создать семью, молодые люди заручались благословением родителей и совершали таинство венчания. В связи с тем что в мире существует несколько вероисповеданий и множество их ответвлений, не все пары венчались в церкви. Такой брак без венчания был назван гражданским. Закрепилось это название еще в XVI веке в Нидерландах. Сегодня под этим словом понимают сосем другое. Такое словоупотребление получило широкое распространение в речи к концу XX века и означает совместное проживание мужчины и женщины без регистрации брака.

В то время как все больше и больше молодых пар предпочитают не обременять себя узами брака, общество разделилось на два лагеря. У гражданского брака есть множество ярых сторонников и не меньше принципиальных противников. Бывает, что различие мнений по этому важному вопросу провоцирует даже разрыв отношений: например, он мечтает дать ей свою фамилию и надеть кольцо на палец, а она прямо говорит, что не готова, не хочет и не будет регистрировать отношения. Хотя чаще бывает наоборот: ей «уж замуж невтерпеж», а он «искренне недоумевает», зачем вообще нужен этот штамп в паспорте, ведь мы же и так любим друг друга!

Один из главных доводов, который обычно приводят сторонники «гражданского брака», — это хороший способ проверить свои отношения совместным ведением хозяйства. Но не является ли это признаком сомнений в том, что выбранный вами человек действительно вам подходит и вы готовы провести с ним всю свою жизнь? Иначе говоря, многие просто боятся ответственности и не уверены в своем выборе, ведь ответственность в гражданском браке намного ниже. Супруги могут изменять друг другу без чувства вины. Также один из них может просто-напросто однажды уйти, забрав свои вещи, без объяснения каких-либо причин.

Кроме того, по статистике женщины, которые состоят в гражданском браке, хуже переносят беременность и роды, что впоследствии сказывается на здоровье ребенка. У женщины нет уверенности в том, что она уже завтра не останется одна с ребенком на руках, что, как показывает все та же статистика, случается довольно часто.

Можно перечислить множество отрицательных сторон гражданского брака с точки зрения светского общества и можно придумать множество причин в его оправдание. А каково отношение религии к такого рода бракам? Что означает брак с точки зрения ислама и как он относится к сожительству мужчины и женщины? Дать ответы на эти вопросы мы постараемся в настоящей статье.

Как заключается брак в исламе

Хвала Аллаху, Господу миров, Который установил мудрые законы и не сделал их обременительными! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, который разъяснил нам Божью волю и на своем примере показал, как добиваться Его милости и прощения! Мир и благословение его семье и его сподвижникам, а также всем, кто неотступно следует их светлым путем!

В современном мире отношение к традиционному браку неоднозначное. Люди, не желающие отвечать за свои поступки, предпочитают не обременять себя брачными узами. Гражданский брак, которым сегодня называют банальное сожительство, легко разрушается при малейших разногласиях и конфликтах. Для людей верующих брак — это не просто дань традиции, но способ в духовном и телесном единении заслужить благоволение Господа. В исламе институт брака имеет огромное значение, и семейно-брачные отношения четко регулируются Шариатом. Правовая сторона вопроса не подменяет и не отрицает духовную значимость брачного союза, но имеет большое значение, особенно для защиты прав женщины и для гарантий ее благополучия и материального обеспечения детей в случае развода. В правовом смысле брак — это договор, позволяющий мужчине и женщине состоять в супружеских отношениях и устанавливающий определенные отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

Для законности брака необходимо, чтобы не было никаких причин, препятствующих соединению мужчины и женщины, а также их обоюдное согласие, после чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а тот берет ее в жены. Вопреки расхожему мнению, шариат категорически запрещает выдавать девушек замуж против их воли или препятствовать их сочетанию браком с любимым человеком, если нет весомой причины отказать ему. В достоверном хадисе говорится: «Нельзя жениться на женщине, которая уже побывала замужем, не посовещавшись с ней, и нельзя жениться на девушке, которая еще не была замужем, не спросив ее согласия». Люди спросили: «О посланник Аллаха! Как она может выразить свое согласие?» Он ответил: «Молчанием» (ал-Бухари и Муслим).

Что же мешает сочетанию браком мужчины и женщины? В Священном Коране подробно расписано, с кем мужчина не может состоять в браке. Причиной может быть кровное или молочное родство, а также свойство, то есть близкие отношения, вытекающие из брачного союза. Коран запрещает жениться на матерях и бабушках, дочерях и внучках, сестрах, тетках и племянницах, а также на женах отцов и сыновей. Мужчина также не может жениться на матери, дочери или сестре своей жены. Причем мать жены становится запретной сразу после заключения брака, а женитьба на дочери жены становится невозможной после того, как супруги имели близость. Что касается сестры жены, то мужчина может жениться на ней лишь после развода с женой или после ее смерти. Из хадисов также известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил жениться одновременно на женщине и ее тетке (ал-Бухари и Муслим). Жениться на остальных родственницах или свойственницах разрешается. Например, разрешается жениться на двоюродной сестре, на матери своей мачехи, на матери жены своего сына, на жене своего тестя. Подобные ситуации возникают редко, но следует знать, что запретов на этот счет нет ни в Коране, ни в сунне.

Читайте также:  Президиум ВС дал разъяснения по поводу рассмотрения дел в особом порядке

Кроме того, все запреты, связанные с кровным родством, распространяются и на молочное родство (ал-Бухари и Муслим). То есть нельзя жениться на молочной матери, молочной сестре, дочери молочной сестры или молочного брата и т. д. Для установления молочного родства достаточно, чтобы женщина пять раз досыта накормила грудью ребенка, которому не исполнилось два года. В этом случае он становится ее молочным сыном, а все ее дети становятся его молочными братьями и сестрами и т. д. Если впоследствии молочная мать выйдет замуж за другого мужчину, то ее дети от этого брака станут его молочными братьями или сестрами. То же относится и к детям молочного отца: если он женится на другой женщине и у них родятся дети, то они станут его молочными братьями или сестрами. Молочное родство делает запретным вступление в брак, допускает общение и уединение, но не дает права на наследство и материальное обеспечение.

Если это ясно, то рассмотрим еще несколько случаев, когда брак невозможен. Шариат запрещает жениться на замужних женщинах. Казалось бы, это очевидно. Для чего вообще говорить об этом? Дело в том, что муж может пропасть без вести или бросить жену без объявления развода. В таких случаях женщина не может выйти замуж до тех пор, пока ее предыдущий брак не будет аннулирован в судебном порядке. Мусульманину также запрещается жениться на прелюбодейке, пока она не покается, или на немусульманке (за исключением целомудренных женщин, исповедующих иудаизм или христианство), или на разведенной женщине или вдове до истечения идды. Следует знать, что мусульманка не может выйти замуж сразу после развода или смерти мужа. Она должна выждать срок идда, длительность которого зависит от обстоятельств и от состояния женщины. Мусульманину также запрещается жениться в пятый раз, имея четыре жены, и вступать в брак, находясь в ихраме во время хаджа или малого паломничества. Есть ситуации, когда шариат не позволяет бывшим супругам повторно вступать в брак. Например, если муж развелся с женой три раза, то они не могут жениться снова даже по взаимному согласию, пока женщина не выйдет замуж за другого мужчину. Если же она выйдет замуж за другого мужчину и между ними будет интимная близость, а потом они разведутся, то бывшие супруги могут снова сочетаться браком. Причем шариат строжайше запрещает заключать фиктивный брак с такой женщиной, чтобы сделать ее дозволенной для бывшего мужа. Повторный брак невозможен и между бывшими супругами, которые расстались из-за обвинения в супружеской измене после того, как они свидетельствовали друг против друга в суде. В шариате данная процедура называется мула‘ана, и она приводит к пожизненному разлучению бывших супругов.

Есть некоторые формы брака, которые были распространены в доисламские времена, но запрещены в период ниспослания Корана. В частности, после освобождения Мекки были окончательно запрещены временные браки, когда мужчина и женщина договариваются сожительствовать в течение определенного срока за определенную плату. Другой запрещенной формой брака является шигар. Это договор, по которому один мужчина выдает свою сестру или дочь за другого мужчину на условии, что тот в свою очередь женит его на своей сестре или дочери. Подобные браки недействительны, и если мужчина и женщина поженились на таких условиях, то они обязаны расстаться. В шариате это называется не разводом (талак), а расторжением брака (фасх). Так же поступают, если мужчина и женщина поженились, не зная о наличии причины, делающей их союз невозможным.

Но если таких причин нет, то для узаконивания отношений между мужчиной и женщиной необходимо провести обряд бракосочетания (никах). Он сопровождается заключением брачного договора, который действителен лишь при выполнении нескольких условий.

Первое условие — это согласие жениха и невесты. Ранее мы уже отметили, что ни мужчина, ни женщина не могут быть принуждены к вступлению в брак. Этого мнения придерживались имам Абу Ханифа и многие другие. В трудах по законоведению описываются разные ситуации и приводятся разные мнения на этот счет, но мнение Абу Ханифы представляется наиболее убедительным. Поэтому, если отец выдал девушку замуж вопреки ее воле, она имеет право остаться замужем, если пожелает, или обратиться к кадию с просьбой расторгнуть брак.

Второе условие — это согласие опекуна невесты. Именно он выдает замуж свою подопечную, и без его согласия брак недействителен. Этого мнения придерживалось большинство улемов, в том числе имам аш-Шафии. Абу Ханифа, напротив, считал, что согласие опекуна невесты необязательно и что женщина может выйти замуж за ровню без его согласия. Опираясь на суждение по аналогии, Абу Ханифа и его последователи полагали, что если женщина имеет право заключать коммерческие договоры, то может представлять свои интересы и при заключении брачного договора. Однако аргументы большинства законоведов звучат убедительнее.

Проводится никах в мечети с приглашением близких родственников, которые смогут в этот день засвидетельствовать на регистрации брачный союз. Если молодая пара идет в мечеть, чтобы провести никах, она должна быть уверена в том, что брак, который будет создан, сохранится на всю жизнь. Молодожены должны понимать всю степень серьезности своих намерений.

Молодоженам полезно будет знать, что в мечети проводят бесплатно все важные и большие религиозные обряды, в том числе и никах. Люди могут подавать деньги при посещении праздничных собраний, но это деньги потом попадают не имамам, а идут на то, чтобы поддерживать состояние здания мечети и ее функционирование, на осуществление ее ремонта и обновления.

В хадисе, переданном от Тирмизи от Аиши, сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал мечеть лучшим местом, где следует заключать брак. Данный хадис признан слабым некоторыми мухаддисами, поэтому делать выводы на основании его, что никах следует делать только в мечети, нельзя, поэтому провести никах можно не только в мечети, как диктует традиция: есть варианты провести регистрацию дома или в другом месте, которое нравится молодоженам или будет им более удобным, но для того, чтобы никах был засчитан, следует провести его в строгом соответствии со всеми мусульманскими требованиями к процедуре бракосочетания. Среди таких требований то, что на регистрации должны присутствовать свидетели, должна присутствовать невеста или ее представитель, который находится рядом с женихом, а также на проведение никаха должно иметь согласие отца или опекуна девушки.

Никах мусульманина с христианкой

Какой должна быть женщина, чтобы она стала идеальной для мусульманина женой?

Сказано, что женщина из «людей Писания» должна быть целомудренной, чтобы мусульманин мог на ней жениться. По словам Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, добродетельная женщина значит недоступная или целомудренная, то есть та, которая хранит свое целомудрие, воздерживается и оберегает от разврата свои половые органы.

Всевышний Аллах сказал о Марьям, дочери Имрана, что она была целомудренной, сберегла свое целомудрие, то есть она сохранила от запретного свои половые органы и отдалилась от разврата. Целомудрие применяется здесь не только для женщин Писания, но и для мусульманок. Ат-Табари приводит слова Всевышнего Аллаха о том, что мусульманам «дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Некоторые же ученые считали, что эти слова подразумевают, что люди Писания, к которым относится женщина, на которой собирается жениться мусульманин, должны не находиться в состоянии войны с мусульманами.

Важным условием является и то, что мужчина мусульманин, собираясь жениться на христианке или иудейке, должен быть уверен в том, что ребенок, который родится у него от этой женщины, не будет в будущем принужден к неверию. То есть жениться на немусульманке в немусульманской стране мусульманин не должен, поскольку в такой стране его ребенок может быть воспитан не в исламе, его могут принудить изучать христианство, водить в церковь. В таких странах также может существовать такой закон, по которому женщина может забрать ребенка и сама его воспитывать в религии своего народа и по своим обычаям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *