Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твёрдые коммунальные отходы что к ним относится». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные |
7 36 210 01 72 4 |
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности |
7 36 211 11 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений |
7 36 411 11 72 5 |
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц, отелей и других мест временного проживания |
7 36 911 11 42 4 |
Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению – что относится к ТКО
Наименование отходов | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев |
7 39 410 01 72 4 |
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств |
7 39 411 31 72 4 |
отходы волос | 7 39 413 11 29 5 |
отходы от уборки бань, саун | 7 39 421 01 72 5 |
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств | 7 39 422 11 72 4 |
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
Обязанности регионального оператора
Выбранная тендерным способом организация соблюдает такие требования:
- обращаться с ТКО по установленным в государственной программе правилам;
- оказывать услуги по вывозу отходов только после подписания соглашений с ТСЖ, жильцами;
- принимать жалобы от клиентов компании, а также в силу своей компетенции решать возникшие споры;
- предпринимать все меры для того, чтобы сбор ТКО осуществлялся раздельным способом;
- контролировать обращение отходов;
- оказывать содействие в образовании полигонов, размещающих ТКО;
- устанавливать повышенный контроль утилизации опасных типов отходов;
- в случае чрезвычайных происшествий, возникших в момент работы оператора с ТКО, оказывать посильное содействие в устранении последствий;
- предупреждать возникновение неутвержденных полигонов на подконтрольной территории.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.
После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.
Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.
Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).
Сравнение ТКО и ТБО:
Термин | Твердые бытовые отходы | Твердые коммунальные отходы |
Период действия | До 2019 | Дано определение – в 2020, внедрен – с 2019 |
Распространение | Только на физических лиц | Физические и юридические лица |
Виды мусора | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности |
Класс опасности | IV-V | IV-V |
Исключения (что не относится к термину) | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы |
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Изменение в законе от 29.12.2014 года
В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:
- Введение термина «Твердые коммунальные отходы», заменивший ранее используемый термин «Твердые бытовые отходы».
- Внедрение некоммерческой организации «Региональный оператор по обращению с ТКО».
- Установка единого регламента, отражающего правила хранения и вывоза мусора для коммерческих организаций.
- Разработка тарифов на услуги по вывозу ТКО для юридических лиц, согласно удельному весу вырабатываемых компаниями отходов.
Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.
Биотестирование отходов 5 класса
Небольшие организации обязаны ежегодно предоставлять отчетность в форме, разработанной для предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП). Для этого необходимо подтвердить, что на их производстве образуются отходы 5 класса опасности. На малотоксичные ТКО не нужно получать паспорт. Достаточно иметь протокол лаборатории, проводившей биотестирование.
Этот вид исследования ТКО подразумевает его взаимодействие с каким-то биологическим материалом. Токсичные компоненты, входящие в водную вытяжку анализируемого образца, приводят к гибели живых организмов. Для этого используют:
- клетки некоторых видов водорослей;
- простейшие микроорганизмы (инфузории);
- рачков дафнии.
После эксперимента подсчитывается число выживших клеток, устанавливается категория ТКО по степени опасности, влиянию на экологию. Исследования проводятся аккредитованными лабораториями, результаты вносятся в протокол. Этот документ считается бессрочным.
По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
- Целенаправленность переработки ТБО. Меры по переработке отходов утверждены законом РФ и нацелены на ресурсосбережение. Разрешено применять на производстве вторсырьё, если имеются необходимые лицензии и сертификаты. Преимущества при использовании вторсырья трудно переоценить, приводятся только некоторые из них.
- Экономия времени и средств на выработку первичного сырья.
- Очистка территорий от отходов.
- Уменьшение негативного влияния ТБО на окружающую среду.
- Механическая переработка.
Механическая переработка мусора производится специальными механизмами для размельчения частиц, что приводит к уменьшению объёма вторсырья.
- Комплексная переработка мусора.
Комплексный подход предусматривает удаление отходов и переработку. Удаление происходит путём захоронения и сжигания, что неблаготворно сказывается на состоянии атмосферы. Переработка помогает повторно использовать мусор, но для этого необходим раздельный сбор. В некоторых городах он уже организуется.
- Биологическая переработка.
Для повторного введения в использование территорий бывших свалок проводится техническая очистка земель. После этого наступает биологический этап агротехнических работ – посев растений, способных восстановлению почв.
- Органические отходы.
Органические остатки используются для получения энергетических ресурсов, таких как биогаз или компост.
- Получение компоста из твердых бытовых отходов.
При захоронении мусора с преобладающей долей биологической массы возможно получение компоста. В дальнейшем его используют в сельском хозяйстве.
- Получение биогаза из твердых бытовых отходов.
Свалочный газ, образующийся на мусорных полигонах, содержит в составе метан. Применяя специальные газоочистительные машины, метановую смесь можно собрать и обогатить, тогда получится биогаз, пригодный для сетей населённых пунктов.
- Переработка ТБО с помощью пиролиза.
Пиролиз – сжигание отходов в бескислородной среде в печах при температуре около 1000°C. При такой переработке мусор не требует подготовки, ещё одним преимуществом является отсутствие загрязняющих атмосферу веществ. Выделяющуюся энергию тоже можно использовать в отопительных целях.
- Региональный оператор.
Исполняя закон 28.12.2016 года, органы исполнительной власти в результате тендера выбирают единого оператора по работе с коммунальными отходами, куда причисляют и ТБО. Это юридическое лицо, занимающееся утилизацией мусора в своём регионе.
- Вторичное использование твердых бытовых отходов.
Вторичной переработкой мусора занимаются специальные фабрики и заводы.
Классификация твердых коммунальных отходов
На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.
- По морфологическому составу выделяют:
- органические отходы;
- резину;
- кожу;
- стекло;
- текстиль;
- древесину;
- металлы;
- пластик;
- бумагу и картон.
- По длительности использования:
- кратковременные (бумага, одежда и пр.);
- длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).
При этом нельзя считать ТКО:
- отходы от животноводческой деятельности;
- строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.
Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».