Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование пенсионного страхования в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Понятие обязательного пенсионного страхования
Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Пенсионная реформа РФ
Основная сущность недавно проведенной пенсионной реформы заключается в реализации следующих целей и задач:
- устранить дефицит бюджета ПФР;
- направить средства, высвобожденные за счет уменьшения числа пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста, на повышение размеров пенсий для текущих;
- минимизировать риск “коллапса” всей пенсионной системы в связи с сокращением в последнее время численности трудоспособного населения.
Сущность основных изменений в рамках осуществленной реформы:
- поэтапное увеличение пенс. возраста в течение переходного временного периода, который продлится вплоть до 2028-го года;
- физлица, имеющие 42 (мужской пол) и 37 лет (женский) стажа, смогут выходить на пенсию раньше на 2 года (но не ранее 60 и 55 лет соответственно);
- расширилась сущность прав некоторых граждан на выход на пенсию преждевременно – например, теперь получать пенсионное обеспечение сможет женщина со стажем 15 лет или более и 30-ю пенсионными баллами уже в 57 лет, если она родит и воспитает троих детей до исполнения им 8-ми лет.
Итак, всем гражданам РФ, застрахованным по ОПС, гарантируется право на пенсионное обеспечение при возникновении страхового случая – наступления старости, инвалидности или утраты кормильца.
Правовое регулирование
Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:
Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.
Страховые взносы обязательного пенсионного страхования являются практически единственным источником пополнения ПФР, гарантирующим всем гражданам получение трудовой пенсии. Основой (базой) для начисления страховых выплат считается весь совокупный доход, подлежащий налогообложению. В общем случае взносы на пенсионное страхование исчисляются по ставке 22% от дохода, если общая сумма не превышает 670 тыс. р. Крайней точкой базы налогообложения считается 711 тыс. р. — доходы, превышающие эту сумму, страховыми взносами не облагаются. Налогом облагаются все суммы, полученные работником в результате трудовой деятельности: з/плата, премия, различные финансовые поощрения. Не облагаются налогом выплаты, являющиеся социальными компенсациями и гарантиями: дотации, пособия, компенсации, суммы, полученные по наследству, добровольные пожертвования, волонтерские сборы, выплаты гражданам иностранных государств и лицам, не имеющим гражданства.
Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации
Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Функционирование системы обязательного пенсионного страхования базируется на реализации страховых принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному обеспечению.
Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование
Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).
Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.
Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:
Пенсионное страхование — это вид страхования, при котором страховщик по договору страхования принимает на себя обязательства производить страховые выплаты страхователю (застрахованному лицу) в фиксированной, как правило, сумме с установленной периодичностью при условии дожития его до предусмотренного договором возраста и полной уплаты им страховой премии.
Государственное (обязательное) пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.[10,c. 50]
Единственным государственным страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому статусу является государственным учреждением, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного
Наряду с государственным страховщиком – ПФР, страховщиками по обязательному пенсионному
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования указанных средств, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, а также ограничения осуществления
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица;
2) индивидуальные
Застрахованные лица– это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств
- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Каждое застрахованное лицо приобретает право на открытие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР. Индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. На этом лицевом счете накапливаются пенсионные права каждого застрахованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц, в государственной системе персонифицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Закон РФ «О персонифицированном учете в ПФР».
Распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 2002 года. За прошедший период порядок расчета пенсий неоднократно корректировался, но сам принцип ее расчета остался неизменным. У всех граждан 1967 года рождения и младше появился индивидуальный пенсионный счет, где накапливается пенсионный капитал.
Структура пенсии по старости
Сегодня пенсия россиянина складывается из двух частей:
- Страховой – она зависит от суммы страховых взносов, перечисленных в бюджет. Базовую часть будут выплачивать в том случае, если гражданин имеет минимальный трудовой стаж. Реальный размер страховой пенсии будет зависеть не только от норм законодательства, действующего на момент назначения выплаты, но и от текущей экономической ситуации в стране.
- Накопительной – формирующейся из нескольких источников, в том числе, за счет добровольных взносов на пенсионное страхование. Этими средствами будущих пенсионеров управляют исключительно профессиональные участники финансового рынка: УК, НПФ.
Большая часть пенсий формируется благодаря страховым взносам, которые работодатели ежемесячно перечисляют в бюджет ПФР за своих сотрудников. Однако сочетание страховой и накопительной части пенсии позволяет диверсифицировать риски, защитив, тем самым, свои накопления.
Что же такое взносы на ОПС? Расшифровка этого понятия различается для каждой из сторон, участвующих в правоотношениях:
- Для государства взносы в ПФР являются источником финансирования выплат пенсии и обеспечения бесперебойного функционирования Пенсионного фонда.
- Для компаний страховые взносы — обязательный платеж, ежемесячно перечисляемый в бюджет.
- Для работника взносы в ПФР – гарантия получения в дальнейшем достойной пенсии.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
ОПС – это комплекс мер, предпринимаемых государственным аппаратом РФ, для обеспечения жизнедеятельности людей следующих категорий:
- лиц, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет);
- граждан, получивших инвалидность;
- лиц, потерявших кормильца.
В России работодатель отчисляет в ПФР 22% от зарплаты сотрудника, которые делятся на 2 части:
- солидарную (6%);
- индивидуальную (16%).
Первая часть отправляется на общий счёт, а вторая – на персональный счёт гражданина. Из общих 6% оплачивается фиксированная базовая пенсия, которая положена абсолютно всем пожилым людям, даже никогда не работавшим. С этого же счёта государство выплачивает пособия на погребение ушедших из жизни пенсионеров.
Индивидуальная часть поступлений в ПФР (16%) также делится на 2 части:
- 10% – это страховая пенсия;
- 6% – накопительная.
Накопительные выплаты имеются только у граждан, родившихся после 1967 года. В отличие от страховых, данные накопления государством не индексируется, зато страховщик их регулярно инвестирует, пока человек трудится, чтобы максимально увеличить размер накопительной части.
Этими накоплениями трудящийся гражданин вправе распорядиться 3 способами:
- Отказаться в пользу страховой части. В результате все 16% индивидуальной пенсии будут считаться страховыми.
- Оставить эту часть в ПФР и выбрать какую-либо из инвестиционных программ, предложенных страховым фондом.
- Перенаправить их в любой НПФ.
Однако есть и плюс: в случае смерти застрахованного гражданина его накопительная пенсия достанется близким в наследство.
В системе ОПС накопительной частью распоряжается Государственная управляющая . После получения взносов из ПФР компания инвестирует средства с целью их приумножения.
Обязанности страхователя
В обязанности страхователя входит:
- Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
- Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
- Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.
Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:
- Обязательное, которое назначается:
- при достижении определенного законом возраста (по старости);
- при установлении группы инвалидности;
- При утере кормильца;
- Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.
ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.
Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.
Пенсия состоит из частей:
- фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
- страховой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
- накопительной, у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.
Особенности и функции
Обязательному пенсионному страхованию присущи традиционные категории и черты, но есть и особенности.
Страхователем выступают физические лица, юрлица и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления.
Застрахованное лицо – это работник, который в будущем будет получать пенсию.
Главным страховщиком является Пенсионный фонд России. Если сравнить размер его бюджет с бюджетами других внебюджетных фондов, станет очевидно, что он намного значительнее.
Бюджет ПФР складывается из:
- взносов работодателей;
- добровольных взносов;
- бюджетных переводов;
- штрафных взысканий;
- инвестиционных накоплений;
- денег людей, получивших право на срочность пенсии;
- запасных средств по накопительной пенсии.
Деньги из бюджета уходят на:
- выдачу пенсий;
- социальные выплаты;
- материнский капитал;
- иные цели.
Из бюджета Пенсионного фонда деньги идут не только на выдачу пенсий по старости, но и на выдачу пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца.
Чтобы лучше понять сущность пенсионного страхования, нужно определить, какие функции оно выполняет. Если внимательно проследить «дух» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» № 167, становится ясно, что функции ОПС следующие:
- Социальная – это фундаментальная функция пенсионного страхования, наиболее ярко отражающая его назначение. Речь идет о защите каждого члена социума, о создании стабильного жизненного уровня при наступлении нетрудоспособности.
- Стимулирующая – это недвусмысленный намек, что на государство надейся, а сам не плошай. Стимулирующая функция призвана сформировать понимание того, что размер своей будущей пенсии можно увеличить, ведь на ее размер влияет трудовой стаж и страховые взносы, уплаченные за период работы. А эти два показателя находятся под контролем самого человека.