Размер транспортного налога в 2023 в Беларуси для физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер транспортного налога в 2023 в Беларуси для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).

Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:

1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;

2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;

3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;

4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;

5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.

Пониженные ставки транспортного налога

1. В размере 50% от установленной ставки: в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории других государств, инвалидом I или II группы, лицом, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, или лицом, имеющим право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста, родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

2. В размере 75% от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога либо ставка транспортного налога применяется в размере 50% от установленной ставки).

Льгота по транспортному налогу предоставляется налоговым органом на основании представленных плательщиком документов, подтверждающих право на такую льготу, а также на основании имеющихся в налоговом органе сведений, представленных государственными органами и иными организациями в порядке, установленном законодательством.

Кто должен платить транспортный налог

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Читайте также:  Штраф ответчику за неисполнение решения суда

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Сколько будут платить физические лица

Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.

Вид транспорта Размер пошлины (руб.)
автомобиль массой не более 1,5 т 61
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т 81
автомобиль массой от 1,75 до 2 т 102
автомобиль массой от 2 до 2,25 т 122
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т 142
автомобиль массой от 2,5 до 3 т 162
автомобиль массой более 3 т 223
мотоцикл 40

Как платить прошедшим техосмотр

Те, кто добросовестно, и главное, не пропуская сроков, посещал станции техосмотра, а значит, до недавнего времени исправно платил транспортный налог, в этом году не получат извещения от МНС. Здесь все зависит от возраста авто и уплаты налога, который раньше был привязан к прохождению техосмотра. Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении должно действовать не позднее 1 января 2021 года.

Поясним на примере. Новая машина куплена владельцем в салоне в мае 2019 года. Вместе с покупкой авто проходится техосмотр и оплачивается дорожный сбор. Следующий техосмотр (у новых машин через два года) проводится в июне 2021-го. Значит, разрешение на допуск действительно, поскольку выдано ранее 1 января 2021 года. Владелец такой машины не получит извещение на уплату авансового платежа в этом году. Транспортный налог за 2021 год он уплатит после получения извещения, но уже в сентябре 2022-го.

Теперь о том, какую сумму налога заплатит этот автовладелец. Если срок действия техосмотра, а значит, и предыдущего дорожного налога закончился в мае 2021 г., то новый налог будет подсчитан пропорционально календарным месяцам, начиная с июня.

Поясним на примере. Для автомобиля массой не более 1,5 т размер годовой пошлины — 61 рубль. Значит, за один месяц нужно уплатить 61:12=5,083 рубля. Умножаем эту сумму на количество месяцев в 2021 г., начиная с июня: 5,083*7=35,581 рубля. Такую сумму налога за 2021-й заплатит автовладелец, но уже в 2022 году. В 2023-м он оплатит транспортный налог за весь 2022-й.

Еще примеры.

Автовладелец уплатил госпошлину и прошел техосмотр на автомобиле старше 10 лет в июле 2020 года. Срок действия разрешения, а значит, и предыдущего налога, истек 31 июля 2021 г. Значит, его транспортное средство освобождается от уплаты транспортного налога на период срока действия разрешения, т. е. с 1 января по 31 июля 2021-го. В 2022 г. ему насчитают госпошлину с августа по декабрь 2021 г., т. е. за пять месяцев.

Еще вариант. Автовладелец уплатил госпошлину в декабре 2020 года, а техосмотр прошел в январе 2021-го. Поскольку необходимое разрешение получено им уже в 2021 г., когда выдача разрешения не являлась объектом обложения государственной пошлиной, то гражданин обязан уплатить транспортный налог за 2021 г., и ему придет уведомление об авансовом платеже уже в этом году. Госпошлина, уплаченная автовладельцем в 2020 г., подлежит возврату либо зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога.

И такой вариант. Автовладелец машины старше 10 лет проходил техосмотр в предыдущие годы, но с небольшими перерывами. Например, действие его разрешения на допуск (т. е. срок оплаты предыдущего дорожного налога) заканчивалось в октябре 2020 г., а в феврале 2021 г. он снова прошел техосмотр, но ничего не уплачивал. Получается, что на 1 января 2021 г. предыдущий дорожный сбор не был уплачен. В таком случае владельцу придет авансовое письмо из налоговой уже в этом году. В 2022 г. для автомобиля, например, массой от 1,5 до 1,75 т придется доплатить 81-29=52 рубля.

К сожалению, все варианты описать невозможно, но с некоторыми предлагаем ознакомиться здесь.

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

Льготы по транспортному налогу

Инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны ВОВ и пенсионеры могут уплачивать транспортный налог с 50%-ой скидкой.

Но следует учитывать, что данное право предоставляется только при наличии у собственника транспортного средства водительского удостоверения соответствующей категории. Это означает, что избежать уплаты налога путем оформления автомобиля на пенсионера или инвалида, не имеющего прав, уже не получится. Что касается инвалидов 3-й группы, то они будут уплачивать транспортный налог со скидкой в размере 25%.

Читайте также:  Статья 158 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Кража

Местным органам власти разрешено полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (это касается всех имущественных налогов). В данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально и только при условии, что транспортное средство не используется для занятий предпринимательской деятельностью.

Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.

Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.

«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Кто должен оплачивать транспортный налог?

Данный налогом облагаются транспортные средства, зарегистрированные в ГАИ.

Плательщиками транспортного налога являются:

  • организации;
  • физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП;
  • лизингополучатель, в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг).

Примечание:

Плательщиками транспортного налога не признаются:

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы,
  • суды;
  • органы прокуратуры;
  • исполкомы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
  • организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • войска и воинские формирования.

Налог не уплачивается на транспортные средства:

  • находящиеся в угоне;

Примечание:

Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами (статья 85 Налогового кодекса).

  • используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
  • выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • электромобили – по 31 декабря 2025 года;
  • специально оборудованные для использования инвалидами;
  • у плательщиков-организаций – предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами.

Какие ставки транспортного налога в год предусмотрены для физических и юридических лиц?

Ставки транспортного налога в 2021 установлены в приложении 27 Особенной части Налогового кодекса РБ.

Читайте также:  Как восстановить ПТС на автомобиль при утере

Вид транспортного средства

Ставки транспортного налога, рублей

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ за:

1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 1 тонны

162

более 1 тонны, но не более 2 тонн

209

более 2 тонн, но не более 3 тонн

255

более 3 тонн

325

2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 0,75 тонны

116

более 0,75 тонны

278

3. прицеп-дачу (караван)

116

4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:

не более 2,5 тонны

278

более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

394

более 3,5 тонны, но не более 12 тонн

510

более 12 тонн

580

5. автобус с числом посадочных мест:

до 20 включительно

278

от 21 до 40 включительно

394

свыше 40

510

6. мотоцикл

70

7. седельный тягач

464

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ за:

1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль в отношении которого отсутствует информация о разрешенной максимальной массе)

61

более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны

81

более 1,75 тонны, но не более 2 тонн

102

более 2 тонн, но не более 2,25 тонны

122

более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны

142

более 2,5 тонны, но не более 3 тонн

162

более 3 тонн

223

2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 0,75 тонны

41

более 0,75 тонны

223

3. прицеп-дачу (караван)

41

4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:

не более 2,5 тонны

162

более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

345

более 3,5 тонны, но не более 12 тонн

447

более 12 тонн

508

5. автобус с числом посадочных мест:

до 20 включительно

244

от 21 до 40 включительно

345

свыше 40

447

6. мотоцикл

41

7. седельный тягач

406

Последние новости о налоге

Последние новости по этому вопросу не так давно обсуждал Владимир Кухарев, который делал предположения по поводу того, как изменится дорожный налог в РБ в 2019 году. 27 декабря 2019 года сделать заявление по поводу того, что над разработкой изменений для транспортного налога уже работает команда министров.

Проблема того, что изменения нужны, существует, потому что сегодня многие владельцы транспортных средств перестали проходить процедуру технического осмотра с целью экономии финансов. В результате этого они подвергают опасности не только собственную жизнь, а и жизнь окружающих. Нововведения должны решить эту проблему и внести изменения в закон об уплате за использование дорог на территории Беларуси.

Ещё несколько лет назад одно из периодических знаний страны публиковало статистику, в соответствии с которой на трёх белорусов приходился один личный автомобиль. Несложно применить матрицу для общего количества населения и понять, что каждый день по дорогам страны проезжает более 3 миллионов ТС.

Льготы на оплату транспортной подати

Еще несколько лет назад льготами пользовались несколько категорий граждан, но в последнее время условия получения скидок несколько изменились. Например, уже не существует дорожный сбор для пенсионеров страны, потому что описываемой группе населения льготы по указанному платежу уже не предоставляются.

Согласно статьям Налогового кодекса государства, ветераны Великой Отечественной войны, лица с признаками инвалидности 1 и 2 группы, если они не могут управлять механическими самодвижущимися транспортными агрегатами сильнее 5 лошадиных сил, получают скидку на 50%. Приведенные лица обязаны иметь при себе медицинские справки или заключения.

Другие скидки на налог на техосмотр в РБ Беларусь 2021 аналогичные для юридических организаций и физических лиц ― половину пошлины оплачивают за механические самодвижущиеся транспортные агрегаты, рассчитанные для перевозки особо опасных грузов.

Освобождаются полностью от платежей по дорожному сбору следующие категории:

  • специально оснащенные транспортные агрегаты для использования лицами с инвалидностью, приобретенные через учреждения социальной защиты населения, по условиям ранее действующих законов;
  • транспортные средства для оказания скорой медицинской или лечебной помощи;
  • организации Министерства чрезвычайных ситуаций, предназначенные для защиты гражданского населения;
  • военные ведомства и внутренних дел, Комитетов государственной безопасности, пограничной службы и Следственного, воинские формирования различных родов.

Оформление авто из Беларуссии — получение СБКТС и ЭПТС

На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. ЭПТС нужен для постановки автомобиля на учёт в ГИБДД. Электронный документ содержит в себе всю необходимую информацию, для того, чтобы отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС нужен при покупке и продаже авто, он служит подтверждением права собственности на автомобиль. Он применяется при розыске угнанного автомобиля.

Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.

Без СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) получить ЭПТС нельзя. СБКТС нужен для подтверждения, что техническое состояние ввезённого из Белоруссии автомобиля соответствует требованиям и на нём можно безопасно ездить по российским дорогам общего пользования.

Нужно оплатить утильсбор и оформить ЭПТС на авто из Белоруссии? – Мы поможем Вам!

Наша компания оказывает услуги по оперативной оплате утильсбора и оформления ЭПТС на ввезённые из Белоруссии автомобили.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *