Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году размер штрафа не изменился и составляет 3000 рублей. Сумма редко изменяется, но сколько именно придется заплатить можете узнать у инспектора ГИБДД. Когда постановление вынесено, то оплатить лучше всего в первые десять дней. Тогда есть возможность получить скидку в 50% от первоначально указанной суммы. При повторном нарушении такой льготой вы не сможете воспользоваться.
Многие автолюбители не согласны с вынесенным решением. Тогда есть возможность подать жалобу. Без нее дается два месяца на оплату санкций. Однако отменить штраф за отсутствие детского кресла в 2023 году не так просто. Необходимо доказать ошибку инспектора. Например, инспектор в обосновании написал, что нет кресла, в то время как крепящие устройства установлены.
В этих транспортных средствах автокресла не используются. Если в этих автобусах есть ремни безопасности, ребенок пристегивается (раздел 5.1 правил дорожного движения). Предоставление данного оборудования не входит в обязанности перевозчика.
При перевозке групп (более 8 человек) действуют другие правила.
- Использование автобусов является обязательным.
- Время, маршруты, информация для водителя и родителей должны быть согласованы заранее; и
- Водителям требуется специальный отпуск; и
- детей не разрешается перевозить без взрослых.
- Если автобусов больше трех, они должны сопровождаться транспортом.
Судебная практика: штраф за неправильную перевозку ребенка
Автомобиль, которым управлял Николай Петров, и в котором находился его четырехлетний сын, остановил инспектор ГИБДД. Сотрудник обратил внимание, что ребенок не пристегнут, и выписал Петрову штраф за непристегнутого ребенка на заднем сидении. Петров возражал и утверждал, что ребенок отстегнулся сам, а он этого не заметил, однако доводам водителя инспектор не внял.
Петров решил оспорить вынесенное постановление. В жалобе он указал, что его сын находился в автокресле и был пристегнут на момент начала движения, однако в процессе ребенок отстегнулся. Проследить за тем, пристегнут ли мальчик, Петров не мог, так как следил за дорогой, поэтому нарушение, уточнял водитель, произошло, но не по его вине. Однако показания Петрова суд не принял к рассмотрению и жалобу оставил без удовлетворения: ему пришлось платить штраф за нарушение установленных правил перевозки детей.
Когда кресло не обязательно
Получить наказание за перевозку ребенка младше 12 лет без специальных устройств можно несколько раз в течение суток. То есть если после вынесения наказания инспектором водитель продолжил движение и правонарушение зафиксировано вторично, то общая сума штрафа составит 6 000 рублей и так далее.
Не могут привлечь к административной ответственности, если:
- ребенку больше 12 лет
- транспортное средство не движется
- малолетний пассажир пристегнут с использованием иных устройств, обеспечивающих достаточный уровень безопасности (бескаркасные кресла, бустеры и так далее)
Наказание за отсутствие автокресла: правовые разногласия
Несмотря на кажущуюся рациональность данного вопроса, существует ряд вопросов, которые не учтены законодательством и подвергаются постоянной критике.
И среди таких нюансов можно выделить следующие:
- не понятно, как можно перевозить детей-инвалидов в автокресле;
- почему водителя, который уже получил наказание однократно за 1 день, и вынужден ехать дальше, может остановить любой инспектор и выписать штраф второй раз. Это вообще из области фантастики. Как человек может за несколько часов купить автокресло, особенно, если он передвигается по трассе;
- что делать водителям, которые являются собственниками старых ТС, где нет ремней безопасности для крепления автокресла.
Действующие нормы закона
Начнем с того, что за обеспечением безопасности всех пассажиров обязан следить водитель. Именно он несет полную ответственность за жизнь и здоровье тех, кого везет.
Эта аксиома дополняется жестким правилом: все дети любых возрастов всегда должны быть пристегнуты еще до начала движения автомобиля.
Обычные ремни безопасности, которыми пользуются взрослые, не могут в полной мере обеспечить безопасность движения детей. Если вы все же применяете такие ремни без специальной конструкции, адаптированной для детского возраста, напомним, что так вы подвергаете опасности ребенка еще больше. Неправильно расположенная по отношению к телу лента (у малышей она на уровне шеи), с одной стороны, не удержит детей, а с другой стороны, может привести к серьезным последствиям в виде переломов, даже если во время ДТП пострадавшего не выбросит из машины.
ПДД предусматривают:
- если ребенок перевозится на заднем пассажирском сидении, то фиксация должна происходить либо с помощью специального детского автокресла, либо обычными ремнями безопасности с корректирующим приспособлением. Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Обычно это так называемый «уголок», регулирующий ременную ленту, но теоретически им может быть все, что угодно;
- если ребенок едет на переднем пассажирском сиденье, то его безопасность может быть соблюдена только с использованием автокресла.
Дополнительно предъявляются требования и к самому автомобильному устройству для перевозки детей – оно должно быть подобрано в строгом соответствии с весом и возрастом (ростом) ребенка, быть исправным.
Со скольки лет ребенка можно перевозить без детского кресла? Ответ следует из Правил Дорожного Движения:
- только по достижении 12-летнего возраста, если ребенок в качестве пассажира впереди;
- для сидящих сзади детей кресло можно не использовать вообще (но пристегнуть с помощью специальных устройств надо).
Теоретически получается, что даже грудных младенцев, которые едут на заднем сидении, можно не сажать в автокресло. Таких случаев мало, но все же они встречаются: когда мама экономит на покупке специальной автолюльки и просто пристегивает завернутого в одеяльце младенца обычными ремнями. Не будем останавливаться на том, насколько страшными могут быть последствия таких действий родителей.
Конкретные, ужесточенные требования по перевозку детей на автотранспорте появились в России в 2007 году. На западе они существуют уже 30 лет – европейцам и американцам не приходит в голову везти дитя на машине без детского автокресла. Мотивирует их не угроза штрафа, а безопасность чада.
В 2007-ом в России впервые заговорили о детских удерживающих устройствах для автомобилей, а от водителей стали требовать их использования. Правда началось всё вяло – угроза штрафа 500 рублей не мотивировала автолюбителей приобретать дорогостоящее устройство. Сотрудники ДПС не придирались к отсутствию детского кресла жестко.
К 2013-му уровень детской смертности в ДТП остался прежним. Правительство поняло — нужно ужесточать меры. В КоАП РФ была дополнена статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей». Появилась 3-я часть, регулирующая вопросы перевоза детей в автомобиле. Размер штрафа вырос в шесть раз – до 3000 рублей.
В 2017 году правила снова частично изменили.
Самые основные поправки:
- оставить ребёнка до 7 лет в машине одного стоит от 500 до 2500 рублей;
- разрешено возить без детского кресла детей от 7 до 11 лет, но только пристёгнутыми на заднем сидении;
- детей до 12 лет запрещается перевозить на мототранспорте;
Правила перевозки детей в автомобиле
Порядок перевозки детей на транспортных средствах прописан в Правилах дорожного движения РФ, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения».
Несовершеннолетние пассажиры могут ехать исключительно в салоне легковой машины или же в кабине грузовика. В кузове или в прицепе транспортировать малолетних нельзя.
Как сказано в ПДД РФ, перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX (это встроенные в кресло металлические направляющие с замочками на конце), должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно — с использованием детских удерживающих устройств или же ремней безопасности. Однако если ребенок едет на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен детским удерживающим устройством.
При отсутствии в автомобиле соответствующего росту и весу автокресла не следует разрешать родителям или другим сопровождающим лицам садить ребенка на колени или на сиденье, даже для коротких поездок. В случае причинения какого-либо вреда здоровью родители скорее всего будут первыми, кто направит жалобу в органы власти по поводу нарушения правил.
Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей с законом и штрафов вообще не следует соглашаться на поездки с пассажирами до 12 лет без детского кресла. Если при вызове такси водителя не предупредили о наличии ребенка, он имеет полное право отказать в предоставлении услуги. Если уже произошла неприятная ситуация, связанная с отсутствием удерживающего устройства, наши эксперты помогут разобраться, как действовать в том или ином случае.
Виды детских автомобильных кресел по ГОСТу
Согласно ГОСТ Р 41.44-2005 (п. 2.1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования № 318-ст от 20 декабря 2005 г., установлены пять весовых групп для детских автомобильных кресел:
- Для детей весом до 10 кг – группа 0;
- Для детей весом до 13 кг – группа 0+;
- Для детей весом от 9 до 18 кг – группа I;
- Для детей весом от 15 до 25 кг – группа II;
- Для детей весом от 22 до 36 кг – группа III.
Кроме весовых групп, детские автомобильные кресла делятся на четыре категории согласно ГОСТ п. 2.1.2:
- Универсальная категория, которая подходит для большинства сидений автомобилей;
- Ограниченная категория. Она используется на сиденьях конкретных типов автомобилей;
- Полууниверсальная категория;
- Особая категория. Используется только на сиденьях автомобилей конкретных типов. Также используется в качестве детских удерживающих устройств.
Первые три категории детских автокресел используются на передних и задних сиденьях автомобилей, если они устанавливаются в строгом соответствии с инструкцией изготовителя (см. п. 6.1.1 ГОСТ).
Какие обстоятельства противоречат действию законодательства
Иногда, отдельные пункты российского законодательства противоречат реальным обстоятельствам и водитель не в состоянии выполнить все требования. Именно по этой причине нередко, назначение штрафа за нарушение данного положения зачастую вызывает недовольство со стороны населения.
Ситуации могут быть такими:
- сложно перевозить детей с ограничениями по здоровью, а именно с инвалидностью;
- водитель, получивший штраф, продолжает движение с ребенком без кресла;
- дети, имеющие физические показатели, превышающие вышеуказанные параметры, а именно, дети-акселераты, также должны перевозиться в специальных креслах;
- в старых автомобилях, не предусматривающих ремни безопасности, применение детского кресла не требуется.
Все эти моменты являются спорными, и граждане зачастую начинают выяснять отношения, а не оплачивать штраф.
Законодательная база на 2021 год
Перевозку детей в транспортных средствах также регулирует п. 22.9 Правил Дорожного Движения РФ.
В этом пункте четко говорится, что при езде с ребенком в машине используются специальные конструкции, к которым относят:
- ремни безопасности;
- бустеры;
- автомобильные кресла;
- подушки.
Выбирать конструкцию следует с учетом возрастной категории и веса детей.
Несмотря на достаточно строгие правила, родители нередко предъявляют претензии современным законам:
- не учтено, насколько сложно перевозить ребенка-инвалида;
- после выписки штрафа водитель транспорта продолжает движение, хотя средства безопасности по-прежнему отсутствуют;
- детям младшего возраста с высоким ростом неудобно находиться в автомобильном кресле;
- в законе нет уточнений, как перевозить малышей в машинах старого образца, не оборудованных ремнями.
Такие возражения пока не учитываются законодателями. Но не исключено, что в дальнейшем разработают нормативы на основании перечисленных недостатков.