Гранты НКО: виды грантов и как получить грант

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гранты НКО: виды грантов и как получить грант». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разобраться в порядке предоставления грантов в виде субсидий, обратимся к разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ в ст. 78.1 БК РФ, автономным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также субсидиями на иные цели могут быть предоставлены гранты в форме субсидий, в том числе органами исполнительной власти всех уровней, по результатам проводимых ими конкурсов.

В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:

  1. Разовые – конкурс проводится один раз, средства направляются на выполнение конкретных задач.
  2. Цикличные – конкурс проводится регулярно несколько раз за период.
  3. Постоянные – программы размещения грантов, функционирующие на постоянной основе без фиксированных сроков приема проектов. Проекты рассматриваются по мере поступления.

Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.


Гранты подразделяются на:

  1. Гранты общей поддержки – поддерживают выполнение программы проекта НКО.
  2. Целевые гранты – обеспечивают реализацию мероприятий определенного проекта.
  3. Гранты с частичным финансированием – консолидированная помощь нескольких фондов или размещение в проекте средств НКО.
  4. Капитальные гранты – субсидия на покупку основных средств (приобретение, ремонт или аренда недвижимости и оборудования).
  5. Корпоративные гранты – помощь НКО корпорациями, либо софинансирование предпринимательскими структурами.
  6. Начальные гранты – финансирование некоммерческих проектов на этапе запуска или для открытия новых направлений работы НКО.
  7. Гранты в натуральной форме – помощь в виде передачи материального имущества.
  8. Перспективные гранты – субсидия для обществ с ограниченной ответственностью. Не меньше минимального размера уставного капитала, выдается фондом частями в установленный период.
  9. Посреднические гранты – финансирование выполнения социально ориентированного проекта от имени спонсора.
  10. Стимулирующие гранты – финансирование части бюджета на осуществление проекта и подталкивающее к поиску дополнительных фондов для финансирования.

Составление заявки для получения гранта

У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.

Заявление для получения гранта должно содержать:

  1. Введение. Предоставьте информацию о некоммерческой организации и главных направлениях работы. Укажите должностные лица НКО.
  2. Обоснование. Раскройте цели, на которые некоммерческая организация хочет получить грант. Опишите необходимость и значимость реализации проекта.
  3. Описание. Составляется план мероприятий, расписываются действия для осуществления проекта. Описание проекта должно отвечать на возможные вопросы грантодателя. Озаглавить проект нужно кратко и ёмко, отражая суть. Выделить, что цели и задачи проекта совпадают с приоритетным направлением работы фонда. В плане мероприятий отметить проблему, на решение которой направляется проект, и способы решения. Пошагово расписать действия, которые будут осуществляться после получения гранта.
  4. Смета расходов. Расчет бюджета для реализации проекта. В смете заявитель обосновывает необходимость в ресурсах и средствах, описывает долю расходов, которую готов взять на себя или получит из других источников. Расписывает статьи расходов: на приобретение оборудования и материалов, на транспорт и аренду помещения, на услуги типографии и связи, на обслуживание банка и прочее. Учитывается фонд оплаты труда сотрудников, командировочные и прочие административные расходы. Закладываются поправка на инфляцию и налоговые отчисления от ФОТ.
  5. Заключение – краткое описание и выводы, чем полезен проект некоммерческой организации.

После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.

Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по следующим направлениям, могут получить до 30 млн. руб.:

— социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

— охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

— поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

— поддержка молодежных проектов

— поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

— поддержка проектов в области культуры и искусства

— сохранение исторической памяти

— защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных

— охрана окружающей среды и защита животных

— укрепление межнационального и межрелигиозного согласия

— развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников

Читайте также:  Обновление правил расчета и уплаты страховых взносов в 2023 году

— развитие институтов гражданского общества

Государственные гранты получают начинающие специалисты или социально незащищенные слои общества. Частные же фонды ориентируются на науку и новые технологии. Однако, бывают и исключения.

Сроки подачи заявок на гранты варьируются, так как все зависит от фонда и номинации. Как правило, сроки указываются вместе с перечнем необходимых условий получения гранта. Встречаются случаи, когда они могут быть продлены.

Основной ограничитель по срокам на 2018 год приходится на конец июля . Но также есть гранты, заявку на которые следует подать до февраля или марта .

Существуют определённые сроки рассмотрения заявок, они составляют два месяца. Но встречаются случаи, когда заявку могут рассматривать около года.

В каком размере выплачивается субсидия

Как рассчитываются субсидии. Методы и примеры

Количество членов семьи

Стандарт 1

Стандарт 2

Для одиноко проживающих граждан

5 007,14

4 304,90

На одного члена семьи, состоящей из 2-х человек

3 848,73

3 401,85

На одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек

3 565,96

3 182,92

Грант из бюджета субсидия

Итак, средства, полученные вами из бюджета на развитие бизнеса, для целей налогообложения являются субсидией. В собственных письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что субсидии коммерческим структурам к целевому финансированию не относятся (не удовлетворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ), исходя из этого на основании ст. 346.15 НК РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов (письма от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).

Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок чтобы включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (позже — Закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— грант взят на безвозмездной и безвозвратной базах от русских физических лиц, некоммерческих организаций, либо от зарубежных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, исходя из этого использование средств не осуществляет контроль государство. Дотацией допустимо как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. Иначе говоря забравший её человек или фонд может распоряжаться средствами на собственное усмотрение. А вот субсидия должна быть израсходована только на определённую цель, которая заблаговременно обговаривалась.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, каковые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются лишь из бюджета к бюджету. Выданы деньги смогут быть, например, для финансирования и развития строительства дочерних компаний, представительств.

Чем отличаются субвенция, дотация и субсидия

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, нужно прочесть и запомнить определения. Они уже могут многое сказать.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для исполнения определённой цели, исходя из этого применение средств не осуществляет контроль государство. Дотацией возможно как пожертвование в какой-либо фонд либо организацию, так и выдача денег человеку от правительства либо компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых странах.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, каковые даются на исполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются только из бюджета к бюджету. Выданы деньги смогут быть, к примеру, для развития и финансирования строительства дочерних компаний, представительств.

Может ли получить грант или субсидию самозанятый?

Согласно ст. 17 ФЗ № 209, физические лица, применяющие спецрежим (НПД) могут претендовать на отдельные виды государственной поддержки:

  • Финансовая помощь в виде субсидий, бюджетных инвестиций, кредиты по льготным ставкам.
  • Предоставление во владение и/или пользование государственного/муниципального имущества ─ земли, инструменты, транспорт. Имущество передается самозанятому на безвозмездной основе или на льготных условиях, но исключительно для целевого использования.
  • Консультационная и информационная поддержка.
  • Подготовка, обучение и переподготовка.

Так гласит Закон, а что есть на самом деле? По факту, самозанятый может получить от государства немного:

  • Если зарегистрировать ИП на НПД (это не займет много времени и не требует финансирования), то такой самозанятый уже получает право на субсидию от ЦЗН. Только сначала придется заявить о себе, как о безработном и только затем зарегистрироваться как ИП на НПД.
  • Самозанятому доступен Соцконтракт от местного Центра Социальной Защиты населения. Сумма субсидии/гранта определяется на местном уровне (как показывает практика), а на федеральном составляет максимум 250 000 рублей для открытия бизнеса.
  • Закрыть свой спецрежим, встать на учет как безработный в ЦЗН и претендовать на бесплатное обучение. Такой вариант подходит многим, особенно в случае повышения квалификации и желания открыть новый бизнес.
  • Аналогично можно сделать при обращении в ЦСЗ, в том числе будучи уже самозанятым, но с доходом ниже прожиточного уровня. Деньги по соцконтракту и региональная финансовая помощь могут быть израсходованы, в том числе на обучение молодых специалистов.
Читайте также:  Как оформить инвалидность после изменений 2022 года

Грант на сумму от 500 000 рублей от Фондов, увы, для самозанятых недоступны. Если только они не изобрели что-то уникальное и очень нужное для промышленности/экономики/медицины. Тогда, конечно, можно и попробовать.

Полный перечень доступных мер поддержки для ИП и самозанятых можно посмотреть на региональном сайте «Мой бизнес».

Господдержка бизнеса в 2021 году

К смете расходов могут быть затребованы расшифровки перечисленных видов расходов. При составлении сметы расходов нужно также соблюдать условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, в Постановлении Правительства РФ N 260 предусмотрены ограничения оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей. Например, при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб. Что следует понимать под таким ограничением: средства, предназначенные только на оплату труда или на оплату труда с учетом начислений на заработную плату? По мнению автора, под ограничение подпадают средства на оплату труда без учета начислений (подстатья 211 КОСГУ).

Рассмотрим, как гранты учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Данным подпунктом перечислено имущество, относящееся к целевому финансированию, в частности в нем указаны и средства, полученные в виде грантов.

Для того чтобы средства грантов не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, их передача должна удовлетворять следующим условиям:

При этом учреждения, получившие такие средства, обязаны вести раздельный учет их доходов и расходов. В случае отсутствия такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Исходя из вышеизложенного, не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:

  • не входящими в указанный Перечень иностранными, международными организациями и объединениями;
  • на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;
  • на условиях, не определенных грантодателем;
  • без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Однако Минфин в Письме от 03.03.2009 N 03-03-06/4/9 указал, что при исчислении налога на прибыль нет оснований учитывать доходы российских организаций — получателей грантов, не подлежащие налогообложению на основании международных договоров РФ, вне зависимости от того, указаны такие доходы в перечне доходов, не облагаемых налогом на прибыль, в национальном законодательстве или нет.

Минфин обосновывает это тем, что в соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Таким образом, учитывая, что в силу ст. 7 НК РФ положения международного договора РФ имеют приоритет перед нормами национального законодательства в области налогов и сборов, доходы, получаемые налогоплательщиком, не подлежащие обложению налогом на прибыль организаций на основании международного договора РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вне зависимости от того, указаны в национальном законодательстве такие доходы в перечне доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, или нет.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России N 54н . Грантам присвоен код 010.

Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
Читайте также:  Муж алкоголик? Узнайте, как изменить вашу жизнь

Грант и субсидия являются формами господдержки для малого бизнеса. Рассмотрим отличия.

Грант – это финансовая поддержка на открытие или развитие бизнеса, научную разработку с последующий коммерциализацией, которую может получить начинающий предприниматель и действующая фирма, выдается отдельными Фондами и предполагает прямое финансирование в виде денег на счет предпринимателя. Грантополучатель имеет право потратить выделенные средства исключительно в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом, предоставив данные по целевому расходованию, а также информацию о собственных вложениях (от 20% от суммы гранта).

Общие условия для претендентов на грант:

  • существуют возрастные разграничения для ИП и МСП. Это может быть 2 года (заявка в фонд НИКОР) или 1 год (грант в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов), не менее 6 месяцев для заявителей в Фонд президентских грантов или 0 дней в случае подачи заявки в Центр занятости населения. Этот пункт для многих является важным и должен быть учтен еще на стадии изучения информации о мерах поддержки.предприниматель зарегистрирован не более 1 года;
  • собственные средства – не менее 20% от суммы затрат;
  • расходование гранта только согласно утвержденному проекту с предоставлением отчетности;
  • ИП не может прекратить деятельность в рамках согласованного периода от 1 года до 3 лет.

Чтобы получит грант потребуется подготовить бизнес-проект, составить финансовый план и дождаться решения комиссии. Только после утверждения документов, деньги будут перечислены на счет предпринимателя.

Субсидия – финансовая помощь от государства в виде покрытия ранее понесенных расходов предпринимателя на покупку техники, оборудования, оплату кредитов и т.д. Сумма покрытия затрат составляет не более 70%.

Особенность субсидии:

  • деньги нельзя получить ДО совершения покупок, а только после;
  • субсидия может покрывать расходы за прошлый и текущий год, в том числе по кредитам;
  • за субсидию не надо отчитываться, если только это не грант в виде субсидии (деньги переводятся на отдельный счет юрлица и расходуются по назначению).

Субсидию предоставляют на основании полученных счет-фактур, договоров и квитанций по оплате. При этом не надо создавать бизнес-план и доказывать рентабельность проекта.

Учет грантов, полученных бюджетными учреждениями

К смете расходов могут быть затребованы расшифровки перечисленных видов расходов. При составлении сметы расходов нужно также соблюдать условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, в Постановлении Правительства РФ N 260 предусмотрены ограничения оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей. Например, при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб. Что следует понимать под таким ограничением: средства, предназначенные только на оплату труда или на оплату труда с учетом начислений на заработную плату? По мнению автора, под ограничение подпадают средства на оплату труда без учета начислений (подстатья 211 КОСГУ).

Порядок и случаи авансирования субсидии (источник финансирования субсидии — региональный бюджет) на государственное задание для государственных автономных учреждений

Данный вывод следует из п. 2 ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Так, например, в Постановлении Администрации Брянской области от 22.09.2010 № 960 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Брянской области» определен следующий порядок: исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного бюджетного (автономного) учреждения, может быть принято решение о перечислении части субсидии авансом до подготовки государственным бюджетным (автономным) учреждением отчета о выполнении государственного задания. Объем субсидии, перечисляемый авансом, не может превышать 50% общего объема субсидии, предусмотренного государственному бюджетному (автономному) учреждению на соответствующий период (месяц, квартал) в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью соглашения (п. 10).

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации*.»


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *