Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила тонировки авто — 2023: что можно делать, а что нельзя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самым распространенным нарушением процедуры осмотра авто является замер светопропускной способности «на глаз», когда инспектор, руководствуясь опытом или сложившейся практикой, определяет наличие нарушений без использования специальных приборов. Такая практика недопустима.
Тогда почему в 2023 году много машин ездят с тонировкой?
Всё очень просто! Потому что теория законодательства и практика несколько отличаются. Правоприменение работает далеко не всегда идеально. Так:
- вы, возможно, чаще всего видите тех тонированных водителей, которые просто пока ещё не получили требования или не отсидели, получив его,
- некоторые водители могут просто игнорировать все наказания – в нашей практике есть случаи, когда автолюбитель, получив арест 10 суток, всё равно продолжает ездить с затемнёнными окнами,
- в целом, средства измерения есть далеко не у всех экипажей – чаще всего ими обладают стоящие специально для ловли на «тонер» инспекторы.
При каких условиях может быть выписано требование за тонировку?
Очевидно, что приказ может появиться после фиксации события нападения. В данном случае — сотрудниками ГИБДД. В большинстве случаев требование по окраске появляется непосредственно при проверке на дороге.
Типичные ситуации выглядят следующим образом. Сотрудник ГАИ останавливает автомобиль, проверяет чистоту (окраску) стекол и налагает штраф.
При этом сотрудник ГАИ оставляет за собой право выставить те же требования по окраске — вынести предписание, указать вид нарушения и потребовать устранить его в установленный срок (в большинстве случаев речь идет о 10 днях).
Если кратко резюмировать, то первый штраф за нарушение окраски составляет всего 500 рублей. Узнайте больше о штрафах в этой статье.
С другой стороны, срок действия требования (срок соблюдения) прямо относится к самому документу (напомним, что в большинстве случаев он составляет 10 дней). Однако никто специально не проверяет, соблюдены ли требования — встречаются следующие проверки
(a) есть ли нарушение на данный момент; и
(b) было ли оно выдано ранее.
Если и то, и другое присутствует, фиксируются как новые нарушения, так и ненарушения с предыдущими командами. Это также важно, если человек выполняет требование, а позже снова красит автомобиль вопреки правилам — в большинстве случаев очень трудно доказать, что команда была выполнена.
Однако это не означает, что выдача уведомления о тонировке означает, что вы проведете остаток жизни в упрямстве. Требование выдается на основании протокола об административном нарушении, а записи об этих нарушениях хранятся в течение одного года.
В результате, независимо от того, каким образом оно было выдано, в большинстве случаев повторные нарушения, связанные с нарушением цвета, считаются неисполнимыми.
Что будет, если не устранять тонировку?
Если он откажется немедленно удалить цвета, сотрудник ГИБДД выдаст предписание, согласно которому после выполнения этих действий гражданин должен удалить фотослои, а также предоставить транспортное средство для дорожного контроля.
Если он проигнорирует это требование и продолжит ездить на окрашенном автомобиле, то пробив номер машины по базе данных, он выявит это событие на следующем заседании ГАИ. Судебного заседания избежать не удастся.
В качестве альтернативы можно снять окраску по требованию дорожной полиции, а через некоторое время вновь окрасить автомобиль. В этом случае необходимо сохранить документацию из мастерской, чтобы при следующей встрече с участником дорожного движения было доказательство того, что рецепт был сохранен. Это означает, что автомобиль должен быть восстановлен в официально зарегистрированной автомастерской, которая выдаст соответствующее доказательство.
Можно и подать жалобу на само требование!
Тем временем, вы можете оспорить непосредственно само предписание, не трогая при этом штраф. Вот только нужно будет максимально алгоритмично и последовательно изложить вопрос незаконности этого.
Так, например, один из судей в одном из решений указал буквально следующее:
Вопрос о законности требования об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения, которое [ДД.ММ.ГГГГ] вынесено и вручено инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России [Адрес] [ФИО 1], рассмотрению и оценке в рамках КоАП РФ по настоящему делу не подлежит, что не лишает права оспаривать его в ином порядке, предусмотренном законодательством.
В общем, здесь главная тонкость в том, что никаким законодательством, как мы уже писали выше, обжалование требование о тонировке не предусмотрено, увы.
Тем не менее, моно воспользоваться стандартным способом. Просто написать жалобу в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление на имя начальника этого подразделения. Только не подавайте онлайн-обращение – формально по закону жалобы таким способом не рассматриваются.
И здесь сразу отметим, что перспектива такого действия достаточно облачная. Ведь ГИБДД не только напрямую заинтересовано в выписывании требований. Более того, сам начальник и отдаёт инструкции выписывать их в отношении водителей. И тут как нельзя кстати подходит фраза «рука руку моет». Поэтому отменить требование о тонировке таким образом маловероятно. Однако, попытаться всё же стоит.
Кто может получить предписание такого рода
Всегда возникает вопрос о том, на кого выписывается предписание за тонировку – на водителя или авто. Ведь, если водитель будет управлять другим ТС, то под условие повторного правонарушения он автоматически не попадает.
Если ранее задержанным авто управляет другой водитель, то его могут привлечь к аресту, несмотря на то, что он может быть и не в курсе наличия предписания, выданного ранее.
Поэтому данный документ выписывают в адрес водителя. Информация об автомобиле не упоминается, но при следующем задержании сотрудник ГИБДД способен проверить данные о составленных ранее протоколах по специальной базе, где будут указаны паспортные данные нарушителя и регистрационный номер автомобиля.
Таким образом, становится очевидным, что предписание за тонировку выписывается на автолюбителя, который управляет определенным транспортным средством.
Это значит, что при повторном его задержании за управлением другим тонированным автомобилем ему будет выписан еще один штраф в размере 500 рублей, а также второе предписание в отношении уже этого автомобиля. Стоит отметить, что тонировка в соответствии с 7.3 п. ПДД перечня неисправностей является основанием для запрета управления ТС.
В случае наличия тонировки передних стекол автомобиля, которые пропускают меньше 70% света, на вас могут оформить один из следующих документов:
- Требование об устранении нарушения.
- Предписание об удалении тонировки.
Это равные по значимости нормативные акты, которые преследуют одну цель, поэтому в обзоре будем рассматривать их в качестве синонимов.
Базой законов для оформления таких документов являются 5 правовых актов:
- Техрегламент о безопасности транспорта.
- Правила дорожного движения.
- Закон о полиции.
- Административный кодекс.
- Административный регламент, утвержденный Приказом 664 МВД.
Изучим более детально, что написано в каждом законе. Правила запрещают тонировать автомобиль в части списка неисправностей, при которых нельзя эксплуатировать авто:
- Разрешено использовать тонированные стекла, согласно условиям, ГОСТ5727-88, кроме зеркальной пленки.
ПДД делают ссылку на Государственный стандарт. Однако он на 2022 год не действует и заменен Техническим регламентом, который устанавливает условия тонировки:
- Пропускание света лобового и боковых стекол – свыше 70%.
КоАП также имеет свои условия и ответственность за несоблюдение Правил, и делает ссылку на Технический регламент. Он устанавливает за наличие запрещенной тонировки штраф в размере 500 рублей. Кроме того, в Административном кодексе указана мера наказания за то, что требование инспектора ГИБДД не выполняется:
- При неповиновении требованию сотрудника полиции выписывается штраф 500-1000 рублей. Кроме того, при наличии достаточных оснований, водителя могут арестовать на период до 15 дней.
Ранее вопрос назначения штрафа за тонировку регулировал ГОСТ 5727 88. В пункте 2.2.4 говорилось, что светопропускание ветровых стёкол автотранспорта должно составлять не менее 75%. В отношении всех прочих стёкол применялся показатель минимум 70%.
1 января 2015 года нормативно-правовой акт утратил силу. На смену ему пришел ГОСТ 32565-2013. В нём был установлен единый порог светопропускаемости, который составил 70%.
Дополнительно был принят Технический регламент Таможенного союза. Он также вступил в силу 1 января 2015 года. Вопрос светопропускаемости стекол транспортных средств отражен ст. 4 вышеуказанного нормативно-правового акта. Технический регламент зафиксировал, что вменение штрафа за тонировку допустимо, если светопропускаемость лобового и передних стёкол меньше 70%. При этом заднее стекло может быть затемнено, если присутствует зеркало заднего вида.
Эксперты рекомендуют ознакомиться с положениями статьи 12.5 КоАП РФ. Она регламентирует наказания, которые могут вменить за несоблюдение норм светопропускаемости стекол в 2021 году.
Штраф ГИБДД за тонировку в 2023 году
Чтобы избежать наказания за тонировку, ее просто не надо делать. Или соблюдать все необходимые правила.
Минимальная светопропускаемость лобового стекла не может быть ниже 70%, заднего – ниже 5%.
Минимальная светопропускная способность передних боковых стекол должна составлять как минимум 70%, а задних боковых стекол – 5%.
Штраф на сегодняшний день составляет 500 рублей. И также действует 50% скидка при оплате в первые 20 дней. Но здесь стоит учитывать нюансы: если сотрудник ГИБДД остановил машину с тонировкой, выписал штраф, то автомобилист не имеет права дальше продолжать движение с этой тонировкой. Это будет расценено как неисполнение предписания сотрудника ГИБДД. За это вводятся совсем другие санкции, вплоть до 15 суток ареста.
Можно ли оставить тонировку после оплаты штрафа
Если оставить тонировку после оплаты штрафа, то в лучшем случае водителя снова оштрафуют на 500 рублей, в худшем — привлекут к ответственности за неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а это уже штраф до 4000 рублей или принудительные работы до 120 часов, или административный арест до 15 суток.
Официальное приложение
для проверки штрафов ГИБДД 12.5 часть 3.1
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств
Наказание: штраф в размере от 500 рублей
Основания и размер штрафа за тонировку стекла
Санкции за наклейку пленок прописаны в уже упомянутой в предыдущем пункте ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Они распространяются не только на тонировку как таковую, но и установку на машину цветных стекол. Критерий один – нарушение параметров светопропускания.
На данный момент все нормативы прописаны в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Он был утвержден решением № 877 от 09.12.2011 г. Согласно этому документу требования к тонировке прописаны применительно к расположению стекла (пленки) на машине.
Независимо от степени допущенного нарушения штраф за тонировку 500 рублей. Инспектор ДПС наряду с составлением протокола может попросить снять пленку. Однако о законности такого требования мы поговорим ниже.
Дополнительного административного наказания за рассматриваемое правонарушение, совершенное повторно, законодательство не предусматривает. Не отправят автомобиль и на штрафную стоянку. Однако водитель может потерять время и нервы при общении с инспектором ГИБДД.
Правила тонировки по ГОСТу
Порядок затемнения автомобильных стекол описан в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации» (Постановление №1090 от 23.10.93). Полный список повреждений и условий, при наличии которых не разрешается использовать авто, приведен в п. 7.3 Приложения к документу. Запрещено, к примеру, эксплуатировать машину с установленными дополнительными элементами либо нанесенными покрытиями, что ограничивает обзор дороги с водительского места.
Позднее, в 2020-м Минтранс РФ слегка переработал эти нормы в части тонировки и привел их в соответствие с актуальными требованиями.
По новому стандарту (ГОСТ 33997-2016) ветровое стекло и два передних боковых должны иметь светопроницаемость 70% и выше, тогда как предыдущим нормативом были установлены параметры 75% и 70% соответственно. Штраф за тонировку стекол в задней части кузова (включая боковые окна) не назначается, так как ограничений для них нет.
Можно ли избежать наказания?
Возможность избежать наказания за неправильное окрашивание является спорной. Существует мнение, что это возможно. Однако не все знают, как выйти сухим из воды.
Фотопрозрачность окон можно контролировать только на стабильных станциях ГИБДД. Делать это на дороге незаконно. Водители, которые не нарушали правил дорожного движения, не обязаны находиться под управлением инспектора дорожной тюрьмы.
Согласно действующему законодательству, это обязательство возникает только в случае применения к гражданину административного ареста.
Если нарушения нет, сотрудник дорожной службы не имеет права принимать меры против водителя. Согласно этой интерпретации, неадекватные цветовые справочники могут быть сохранены. Однако эта точка зрения не является единогласно принятой.
Если у сотрудника ГИБДД нет конуса, шансы остаться безнаказанным возрастают. Водителям не нужно ехать в дорожный отдел для проведения замеров. В таких случаях принудительное исполнение не допускается.
Однако действующее законодательство предусматривает, что Windows может быть измерена, если инспектор доставлен к соответствующему устройству, а сотрудник ГИБДД беседует с водителем.
Маслеников Иван Иванович.
Допустимый процент светопропускаемости
Требования к светопропускаемости стёкол автомобиля закреплены в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, утв. Решением Комиссии №877 от 9 декабря 2011 года. В нормативно-правовом акте говорится, что допустимый процент светопропускаемости для ветрового и стёкол, которые обеспечивают переднюю обзорность, в 2021 году должен составлять не менее 70%. Если автомобиль оснащен броневой защитой, светопропускаемость должна быть не меньше 60%.
Вышеуказанное правило не применяется к задним стеклам, но только при условии, если на машине установлено наружное зеркало заднего вида.
Требования тонирования стекол, отраженные в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, распространяются на транспортные средства категории М1. Перечень машин, включенных в группу, приводится в приложении 1 к вышеуказанному нормативно-правовому акту. В категорию входят транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения. Классические легковые автомобили также попадают в эту группу.
В верхней части ветрового стекла можно разместить светозащитную полосу. Причём тонировка может быть выполнена в массе стекла или непосредственно прикреплена к нему. Размер полосы напрямую зависит от типа транспортного средства. В 2021 году ее ширина не может быть больше 140 миллиметров, если размещение осуществляется на:
- легковых автомобилях;
- транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест более 8 и массой не более 5 тонн;
- автомобили, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу не более 3,5 тонн.
Как на это реагируют автосервисы?
Новый закон о штрафах за тонировку авто в 2023 году в России вызвал обеспокоенность среди владельцев автомобилей, а также автосервисов, занимающихся применением тонировки на стеклах автомобилей. Административный штраф за тонировку до 50% составит до 5 тысяч рублей, до 75% — 10 тысяч рублей, а свыше 75% — 20 тысяч рублей.
- Проверки ГИБДД: ввод новых правил тонировки стекол авто в России привел к тому, что Госавтоинспекция начала проводить проверки транспортных средств и штрафовать владельцев автомобилей за нарушение новых требований.
- Процесс тонировки: автосервисы должны ознакомить своих клиентов с новыми правилами тонировки стекол автомобиля и предупредить их о возможных штрафах за несоблюдение правил. Кроме того, цена на тонировку может увеличиться из-за дополнительных затрат на проверку соответствия новым правилам.
- Оплата и скидки: некоторые автосервисы уже установили определенные цены за услуги по тонировке и предоставляют скидки на выполнение работ до 2023 года. Тем не менее, многие автосервисы пока не могут определить, какая будет стоимость тонировки и какие скидки или условия будут предоставляться.
- Ресурсы и материалы: существует определенная неопределенность среди автосервисов касательно доступности материалов и ресурсов для выполнения тонировки, которые одобрены новыми правилами тонировки.
Какой производитель тонировки самый лучший
Явным и безоговорочным лидером в производстве плёнок для тонировки является США. Как показывает практика, качественные плёнки нужно выбирать среди американских брендов: Llumar, Ultra Vision, SunTek, ASWF, Armolan, Johnson, 3M. Этот список могут разбавить индийская компания Sun Control и корейская Nexfil, у которых качество продукции также на высоте. Перечисленные фирмы имеют отлаженный процесс производства и дорожат своим именем. Поэтому при покупке проверяйте наличие сертификатов, чтобы не нарваться на подделку.
В противовес всем стоит китайская тонировочная плёнка. Её главное преимущество — цена. Главный недостаток — всё остальное. Слабая прочность, плохая защита от солнца и проблемы при установке (не самый лёгкий процесс наклеивания, заломы и плохой клей) частые спутники плёнок из Китая. Рекомендуется к использованию только как временный вариант по причине ограниченного бюджета на автомобильный тюнинг.