Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учётная политика предприятия на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.
Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:
-
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
-
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
-
составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
-
нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
-
составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
-
обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
-
составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:
-
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
-
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
-
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
-
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Разработка налоговой схемы
При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.
При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.
При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.
Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.
В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.
Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.
Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.
Во-вторых, по причинам системного характера.
В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.
Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Кто занимается налогами
В штате некоторых организаций предусмотрено наличие специалиста, который занимается исключительно отслеживанием налоговых платежей. Крупные компании могут позволить себе организовать отдел контроля и учета налоговых платежей, сотрудники которого также занимаются составлением прогнозов по налоговой нагрузке.
В случае если налоговая нагрузка на крупное предприятие составляет более 40%, особенно остро встает вопрос применения налогового планирования: велик риск полностью утратить позиции на рынке или обанкротиться. В такой ситуации руководству компании необходимо серьезно озаботиться выстраиванием системы прогнозирования, организовав работу специально обученных людей.
Многие задаются вопросом о том, какие цели налогового планирования. Главная цель налогового планирования – это снижение нагрузки на компанию за счет использования налоговых льгот, которые предусмотрены действующим Налоговым кодексом Российской Федерации, а также рядом других нормативных документов. Кроме того, ведется строгий контроль своевременной уплаты налогов и сборов; в случае необходимости проводится корректировка учетной политики организации, что позволяет использовать пробелы в законодательстве в пользу компании.
Методы налогового планирования
Принцип комплексности, основа планирования, предполагает пользование разными методами и способами сниженная налоговой ставки для повышения доходности предприятия. Все доступные для работы методы делятся на две категории: внешние и внутренние.
Сфера налогового планирования внешними методами несколько ограничена, однако, при правильно выстроенной работе, с их помощью можно достичь заметных результатов, значительно снизив расходы компании: изменить субъект налогообложения, сменить вид деятельности или юрисдикцию. Важно понимать, что все внешние изменения влекут за собой определенные последствия.
Последствия применения внутренних методов менее ощутимы: таких способов гораздо больше, а их возможности – значительно шире.
Актуальные вопросы по формированию налоговой учетной политики
Вопрос №1. Вновь созданная организация зарегистрирована в июле. Какой срок ей отводится для разработки учетной политики по налогам?
Ответ. Вновь созданной организации на принятие УП по налогам отводится 90 дней с момента регистрации в ЕГРЮЛ.
Вопрос № 2. Организация выдает своим сотрудникам спецодежду. Можно в налоговом учете прописать для целей расчета налогооблагаемой прибыли списание затрат на нее в пределах сроков ее эксплуатации, если такой срок составляет период свыше 1 года?
Ответ. Начиная с 1 января 2015 года списание затрат на спецодежду и предметы индивидуальной защиты допускается в пределах срока их эксплуатации, даже если он превышает один год.
Вопрос № 3. Должна ли организация в рамках проводимой у нее налоговиками выездной проверки по их требованию предоставить УП для целей начисления НДС, если она совмещает ОСНО с ЕНВД и ведет раздельный учет для этих двух режимов налогообложения?
Ответ. Да, должна. Если запрошенной у нее документ не будет предоставлен, то контролирующий орган вправе наложить на нее штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов по требованию. Тем более что в данном случае проверяющие должны установить правильность расчетов, изучив принятый организацией способ ведения раздельного учета в связи с применением двух различных режимов налогообложения.
Вопрос № 4. Вправе ли налоговая наложить штраф при отсутствии у компании УП по налогам?
Ответ. 313 статья кодекса о налогах обязывает составлять НУП налогоплательщиками для формирования последовательного учета по налогам и для обеспечения пользователей отчетности по ним объективной информацией.
Вопрос № 5. Могут ли налоговики наложить штраф на ООО, осуществляющее услуги, за включение зарплаты в текущие затраты для расчета облагаемой базы по прибыли полностью, даже если это не предусмотрено ее УП по налогам?
Ответ. Нет, не могут. Право включать заработную плату полностью в расходы того периода, в котором она начислена без ее распределения на остатки НЗП прописано в пункте 2 статьи 318 кодекса, но в ней не прописана обязанность закреплять данное право в учетной политике.
Вопрос № 6. Что должна содержать УП по налогам для предприятий на УСН?
Ответ. В налоговой политике организации достаточно указать:
- налогооблагаемый объект: «доходы» или «доходы — расходы»;
- способ оценки реализованных материальных ценностей;
- при совмещении УСН с ЕНВД необходимо прописать порядок и утвердить формы для раздельного учета доходов и расходов.
Вопрос № 7. Допускается ли возможность прописать в налоговой УП порядок учета резервов на ремонт ОС, отличный от прописанного налоговиками?
Ответ. Нет, не допускается. Если варианты учета предложены в НК РФ, то выбрать можно только из них. При формировании налоговой политики налогоплательщики обязаны:
- выбрать вариант учета активов и/или обязательств, предусмотренных кодексом по налогам;
- прописать вариант учета активов и обязательств только в случае отсутствия прямого указания на него в кодексе.
Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?
Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.
С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.
Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль
Первый и самый главный вопрос здесь — выбор метода, которым вы будете признавать доходы и расходы. Напомним, что их 2: метод начисления и кассовый метод.
Подробнее о них читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».
Далее нужно выбрать метод амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный (ст. 259.1, 259.2 НК РФ). Заметим, что здания, сооружения, передаточные устройства и НМА, входящие в 8–10-ю амортизационные группы, амортизируются исключительно линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).
Сделать правильный выбор способа амортизации вам поможет материал «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
Кроме того, в части амортизации в налоговой политике организации следует закрепить применение:
- амортизационной премии;
- повышающих или понижающих коэффициентов.
О нюансах применения амортизационной премии читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».
Затем следует определиться с учетом материальных ценностей, не относящихся к амортизируемому имуществу. В этой части в налоговой политике организация закрепляет:
- метод оценки сырья и материалов при списании в производство, товаров при реализации — ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);
- вариант списания малоценки — единовременно или иным способом (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В части учета затрат необходимо сформировать перечень прямых расходов и определить порядок их распределения на остатки НЗП (ст. 318, 319 НК РФ). Если оказываются услуги, возможна реализация права единовременно списывать все расходы по ним как косвенные. Это тоже нужно отразить в налоговой политике организации.
О том, что может повлиять на деление расходов на прямые и косвенные, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».
Торговой фирме следует определить, как будет формироваться стоимость приобретения товаров — с учетом или без учета расходов, связанных с их закупкой.
Принципы формирования налоговой стратегии
Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:
- Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
- Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
- Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
- Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
- Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.
Предмет учетной политики организации
Предметом УП по налогам является все, что, так или иначе, может повлиять на сумму исчисленных налогов, на документальное оформление налоговых операций и их фиксацию в налоговых регистрах и при этом:
- содержит несколько вариантов учета, предложенных на выбор в НК РФ. Например, торговые организации могут выбрать вариант формирования стоимости приобретения покупных товаров, включая затраты на их приобретение в стоимость или без них;
- законодательство не предлагает порядок учета. Тогда он должен быть разработан предприятиями самостоятельно. Например, для компаний, занятых производством в НУП необходимо прописать распределение прочих прямых затрат, таких как аренда производственных помещений, затраты на электроэнергию в производственных помещениях, которые невозможно однозначно отнести на изготовление того или иного вида готовой продукции: на ее реализацию, складские остатки и НЗП;
- Налоговый кодекс дает право выбора варианта учета. Например, формирование резервов по предстоящим отпускам или сомнительным долгам не является обязательным, поэтому в учетной политике должно быть отражено положительное или отрицательное решение об их формировании.
Актуальные вопросы по формированию налоговой учетной политики
Вопрос №1. Вновь созданная организация зарегистрирована в июле. Какой срок ей отводится для разработки учетной политики по налогам?
Ответ. Вновь созданной организации на принятие УП по налогам отводится 90 дней с момента регистрации в ЕГРЮЛ.
Вопрос № 2. Организация выдает своим сотрудникам спецодежду. Можно в налоговом учете прописать для целей расчета налогооблагаемой прибыли списание затрат на нее в пределах сроков ее эксплуатации, если такой срок составляет период свыше 1 года?
Ответ. Начиная с 1 января 2015 года списание затрат на спецодежду и предметы индивидуальной защиты допускается в пределах срока их эксплуатации, даже если он превышает один год.
Вопрос № 3. Должна ли организация в рамках проводимой у нее налоговиками выездной проверки по их требованию предоставить УП для целей начисления НДС, если она совмещает ОСНО с ЕНВД и ведет раздельный учет для этих двух режимов налогообложения?
Ответ. Да, должна. Если запрошенной у нее документ не будет предоставлен, то контролирующий орган вправе наложить на нее штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов по требованию. Тем более что в данном случае проверяющие должны установить правильность расчетов, изучив принятый организацией способ ведения раздельного учета в связи с применением двух различных режимов налогообложения.
Вопрос № 4. Вправе ли налоговая наложить штраф при отсутствии у компании УП по налогам?
Ответ. 313 статья кодекса о налогах обязывает составлять НУП налогоплательщиками для формирования последовательного учета по налогам и для обеспечения пользователей отчетности по ним объективной информацией.
Вопрос № 5. Могут ли налоговики наложить штраф на ООО, осуществляющее услуги, за включение зарплаты в текущие затраты для расчета облагаемой базы по прибыли полностью, даже если это не предусмотрено ее УП по налогам?
Ответ. Нет, не могут. Право включать заработную плату полностью в расходы того периода, в котором она начислена без ее распределения на остатки НЗП прописано в пункте 2 статьи 318 кодекса, но в ней не прописана обязанность закреплять данное право в учетной политике.
Вопрос № 6. Что должна содержать УП по налогам для предприятий на УСН?
Ответ. В налоговой политике организации достаточно указать:
- налогооблагаемый объект: «доходы» или «доходы – расходы»;
- способ оценки реализованных материальных ценностей;
- при совмещении УСН с ЕНВД необходимо прописать порядок и утвердить формы для раздельного учета доходов и расходов.
Вопрос № 7. Допускается ли возможность прописать в налоговой УП порядок учета резервов на ремонт ОС, отличный от прописанного налоговиками?
Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление – Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговая политика проводится ими посредством методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Что такое налоговая политика?
Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Этот термин упоминается во многих статьях, в которых рассматриваются те или иные вопросы налогообложения, налогового учета, подлежащие, в свою очередь, отражению в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, целесообразно утвердить в данной учетной политике решения отдельных вопросов, которые не были раскрыты при регламентации расчетов с бюджетом по тому или иному налогу либо не имеют однозначного толкования.
Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня создания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.
Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).
Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.