Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная дума может принять закон, который повышает штрафы за нарушение закона об автостраховании. На сегодняшний день отсутствие полиса ОСАГО позволяет инспектору ГИБДД наложить ответственность в 500 рублей. Количество штрафов за сутки ограничено одним.
Где узнать адреса страховых компаний?
Следующее изменение внесено в статью 12 закона «Об ОСАГО»:
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика, являющемся приложением к страховому полису.
Место нахождения и почтовые адреса страховщика, а также всех представителей страховщика, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть размещены на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В данном пункте речь идет о ситуации, когда автовладельцу требуется срочно найти ближайшего представителя страховой компании. Например, если произошло дорожно-транспортное происшествие и требуется подать в страховую документы на выплату.
До 15 июля 2023 года информация о представительствах страховой компании размещается в приложении к страховому полису. То есть водитель вместе с полисом получает дополнительный лист бумаги, на котором указаны адреса всех офисов.
С 15 июля 2023 года информация о представительствах будет размещаться на официальном сайте страховой компании.
С одной стороны, этот способ имеет плюсы, т.к. информацию на сайте можно обновлять намного быстрее и она всегда будет актуальной. С другой стороны, для получения этой информации водителю потребуется доступ к сети интернет, который есть далеко не везде.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
По какой формуле происходит расчет страховой премии?
Подсчитать самостоятельно стоимость полиса ОСАГО будет полезно, чтобы прикинуть необходимую сумму и уберечь себя от неожиданностей, когда стоимость рассчитает страховая компания (СК).
Справочно
С 9 января 2022 года размер страховой премии определяется по новым правилам (они содержатся в Указании Банка России от 8 декабря 2021 года № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Стоимость страховки складывается из базового тарифа и различных переменных: возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, мощность двигателя, использование автомобиля в качестве такси и т. п.
Формула расчета:
Т = ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС.
Как изменятся расчеты страхового возмещения после изменений в таблице КБМ ОСАГО на 2023 год?
Изменения в таблице КБМ ОСАГО будут действовать с апреля 2022 года и внесут новые классы с учетом неограниченной стоимости ущерба при ДТП. Эти изменения влияют на расчеты страхового возмещения и стоимость страховки.
Например, если водитель нарушает правила дорожного движения, это может повлиять на расчет возмещения страховки. Теперь в таблице учитываются не только количество ДТП, но и стоимость восстановления.
Чтобы сэкономить на стоимости страховки, можно рассчитать взносы с учетом скидок. В новых правилах установлена скидка 50% для водителей, которые не станут участниками ДТП в течение года.
Для расчета стоимости страховки можно использовать калькулятор, учитывая все изменения и инструкции, указанные в новых правилах таблицы КБМ ОСАГО на 2023 год.
Важно помнить, что размер возмещения влияет не только на стоимость страховки, но и на расчеты при ДТП. После внедрения новых правил таблицы КБМ ОСАГО на 2023 год, расчет страхового возмещения будет осуществляться с учетом всех изменений и классов. Это позволит водителям более точно рассчитывать взносы и быть уверенными в своей защите на дороге.
Стаж, лет | ||||||||
Возраст, лет | 1 | 2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-14 | Более 14 | |
16—21 | 2,27 | 1,92 | 1,84 | 1,65 | 1,62 | -//- | -//- | -//- |
22—24 | 1,88 | 1,72 | 1,71 | 1,13 | 1,10 | 1,09 | -//- | -//- |
25—29 | 1,72 | 1,60 | 1,54 | 1,09 | 1,08 | 1,05 | 1,02 | -//- |
30—34 | 1,56 | 1,50 | 1,48 | 1,05 | 1,04 | 1,01 | 0,97 | 0,95 |
35—39 | 1,54 | 1,47 | 1,46 | 1,00 | 0,97 | 0,95 | 0,94 | 0,93 |
40—49 | 1,50 | 1,43 | 1,57 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,91 |
50—59 | 1,46 | 1,40 | 1,39 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,83 |
Старше 59 | 1,43 | 1,36 | 1,35 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,83 |
Период использования транспортного средства: | Коэффициент (КС) |
3 месяца: | 0,5 |
4 месяца: | 0,6 |
5 месяцев: | 0,65 |
6 месяцев: | 0,7 |
7 месяцев: | 0,8 |
8 месяцев: | 0,9 |
9 месяцев: | 0,95 |
10 месяцев и более: | 1 |
Ответственность перед другими
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.
«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».
Территориальные коэффициенты
На данный момент существует 262 территориальных коэффициента. В 2023 году изменения ждет всего 74 из них. Из них практически все большие города ждут понижения.
Вот основные из них:
- Москва – было 1,9, стало 1,8;
- Московская область – было 1,6, стало 1,5;
- Санкт-Петербург – было 1,72, стало 1,6;
- Ленинградская область – было 1,27, стало 1,24;
- Уфа – было 1,7 стало 1,6;
- Казань – было 1,9 стало 1,8;
- ЕКБ – было 1,7 стало 1,6.
А вот коэффициент для небольших городов будет увеличен в 2023 году. Это связано с тем, что было зафиксировано большое количество мошеннических случаев. Именно поэтому расходы, которые могут стать причиной этому, будут автоматически включены в стоимость обязательного страхования.
Возрастание коэффициентов будет ждать:
- Чеченская Республика – было 0,64, стало 0,76;
- Дагестан – было 0,7, стало 0,9;
- Севастополь и Симферополь – было 0,6, стало 0,7.
Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО
В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2023 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.
Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2023 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2023 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.
Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси.
У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2022 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.
Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2023году.
Как продлить полис и размер штрафа за просрочку документа
Согласно положениям КоАП, каждый водитель, садящийся за руль транспортного средства, обязан иметь действующий полис автогражданской ответственности. Просроченный документ автоматически утрачивает свою силу, и водитель с таким полисом подвергается административному наказанию. Поэтому, владелец автомобиля должен заранее позаботиться о продлении полиса, если срок страхования ОСАГО подходит к концу.
Пролонгация заключённого ранее договора не представляет труда. Для этого собственнику авто доплатить необходимую сумму за оставшиеся до стандартного годового срока месяцы. Так, если договор был заключён на полгода, то страхователю понадобиться внести деньги за оставшиеся 6 месяцев.
Продлить уже заключённый договор можно двумя способами:
- При личном визите в офис автостраховщика.
- Через официальный сайт страховой фирмы.
Для продления страховки потребуется предоставить сотрудникам компании такие документы:
- Личный паспорт страхователя.
- Водительские права всех лиц, которые вписываются в полис.
- Техпаспорт автомобиля, на который оформляется страховка.
- Карта диагностического техосмотра (для машин, возрастом старше 3-х лет).
Как купить полис ОСАГО онлайн
Новые тарифы по ОСАГО с учётом количества водителейРазберём расчёт, сколько будет стоить полис ОСАГО в 2023 году на конкретном примере. Формула не изменилась, поэтому водителям, которые определяли показатель раньше, ничего не нужно изменять в своих расчётах. В 2023 году класс страхования М был заменён на 1. ВНИМАНИЕ! Собственником и человеком осуществляющим страхование(страхователем) может быть как одно и то же лицо, так и различные лица (подробнее о том, кто такой страхователь и собственник в полисе, мы рассказывали здесь).
В 2023 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2023 из заданного диапазона.
- Цветовая гамма бланка. Цвет бланка, который выдается сейчас стал розовым, а раньше он был зеленым.
- Графическое оформление нового ОСАГО также претерпело изменения и полис благодаря этому получил доп. защиту от фальшивок.
- Шрифт текста, в новом бланке буквы и графы, в которые вносится информация стали более большими и комфортными для чтения.
- Новый полис имеет наибольшую степень защиты от фальшивок. Теперь металлизированная полоска имеет надпись «полис». Водяные знаки также поменялись и стали более крупными.
- В новом полисе сейчас имеется qr-код.
Подделывают такие бумаги при помощи разных йодистых составов или перекиси. При помощи такой химии вытравливаются надписи написанные при помощи шариковой ручки и на их место вносится иная информация – зрительно такую подделку отличить от оригинального документа довольно тяжело.
Коэффициент мощности ОСАГО 2023 года
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
После исхода партнеров
Тенденцией входящего перестрахования в прошлом году было фактическое прекращение сотрудничества с компаниями международного рынка дальнего зарубежья, как из недружественных, так и из дружественных стран, считает директор департамента перестрахования «Ингосстраха» Игорь Алексеев. «Это произошло из-за ухода международных рейтинговых агентств из России и, как следствие, потери международных рейтингов российскими страховщиками, необходимых для подписания рисков из-за рубежа. Также появились проблемы с расчетами в связи с ужесточением комплаенса цедентов и банков при проведении платежей российским контрагентам, попадание ряда крупных страховщиков РФ под блокирующие санкции делали невозможным продолжение сотрудничества с ними, — сказал он. — В то же время наблюдается рост входящего перестрахования на отечественном рынке (без учета очевидного роста сборов у РНПК) за счет поиска дополнительных альтернативных ёмкостей».
В 2023 году будет происходить адаптация к новым «правилам игры», определенных регулятором в новых экономических и политических условиях, идет актуализация андеррайтинговых подходов к оценкам рисков (предстраховая оценка рисков — ИФ).
«Важную роль будут играть межправительственные и межведомственные контакты с финансовыми властями дружественных стран, которые должны помочь восстановить присутствие российского капитала на рынках дружественных стран, опираясь на рейтинги по национальной шкале финансовой устойчивости», — полагает Алексеев.
В связи с отказом от продолжения деятельности в РФ международных перестраховщиков весной прошлого года и последовавшим за этим зеркальным законодательным запретом на сотрудничество российских СК с контрагентами из недружественных стран ЦБ принял решение о докапитализации РНПК, поскольку на национального перестраховщика переносился основной груз перестраховочной защиты.
ЦБ увеличил объявленный капитал дочерней перестраховочной компании РНПК с 71 до 300 млрд рублей, гарантии ЦБ «дочке» были обеспечены в пределах 750 млрд рублей. Кроме того, законодатели в 5 раз — с 10% до 50% увеличили размер обязательной цессии в пользу РНПК (обязательной к передаче РНПК доли в несанкционных договорах перестрахования — ИФ).
«Увеличение объявленного капитала АО РНПК расширит возможности российских страховых компаний по перестрахованию рисков внутри страны позволит создать дополнительные перестраховочные емкости и вести работу с новыми санкционными рисками», — комментировал ЦБ решение о докапитализации в своем сообщении. Одним из главных направлений деятельности РНПК регулятор назвал «обеспечение страховой защиты предприятий, попавших под международные санкции».
В III квартале прошлого года главы правительств стран ЕАЭС подписали соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании (ЕПК). Ее главными учредителями должны стать Россия и Белоруссия с долями в 45% и 30% уставного капитала соответственно. Основной целью ЕПК после создания компании будет «страхование экспортных поставок и рисков, которые не могут быть перестрахованы в развитых странах», обращает внимание ЦБ в обзоре, посвященном деятельности страховщиков в III квартале 2022 года.
Вместе с тем ЕПК изначально задумана как межгосударственный институт, эта структура будет жить по своим правилам и своему уставу, она не станет регулироваться ЦБ наравне с другими коммерческими страховщиками или РНПК, сфера деятельности ЕПК останется обособленной.
В поисках дополнительных альтернатив РНПК и дополнительных емкостей ЦБ в прошлом году вынес на обсуждение страховщиков предложение о создании их силами иной перестраховочной компании. Однако эта идея по разным причинам не нашла поддержки в сообществе. Большинство компаний склонялись к тому, что поддержки РНПК им достаточно.