Как оформить разрешение на перевозку опасных грузов?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить разрешение на перевозку опасных грузов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).

Расшифровка аббревиатуры и суть разрешения

В первую очередь разберемся, что это такое ДОПОГ – какова расшифровка аббревиатуры? ДОПОГ расшифровывается дословно как Дорожная Перевозка Опасных Грузов. Суть понятия заключается в нормах и правилах, какими должен руководствоваться водитель, допускаемый к транспортировке грузов – перевозке материалов, попадающих под классификацию опасных веществ. Наличие у автомобилиста такого удостоверения, означает, что он имеет право осуществлять перевозку опасных согласно международным требованиям и нормам.
Предоставление свидетельства такого образца происходит в ДОСААФ, где лица, которые будут заняты в процессе транспортировки такого рода веществ изучают необходимую информацию. Такая информация касается не только транспортировки самих грузов, но и самого понятия опасного груза, сведений о том, какой может нанести вред, что может произойти при разгерметизации емкости, в котором они перевозятся, как действовать в чрезвычайных ситуациях.

Можно ли перевозить баллоны с пропаном, кислородом?

И ещё усложняем наши вопросы. Здесь ситуацию также регулирует ДОПОГ, регулирующий общее правило – можно перевозить опасные грузы для личных нужд и розничной продажи. Но появляются дополнительные условия из пункта 1.1.3.6.3, которые устанавливают максимальный объём для перевозки сжатых газов в баллонах, в зависимости от класса вещества (легковоспламеняющийся метан или пропан или же это обычный кислород) и массы и объёма баллона.

Давайте мы не будем усложнять и расписывать всевозможные вариации, и просто приведём максимальные объёмы для перевозки опасных грузов.
Таблица максимального объёма баллонов с газом для перевозки

Что перевозим? Как расфасован? Максимальный объём на один автомобиль
Кислород В баллонах по 40 (реже – 50) литров 24 баллона (20 в случае 50-литровых)
Пропан 50 литров и 21 килограмм До 15 штук
Азот 40 или 50 литров Соответственно, 24 или 20 баллонов
Аргон Баллоны по 40 литров 24 штуки

Требования, касающиеся транспортного средства и его оборудования

Согласно главе 8.1 приложения В к ДОПОГ надо соблюдать, в частности, следующие требования:

  • транспортное средство, которое везет опасный груз, не должно иметь больше 1 прицепа или полуприцепа,
  • на транспортном средстве должны размещаться большие знаки опасности и специальная маркировка,
  • на транспортном средстве должно иметься противопожарное оборудование, а также предметы снаряжения для общей и индивидуальной защиты: противооткатный башмак, аварийные жилеты, жидкость для промывания глаз, защитные перчатки и пр.,
  • в транспортном средстве должны находиться документы, связанные с перевозкой, включая транспортные документы на все опасные грузы, которые оно везет, свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке, свидетельство о подготовке водителя и удостоверение личности каждого члена экипажа с фотографией.

Кто может перевозить опасные грузы

Транспортировать опасные вещества и изделия могут только организации, которые получили лицензию на грузоперевозки и соответствующее разрешение для автомобиля в государственных органах. Каждую перевозку нужно согласовывать с надзорными ведомствами.

Для получения разрешительной документации на транспортировку грузов перевозчик должен подтвердить наличие:

  • автомобиля, который оборудован для перевозки грузов соответствующей категории опасности;
  • внутренних регламентов организации, которые определяют порядок действий при возникновении штатных и нештатных ситуаций;
  • проработанного маршрута, который проложен с минимальными рисками для всех участников движения и экологии;
  • специалиста по БДД (безопасности дорожного движения), который состоит в штате компании и прошел аттестацию;
  • свидетельства ДОПОГ, которое подтверждает, что водитель может работать с опасными грузами.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Читайте также:  Как составить расписку о получении денежных средств за квартиру

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Таблица совместимости

Для переработки и других целей могут везти одновременно несколько грузов 1-9 классов опасности. Возможны разные сочетания веществ. Какой сбор разрешен, а какие вещества нежелательно совмещать, указано в таблице перевозки опасных грузов.

Если в таблице напротив значения стоит знак плюс, перевозка разрешена, а если минус – запрещена. Это базовые принципы, которые должны соблюдать перевозчики, чтобы избежать катастрофы.

Все вредные вещества разделили на группы. Их следует перевозить с учетом требований и правил ГОСТ и ДОПОГ. Каждый год рекомендации пересматриваются и дополняются, чтобы избежать взрывов, инфицирования, пожаров, загрязнении воздуха. При возникновении вопросов ответы всегда можно получить у представителей государственных организаций.

Перевозимые типы грузов:

  • Батарейки, подушки безопасности
  • Минеральные и химические удобрения
  • Соли
  • Кислоты
  • Щелочи
  • Вещества, содержащие в своем составе спирт
  • Медикаменты, химические препараты, парфюмерные продукты, содержащие в своем составе спирт
  • Хладагенты, сжатые и сжиженные газы в баллонах, эфиры
  • И прочие грузы

Для перевозки опасных грузов FESCO использует универсальные, а также специальные контейнеры, конструкция и параметры которых соответствуют требованиям стандартов и технических условий и обеспечивают сохранность груза и безопасность перевозки.

    Нормативные документы

    Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.

    Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.

    Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:

    • рекомендации ООН;

    • дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;

    • типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.

    Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:

    1. Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.

    2. Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.

    Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.

    В заявлении необходимо указать следующую информацию:

    1. Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.

    2. Контакты и адрес фактического расположения компании.

    3. Класс опасности согласно международным стандартам.

    4. Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).

    5. Тип транспортного средства.

    6. Контакты отправителя и получателя груза.

    7. Подтверждение указанной категории товара.

    8. Договор между владельцем груза и транспортной компанией.

    9. Товарно-транспортная накладная (3 копии).

    10. Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.

    11. Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.

    Правила перевозки на автомобильном транспорте опасных грузов, требования безопасности

    Приложение 2. правила перевозок грузов автомобильным транспортом
    В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

    • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
    • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
    • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
    • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
    • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
    • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
    • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
    • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

    Подробнее про ДОПОГ и нововведения

    Основным документом, который регулирует транспортировку опасных грузов с помощью автомобилей, является Постановление Правительства № 272 от 14.04.2011, в котором учтены все нормы, обозначенные в Международном соглашении о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Впервые это соглашение было опубликовано еще в 1968 году, но существенно изменялось несколько раз. На данный момент действует версия ДОПОГ, датированная 2017 годом.

    Читайте также:  Как устроена программа капремонта и когда за него можно не платить

    Ключевые правила, касающиеся перевозки опасных грузов автотранспортом, совпадают с правилами, касающимися их доставки по железной дороге. Речь идет об аварийных карточках, маркировках, информационных табличках и картах. В оснащение специального транспорта входят:

    • хотя бы один противооткатный упор;
    • два отдельных предупреждающих символа с подсветкой;
    • особая форма для членов экипажа.

    Плюсы обращения к специалистам для перевозки опасных грузов

    В наше время сфера услуг настолько развита, что с любой проблемой человек может обратиться к специалистам, которые исправят ее быстро и качественно. Каждый сам решает, что пытаться делать самому, а что доверить профессионалам. Но есть ряд ситуаций, в которых без посторонней помощи не обойтись, и одна из них – необходимость перевозки опасного груза.

    Если организации нужно доставить из одного места в другое вещества, которые требуют особых условий транспортировки, самое логичное решение – обратиться в компанию, которая не первый год занимается подобной деятельностью и знает все ее особенности. Профессиональные перевозчики не только обеспечивают сохранность и безопасность специфических грузов, но и гарантируют соблюдение оговоренных сроков доставки.

    2.9.1. Контроль за погрузочно — разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо — представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее груз.

    2.9.2. Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями — изготовителями.

    2.9.3. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.

    2.9.4. Погрузочно — разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля, и водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки — разгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя, исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечивается при работающем двигателе.

    2.9.5. Погрузочно — разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка — разгрузка не более одного транспортного средства.

    2.9.6. Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки — разгрузки опасных грузов, не разрешается.

    2.9.7. Запрещается производство погрузочно — разгрузочных работ с взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы.

    2.9.8. Погрузочно — разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.

    2.9.9. Использование грузозахватных устройств погрузочно — разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.

    2.9.10. Перемещение бочек с опасными грузами в процессе погрузочно — разгрузочных операций и выполнения складских работ может осуществляться только по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.

    2.9.11. Бутыли с опасными грузами, упакованные в соответствии с ГОСТ 26319-84 «Опасные грузы, поставляемые для экспорта. Упаковка» в ящиках, корзинах, барабанах или обрешетках при условии заполнения промежутков инертным прокладочным материалом, при выполнении погрузочно — разгрузочных операций должны перемещаться на специальных тележках. В случае упаковки бутылей в корзины переноска их за ручки допускается только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.

    2.9.12. Места (посты) для погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, а также места для стоянки автомобилей выбираются с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов и не ближе 50 метров от магистральных дорог.

    2.9.13. При гололеде территория постов погрузки — разгрузки опасных грузов должна быть посыпана песком.

    2.9.14. Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры.

    2.13.1. Организации — грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.

    2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.

    2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.

    2.13.4. В случае дорожно — транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.

    2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).

    Читайте также:  Как получить похоронные деньги за умершего

    2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают:

    — обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;

    — оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

    — обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;

    — проведение дезактивации, дезинфекции;

    — обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты;

    — оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.

    Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

    Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

    • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
    • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
    • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
    • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
    • товарно-транспортная накладная;
    • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

    Основные правила перевозки грузов

    Согласно общим правилам, при транспортировке любых грузов нужно руководствоваться следующими требованиями:

    • Важно хорошо закреплять груз. Если в процессе движения он упадет на другой автомобиль, отвечать за это придется водителю грузовика, занимающемуся транспортировкой;
    • Груз необходимо закреплять таким образом, чтобы он не нарушал устойчивость транспорта. Если его вес не соответствует нормам автомобиля, нужно выбрать другую, более грузоподъемную технику;
    • Не допускается перевозка крупногабаритного груза, закрывающего водителю обзор и мешающего управлять транспортом в целом;
    • Нельзя допускать, чтобы груз закрывал номерные знаки, поворотники, приборы освещения;
    • Груз не должен чинить помехи окружающим;
    • Нельзя, чтобы перевозимый багаж выступал за края автомобиля более, чем на 1 метр. Если же его длина превышает указанное значение, необходимо обозначить груз специальным знаком, а в ночное время суток дополнительно устанавливаются фонари и световозвращатели;
    • Если груз вступает от края автомобиля более чем на 2 метра, перевозка не допускается. Альтернативный вариант – согласование транспортировки с ГИБДД, располагающимся по адресу старта маршрута;
    • Максимальное ограничение по ширине багажа – 2,55 м. Если же ширина самого транспорта меньше, чем указанное значение, но при этом груз выступает не более чем на 40 см, устанавливать специальные знаки не нужно. Вы остальных случаях опознавательные знаки вешаются спереди и сзади, ночью понадобится установка световозвращателей и фонарей.
    1. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
    2. Действия Правил не распространяются на: — технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования; — перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел; — перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

    Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

    1. Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно — импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. При осуществлении международных перевозок опасных отходов рекомендуется руководствоваться требованиями «Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» от 22 марта 1989 г.
    2. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
    3. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:
    1. взрывчатые материалы (ВМ);
    2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
    3. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
    4. легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
    5. окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
    6. ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
    7. радиоактивные материалы (РМ);
    8. едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
    9. прочие опасные вещества.

    Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико — химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88, приведены в Приложении 7.1.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *