Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плательщики земельного налога в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый гражданин, у которого есть участок, вынужден платить государству земельный налог. Рассматриваемый налог на землю платится каждый год. Плательщиками выступают лица, которые пожизненно владеют рассматриваемым участком, могут бессрочно им пользоваться, или в чью собственность рассматриваемая земля входит.
Земельный налог: что это такое
Налог на землю является местным. Его платят зависимо от условий, что приняты в регионе, где этот участок находится. В местном диапазоне рассчитывается ставка, сроки уплаты и льготы.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Нюансы уплаты для физлиц
Плательщиками земельного налога являются граждане, которые могут подтвердить свое право на территорию. Они должны официально зарегистрировать землю в Росреестре. На основании данной информации работники ФНС производят расчет налога, после чего высылают готовые квитанции налогоплательщикам по адресу их проживания.
Граждане могут не заниматься расчетами самостоятельно. Если по какой-либо причине в установленные сроки отсутствует уведомление от инспекции, то владельцы участков должны самостоятельно прийти в отделение ФНС, чтобы получить документ. Не может стать причиной для неуплаты сбора отсутствие квитанции. При таких условиях владелец земли будет привлечен к административной ответственности.
Плательщиками земельного налога выступают только владельцы или пользователи территорий, правильно зарегистрированных в Росреестре. Их кадастровая цена определяется ежегодно кадастровыми инженерами, после чего информация заносится в реестр. Узнать о данном показателе можно непосредственно в Росреестре. Нередко цена устанавливается на слишком высоком уровне, поэтому граждане имеют возможность ее оспорить. Для этого ими выполняются действия:
- заказывается независимая оценка в компании, обладающей лицензией на реализацию этого процесса;
- сравниваются показатели;
- если оценка независимого эксперта показывает, что кадастровая цена должна быть меньше, чем она установлена на государственном уровне, то подается владельцем территории иск в суд;
- проводится судебное заседание, где истцу надо представить доказательства своей правоты;
- если суд принимает положительное решение для гражданина, то уменьшается кадастровая цена, что приводит к снижению размера налога;
- работники ФНС осуществляют перерасчет, после чего выдают владельцу территории новую квитанцию для уплаты сбора.
Но не всегда решение суда является положительным для истцов, поэтому они вынуждены напрасно нести судебные издержки, а после этого все равно перечислять полную сумму налога в бюджет.
Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):
- Организации;
Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;
-
ИП;
-
физлица.
Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).
Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК). |
Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).
Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.
Применяются два вида ставок:
-
в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база — кадастровая стоимость);
-
в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).
При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).
Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).
По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):
— по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;
— сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;
— земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
— земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.
— по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.
Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.
Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):
-
предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;
-
самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;
-
находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.
Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации вправе по таким участкам применить ставку налога в размере:
|
Порядок исчисления налога и представления деклараций
В целях правильного исчисления налога, контроля за полнотой его уплаты налоговым законодательством установлена обязанность плательщиков, госорганов, организаций и ИП представлять в налоговые органы перечень необходимых документов и сведений.
Если в течение налогового периода у организации наступают обстоятельства, в связи с которыми она признается плательщиком, либо утрачивает такой статус, либо появляется право на освобождение от налога, налог исчисляется (прекращает исчисляться), как правило, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли такие обстоятельства.
Предусмотрен ряд особенностей для исчисления налога организациями, например:
-
если земельный участок предоставлен для строительства и (или) обслуживания недвижимости, находящейся в пользовании нескольких организаций, налог исчисляется отдельно каждой организацией пропорционально находящейся в ее пользовании площади недвижимости, а если недвижимость в общей долевой собственности у организаций, налог исчисляется каждой организацией пропорционально ее доле в праве собственности (п.10 ст.243 НК);
-
при исчислении налога организациями, ведущими лесное хозяйство, из облагаемой площади исключаются площади служебных земельных наделов, предоставленных физлицам (п.11 ст.243 НК).
Срок уплаты земельного налога и налоговый период
Земельный налог является обязательным безвозмездным платежом, который необходимо вносить лицам-владельцам земельных участков. Земельный налог взыскивается в пользу местного бюджета.
Налогообложение земельных участков в России определяется главой 31 Налогового кодекса РФ. Земельный налог представляет собой сбор местного значения. Сам налог и аванс за него необходимо вносить в бюджеты администраций районов по месту расположения земельного участка.
Налогоплательщики земельного налога – физические и юридические лица, имеющие земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ.
Налоговые льготы при уплате налога на землю
Буква закона подразумевает послабления, рассчитывать на которые могут плательщики сбора на землю. Расскажем о них подробнее.
Таблица 1. Виды льгот при оплате земельного налога
Вид льготы | Описание |
---|---|
Льготы для москвичей, петербуржцев и севастопольцев (жителей городов федерального значения) | Законодательные нормы и акты названных населённых пунктов дополнительно регулируют земельную пошлину. Для примера: в Москве налоговая (финансовая) база сбора на землю уменьшается на миллион рублей для жителей-льготников: инвалидов, ветеранов, многодетным семьям, «чернобыльцам» и подобное. |
Льготы отдельным категориям граждан | Речь идёт об уменьшении базы налога на десять тысяч рублей применительно к одному участку земли. Льгота рассчитана на людей, имеющих награды от правительства СССР и РФ, военных и ветеранов, инвалидов и граждан, страдающих от тяжких болезней. |
Льготы по месту жительства | Жители Сибири, Севера и Дальнего Востока, относящиеся к народностям малой численности и использующие земли для развития своего образа жизни, традиций и промыслов, освобождаются от земельного сбора полностью. |
Поскольку земельный сбор является местным, время, когда его нужно выплачивать, муниципалитеты устанавливают произвольно. Чтобы юрлицо имело представление о сроке, в который нужно подать декларацию и перечислить деньги, оно должно изучить НПА (нормативно-правовой акт) того населённого пункта или образования, в котором расположена земля. Однако есть ограничение – в НПА не может значиться срок оплаты ранее срока подачи декларации. Соответственно, не ранее первого февраля того года, что идёт вслед за отчётным. Но в течение отчётного года юридических лиц могут обязать платить авансы – предварительные платежи по сбору, время их уплаты также устанавливается муниципалитетами.
Рассмотрим на примере 2017 года в городе Москва. Все фирмы, владеющие земельными участками, должны внести сумму сбора не позднее первого февраля, как мы уже разобрались ранее. Авансовые выплаты должны быть перечислены московскими фирмами крайний срок – в последнее число месяца после отчётного квартала. Сроки выглядят таким образом:
- аванс за первый квартал – 2 мая 2017 года (так как 30 апреля является выходным днём, а 1 мая – праздничным);
- аванс за второй квартал – 31 июля 2017 года;
- аванс за третий квартал – 31 октября 2017 года.
Условия снижения налоговой базы для физических лиц
Имеются группы частных лиц, которые, являясь плательщиками земельного налога, имеют право на льготу, представляющую собой арифметическое уменьшение базы на фиксированную сумму (по аналогии с социальным вычетом по НДФЛ).
Эту норму определяет ст. 391 НК РФ, и на ее основании сумма уменьшения составляет 10 тысяч рублей. А реализовать указанную норму могут следующие налогоплательщики земельного налога:
- Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
- инвалиды: детства; I и II групп; ВОВ или боевых действий;
- ветераны ВОВ/боевых действий;
- ликвидаторы аварий на атомных предприятиях;
- лица, подвергшиеся действию радиации на любых (военных/гражданских) объектах, а также при ядерных испытаниях.
Энциклопедия решений. Плательщики земельного налога
Плательщики земельного налога
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица (определяемые в соответствии со ст. 11 НК РФ), обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:
— на праве собственности;
— на праве постоянного (бессрочного) пользования;
— на праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
В постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (ст. 39.9 ЗК РФ). Юридические лица (за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ) обязаны были переоформить до 1 июля 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Право пожизненного наследуемого владения в отношении находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков сохраняется за гражданами, получившими такое право до введения в действие ЗК РФ (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документам в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ).
Следовательно, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Госреестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения (см. также письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-05-04-02/66, от 11.07.2008 N 03-05-05-02/49, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 08.11.2007 N 03-05-06-02/125).
Льготы по и льготники по земельному налогообложению
В Российской Федерации некоторые налогоплательщики имеют послабления по налогообложению. Это регламентирует законодательство в п. 5 статьи 391 НК.
Льгота представляет собой уменьшение налогооблагаемой базы (КС налогооблагаемого владения) на кадастровую стоимость 600 м2 (6 соток) принадлежащей налогоплательщику территории. Это значит, что если надел площадью 6 соток, то платить за него не нужно. Если же площадь составляет 10 соток, то надо будет заплатить только за 4 сотки.
данное послабление применяется только по отношению к одному землевладению, имеющемуся у льготника. О своём выборе необходимо сообщить в ИФНС (можно через МФЦ) не позже 31 декабря. В случае, если такое заявление не будет подано, то ФНС применит льготу в отношении участка с максимальным начислением.
Определяем налоговую базу
Налоговой базой является стоимость участков земли по кадастру, если они признаны объектами налогообложения. Регулированием этого вопроса занимается Налоговый кодекс РФ, а именно 389 статья. Земля должна быть признана налогооблагаемой на первое число текущего налогового периода. Такие сведения можно получить в государственном кадастре недвижимого имущества.
Кадастровую стоимость принято определять в соответствие с нормами земельного законодательства, которое действует на данный момент. Чтобы получить информацию о кадастровой стоимости участка, его владельцу необходимо обратиться с письменным заявлением в местное отделение Росреестра. Также некоторые данные находятся на сайте Росреестра. Ту информацию, которая там отсутствует можно получить, подав соответствующий запрос. По закону ответ на него должен поступить не позднее 5 дней. Его можно получить в электронном виде и в бумажном. Госпошлина за ответ также будет разная:
- для электронного письма – 150 рублей;
- для бумажного письма – 400 рублей.
Для каждого налогоплательщика налоговая база определяется в соответствии с той информацией, которую в налоговые органы предоставляют те учреждения, которые занимаются кадастровым учетом. Оценка кадастровой стоимость происходит раз в 3 года. Для городов с федеральным значением этот срок сокращен:
- Один раз в два года. Это позволяет удерживать цену на недвижимость на одном уровне несколько лет.
- Если земля находится в долевом владении, то налоговая база определяется отдельно для каждого из владельцев в той пропорции, которая отвечает его доле во владении недвижимостью. Если земля находится в совместной собственности, то ее владельцам нужно будет платить налог на равных условиях.
Как видим, законом не предоставляет для юрлиц широкого право на освобождение от обязательств по земельному налогу. Но с другой стороны существуют утвержденные нормативные акты, согласно которым юрлицо может оформить льготы и существенно уменьшить сумму налога к оплате.
Ниже в таблице представлена информация об организациях, за которыми на общегосударственном уровне закреплена 100% льгота по уплате налога.
Категория организаций | Описание |
Общественные организации инвалидов | Вы можете не платить налог, если в состав Вашей организации входят 80% инвалидов (и более). От уплаты налога освобождаются только те участки, которые используются для деятельности организации согласно уставу. |
Организации народных промыслов | Если организация использует землю для производства и реализации товаров народных промыслов (что подтверждено документально), то налог на землю она может не платить. |
Учреждения уголовно-исправительной системы | Земля, находящаяся в собственности Минюста РФ и использующаяся в пределах полномочий Пенитенциарной системы. К данной категории относятся земли под СИЗО, колонии и прочие учреждения, исполняющие наказания. |
Организации с 100% уставным капиталом инвалидов | Организация инвалидов, которая ведет производственную деятельность, освобождается от налоговых обязательств в случае, когда сотрудники-инвалиды составляют не половины общего количества работников (доля в фонде оплаты труда – не менее ¼). Налог Вы можете не платить только за ту землю, которая используется для производственной деятельности организации. |
С полным перечнем категорий организаций, имеющий право не платить налог, Вы можете ознакомиться в НК (ст. 395).
Отметим, что льготы по земельному налогу предоставляются не только федеральным, но и местным законодательством. В зависимости от того, в каком регионе ведет деятельность Ваша организация, Вы можете получить льготу в виде пониженной налоговой ставки или вычета из общей налогооблагаемой суммы. Для того, чтобы выяснить, может ли Ваша компания рассчитывать на налоговую скидку, обратитесь в районную администрацию по месту регистрации Вашей компании.
Важно знать, что региональные власти могут только дополнить список организаций-льготников или увеличить размер налоговых скидок. Те компании, право которых на льготу утверждено на федеральном уровне, местная власть отменить не может.
Земельный налог как понятие и вид налогообложения существует довольно давно. Еще в 1991 году был принят Закон №1738-1, который регламентировал порядок оплаты налоговых взносов за имеющиеся в собственности земельные наделы. Этот нормативный документ действовал вплоть до 2005 года. С 1 января 2005 года в силу вступило новое законодательство в данной сфере, основы которого регламентируются главой 31 Налогового кодекса РФ.
Для облегчения перехода на новый вид выплат Федеральным законом №286 была разработана специальная поэтапная программа, цель которой смягчить возникшую стоимостную разницу для налогоплательщика. Начиная с 2018 года, в течение трех лет региональные бюджеты будут производить поэтапное повышение взимаемого коэффициента, чтобы к 2021 году достигнуть 100% установленного взимаемого барьера.