Кто и за что оплачивает водный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и за что оплачивает водный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,31
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,31
Итого: 3049,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Кто платит налог на воду?

Так раз использование подземных вод в коммерческих целях давным-давно платное, тогда что же получается, обременение водным налогом в 2020 г. – новостная утка?

Не совсем так, а точнее всего лишь, как обычно, стремление раздуть из мухи слона и сделать исключительную сенсацию за счет рассеивания паники.

Да, действительно, 1 января 2020 г. истек срок действия так называемой «водной амнистии», но что это значит на самом деле, мало кто понимает. Поясним.

217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е.

Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Разновидности скважин и получение лицензии

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

Колодцы. Их глубина до 5 метров

Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»

Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ

Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Лицензия для садоводческих товариществ

Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.

Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступила обязанность по оформлению лицензии на такую скважину.

ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины

С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

Читайте также:  Авансовый отчёт — бланк и образец 2023 года

Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов.

При этом потребуются следующие документы:

  • Паспорт руководителя СНТ
  • Учредительные и регистрационные документы СНТ
  • Схема, на которой видно расположение скважины
  • Предложение о том, как будет использоваться вода

Лицензия выдается сроком на 25 лет.

Другой комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации

ФНС России в письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК следует руководствоваться письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога главой 25.2 НК не предусмотрено.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А.

Применение льготной ставки, указанной в пункте 3 статьи 333.12 НК, обусловлено целевым назначением забора воды, при этом не следует понимать, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3).

В то же время, учитывая позицию Минфина России в письмах от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, применение налогоплательщиком ставки водного налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, в случае если в лицензии указано целевое назначение «добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения», однако отсутствуют указания на объект водоснабжения «население» или «жилищный фонд», неправомерно.

Пункт 3 статьи 333.12 НК не содержит положений о невозможности применения льготной налоговой ставки, если водоснабжение населения не является основным видом деятельности налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-809/2007).

Минфин России в письме от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 и Управление ФНС России по Московской области в письме от 20.11.2006 N 19-50-И/1353 разъяснили, что глава 25.2 НК не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в статье 333.12 НК, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.

В письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 указано, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.

В письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 разъяснено (при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством)): водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК.

В то же время суды полагают, что отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 333.12 НК (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3).

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.
Читайте также:  Как вложить материнский капитал в квартиру или дом

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.

Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.

Плательщикам водного налога и платы за пользование водными объектами

Дата публикации: 17.04.2015 13:14 (архив) В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается ежегодная индексация действующих ставок водного налога по всем видам водопользования начиная с 2015 года на коэффициент, учитывающий поэтапное (за 11 лет) приведение налоговой нагрузки к уровню 2004 года и предусматривающий ежегодную индексацию ставок водного налога на 15 процентов.Действующие в 2014 г. ставки водного налога в 2015 году применяются с повышающим коэффициентом 1,15, в 2016 году — с коэффициентом 1,32, в 2017 году — с коэффициентом 1,52, в 2023 году — с коэффициентом 1,75, в 2023 году — с коэффициентом 2,01, в 2023 году — с коэффициентом 2,31, в 2023 — 2025 годах — соответственно 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65.

Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.

При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 01011 01 1000 110 182 1 05 01011 01 2100 110 182 1 05 01011 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110 182 1 05 01021 01 2100 110 182 1 05 01021 01 3000 110
Читайте также:  9 идей для бизнеса, которые не прогорят в 2023
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В бюджеты городских округов 182 1 05 04010 02 1000 110 182 1 05 04010 02 2100 110 182 1 05 04010 02 3000 110
В бюджеты муниципальных районов 182 1 05 04020 02 1000 110 182 1 05 04020 02 2100 110 182 1 05 04020 02 3000 110
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя 182 1 05 04030 02 1000 110 182 1 05 04030 02 2100 110 182 1 05 04030 02 3000 110
В бюджеты городских округов с внутригородским делением 182 1 05 04040 02 1000 110 182 1 05 04040 02 2100 110 182 1 05 04040 02 3000 110
В бюджеты внутригородских районов 182 1 05 04050 02 1000 110 182 1 05 04050 02 2100 110 182 1 05 04050 02 3000 110
В бюджеты муниципальных округов 182 1 05 04060 02 1000 110 182 1 05 04060 02 2100 110 182 1 05 04060 02 3000 110

Новый налог на воду, а новый ли он?

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Размер налогового взноса в 2023 году

Согласно принятому законодательству, с 1 января 2023 года будет изменен коэффициент на водный налог. Этот налог является одним из наиболее важных налоговых источников доходов государственного бюджета.

С новым коэффициентом на водный налог будут связаны новые ставки и суммы налоговых выплат для предприятий-потребителей водных ресурсов. Обычно водный налог уплачивается за использование водных объектов и водозаборы. Размер налога зависит от объема потребляемой воды и от тарифа, установленного региональными властями.

Изменение коэффициента на водный налог может стать причиной изменения налоговой нагрузки на различные отрасли, связанные с использованием водных ресурсов. Предприятия будут обязаны пересчитать свои расходы на водный налог и возможно, передавать эти расходы на потребителей, включая конечных потребителей в виде более высоких цен на продукцию и услуги.

Чтобы избежать негативных последствий, связанных с высокой налоговой нагрузкой на предприятия и потребителей, необходимо внимательно следить за поправками в законодательстве и своевременно адаптироваться к новым условиям. Опережающая стратегия может позволить компаниям избежать серьезных экономических убытков и сохранить конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.

Способы оплаты водного налога

Владельцы недвижимости, использование которой потребляет воду, должны регулярно оплачивать водный налог. Оплатить данную задолженность можно несколькими способами.

  • Безналичным платежом через банковский терминал или интернет-банк. Для этого необходимо знать реквизиты налогового учреждения, они должны быть указаны на официальном сайте налоговой службы.
  • Наличным платежом в банке или почтовом отделении. В этом случае нужно знать номер счета налоговой службы и подойти в специальное окно для оплаты.
  • Через мобильное приложение налоговой службы. Для этого необходимо скачать приложение на смартфон и зарегистрироваться. Владельцам недвижимости будет доступна опция оплаты водного налога.

Важно помнить, что срок оплаты водного налога установлен на определенный период времени, который указан на платежном документе. Если не оплатить налог вовремя, за просрочку могут начисляться штрафные санкции или даже возможны судебные разбирательства.

Следует также отметить, что в случае возникновения проблем со способом оплаты, необходимо незамедлительно обращаться в налоговую службу, чтобы уточнить возможные варианты решения проблемы и избежать нежелательных последствий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *