Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cубсидии за трудоустройство молодёжи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях выполнение квоты можно заменить выплатой специальной денежной компенсации в соответствующий фонд. Так, если речь идет о квоте на рабочие места для молодежи, то региональные власти могут разрешить вместо фактического трудоустройства молодежи перечислять в городской бюджет соответствующую компенсационную стоимость. Например, положения п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 предусматривают альтернативу в виде уплаты ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума.
Включение в расходы компенсационной стоимости рабочих мест
Относительно правомерности учета в расходах для целей налога на прибыль компенсационной стоимости рабочих мест для молодежи вопрос спорный.
Минфин и ФНС считают, что нельзя включать такие выплаты в расходы (письма Минфина от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504, от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026835@). Их вывод основывается на том, что подобные платежи носят не обязательный, а добровольный характер.
Однако анализ судебной практики содержит решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков.
Суды придерживаются позиции, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи предусмотрена законом г. Москвы и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы. При таких обстоятельствах, по мнению судей, эта компенсационная стоимость полностью отвечает критериям, установленным ст. 252 НК РФ, и, следовательно, расходы по ее уплате обоснованно обществом отнесены в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли (постановления ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу № А40-60377/12-91-338, ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу № А40-134004/11-129-555).
Включая компенсационную стоимость рабочих мест для молодежи в расходы, организации нужно понимать, что возможно придется идти в суд, остаивая свое право на уменьшение налога на прибыль.
Кто рассчитывает квоту?
Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. Если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Перерасчет квоты для приема на работу инвалидов осуществляется работодателем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.
Ответственность работодателей за несоблюдение квот
Так как для работодателей не предусмотрены конкретные штрафы или наказания в плане неисполнения квотирования, то он может понести только административную ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Это правило также распространяется на те организации, которые отказались принимать на работу гражданина, имеющего отклонения по здоровью.
За отказ в трудоустройстве инвалида юридическое лицо может понести штраф в размере 50 тыс. руб., а физическое лицо — 5 тыс. руб.
Важно! Для того чтобы получить гарантированное государством рабочее место необходимо внимательно изучить вопрос о трудоустройстве и знать изнутри, как работает данная система.
Только благодаря совместной работе общественных организаций инвалидов, государственных органов МСЭ и специализированных учебных заведений удается решать проблему трудоустройства инвалидов и обеспечивать им максимальную помощь в плане социальной адаптации. Инвалиды считаются трудоустроенными только в том случае, если работодатели заключили с ними трудовой договор.
ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ
Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.
Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).
Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).
Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.
Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.
ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.
Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.
В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.
Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:
• копию устава или учредительного договора;
• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;
• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).
При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.
Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.
Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.
Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.
Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2020 в москве году
Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2020 в москве году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.От квотирования освобождаются:
Так, устанавливается, что численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах РФ. Филиалам и представительствам квота устанавливается в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого они расположены и исходя из их штатной численности. Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2020 года.
Показатели трудоустройства инвалидов
Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2021 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.
При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.
К концу 2021 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:
- Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
- Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.
Особенности трудоустройства на квотируемые вакансии
Квотирование – это возможность трудоустройства людьми, которым по тем или иным причинам это сделать сложно. Это помогает реализовать государственную поддержку социально незащищенных слоев населения – обеспечением им жизни на нормальном уровне.
Яркий пример сложности трудоустройства инвалида 2 группы, в этом случае работодателю придется за свой счет:
- Обеспечить специальные, зачастую облегченные условия труда.
- Создать социальные гарантии.
- Сделать укороченный рабочий день и/или неделю.
- Обеспечить дополнительным отдыхом, возможностью оздоровления.
Среди других категорий, которым устроиться на работу сложно:
- Дети сироты.
- Выпускники закрытых спецшкол.
- Выпускники ВУЗов и училищ, не имеющее опыта.
Как раз на такие категории распространяется квотирование, что помогает им начать или продолжить свой трудовой путь.
Зачастую под квоту попадают инвалиды, именно эта категории подлежит квотированию на федеральном уровне. Инвалид может обратиться непосредственно к работодателю или зарегистрировать в центре занятости.
При обращении прямо к работодателю, следует предоставить такие документы:
- Справку, которая подтверждает инвалидность.
- Программу реабилитации.
Данные документы помогу работодателю определить к какой именно категории льготников принадлежит соискатель. Процесс оформления, если будущий работник принадлежит к квотируемой категории, не отличается от стандартной процедуры.
Что касается поиска работы через центр занятости, то инвалиду следует стать на учет в центр. В случае освобождения иди создания нового вакантного места ему оно будет предложено, так как работодатели регулярно передают отчеты о таких вакансиях.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
- свидетельство о государственной регистрации (копия);
- устав (копия);
- бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
- письмо из Единого госрегистра;
- сведения о количестве сотрудников в составе штата.
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Квотирование: предоставление работы инвалидам
Человеку с инвалидностью должна предоставляться большая защита и помощь, чем здоровым гражданам. Ожидать ее следует от государства и от региональных организаций. Тем самым исполняется один из принципов основополагающего закона (Конституции), который гласит о праве каждого гражданина воплотить на практике наявные возможности и способности трудиться.
Когда местные органы не приняли необходимого закона и не установили к нанимателю требований касательно квот, то это не означает их отсутствие вообще. Руководитель предприятия обязан исполнять положения федерального закона № 181-ФЗ, который принят с целью защитить инвалидов социально.
Размер квоты колеблется от 2% до 4%. Конкретное значение показателя зависит от среднесписочной численности трудящихся предприятия и составляет:
Число работников, чел. | Процент квоты |
35-100 | до 3,0 |
100 и больше | 2,0 – 4,0 |
Когда проводится расчет квоты, в СЧ не включают тех, кто трудится в условиях, относящихся к вредным или опасным.
Установление конкретного процента квотирования согласно законодательству страны вверено властям в регионах.
Установление квоты рабочих мест для инвалидов
При квотировании не выявляется способность осуществлять ту или иную деятельность, а предоставляется право совершить то или иное действие исходя из целей применения данного административно-правового режима, а именно — обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей, безопасность общества в целом.
На основании предложений соответствующих федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов России Министерство экономического развития РФ с участием конкретного Министерства Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и выносит ежеквартально, но не позднее, чем за 1 месяц до начала следующего квартала предложения в Правительство Российской Федерации по корректировкам общих объемов квот.
В первую очередь изменился размер квоты. Теперь в каждой компании с численностью более 100 человек должно быть 2 процента инвалидов и 2 процента молодежи (в нынешней редакции закона квота та же — 4%, но без разбивки на инвалидов и молодежь). Причем к последней, согласно новой редакции закона о квотировании, будут относиться также выпускники вузов, которые впервые устраиваются на работу.
Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).
Кто имеет право на субсидию
Субсидию могут использовать компании и ИП независимо от вида деятельности. На момент подачи заявления они должны удовлетворять таким критериям:
- зарегистрированы в ЕГРЮЛ или ЕГРИП до 01.01.2022 г.;
- не иметь задолженности по выплате зарплаты;
- не иметь задолженности по налогам, страхвзносам, пени и штрафам больше 10 тыс. руб.;
- не иметь просрочки по возврату субсидий;
- не проводить реорганизацию или банкротство и не ликвидироваться;
- не участвовать в иных госпрограммах по трудоустройству;
- при наличии иностранного соучредителя, зарегистрированного в офшорах, иметь его долю не больше 50%;
- не иметь директора и главбуха, зарегистрированных в реестре дисквалифицированных лиц;
- начислять зарплату новым работникам не меньше МРОТ.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Величина ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда определяется с учетом двух критериев:
- Категории федеральных льготников;
- А также решения получателя ЕДВ по формату предоставления набора соц. услуг, включающего обеспечение лекарствами, путевкой в санаторий и право бесплатного проезда.
Если отказаться от получения соцпакета, ЕДВ будет выплачиваться в полном размере. Если же частично или полностью пользоваться льготами, тогда из выплаты будет удерживаться определенный денежный эквивалент. То есть сумма будет меньше.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2023 году для основных категорий льготников, представлены ниже в таблице. Причем величина выплат с 1 февраля 2023 г. указана с учетом запланированной индексации на 12,4%.
Категория получателей пособия | Размер ЕДВ в 2023 году | ||
---|---|---|---|
с 1 по 31 января 2023 г. | с 1 февраля 2023 г. (с повышением на 12,4%) | ||
Инвалиды | 1 группы | 4430,70 | 4980,11 |
2 группы | 3164,22 | 3556,58 | |
3 группы | 2533,00 | 2847,09 | |
дети | 3164,22 | 3556,58 | |
участники войны | 6328,41 | 7113,13 | |
Инвалиды в результате аварии на ЧАЭС (чернобыльцы) | 3164,22 | 3556,58 | |
Родственники умерших (погибших) ветеранов, инвалидов войны | 1899,73 | 2135,30 | |
Ветераны боевых действий | 3481,85 | 3913,60 | |
Участники ВОВ | 4746,29 | 5334,83 | |
Герои РФ, СССР, полные кавалеры ордена Славы | 74616,99 | 83869,50 |
Примечание: в таблице указаны максимальные размеры ЕДВ, выплачиваемые при полном отказе от соцпакета. При сохранении права на льготы НСУ суммы будут меньше указанных.
Выплаты социальной пенсии по инвалидности в 2023 году можно будет получать вне зависимости от того, имеется ли стаж работы у человека или нет. Размер этой выплаты фиксированный и зависит только от группы инвалидности.
До ожидаемого повышения 2023 года социальная пенсия инвалидам составляла:
Группа инвалидности | Размер выплат |
ребенок-инвалид | 15 109 руб. |
1 группа | 12 591 руб. |
1 группа с детства | 15 109 руб. |
2 группа | 6 295 руб. |
2 группа с детства | 12 591 руб. |
3 группа | 5 351 руб. |
Когда квоту можно заменить денежной компенсацией
Некоторые организации ошибочно полагают, что заменить квоту денежной выплатой можно и в отношении квот по рабочим местам для инвалидов. Сразу отметим, что сейчас такой возможности нет, она была раньше (несколько лет назад). Положение о замене квоты для приема на работу инвалидов обязательной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида (в пределах квоты) ранее содержалось в ч. 4 ст. 21 устаревшей редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (действующей до 2005 г.). Там же было сказано, что размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данный закон были внесены изменения, в результате которых ч. 4 ст. 21 была признана утратившей силу.
Таким образом, на федеральном уровне было закреплено прекращение обязанности по уплате компенсационной стоимости рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов.
Понятие и правовая природа квотирования рабочих мест
Прежде чем определиться с понятием квотирования, необходимо выяснить его правовую природу.
Статья 7 (часть 1) Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ).
В сфере трудовых отношений патернализм государства проявляется в гарантировании своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).
В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. на 22.08.2004), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере занятости населения, и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Что предлагают депутаты
Законодательное Собрание Северной столицы рассмотрит проект закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Санкт-Петербурге». Документ, в случае его принятия, обяжет организации, в которых среднесписочная численность сотрудников превышает 100 человек, предоставлять 2 % рабочих мест выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Пока непонятно, должны ли предоставляться квотируемые места выпускникам и жителям исключительно Санкт-Петербурга, то есть тем, у кого есть прописка в городской черте, или всем молодым людям, окончившим местное учебное учреждение. Но планируется запретить предоставлять молодежи в рамках квоты вакансии с вредными или опасными условиями труда.
Автор законопроекта, депутат Денис Четырбок, пояснил, что выполнить квоту работодатели смогут несколькими способами. Они могут самостоятельно создать рабочие места для молодежи непосредственно на предприятии либо договориться о создании необходимого числа вакансий в другой компании. Кроме того, допустимо создание совместных рабочих мест сразу между несколькими работодателями.