Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В бухгалтерском учете суммы единого социального налога (далее – ЕСН), исчисленные в порядке, установленном гл. 24 «Единый социальный налог» НК, входят в состав расходов по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счетов затрат или прочих (на которых произведены соответствующие начисления в оплату труда) в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой суммы налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

Оформление итогов проверки

По завершении проверки аудитор обязан предоставить заказчику акт проверки, основной частью которого является аудиторское заключение. Проверяющий также имеет возможность отказаться от предоставления заключения, если тому есть веские причины.

Заключение может быть:

  • положительным в случае, когда учет труда полностью соответствует действующему законодательству, а сведения, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, достоверны;
  • условно-положительным, когда в целом учет хозяйственного субъекта организован с учетом требований законодательства, но в процессе проверки установлены незначительные нарушения, либо несущественные, легко устранимые искажения показателей отчетности;
  • отрицательное, когда показатели отчетности организации не соответствуют фактическим показателям учета либо бухгалтерский учет начисления зарплаты ведется с грубыми нарушениями законодательства.

Нарушения, которые часто выявляются при аудите

В процессе проверок довольно часто выявляются нарушения. Это реалии функционирования российских компаний. Предприниматели говорят о том, что при работе практически невозможно обойтись без нарушений. Рассмотрим их перечень:

  • Сотрудники работают на предприятии неофициально. То есть отсутствуют трудовые договоры.
  • Нет коллективных договоров с сотрудниками.
  • Нет заявлений сотрудников о выдаче льгот по НДФЛ.
  • Предприятие необоснованно списывает средства с баланса на выплату налогов на обучение сотрудников. То есть вычеты были сделаны, однако требуемые учебные мероприятия не произведены.
  • Работодатель начисляет надбавки к зарплате сотрудников без оснований. То есть проведенные доплаты и премии не подтверждены внутренними документами предприятия и трудовыми договорами.
  • В ПФР и подобные органы не делаются выплаты, которые предприятие обязано делать: премия, оплата питания, различная финансовая помощь.
  • Предприятие игнорирует необходимость оформления отпускных, выдачу компенсаций работникам, которые осуществляют свою деятельность на основании договоров гражданско-правового типа.
  • Компания многократно заключает договор с одним работником на выполнение одной и той же услуги.

Во многих организациях сотрудники не оформлены официально. Такое нарушение объясняется тем, что работодатель не желает оплачивать налоги и прочие выплаты. Также распространенность проблемы вызвана небольшими компаниями при выявлении. Это грубое нарушение Трудового кодекса.

  • Итоги аудиторской проверки многое дают предприятию.
  • Наличие сведений о нарушениях позволяет своевременно их исправить, наладить законное функционирование компании.
  • Однако не всегда аудит дает нужные результаты. К сожалению, полностью законная работа предприятия в России – это не так просто. Пару ошибок можно обнаружить в любой компании. Однако они не должны быть крупными и систематическими.
  • Если сама основа предприятия не является законной, вряд ли оно сможет работать долгие годы.
  • Сознательные нарушения влекут за собой штрафы, порчу деловой репутации.
  • На данный момент не все компании имеют полное представление обо всех нюансах законной деятельности. Работники также не осведомлены о своих правах.

Цели проверки и источники информации

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оп­лат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета рас­четов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении двойни

В качестве основной нормативно-правовой базы используют­ся Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс и Налоговый ко­декс Российской Федерации.

Направления и области аудиторской проверки

----------------------------¬ --------------------------------------------¬
¦ Направления аудиторской ¦ ¦ Область проведения проверки ¦
¦ проверки ¦ ¦ ¦
LT--------------------------- L-------------------------------------------+
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Организация оплаты труда ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ +->¦ Оперативный учет личного состава ¦ +>¦ Оценка системы +--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦внутреннего контроля¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- +->¦ Структура удержаний ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L->¦Документооборот по учету труда и расчетов¦ ¦ ¦ с персоналом ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Договоры, заключаемые с работниками ¦ ¦ ---------------------¬ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ Проверка соблюдения¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ требований ¦ +->¦ Порядок документального оформления ¦ +>¦ гражданского +--+ ¦ трудовых отношений ¦ ¦
¦ ¦ и трудового ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ законодательства ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- L->¦Коллективный договор. Положение об оплате¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ -->¦ Оформление первичных документов по учету¦ ¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ +->¦Начисление заработной платы и иных выплат¦ +>¦ Проверка начисления+--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ заработной платы ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- +->¦ Учет депонированной заработной платы ¦ ¦ ¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L->¦ Порядок формирования затрат на оплату ¦ ¦ ¦ труда ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ -->¦ Документальное оформление удержаний ¦ ¦ ¦ Проверка удержаний ¦ ¦ ¦ из заработной платы ¦ ¦
+>¦ из заработной платы+--+ L------------------------------------------ ¦
¦ ¦ персонала ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ L--------------------- L->¦ Отражение операций по удержанию ¦ ¦ ¦ заработной штаты в учете ¦ ¦
¦ L------------------------------------------ ¦
¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦ ---------------------¬ -->¦ Соответствие данных бухгалтерского учета¦ ¦ ¦ Проверка ¦ ¦ ¦ данным бухгалтерской отчетности ¦ ¦
L>¦ правильности +--+ L------------------------------------------ ¦
¦ формирования ¦ ¦ ------------------------------------------¬ ¦
¦отчетных показателей¦ ¦ ¦ Соответствие данных по налогам ¦ ¦
L--------------------- L->¦ и страховым взносам данным налоговых ¦ ¦ деклараций ¦
L------------------------------------------

Рисунок 1

Источник: авторская разработка.

При проведении аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен использовать как нормативно-правовые источники информации, регулирующие данный раздел бухгалтерского учета и порядок проведения аудита, так и первичные документы и сводные регистры, применяемые в организации, количество которых зависит от применяемой в организации формы и системы оплаты труда.

Авторы, такие как О.С. Дьяконова, Е.М. Горюнова [8], А.А. Голенко, И.А. Кислая [9], И.Н. Богатая, К.И. Лосик [10], В.В. Глинских [11], Л.А. Соколова, В.Е. Илюшин [12], выделяют ряд последовательных этапов, включающих в себя как проверку правомерности и соблюдения законодательства, так и непосредственно проверку начисления различных видов оплаты труда, удержаний и отражение в отчетности.

Анализ работ указанных авторов позволил нам выделить ряд последовательных этапов проведения аудиторской проверки, представленных на рис. 2.

План аудита расчетов по оплате труда

Планируемые виды работ

Период выполнения

Исполнитель

Ссылка на рабочий документ

Примечание

1. Проверка обоснованности и законности трудовых отношений

1.1. Проверка документов по организации оплаты труда

РД «Соблюдение трудового законодательства и внутренних положений организации»

Сплошная проверка, инспектирование

2. Проверка первичной документации

2.1. Проверка документального оформления первичных документов

РД «Оформление первичных документов»

Выборочная проверка, инспектирование

2.2. Проверка правильности учета рабочего времени

РД «Аудит учета рабочего времени»

Выборочная проверка

2.3. Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов

РД «Проверка оформления расчетно-платежных документов»

Сплошная проверка, инспектирование

3. Проверка правильности начисления заработной платы

3.1. Проверка начисления заработной платы при повременной и сдельной оплате труда

РД «Аудит операций по начислению заработной платы»

Выборочная проверка, пересчет, наблюдение

3.2. Проверка правильности начисления заработной платы за особые условия работы:

  • в выходные и праздничные дни;
  • с тяжелыми и вредными условиями;
  • в сверхурочное и ночное время;
  • в районах с неблагоприятными климатическими условиями

РД «Аудит обоснованности выплат за особые условия работы»

Выборочная проверка, пересчет, наблюдение

3.3. Проверка документирования и оплаты простоев

РД «Аудит оплаты простоев»

Выборочная проверка, пересчет

3.4. Проверка документирования и оплаты при возникновении брака

РД «Аудит оплаты брака»

Выборочная проверка, пересчет

3.5. Проверка правильности расчета средней заработной платы для расчета отпускных, больничных и иных выплат

РД «Аудит расчета среднего заработка»

Выборочная проверка, пересчет

3.6. Проверка материальной помощи

РД «Проверка начисления и налогообложения материальной помощи»

Выборочная проверка, пересчет

3.7. Проверка расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС

РД «Аудит расчетов с ФСС по выплате пособий»

Выборочная проверка, пересчет

4. Проверка обоснованности начисления стимулирующих и компенсационных выплат

4.1. Проверка обоснованности начисления стимулирующих и компенсационных выплат

РД «Проверка назначения стимулирующих и компенсационных выплат»

Выборочная проверка, пересчет, наблюдение

5. Проверка полноты удержания НДФЛ

5.1. Проверка удержаний из заработной платы по НДФЛ

РД «Проверка удержаний из заработной платы по НДФЛ»

Выборочная проверка, пересчет, наблюдение

5.2. Проверка обоснованности применения вычетов и льгот при исчислении НДФЛ

РД «Проверка обоснованности льгот и вычетов по НДФЛ»

Выборочная проверка

6. Проверка полноты и обоснованности удержаний из заработной платы по исполнительным листам

6.1. Проверка удержаний из заработной платы по исполнительным листам

РД «Проверка удержаний из заработной платы по исполнительным листам»

Выборочная проверка, пересчет, наблюдение

7. Проверка полноты и правильности отражения показателей по учету заработной платы в бухгалтерской отчетности

7.1. Проверка выплаты заработной платы

РД «Аудит выплаты заработной платы»

Выборочная проверка, инспектирование

7.2. Проверка правильности формирования затрат по заработной плате и их включению в себестоимость

РД «Аудит затрат на оплату труда»

Сплошная проверка, инспектирование

7.3. Проверка правильности формирования затрат и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

РД «Проверка правильности корреспонденции счетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды»

Выборочная проверка, инспектирование

7.4. Проверка тождественности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности

РД «Тождественность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности»

Выборочная проверка, инспектирование, пересчет

Читайте также:  Оформление ухода за пожилым человеком старше 80 лет

Источник: авторская разработка.

Разработка плана аудита проводится в целях снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Документация плана аудита выступает в качестве доказательства надлежащего планирования и выполнения аудиторских процедур и может быть проверена и утверждена до выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Планирование аудиторских процедур осуществляется в течение всего периода проведения аудита. План аудита выступает в качестве инструкции и средства контроля качества аудиторской проверки и должен отвечать критериям оптимальности, а также снижать трудозатраты при проведении аудиторских процедур [20].

Источники информации для аудита заработной платы

Данные о величине фонда начисленной заработной платы и численности работников содержит статистическая форма № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников». По данным этой формы производится расчет среднемесячной заработной платы работников организаций, среднемесячной заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско–правового характера.

При обобщении данных формы № П–4 рассчитывается среднемесячная заработная плата по группам организаций в зависимости от среднесписочной численности работников; среднемесячной заработной плате работников на одно замещенное рабочее место, часовой заработной плате работников списочного состава и внешних совместителей, часовой заработной плате работников списочного состава, часовой заработной плате внешних совместителей. Показатели формы № П–4 включают отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к общероссийскому уровню, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников в экономике региона, реальную среднемесячную начисленную заработную плату работников в сравнении с предыдущим периодом.

Задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда

  • В рамках проведения аудиторской проверки аудитором должны быть решены следующие задачи:
  • – удостовериться в
    соответствии локальных нормативных актов требования действующего
    законодательства в части оплаты труда работников организации;
  • – проверить
    обоснованность произведенных операций по начислению и выплате заработной платы,
    в том числе и в рамках заключенных договоров;
  • – проверить
    достоверность отражения операций по учету расчетов по оплате труда в
    бухгалтерском учете;
  • – проверить
    соответствие аналитического и синтетического учета;
  • – проверить достоверность обязательств по оплате труда, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Зачем нужен аудит? Персонал к таким мероприятия относится категорически настороженно, заранее убеждая себя, что руководители просто хотят кого-то уволить. Фактически польза аудита намного обширнее, чем может себе представить неспециалист. По мере завершения проверки можно:

  • оценить, необходимы ли другие работники;
  • проверить, обеспечена ли кадрами компания;
  • выявить структуру управленцев;
  • определить, нужно ли обучать работников;
  • понять, какой стиль управления применяется;
  • оценить психологический, социальный климат в организации;
  • выявить, откуда начинается сопротивление нововведениям;
  • понять, велик ли инновационный потенциал;
  • определить, каково распределение кадров в компании.

Если был проведен качественный аудит, персонал и руководитель становятся сплоченным единым целым. В ходе исследования выявляются опасные работники, непроизводительные, а также изыскиваются меры устранения конфликтных ситуаций. Аудит позволяет сформировать такую мотивационную систему. Которая будет применима к условиям конкретной организации.

Аудит выплаты заработной платы

Согласно ст. 136 ТК срок выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, но не реже двух раз в месяц.

Выдача наличных денег из касс предприятий на выплату заработной платы производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям (без составления расходного кассового ордера на каждого получателя) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок)).

В соответствии с п. 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

По истечении установленных сроков оплаты труда кассир закрывает ведомость в порядке, указанном в п. 18 Порядка. В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делается надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах (при наличии таковых), производится сверка их с общим итогом по платежной ведомости.

Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются бухгалтерией после их выдачи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88) (п. 21 Порядка).

Читайте также:  Кому, где и куда написать жалобу на врача поликлиники? Пошаговая инструкция

В конце последнего дня выплаты заработной платы на основании Отчета кассира (второй экземпляр листа Кассовой книги (форма № КО-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88)) и приложенных к нему расходных кассовых документов в бухгалтерском учете отражается сумма выплаченной работникам заработной платы по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 50 «Касса» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Сумма депонированной заработной платы отражается в учете по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70.

Оформление итогов проверки

По завершении проверки аудитор обязан предоставить заказчику акт проверки, основной частью которого является аудиторское заключение. Проверяющий также имеет возможность отказаться от предоставления заключения, если тому есть веские причины.

Заключение может быть:

  • положительным в случае, когда учет труда полностью соответствует действующему законодательству, а сведения, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, достоверны;
  • условно-положительным, когда в целом учет хозяйственного субъекта организован с учетом требований законодательства, но в процессе проверки установлены незначительные нарушения, либо несущественные, легко устранимые искажения показателей отчетности;
  • отрицательное, когда показатели отчетности организации не соответствуют фактическим показателям учета либо бухгалтерский учет начисления зарплаты ведется с грубыми нарушениями законодательства.

Цели и задачи проверки

Главная цель аудита – определение соответствия используемой предприятием методики бухучета касательно оплаты труда законам страны. Производится сверка фактического положения дел в компании с нормативными бумагами, постановлениями, актами, внутренней документацией.

Рассмотрим задачи проверки:

  • Контроль над исполнением закона касательно начисления зарплат, удержаний платы, а также отражений всех операций в бухучете.
  • Установление достоверности проведенных операций по оплате труда и их фиксации в бухучете.
  • Сравнение сведений из аналитического и синтетического учета.
  • Установление законности оформления сотрудников на предприятии.

Аудиторский анализ основывается на таких документах, как:

  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых распределяются прибыли.
  • Приказы.
  • Личные карточки сотрудников.
  • Трудовые договоры.
  • Табели по организации времени.
  • Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность.
  • Расчетные и платежные ведомости.
  • Лицевые счета.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Регистры для учета.

При проведении проверки могут использоваться все документы, связанные с трудовыми взаимоотношениями. Потребуется комплексный аналог бумаг. К примеру, сложно осуществить полноценный аудит на основании одних лишь трудовых договоров. Нужны бумаги, которые указывают на фактическую оплату труда.

При выполнении расчетов учитывается наличие на предприятии:

  • инвалидов;
  • налоговых нерезидентов.

В информационной базе хранятся сведения, необходимые для периодических расчетов заработной платы и связанных с ней налогов и сборов, в частности, сведения о работниках предприятия. Для удобства использования эти сведения разделены в информационной базе на

  • сведения о физических лицах,
  • служебная информация о работниках предприятия.

К первой категории относятся те сведения о работнике, которые никак не связаны с его должностными обязанностями: паспортные и регистрационные данные, место жительства и др. Ко второй категории отнесены сведения, связанные с выполнением работником конкретных должностных обязанностей: место работы и должность, условия оплаты труда и др.

Подобное разделение сведений о работниках не создает никаких неудобств при их использовании, но в то же время исключает необходимость повторного ввода информации о работнике как о физическом лице в случае регистрации его повторного приема на работу в качестве совместителя.

Первоначально сведения о работнике вводятся в информационную базу документом оформления его приема на работу.

Прием на работу в организацию проводится с соблюдением ограничений, вытекающих из трудового законодательства Российской Федерации: одно и то же физическое лицо может быть оформлено работником нескольких организаций информационной базы, но основное место работы у него может быть лишь в одной из них; в других же организациях работник должен быть оформлен как внешний совместитель. Работник может быть принят на работу в ту же организацию второй раз, но уже как внутренний совместитель.

Изменения сведений о работнике — кадровые перемещения, новые условия оплаты труда, увольнение работника — также вводятся документами.

В программе регистрируется все изменения для каждого работника в регламентированном кадровом учете: прием на работу и служебные перемещения, вплоть до увольнения.

Аналитический отчет по работникам предоставляет возможность сформировать разнообразные списки работников организации, отобранные и сгруппированные по различным критериям.

Ведение воинского учета в конфигурации организовано в соответствии с действующими нормативными документами. В конфигурацию включены следующие отчеты, которые представляются организациями военкоматам либо по запросам, либо на регулярной основе:

  • Данные для постановки на учет в военкомате;
  • Численность граждан запаса (формы №6 и 11/МУ);
  • Список граждан, подлежащих постановке на воинский учет;
  • Список принятых и уволенных военнообязанных;
  • Список юношей 15–16 лет;
  • Список для первоначальной постановки юношей на воинский учет;
  • Список принятых и уволенных призывников.

Начисление и выплата зарплаты «1С: Бухгалтерия 8.0» автоматизирует операции по начислению и выплате заработной платы.

При оформлении приема на работу указывается подразделение, должность и размеры начислений работника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *