Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли и как приватизировать земельный участок? Отвечает юрист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Национализация — это переход в собственность государства имущества, которое раньше принадлежало юридическим и физическим лицам или иным государствам. То есть приватизация и национализация — это противоположные понятия.
Дискуссия о приватизации в 2023 году
Глава ВТБ Андрей Костин в апреле предложил провести масштабную приватизацию в России. Он отметил, что санкции бьют по российской экономике слишком сильно. В то же время отечественный бизнес накопил достаточное количество денег для инвестиций. Поэтому, по мнению банкира, приватизационная программа сможет пополнить бюджет и привлечь новые идеи в экономику.
В конце 2021 года о том же говорил и на тот момент глава Счётной палаты Алексей Кудрин. Он утверждал: «Приватизация даст предприятиям эффективных собственников. Это не только положительно скажется на результатах отдельных организаций, но и повысит эффективность экономики в целом». Кудрин указал, что приватизация позволит получить дополнительные средства на стратегические инициативы без повышения налогов и послужит оздоровлению всей экономики.
Какие земли можно получить бесплатно?
Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен. Это:
- Участки, на которых располагаются приватизированные объекты недвижимости
То есть, если на неприватизированном участке находятся приватизированное жилое строение и хозпостройки, вы имеете право безвозмездно получить в собственность землю, находящуюся под ними и территорию, необходимую для их эксплуатации и обслуживания. Важно, чтобы они были построены раньше вступления в силу Земельного кодекса. То есть, до 2001 года.
Если постройки не приватизированы, земля под ними в собственность не переходит. Ее придется либо выкупить, либо взять в аренду.
- Участки, находящиеся в долгосрочной аренде
Как правило, долгосрочный договор аренды заключается на 20 + лет. Но уже через три года после его заключения можно претендовать на бесплатную приватизацию арендованного участка.
- Участки, полученные под садоводство, ИЖС, ЛПХ
Если участок изначально брался под строительство частного жилого дома, любительское садоводство (по сути, «для дачи») или для того, чтобы вести на нем подсобное хозяйство (но не фермерскую деятельность), то вы уже обладаете всеми законными правами на его бесплатную приватизацию. Осталось лишь оформить все законным образом.
Этот пункт реестра касается, скорее, не «дачников», поскольку приватизированный гараж на даче ничем не отличается от прочих хозпостроек. Речь идет о членах гаражных кооперативов, многие из которых возникли еще во времена СССР. Теперь хозяин каждого бокса может стать полноправным владельцем надела, на котором тот расположен. Оформляется приватизация через правление кооператива.
- Земля, находящаяся в бессрочном пользовании
Этот пункт в основном касается участков, полученных по наследству. До вступления в силу ЗК РФ, в России (и ранее в СССР) земельные участки предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Теперь, даже если надел не был приватизирован наследодателем, его наследники могут начать процедуру на тех же основаниях, что имел он.
Естественно, требуются документы, подтверждающие, что участок находился в бессрочном пользовании умершего человека.
Приватизация земельного участка в суде
Если уполномоченный орган отказал заявителю в приватизации участка, на это должно быть дано законное обоснование. В ряде случаев причины, обусловившие отказ, можно устранить – к примеру, направить отсутствующие документы, которые нужны для приватизации, либо скорректировать неточности. После этого заявитель может подавать повторное обращение.
Как быть, если устранить причины, которые повлекли за собой отказ, невозможно? Если заявитель уверен, что уполномоченный орган принял неправомерное решение, он имеет полное право подать в суд, составив исковое заявление. В заявлении нужно будет перечислить:
- обстоятельства конкретного дела;
- причины, по которым было принято решение об отказе;
- ссылки на законы, которые, как считает заявитель, были нарушены.
Кто вправе выполнять земельную приватизацию
Все граждане РФ, но есть категории лиц, которые могут сделать это бесплатно.
- Оформившие договор о безвозмездном пользовании на срок свыше шести лет – по истечении пятого года эти люди (на основании ЗК РФ, статья 39.10) получают право на приобретение объекта в постоянное владение. Такие же условия распространяются и на лиц, получивших недвижимость под возведение дома или обустройство подсобного хозяйства.
- Многодетные семьи (в соответствии с положениями 39.5 и 39.19 ст ЗК РФ).
- Арендаторы, заключившие контракт ранее 25 октября 2011.
- Люди, зарегистрировавшие пожизненное право распоряжения полезной площадью с опцией передачи по наследству. А также те, кому ее выдали бессрочно, и на территории уже построено жилье.
- Обладатели возведенных на объекте зданий, перешедших в пользование результате дарения, покупки или иной сделки, состоявшейся до 25 октября 2011.
Какие документы нужны для оформления процедуры приватизации земельных участков
Росреестру потребуется:
- заявка о намерении получить недвижимость в личное владение, заполненная по всем правилам;
- удостоверение личности;
- доверенность, подписанная нотариусом (если подачу осуществляет уполномоченный представитель);
- подтверждение факта многодетности семьи (когда она выступает в роли ходатайствующей);
- кадастровый паспорт и выписка из ЕГРН;
- свидетельство о принадлежности к льготной категории граждан, если оно дает какие-то преимущества при купле-продаже объекта. В эту группу входят малоимущие, сироты, инвалиды.
Кому можно пройти приватизацию на безвозмездной основе
Не все категории граждан могут овладеть земельным участком на бесплатной основе. Прежде чем собирать документы нужно убедиться, что будущий владелец входит в число лиц, имеющих право на приватизацию. По российскому законодательству человек имеет право оформить земельный надел в собственность в следующих случаях:
- Потенциальные владельцы, оформившие временный договор на пользование землей в ограниченные сроки. Если заключен срок в 6 лет, то уже через 5 лет можно начать приватизацию.
- Граждане, получившие земельный надел на бесплатных условиях для строительства дома или ведения подсобного хозяйства. В этой категории можно осуществить оформление через 5 лет с тем учетом, что договор заключался на 6 лет и более.
- Закон также предполагает процедуру получения права собственности на участок многодетным семьям. Важно обратить внимание на ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ, где прописаны все правила и нюансы.
- Собственники, получившие права владения по наследству или по сделке купли-продажи и иным видам сделок до 25 октября 2001 года. После этого периода провести все манипуляции с приватизацией бесплатно нельзя.
- Арендаторы успевшие оформить права на аренду до 25.10.2001 года. Это касается не только физических, но и юридических лиц.
- Людям, получившим жилью на бесплатной основе с целью бессрочного пользования и построившим там жилой дом.
Все граждане могут пройти процедуру приватизации один раз в жизни независимо от возраста, размеров надела и других следствий. Если участник уже прошел подобную процедуру он может выбрать другой путь и выкупить надел у муниципалитета по кадастровой стоимости.
Способы получения земли во владение
Переход земли в собственность в 2018 году может быть осуществлен в рамках бесплатно-упрощенной приватизации, безвозмездного получения земельной доли по административному регламенту. Кроме того, можно выкупить земельный надел или добиться его перехода в частное владение в процессе рассмотрения искового заявления в суде. Самыми востребованными и процессуально наименее сложными остаются бесплатная процедура, а также приобретение участка земли у властей.
Впрочем, с массовой безвозмездной приватизацией по упрощенной процедуре рано или поздно придется попрощаться – разрешенная законодателями «дачная амнистия» должна была закончиться уже в 2018-ом, но в итоге было решено ее продлить еще на два года.
Безвозмездное обретение права владения
Для получения возможности безвозмездно пройти приватизационную процедуру, надо, чтобы объект недвижимости имел «подходящий» статус. Это должно быть частное жилое или дачное имение, либо объект, который используется под подсобное хозяйство или для организации садоводства.
На упрощенно-безвозмездную приватизацию могут рассчитывать только граждане, использующие землю абсолютно легально (соответственно статусу и целевому назначению), и законно эксплуатировали строения, на нем расположенные.
Если полного пакета документации на всю недвижимость нет, можно рассчитывать лишь на бесплатную приватизацию по административной процедуре, то есть — сначала восстанавливаются все правоустанавливающие бумаги, потом оформляется право собственности на земельное угодье.
Как и ранее, приватизировать землю под своими домами (и прилегающую территорию) могут граждане, относящиеся к льготным категориям, в том числе, военные, ветераны, дети-сироты и так далее.
Что входит в пакет документов?
Закон о приватизации определяет и тонкости самой процедуры, и требования к пакету документов. Но даже если используется упрощенная приватизация, пакет необходимых бумаг выглядит внушительным — кроме паспорта и заявления, понадобятся:
-
Документы, которыми регламентируется использование надела. Это могут быть арендные бумаги, бессрочные договора с муниципальными органами, решения властей, разрешительные акты и так далее.
-
В органы, занимающиеся приватизационными процедурами, необходимо принести правоустанавливающую документацию на жилые и другие постройки. Это может быть правильно оформленное разрешение на проведение строительства, план выполнения работ, кадастровый документ и технический паспорт.
-
Понадобится также документ об оценочной стоимости дома и прочих строений, который надо получить в Росреестре. Разумеется, нужны документы о площади, налоге на имущество, а также бумага из ЕГРП, подтверждающая наличие права использования конкретного участка, который необходимо приватизировать.
Какие наделы земли можно приватизировать, а какие нельзя?
В соответствии с законодательными нормами РФ, провести процедуру приватизации можно в отношении следующих типов земельных наделов:
- Участков земли, которые были предоставлены гражданам для строительства собственного жилья.
- Участки, выделенные гражданам для осуществления садоводческой или дачной деятельности, размещения гаражей, а также других объектов, предусмотренных законодательством РФ.
- Земель, которые были переданы гражданам на условиях безвозмездного пользования, при условии, что заключенный договор носит бессрочный или наследуемый характер.
В том случае, если на земельном участке находится дом или другое строение, собственником которого является частное лицо или компания, они имеют право на приватизацию указанного участка.
Если таких строений на участке нет – бесплатная приватизация может быть проведена лишь при условии, что у заинтересованного лица имеется право на бессрочное пользование указанным наделом или право пожизненного наследуемого владения.
Не подлежат приватизации следующие категории земельных участков:
- Зарезервированные для государственных нужд или изъятые из обращения (парки, заповедники, заказники и прочие особо охраняемые зоны).
- Участки, запрещенные для приватизации.
- Прибрежные земли.
- Земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования (улицы, дороги, площади и др.).
Как приватизировать землю и перечень требуемых документов
Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.
Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:
- В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже.
- После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.).
- Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
30 ноября 2001 года
5 декабря 2001 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;
15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;
16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;
18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;
19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;
21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Приватизация земельных участков на землях поселений: понятие, особенности правового регулирования, ограничения
Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 80-х годов и занимал центральное место в системе экономических преобразований в Российской Федерации в течение последнего десятилетия XX века. Земельные преобразования осуществлялись одновременно с изменением структуры экономических связей в целом. Приватизация земельных ресурсов явилась неотъемлемой частью процесса проводившихся экономических преобразований при переходе от плановой экономики к рыночной.
Одной из основных целей государственной политики с начала 90-х годов XX века в сфере земельных отношений являлось создание и обеспечение условий для эффективного использования земельных ресурсов государства, обеспечить которое предполагалось посредством введения частной собственности на землю и создания рынка земли. В связи с этим центральным звеном земельной реформы стало появление права частной собственности на землю, его закрепление и гарантирование. До настоящего времени процесс приватизации не завешен, и вероятно, будет продолжаться еще длительное время.
Прежде чем рассмотреть обозначенные в наименовании параграфа вопросы правового регулирования приватизации земельных участков в поселениях остановимся на понимании приватизации как экономического явления.
Для правового государства, модель которого была принята за образец в Конституции России, приватизация выступала необходимым связующим звеном для перехода от тоталитарного государства к государству демократическому1. Для России этот процесс стал непростым. Процесс приватизации при переходе от плановой экономики к рыночной обладал рядом принципиальных особенностей, существенно осложняющих его по сравнению с приватизацией в странах со сложившейся рыночной экономикой. Главным осложняющим обстоятельством явилось то, что история не знала перехода от плана к рынку2. Privatus по-латыни означает «частный». Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Терминологические истоки этого понятия восходят к 1969г., когда Питер Ф. Друкер в книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их прежним владельцам. Позже этот термин появился в словаре Уэбстера издания 1983 г. Понятие «приватизация» расшифровывалось как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частігую»3.
Со времени первого упоминания термина «приватизация» в научной литературе его смысловые границы подвергались многочисленным коррекциям, в результате которых образовался целый ряд формулировок, содержащих расширительное или, наоборот, ограничительное его толкование в зависимости от целей и задач, которые ставили перед собой авторы. Автор фундаментальной работы, посвященной теоретическим и практическим аспектам приватизации в странах Запада, профессор Нью-Йоркского университета Э. Савас понимает под приватизацией осуществление разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами в предпринимательской деятельности4.
Это определение уже более конкретизировано, оно содержит три принципиально важных момента: во-первых, приватизация представлена здесь как некий протяженный во времени процесс, а не разовый акт; во-вторых, приватизация рассматривается не просто как распродажа (или передача) государственной собственности в частные руки, а как структурное преобразование экономики; в-третьих, достаточно четко проводится разграничение двух, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, процессов -уменьшения масштабов деятельности государства и усиления роли частного сектора1.
В США, согласно официальным документам федерального правительства, приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. При этом Америка ориентируется на привлечение наемных работников к участию во владении и управлении собственностью. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий2. В Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятий. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственных обществ, включая частное иностранное владение. В Польше считается, что приватизация означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативно, смешанную и другие формы собственности3.
Еще одним экономически пониманием приватизации является следующее: «Приватизация — это полная или частичная передача права собственности на государственное имущество в частный сектор экономики. Этот процесс больше связывается с продажей действующих предприятий, нежели с продажей земли или зданий. Приватизация не подменяет собой такие действия, как прекращение обязательств, сдача имущества в долгосрочную аренду или частное финансирование инфраструктурных проектов»4. Таковы сугубо экономические определения приватизации.
В юридической науке в течение последних двух десятилетий вырабатывалось собственное понимание этого явления. Так, И.С. Комарицкий пишет, что «под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество»1. Такой переход права собственности опосредуется, по мнению этого автора, либо договором купли-продажи, либо договором дарения.
Особенности приватизации муниципальной собственности
Существенные моменты процесса приватизации заключаются в следующем:
- Безвозмездный характер.
- Добровольность приватизационной процедуры.
- Стандартная для всех регионов России форма договора.
- Возможность приватизации жилья на одного человека или в долях на несколько лиц.
- Вне зависимости от количества участников приватизации договор о подтверждении права владения выдается в единственном экземпляре. Каждый собственник может получить заверенную нотариусом копию документа.
- Подлежит приватизации имущество публичных форм собственности (государственное и муниципальное).
Существуют некоторые особенности приватизации как государственной, так и муниципальной недвижимости:
- Чаще всего приватизируется имущество муниципалитета, так как принадлежащей государственным организациям жилищный фонд крайне мал, и зачастую данные жилые объекты вообще не подлежат передаче в собственность гражданам, например, квартиры в военных городках.
- Жилье государственного уровня вместо приватизации обычно продается по аукциону, так как оно более дорогостоящее, чем муниципальное.
- Приватизация сельскохозяйственных земель, относящихся к муниципальному земельному фонду, происходит на основании актов, которые принимаются местной властью.
На всей территории Российской Федерации действуют единые требования и положения в области приватизации объектов недвижимости.
Отказ в приватизации допустим к землям:
- Заповедников.
- Национальных парков.
- Общественных территорий.
- Изъятых из оборота.
- Лесного хозяйства.
- Водного баланса.
- Расположенные в береговой зоне на расстоянии не менее 100 м.
Однако они могут быть переданы в аренду. Основание отказа закреплено действующим законодательством с перечнем из 25 позиций(ФЗ №171 от 23.06.2014 г.). Определим главные из них. Вероятность отказа гарантирована, если:
- Обратился гражданин, не имеющий право это делать.
- Он уже отдан другому претенденту на арендной основе.
- Предоставлен организации, состоящей из группы лиц.
- На территории находится незавершенное строение.
- Имеются различные объекты недвижимости.
- Произошло его изъятие из правового поля.
- Он используется для нужд государства.
- Располагается на территории приоритетной застройки.
- Не совпадают границы межевания.
- Выставлен на аукцион.
- Фактическая площадь больше установленной.
- Не предусмотрена категория.
При необоснованном отказе, вы вправе обратиться в суд. Физическому лицу необходимо подавать иск в районную судебную инстанцию, а юридическому в арбитражный.