Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.
Сделки, не относящиеся к контролируемым
Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:
1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:
- регистрация на территории одного субъекта РФ;
- нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
- не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
- не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
- нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Раздел 1А. Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)
Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.
Если в рамках одного договора совершаются различные неоднородные сделки, то по каждой такой сделке заполняется отдельный раздел 1А.
Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».
В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.
Если сделка совершена комиссионером, то в соответствующем поле проставляется отметка.
Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:
- в поле «Взаимозависимость» выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
- в полях 121-124 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
- в полях 131-138 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).
Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-138 не допускается.
В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:
- в поле «Группа однородных сделок» проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается ; - из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
- в поле «Признак определения цены…» делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
- в поле «Комментарии» отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
- в поле «Код определения цены сделки» выбирается соответствующий код, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
- если в поле «Код определения цены сделки» выбран код, то указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
- в поле «Код методов ценообразования» выбирается код того метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
- если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в поле «Код методов ценообразования» указан код «06»), то отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
- в полях 251-259 проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
- в поле «Количество участников сделки» отражается общее число участников контролируемой сделки;
- в поле «Комментарии» отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).
В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…» указываются следующие сведения:
- сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
Сумма дохода указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, Услуги или иные объекты гражданских прав) ; - сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
- стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
Сумма расходов указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав) ; - стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.
При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.
Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление
Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).
Это может быть обусловлено тем, что:
- один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
- соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).
Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:
- купля-продажа овощей;
- доставка овощей транспортом от поставщика.
Критерии контролируемых сделок
НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:
-
по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:
-
сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;
-
одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;
-
одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;
-
хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;
-
-
по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;
-
по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.
При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.
К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
-
организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;
-
организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
-
не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.
В каком порядке в уведомлении о контролируемых сделках отражаются операции, связанные с возвратом товара? Для того чтобы в уведомлении корректно отразить операцию, совершенную в рамках исполнения договора купли-продажи, при возврате товаров (части товаров) необходимо выявить причину такого возврата.
Первый вариант. Продавец исполнил свои обязательства по договору ненадлежащим образом (нарушения условий договора являются существенными). В этом случае покупатель наряду с другими требованиями вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца возврата денежных средств, если товар был оплачен. Следует отметить, что Гражданский кодекс содержит ограниченный перечень случаев, когда покупатель вправе так поступить. Это поставка товара:
- ненадлежащего качества (ст. ст. 469, 475);
- в количестве меньшем, чем установлено договором (ст. ст. 465, 466);
- в ассортименте, не соответствующем договору (ст. ст. 467, 468);
- в нарушенной таре или упаковке (ст. ст. 481, 482);
- несоответствующей комплектации (ст. ст. 479, 480).
Итак, если в перечисленных выше случаях покупатель принял решение отказаться от исполнения договора купли-продажи и вернуть товар продавцу, операция по возврату покупателем продукции может быть осуществлена путем пересчета налоговой базы по налогу на прибыль за период, в котором был реализован товар (Письма Минфина России от 29.04.2008 N 03-03-05/47, УФНС по г. Москве от 11.03.2012 N 16-15/020516@). Возможность применения такого порядка обусловлена тем, что поскольку при возврате товара, например ненадлежащего качества, договор купли-продажи считается расторгнутым, то налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов от реализации соответствующего отчетного (налогового) периода на сумму выручки от реализации этого товара (пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, доход по сделке, относящийся к бракованной продукции, не учитывается в составе доходов и не участвует в расчете суммовых порогов при определении контролируемых сделок. Соответственно, стоимость бракованных товаров не отражается в п. 140 разд. 1Б и не указывается в п. 300 разд. 1А (у продавца) или в п. 310 разд. 1А (у покупателя) уведомления.
Второй вариант. Товар возвращается по иным причинам (например, между партнерами заключено соглашение о возврате не реализованных покупателем товаров в оговоренный срок).
В данной ситуации продавец исполнил свои обязательства по договору купли-продажи надлежащим образом и право собственности на товар перешло к покупателю. Вернуть товар первоначальному владельцу (поставщику) покупатель может только на основании отдельного договора купли-продажи (поставки), в котором он уже сам выступает продавцом. В этом случае обе сделки по реализации учитываются при расчете суммовых порогов для определения контролируемости сделки. При преодолении суммового порога обе сделки будут считаться контролируемыми. Соответственно, в уведомлении (как покупателя, так и продавца) подлежат отражению обе сделки.
Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 году
Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.
Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.
Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:
- налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
- российские фирмы;
- иностранные фирмы.
Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).
Особенности уведомления о контролируемых сделках
Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.
Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.
Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.
К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.
Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.
Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.
Что такое взаимозависимость
Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.
Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.
Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.
Форма извещения и порядок ее направления
Действующая форма извещения о контролируемых сделках устанавливается налоговым законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами. Представление извещения осуществляется в налоговый орган, по месту нахождения юридического лица, либо по месту жительства гражданина – если в качестве налогоплательщика выступает физическое лицо.
Организации и предприятия, которые могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подают документ в тот налоговый орган, в котором они числятся таковыми. Перед подачей большое внимание следует уделить и таким важным этапам, как подготовка и проверка.
Все данные, представленные в документе, должны полностью совпадать с реальными цифрами и со сведениями, находящимися в соответствующей отчетности, например, в договорах о контролируемых сделках.
Следующим этапом после подачи извещения, форма которого установлена НК РФ, является его проверка. Осуществляемая проверка затрагивает все сведения документа, помогает выявить недостоверные данные. Нередко ее результатом становится штраф за непредставление всех необходимых данных, либо за иные нарушения. Проверка документа длится несколько дней, согласно положениям налогового законодательства РФ.
Установленная заполненная форма извещения может быть передана налогоплательщиком лично, в соответствующий отдел налоговой инспекции. Вторым вариантом передачи выступает направление отчетности путем электронной передачи. Здесь следует уделить особой внимание существующим формам и установленному порядку передачи.
Если налогоплательщик подавал данный документ в электронной форме, но он, по каким-либо причинам не был получен специалистами налоговой инспекции, ответственность за своевременную передачу и представление сведения по-прежнему будет лежать на налогоплательщике. В этом случае штраф за просрочку, скорее всего, все равно будет назначен.
Какая информация предоставляется налоговым органам?
Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.
Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой рыночной цене за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.
Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.
Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.
Правила подготовки отчетов
Чтобы сразу предоставить максимально правильную, систематизированную и подлинную информацию, необходимо заранее провести мониторинг цен во время проведения контролируемой сделки. Желательно подготавливать документацию в то время, когда непосредственно заключаются какие-либо соглашения, происходит назначение цены на продукцию, услуги или происходит оплата конкретной партии товаров.
Если составлять всю необходимую документацию вовремя, налогоплательщики смогут сразу самостоятельно оценивать правильность контролируемой сделки. Кто сдает отчеты, тот высчитывает сумму, которую стороны обязаны будут выплатить в налоговой. Своевременное проведение подсчетов позволит вносить корректировки в документы при возникновении каких-либо изменений, а не искать сведения по прошествии некоторого количества времени. Нельзя забывать прикладывать к списку документов уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает основную документацию, тот несет ответственность за соблюдение этого правила.
Статья 105.16. Налогового кодекса РФ. Уведомление о контролируемых сделках
1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.
Уведомление о контролируемых сделках в 2017 году: кто отчитывается?
Заполненный документ предоставляют все налогоплательщики, совершившие в отчетном году сделки, попадающие под определение контролируемых. Фактически, подобные сделки делятся на две условные группы: сделки между взаимозависимыми участниками и сделки, которые приравниваются к взаимозависимым.
К первой группе относят сделки между резидентами, если выполняется хотя бы один из критериев:
- за отчетный год объем сделок между взаимозависимыми резидентами в совокупности составил более 1 млрд. рублей;
- ценовой объем сделок составил более 100 млн. рублей, но одна из сторон ведет экономико-хозяйственную деятельность, применяя упрощенный режим налогообложения (ЕНВД или ЕСХН), а при этом второй участник экономических взаимоотношений работает без применения специальных режимов;
- ценовой объем сделок составил более 60 млн. рублей, но один из участников обязан выплачивать НДПИ, а предмет сделки при этом – полезное ископаемое, которое добывается резидентом и облагается налогом по процентной ставке;
- стоимостной объем сделок составил более 60 млн. рублей, но одна из сторон экономических взаимоотношений освобождена от налоговых обязательств на полученную прибыль в связи с тем, что участвует в проекте «Сколково» или подобном инвестиционном проекте субъектов РФ;
- объем доходов по сделкам составляет более 60 млн. рублей, но один из участников находится в экономической зоне, которая подразумевает льготную систему обложения налоговым бременем получаемой прибыли (в сравнении с общепринятых условий налогообложения в конкретном субъекте России);
- объем дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей, но в связи с тем, что один из участников – обладатель лицензии на использование недр морского месторождения или оператор на нем, а налоговая база у этой стороны определяется исходя из ст. 275.2 Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.
Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.
Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли. В ФНС необходимо подавать информацию о внешнеторговых сделках, когда их предметом являются минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни, нефть и товары, переработанные из нее, а также металлы, а объем дохода по ним с одним контрагентом составил более 60 млн. рублей за год.