Банкротство граждан: когда отнимут единственное жилье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство граждан: когда отнимут единственное жилье». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Банкротство — единственный законный способ освобождения от долгов, а самый верный способ сохранить имущество должника — избежать банкротства. Все недвижимое имущество должника включается в конкурсную массу и подлежит реализации с торгов.

Как банкроту сохранить квартиру

  1. Должник до процедуры банкротства может продать квартиру знакомому лицу. «Однако важно понимать, что в данном случае все равно сохраняется риск признания такой сделки недействительной: например, если суд установит, что должник проживает в проданной квартире, сделка совершена между близкими родственниками, нерыночная цена реализации и т. д.», — поясняет Маджар.
  2. В рамках процедуры банкротства остается возможность договориться с кредиторами о реструктуризации долга на более щадящих условиях. В случае подтверждения реальной возможности выплаты долга по согласованному графику суд, по словам Маджар, с большей долей вероятности согласится утвердить такую процедуру.
  3. В случае если квартира также будет являться единственным жильем для супруги и детей должника, в том числе с выделенными им в собственность долями, вероятность ее изъятия также существенно снижается, приводит пример юрист.

Что такое единственное жилье?

Для начала важно разобраться, что является единственным жильем?

В соответствии со статьей 446 ГПК РФ – это квартира или дом с земельным участком, которые находятся в полной или долевой собственности должника и членов его семьи, и является единственным пригодным для проживания помещением.

При проведении процедуры банкротства, единственная недвижимость исключается из состава конкурсной массы (имущество, которое будет продано с аукциона в счет погашения долгов).

Нужно быть внимательным с формулировкой «пригодное для проживания», так как, например, дача или иное помещение, не зарегистрированное как жилое, не будет признано таковым.

Если должник проживает в другом месте, например, в квартире родителей или на съемной квартире в другом городе, а в его собственности находится только одна пригодная для проживания жилплощадь, в которой он зарегистрирован, то ее тоже не имеют права включать в состав конкурсной массы, поскольку факт проживания в другом месте не порождает прав владения имуществом.(Стоит отметить, что если человек имеет в собственности единственную квартиру, в которой не зарегистрирован, то единственным жильем она считаться не будет, например, человек прописан в квартире родителей, но имеет отдельную жилплощадь, его единственным жильем будет считаться квартира, где он зарегистрирован, а квартира, находящаяся в собственности, будет включена в конкурсную массу).

Часто возникает вопрос, что если квартир несколько, но одна из них оформлена на жену. Такое имущество признается совместно нажитым и подлежит реализации. Если муж вступает в процедуру банкротства его часть от продажи недвижимости пойдет на погашение долга, а оставшуюся часть вернут жене.

В случае злоупотребления правом суд может лишить должника исполнительского иммунитета в отношении его единственного (роскошного) жилья

Очень часто должники совершают действия, направленные на создание формальной видимости наличия у них только одного жилого помещения (выводят квартиры, формально регистрируются по другому месту жительства, регистрируют в квартире родственников, фиктивно расторгают брак и т.п.). После чего они просят суд распространить на такое (порой роскошное) жилье исполнительский иммунитет.

Такие действия суды расценивают как злоупотребление правом и лишают должника исполнительского иммунитета в отношении его якобы единственного жилья. Часто в обоснование такого решения суды ссылаются на то, что у должника нет доходов, позволяющих содержать элитное жилье.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 305-ЭС18-15724 (дело Фрущака), при рассмотрении спора об исключении из конкурсной массы должника единственного пригодного для проживания помещения арбитражный суд должен исследовать доводы кредиторов о недобросовестности должника и злоупотреблении с его стороны правом в виде создания ситуации, когда дорогостоящий объект недвижимости получает статус единственного пригодного для проживания помещения, что недопустимо.

Ссылки на данную правовую позицию стали появляться во многих судебных актах.

Читайте также:  Как в 2023 году самостоятельно рассчитать страховые взносы

А вот как описывается подобная ситуация в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2020 по делу N А40-60908/2016: “Вывод же суда апелляционной инстанции о том, что злоупотребление правом со стороны должника и его намерение причинить ущерб кредитору не должно вступать в противоречие с конституционным правом должника на жилище, не основан на положениях Закона о банкротстве, правовой позиции Верховного Суда РФ. Ситуация, при которой жилое помещение формально становится единственным пригодным для проживания должника в результате совершения должником действий, направленных на вывод ликвидного имущества из конкурсной массы и причинение тем самым вреда имущественным правам кредиторов, является злоупотреблением правом со стороны должника по смыслу ст. 10 ГК и исключает применение исполнительского иммунитета в отношении спорного имущества”.

Когда заберут единственное жилье

В исключительных случаях банкрот лишается единственного жилья. Так происходит, если:

  1. Квартира или дом заложены. Когда недвижимость предоставлена в качестве залога при получении кредита, она подлежит реализации в счет задолженности перед банком. Не путайте с ситуацией, когда заемщик предоставляет информацию о наличии имущества. Если сведения о собственности указаны в кредитном договоре, то ее сохранят за должником.

  2. Банкрот не прописан в единственном жилье. В судебной практике есть единичные прецеденты, когда при отсутствии постоянной регистрации суд разрешал реализовать единственное жилье.

  3. Банкрот живет в роскошной многокомнатной квартире или особняке. Несмотря на то, что закон о реализации такой недвижимости еще не принят, отдельные прецеденты имеются. Если суд сочтет, что проживание банкрота в роскошной жилплощади ущемляет интересы кредиторов, то может принять решение о реализации и покупке более скромной квартиры, соответствующей минимальному количеству квадратных метров на человека.

Что будет, если продал или подарил единственное жилье?

В рамках процедуры банкротства все сделки совершенные за последние 3 года рассматриваются на предмет злоупотребления своими права.

Иначе говоря, Арбитражный управляющий обязан проверить сделки на наличие одного из двух составляющих недобросовестности гражданина:

  1. На момент сделки у гражданина уже имелись признаки неплатежеспособности, то есть гражданин уже понимал, что не может погашать свои долги своевременно. Обычно таким признаком является наличие просрочек по долгам и потеря работы.

  2. Из сути сделки усматривается, что она совершена с целью лишить кредиторов права на погашение долга с продажи имущества. Такими признаками являются: продажа по заниженной цене, продажа близким родственникам, продажа в период когда уже имелись просрочки.

Залоговое имущество при банкротстве

Если у Вас есть в собственности ипотечная квартира или недвижимость, которая по каким-то причинам пребывает под залогом в банке — скорее всего, ее продадут. Даже если ипотечное жилье является единственным — все равно, суд обязан взыскать и продать его.

Продажа имущества при банкротстве физических лиц осуществляется в рамках процедуры реализации имущества. Финуправляющим назначается дата проведения торгов, в результате которых произойдет продажа имущества. Вырученные средства передаются кредиторам.

Как обезопасить себя от продажи ипотечного жилья? К сожалению, никак. Обычно такие квартиры и продаются в первую очередь, и банк, выдавший ипотеку, получает свои деньги обратно. Единственный вариант — не доводить дело до банкротства, постараться добиться реструктуризации долгов, но это возможно лишь при наличии стабильного и относительно высокого дохода.

Никогда не пытайтесь скрыть свое имущества от суда, кредиторов и финуправляющего противоправными методами. Последствия будут плачевны — и имущество найдут и продадут, и долги не спишут.

Залог при банкротстве физического лица — это всегда сложности при проведении процедуры. Как выкрутиться в такой ситуации? Только лишь погасить залоговый кредит и вывести имущество из под обременения, другого пути нет.

Иногда изъятия единственного жилья удается избежать, если за будущего банкрота поручается другой человек или организация. Но пока что институт поручителя при банкротстве не отработан. И жилье, как правило, изымают и продают.

С чего началась история об изъятии у должника единственного жилья

Был долг. Должник был должен кредитору. Оба — физические лица.

В 1999 году суд общей юрисдикции решил взыскать с должника в пользу кредитора 772 500 рублей. Как часто бывает, судебное решение о взыскании так и осталось на бумаге — должник заплатил частично, большая часть долга осталась непогашенной. Исполнительное производство было возбуждено в 2006 году. Из Постановления КС неясно, почему решение о взыскании было вынесено в 1999, а исполпроизводство началось только в 2006, но это неважно для данного дела.

В 2009 году должник покупает квартиру площадью 110 м.кв. Цена квартиры намного превышала размер долга. Последующие судебные баталии разворачивались по поводу именно этой квартиры.

В 2018 году кредитор обратился в суд за индексацией долга, и суд долг проиндексировал. 772 500 руб превратились в 3,9 млн руб.

Читайте также:  3-НДФЛ: какие изменения с 2023 года и скачать бланк

В 2019 году должник стал банкротом. Кредитор включился в реестр требований кредиторов и требовал, чтобы квартира была включена в конкурсную массу и продана с торгов. Финансовый управляющий и суды стояли насмерть — эта квартира является единственным жильём должника, она не в залоге, а следовательно, в конкурсную массу она попасть не может. Статья 446 Гражданского процессуального кодекса прямо это запрещает, да и Верховный суд на эту тему высказывался в Постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года №48 — исполнительский иммунитет единственного жилья действует и в банкротстве.

Аргумент кредитора, что это нехорошо — покупать дорогую квартиру, когда на тебе висит долг по исполнительному производству — судей не впечатлил.

В январе 2021 года Верховный суд не принял жалобу кредитора, и он пошёл в Конституционный суд.

Даже единственное жильё могут забрать за долги. Объясняем, в каких случаях

Закон гласит: нельзя забирать у должника его единственное жильё, в котором он проживает вместе со своими родственниками. Нужно гарантировать должнику и его семье условия, «необходимые для их нормального существования».

Но проблема в том, как закон трактуют судьи. Какой объём жилья нужно оставить должнику, чтобы он «нормально существовал»? А если должник по факту не проживает в своей квартире, а сдаёт её в аренду? А если у должника много квартир, то какую ему позволят оставить?

Если жилых метров много, судья оставит должнику самое дешёвое жильё.

Часто банкроты пытаются спасти кровно нажитые метры, быстро избавившись от жилья. Стратегия распространённая. К примеру, богатый гражданин имеет в собственности квартиры и дома. Он знает, что скоро придут всё отбирать, и в спешке раздаривает имущество детям или распродаёт его друзьям и партнёрам.

Есть три варианта развития событий:

  • Всю недвижимость вернут назад, если она продана неграмотно;
  • Вместо недвижимости с покупателей возьмут деньги (опять же когда продано всё было неграмотно);
  • Оспорить ничего не удастся: ни денег, ни квартир не вернуть. Последний случай — редкость.

Один челябинский бизнесмен решил пойти по первому сценарию. Он продал шесть квартир и элитный коттедж. Затем суд отменил все сделки и вернул в собственность бизнесмена одну из квартир и коттедж в Барвихе.

Тогда предприниматель потребовал оставить ему элитный коттедж в Барвихе как «единственное жильё». Но судьи решили, что «жить нужно скромнее», и отказались идти навстречу. В итоге дом продали с торгов.

Роскошная квартира — плохой вариант единственного жилья. Её часть могут кому-то продать либо обменять на вариант попроще

Сам по себе факт владения одной квартирой ещё не гарантия того, что у должника её не заберут. Тут есть два варианта.

Первый, самый простой: суд оценивает квартиру по стандартным критериям:

  • какая у неё площадь;
  • какой норматив площади на одного человека (или «жилищная норма учёта» по месту нахождения жилья).

С площадью квартиры всё понятно. Но с нормативами на одного человека сложнее: каждый город / посёлок устанавливает свои правила. Например, в Москве учётная норма жилья на человека составляет 10 кв. м, а в Санкт-Петербурге — 9 кв. м.

Так что, если у должника есть квартира 130 кв. м в Москве, где живут всего два человека, есть все шансы лишиться части квартиры. Взыскание обратят на долю, которая превышает минимально необходимую для «нормальной жизни».

Второй вариант зависит от находчивости кредиторов.

Как банкроту сохранить квартиру?

Есть несколько способов сохранить жилую недвижимости:

  • Договориться с кредиторами. Например, предложить реструктуризацию. В ряде случаев это позволяет закрыть долг, не прибегая к процедуре банкротства.
  • Продать жилье заранее. Не стоит массово использовать данный метод — он слишком рискованный. Сделка может быть отменена, а продавец — привлечен к ответственности за сокрытие имущества.
  • Заключить брачный договор. О нем необходимо предупреждать всех кредиторов. Рекомендуется оформлять его заранее, в противном случае он также может быть признан фиктивной сделкой.
  • Зарегистрировать на территории жилья детей и супруга. Если есть возможность выделить им свои доли в собственность — шансы на сохранение объекта возрастают.

Выводы о рисках и возможностях взыскания единственного жилья

Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.

Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.

У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.

Читайте также:  Программа молодая семья в Московской области в 2023 году

Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.

Понятие «единственное жилье»

По закону у должника нельзя забирать единственное жилье, в котором он проживает один или вместе со своими родственниками — им гарантируются условия для нормального существования. Но по факту, лишиться единственного жилья можно, если это огромный дом, роскошный особняк или просто квартира на 100 кв.метров, поэтому в судах обычно задаются вопросом, какой объем жилья нужно оставить должнику, чтобы он нормально существовал. Поэтому суд оценивает “единственное жильё” по двум критериям: какую площадь занимает жильё и какова жилищная норма на одного человека.

В каждом населенном пункте установлены свои правила жилищной нормы на одного человека. Например, в Москве на одного человека нормой являются 10 кв.метров, а в Санкт-Петербурге — 9 кв. метров. Поэтому, если единственное жильё должника площадью около 60 кв.метров, при этом, в нем живут 2 или 3 человека, высока вероятность, что доля от квартиры может быть взыскана судебными приставами для продажи и уплаты долга.

Какое жильё считается единственным?

К единственному жилью относят жилую недвижимость, которая находится в собственности гражданина. Это может быть частный дом, квартира или комната. Основной акцент здесь нужно делать на слове «жилая». Какая недвижимость относится к жилой, подробно рассказывается в ст. 16 и 22 ЖК РФ.

Согласитесь, владелец апартаментов — это звучит круто и солидно. Но на самом деле человеку, который купит апартаменты, не позавидуешь — потому что с юридической точки зрения это не жилая, а коммерческая недвижимость. Дело не только в том, что содержать апартаменты дорого. Если вдруг дойдёт до процедуры физбанкротства, апартаменты заберут у физлица и продадут. Ст. 446 ГПК не сможет их защитить, даже если фактически такая недвижимость более пригодна для проживания, чем любая квартира в «коммуналке».

В последнее время появилась возможность перевести некоторые нежилые помещения в статус «Жилое». А значит, появится возможность прописаться в таком помещении. Для сохранения в банкротстве такой недвижимости в качестве единственного жилья, рекомендуем в ней прописаться. Так как в выписке из ЕГРН будет отображена вся история регистрационных действий, факт прописки станет дополнительным доказательством в защиту единственного жилья.

Статус единственного жилья не зависит от того, проживает ли там должник постоянно и прописан ли там вообще. Важно только право собственности. То есть гражданин может, например, жить с мамой, а свою единственную квартиру сдавать в аренду. Даже при том, что, лишившись квартиры, он явно не останется «на улице», его квартира будет иметь исполнительский иммунитет.

Общий запрет на реализацию

Исполнительский иммунитет — это запрет на реализацию единственного жилья при взыскании задолженности приставами и в банкротстве физ. лиц. Если пристав или управляющий включат такую недвижимость в опись на торги, должник может обжаловать это решение. Такое же право есть у членов семьи, проживающих совместно в спорной квартире или доме.

Вот еще несколько важных нюансов, которые связаны со статусом указанного жилья:

  • исполнительский иммунитет не распространяется на апартаменты, так как они относятся к нежилым помещениям;
  • по ст. 446 ГПК РФ не имеет значения, какая площадь у единственной квартиры или дома, сколько членов семьи у должника;
  • если у должника есть несколько помещений, пригодных для проживания, вопрос о продаже конкретных объектов будет решать суд.

Ситуации, позволяющие изъять единственное жилье у банкрота

В 2018 году решением Верховного Суда РФ был создан прецедент, согласно которому представилась возможность взыскивать единственную квартиру.

Важно учесть такие нюансы:

  • Если приобретение жилья и прочие операции с ним приносят имущественный вред кредитору, то угроза, что его взыщут при банкротстве серьезная.
  • Если единственная недвижимость заложена или находится в ипотеке, то ее в обязательном порядке при банкротстве реализуют.
  • Если должник хотел скрыть имущество путем дарения нескольким гражданам, чтобы один из принадлежащих ему объектов признали единственным жильем, то скорее всего его признают виновным в фиктивном банкротстве и реализуют имущество, не списав задолженность.

Финансовый управляющий не может преступать закон — сам он не решает изымать или нет единственное жилье у должника и тех, кто проживает с ним. Изъять и реализовать его можно лишь по решению суда, если есть серьезные сомнения по поводу фиктивного банкротства или нахождения имущества под залогом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *