Поставленные на учет. Часть вторая

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поставленные на учет. Часть вторая». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Помещение, в котором размещается аптека, должно отвечать надлежащим условиям хранения медикаментов в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Минздрава России.

Учет медикаментов в учреждениях, имеющих аптеку Поступление медикаментов

Основная задача аптеки — обеспечение лечебно-профилактического учреждения изготовленными внутриаптечно и готовыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными и так далее.

Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

  • соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и отпуска медикаментов (согласно разрешенному ассортименту);
  • поддерживать ассортиментный перечень медикаментов согласно профилю и специализации учреждения;
  • осуществлять отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам медикаментов и изделий медицинского назначения;
  • соблюдать порядок сертификации и контроля качества медикаментов, оформления соответствующей документации.

Порядок учета и отпуска лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету

Очень важно помнить, на каких бланках должны быть выписаны рецепты для ЛС, подлежащих учету, а также — сколько времени такие рецепты должны храниться

Группы лекарственных средств (списки) Форма рецептурного бланка Срок действия рецепта Сроки хранения рецептов
ЛП, содержащие наркотические средства и психотропные вещества Списка II (кроме трансдермальных терапевтических систем) Форма специального рецепт. бланка № 107/у-НП 15 дней 5 лет
ЛП, содержащие психотропные вещества Списка III и наркотические средства Списка II в виде трансдермальных терапевтических систем Форма № 148-1/у-88 15 дней 5 лет
Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету ЛС, содержащие СД и ЯВ комбинированные ЛП
(п. 5 Приказа МЗСР от 17.05.2012 № 562н) иные ЛС, подлежащие ПКУ:
прегабалин,тропикамид, циклопентолат
Форма № 148-1/у-88 15 дней 3 года

Рассмотрим основные этапы снабжения лекарственными препаратами в медицинских организациях [7]:

  • формирование годовых потребностей больницы в медикаментах:
    • консолидация годовых потребностей подразделений больницы;
    • составление плана-графика закупок;
    • формирование лотов и формирование извещений о закупке по 44-ФЗ или 223-ФЗ (для государственных и муниципальных учреждений);
    • заключение контракта на поставку, в спецификации к контракту указывается перечень закупаемых товаров;
  • формирование оперативных (в течение года) потребностей больницы в медикаментах:
    • оформление заказов на поставку товаров;
    • поступление в аптеку медицинской организации;
    • квартальная корректировка годовых потребностей (плана графика);
  • распределение по подразделениям поступивших на склад медикаментов.

Необходимость закупки товаров определяется скоростью потребления товаров, промежутком времени между размещением заказа поставщику и поставкой товара, а также уровнем их запасов на складе и в подразделениях. В теории управления запасами выделяют несколько методов поддержания уровня запасов [8]:

  • заказ под заказ – потребности на закупку формируются по заказам подразделений. Складские запасы аптеки не учитываются. Этот метод обычно используется для дорогостоящих позиций, которые имеют эпизодическое потребление.
  • расчет по статистике – выполняется прогноз расхода товаров согласно статистике потребления: в расчет берется среднее значение за выбранный интервал детализации (например, среднедневное потребление, среднемесячное потребление). При снижении остатка до уровня, необходимого на время пополнения запаса, формируется требование на пополнение, исходя из предполагаемого среднего потребления. Этот метод хорошо показывает себя при ритмичном и регулярном потреблении номенклатурной позиции.
  • min-max – при каждом снижении остатка до заданного минимума происходит пополнение до фиксированной максимальной величины запасов.

Для разных номенклатурных позиций могут применяться различные методы поддержания уровня запасов. Метод min-max при его простоте сильно зависит от исходных статистических данных и не позволяет оптимально сбалансировать запасы [8]. Для поддержания уровня медикаментов в стационарах используется редко.

Организация лекарственного обеспечения в условиях государственных закупок имеет определенные особенности: промежуток времени между размещением заказа и поставкой товара в учреждение зависит от способа размещения заказа (торги, запрос котировок цен или закупка у единственного поставщика), а сам способ размещения заказа зависит от суммы размещаемого заказа. Время от размещения лота на торговой площадке до поставки препарата в аптеку может достигать 1,5-2 месяцев.

Виды количественного и суммового учета запасов на складе, применяемых для учета медикаментов:

  • Серийный учет – учет материальных запасов в разрезе серий и сроков годности. Ведение серийного учета является обязательным для лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов [4].
  • Партионный учет – методика учета материальных запасов на складах организации, при котором фиксируются партии поступления товара на склад с указанием времени, стоимости и количества [3]. Может применяться одновременно с серийным учетом.

Результаты и/или их обсуждение

Схема централизованного управления запасами медикаментов была внедрена в Клиническом центре Сеченовского университета.

Клинический центр Сеченовского университета:

  • представляет собой структурное подразделение Университета, оказывающее многопрофильную специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь жителям г. Москвы, Московской области и других регионов России;
  • ежегодно обеспечивает лечением более чем по 40 профилям свыше 60 тысяч стационарных и около 500 тысяч амбулаторных пациентов;
  • обладает самой значительной коечной мощностью среди федеральных медицинских учреждений – более 3000 коек;
  • имеет в штате более 5000 сотрудников, в том числе около 1000 врачей и 1500 медицинских сестер.

Медицинская помощь оказывается в 6 многопрофильных Университетских клинических больницах и 2-х Центрах. Снабжение медикаментами всех лечебно-диагностических подразделений обеспечивает Централизованная аптека.

До начала проекта автоматизации применялась децентрализованная схема снабжения. Приобретение медикаментов осуществлялось по отделениям, без консолидации потребностей больниц, лекарственные средства назначались по остаткам отделения, весь документооборот между аптекой и больницами велся только на бумажных носителях.

Основной целью создания системы централизованного управления запасами медикаментов стало снижение затрат, связанных с чрезмерным хранением запасов, уменьшение объёмов просроченных запасов и повышение финансовой дисциплины подразделений больниц при обеспечении медикаментами. Комплексная автоматизированная система снабжения медикаментами Университетских клинических больниц была создана на базе программного продукта «1С:Медицина. Больничная аптека». Отличительной особенностью проекта стала его масштабность: в структуре больниц – более 100 многопрофильных стационарных отделений, а количество закупаемых препаратов составляет более 1000 позиций. Запуск информационной системы состоялся в 2013 году, в процессе ее эксплуатации в течение 5 лет программа постоянно адаптировалась с учетом динамики потребностей наших подразделений и в соответствии с изменениями нормативных требований.

В процессе развития автоматизированной системы проводилась постепенная реорганизация схемы снабжения Клинического центра, и в итоге была создана схема снабжения с управлением запасами. Был полностью автоматизирован процесс планирования обеспечения:

  • все потребности, начиная от годовых заявок подразделений клиник, консолидируются в общий план закупок медикаментов;
  • после согласования плана закупок в системе формируются электронные лоты, которые переходят в спецификации к заключенным контрактам,
  • каждая клиника имеет свой финансовый план, контролирует закупленные под её нужды медикаменты, отслеживает поступившие товары на склад централизованной аптеки, отслеживает исполнение плана и бюджета закупок клиники как в количественном, так и в суммовом выражении, корректирует потребности с учётом актуальной информации.

Внедрение штрихкодирования аптечного товара, при котором регистрация выбытия медикамента идет в момент его передачи на пост путем считывания штрих-кода с упаковки, позволяет экономить время персонала и минимизировать риск возникновения ошибок при выдаче медикаментов.

Созданная схема позволяет сделать прозрачным процесс сопоставления потребностей и закупок как для клиник, так и для руководства Клинического центра. Эксплуатация данной схемы в течение 5 лет позволила накопить статистические данные и выполнить объективное сравнение обоих схем:

  • Снижение в 2 раза временных затрат у провизоров за счет наличия информации по распределению товаров. Ускорение в 10 раз формирования отчетности для руководства и многократное повышение ее достоверности.
  • Сокращение в 2 раза количества проводимых аукционов на закупку медикаментов.
  • Динамика сокращения расходов Клинического центра на лекарства от 5% до 25%.

«Фарма.Просто» для ПК от оператора ГИС «Честный ЗНАК»

«Фарм.Просто» — программное решение от оператора системы «Честный ЗНАК», разработано для малых предприятий, работающих с лекарственными препаратами. Программа бесплатная. Она используется для получения, формирования и отправки информации о движении медикаментов в ГИС МТ.

Работа с программой не требует специальных знаний. Доступны функции загрузки маркировочных кодов, создания черновиков, составления заданий на сканирование штрихкодов. Чтобы воспользоваться программой, необходимо предварительно пройти регистрацию в системе маркировки.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Учет в производственных аптеках. Применение норм естественной убыли

В соответствии с пунктом 104 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим медучреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

В формировании фактической стоимости лекарственного средства, изготавливаемого в производственной аптеке медучреждения, участвуют входящие в его состав зарегистрированные лекарственные препараты. Для контроля качества при производстве лекарственных препаратов следует руководствоваться приказом Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214.

Читайте также:  Как в трудовом договоре прописать у учителя перерыв на обед

Все перечисленные составляющие, а именно фармацевтические производные микстуры и упаковка (тара в виде стеклопосуды), относятся к расходам, которые полностью включаются в фактическую стоимость изготавливаемых лекарственных препаратов.

Что касается расходов на заработную плату фармацевтических работников, непосредственно участвующих в изготовлении лекарственных препаратов, и начислений на оплату труда, можно отметить следующее. Поскольку этот процесс является очень трудоемким, в сформированной учетной политике медицинского учреждения необходимо закрепить, что фактическая стоимость лекарственного препарата (конкретной лекарственной формы) формируется только исходя из стоимости фармацевтических субстанций, идущих на его изготовление, и отражается на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 104, 127, 133 Инструкции № 157н).

При применении норм естественной убыли в производственных аптеках медучреждений следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения».

Необходимо учитывать, что к нормам естественной убыли не относятся:

  • технологические потери (потери при изготовлении лекарственных средств, внутриаптечной заготовке и фасовке, отмеривании и отвешивании лекарственных средств);
  • потери от брака лекарственных средств;
  • потери лекарственных средств при их хранении, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
  • потери при ремонте или профилактике применяемого для хранения технологического оборудования;
  • потери при внутрискладских операциях;
  • аварийные потери.

К технологическим потерям, возникающим при розливе этилового спирта по емкостям меньшего объема, не может быть применена норма естественной убыли.

Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи лекарственных средств (ангро).

Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе к этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке.

Генеральная уборка в медицинских учреждениях по СанПиНу

Частота генеральных уборок в медицинских учреждениях по новому СанПиНу в 2023 году проводят также, как и по старому нормативу – с особой тщательностью. Используя моющие и дезинфицирующие средства обрабатывают:

  • полы;
  • мебель;
  • оборудование;
  • подоконники;
  • двери;
  • стены;
  • инвентарь;
  • светильники.

Один раз за 7 дней выполняют генеральную уборку в комнате, где установлен асептический режим:

  • в операционном блоке;
  • перевязочной;
  • родильном зале;
  • процедурной;
  • манипуляционной.

Вне зависимости от графика «генералят» помещения, если проверка показывает неудовлетворительный результат при взятии проб на микробную обсемененность окружающей среды, а также при неудовлетворительных эпидемиологических показаниях. Генеральная уборка в медицинском учреждении отличается от обычной, режимом по применению дезинфекционных препаратов. Для текущей уборки существует режим, чтобы обеспечить гибель бактерий. Если объект загрязняет кровь или биологические субстраты наступает противовирусный режим. Генеральная уборка всегда сопровождается применением сильнодействующих дезинфицирующих средств, чтобы уничтожить бактерии, вирусы, грибки. Ограничиваются гибелью бактерий в помещениях:

  • палатах;
  • кабинетах врачей;
  • АХП;
  • диагностических кабинетах.

Персонал, занятый в уборке медицинского учреждения старается выполнить процедуру эффективно, от качества зависит здоровье и жизнь людей.

Сбор, сортировку и транспортировку грязного белья выполняют техслужащие, не допускаются к данному процессу, люди, которые лечат и ухаживают за больными – врачи, медсестры. Сотрудники, которые меняют белье, должны быть обеспечены спецодеждой, которую вместе с простынями и пододеяльниками направляют в стирку. Маску с перчатками обрабатывают дезинфекторами, антисептиками. Собирают грязное белье по палатам в плотные мешки. После смены простыней и наволочек в палате проводят уборку. Белье со следами крови и биологических выделений, дезинфицируют сразу в кладовой, остальные вещи сортируют и упаковывают. По СанПиН медицинских учреждений в 2023 году на тележке упаковки транспортируют в больничную прачечную. Где выполняется стирка в стиральных машинах.

ываю: 1. Министрам здравоохранения союзных республик: 1.1.

В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно — профилактических учреждений здравоохранения. 1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно — профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции. 2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР: 2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно — профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п.

Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно — профилактических учреждениях здравоохранения.1.3.

Законодательная база Российской Федерации

2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР: 2.1.

Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно — профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3. 3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п.

Читайте также:  Плата за квартиру, если никто не прописан

1.2, 1.3. 4. Считать утратившими силу: 4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411

«Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно — профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР»

.

4.2. Письмо Минздрава СССР от 19 января 1977 г.

N 25-5/5. 4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 «Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных

Вопрос — ответ специалистов

? Правомочно ли назначение материально ответственного лица из состава среднего медицинского персонала в целях приемки медикаментов от поставщика непосредственно в отделение медицинской организации в обход аптеки (к примеру, дезинфицирующих средств в дезинфекционный отдел, иммунобиологических препаратов (вакцин) — в эпидемиологический отдел) приказом руководителя медицинской организации?

Если допускается приемка медикаментов от поставщиков сразу в отделение, то по каким документам осуществляется отпуск медикаментов из принимающего отделения в другие отделения лечебного учреждения? Требуется ли соблюдать в таком случае требование об отпуске в отделение медикаментов в размере текущей потребности в них на 10 дней, за исключением ядовитых и наркотических препаратов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Бюджетные учреждения здравоохранения при организации учета медикаментов применяют положения Инструкции №747 в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния 1.1.

Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста Код медицинской услуги Наименование медицинской услуги Усредненный показатель частоты предоставления Усредненный показатель кратности применения B01.033.001 Прием (осмотр, консультация) врача-профпатолога первичный 1 1 B01.047.001 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта первичный 1 1 B01.027.001 Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный 0,1 1 B01.055.001 Прием (осмотр, консультация) врача-фтизиатра первичный 0,050 1 B01.37.001 Прием (осмотр, консультация) врача-пульмонолога первичный 0,5 1 ——————————— Вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 — указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.

В отношении перевязочных материалов тоже произошли большие изменения: марля и вата во многом уходят в прошлое.

Появились различные новые материалы, которые выпускаются в стерильной упаковке и являются одноразовыми. Естественно, эти материалы в списках Минздрава СССР отсутствуют.

В СССР были примерные нормы расхода перевязочного материала на некоторые манипуляции, но они, как правило, не использовались, т. к. реальный расход перевязочного материала просчитать с точностью, необходимой для его учета и списания, не представляется возможным. В связи с двойственностью действующей нормативной базы наиболее правильно издать приказ по ЛПУ, в котором определить, вести ли ПКУ перевязочного материала вообще или нет, а если вести, то по каким ассортиментным позициям.

Название кода Старый код Новый код
Авакопан L04AA59 L04AJ05
Аксикабтаген силолейсел L01XX70 L01XL03
Вакцины против COVID-19 J07BX03 J07BN
Габапентин N03AX12 N02BF01
Мирогабалин N02BG11 N02BF03
Прегабалин N03AX16 N02BF02
Ситимаген цераденовек L01XX37 L01XL01
Талимоген лагерпарепвек L01XX51 L01XL02
Тисагенлеклейсел L01XX71 L01XL04
Ублитуксимаб L04AA57 L04AG14

Правовая ответственность

Фармацевтическая продукция – это особый вид материальных запасов. Все организационные вопросы регулирует Минфин совместно с другими государственными подразделениями. Невыполнение правил по учету медикаментов и фармпрепаратов может привести к соответствующим санкциям. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 40 000 рублей, физические до 4 000 рублей. Должностное лицо в случае факта лекарственной «просрочки» может быть оштрафовано на сумму до 5 000 рублей. Проверка бюджетных учреждений, больниц, поликлиник осуществляется в рамках лицензионного контроля.

Во избежание негативных правовых последствий необходимо своевременно вести учет в журнале, составлять соответствующие акты, иметь на руках соглашение с компанией которая занимается утилизацией. Дополнительно все документы должны своевременно направляться в государственные органы, например, акт об утилизации фармпродукции должен в течение 5 дней быть направлен в службы по надзору в сфере здравоохранения. Надлежащее выполнение учетных операций и своевременное внесение сведений позволит аптечным учреждениям и медорганизациям осуществлять деятельность в рамках закона.

Какие лекарства подлежат маркировке?

Их перечень можно узнать на сайте государственного реестра медикаментов. Здесь нужно ввести конкретное название препарата. Если в реестре он отсутствует, маркировка не требуется.

Все виды медикаментозных препаратов должны маркироваться, начиная с 01.07.2020 года, что предусмотрено ст. 67 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Некоторые лекарственные средства подлежащие маркировке должны обязательно проходить данную процедуру еще с 2019 года. В их числе препараты, которые относятся к категории высокозатратных нозологий и используются в лечении следующих состояний:

  • раковые процессы кроветворной, лимфоидной и приближенных к ним тканей;

  • рассеянный склероз;

  • гемофилия;

  • муковисцидоз;

  • болезнь Гоше;

  • гипофизарный нанизм;

  • после перенесенных операций, в ходе которых была проведена трансплантация органов или тканей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *