Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕАЭС: страны, наблюдатели, история, цели и задачи организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
ЕАЭС увеличил количество международных партнеров в 2022 году
25 Мая, 2023 На заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 мая в Москве главам государств представили доклад о реализации Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза в 2022 году.
На фоне замедления мировой торговли и инвестиций значимость для государств ЕАЭС торгово-экономических партнеров из азиатско-тихоокеанского и ближневосточного регионов существенно выросла: во внешнеторговом обороте Союза увеличился удельный вес Китая, Индии, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана и других стран.
«Несмотря на сложные внешние условия одним из итогов международной деятельности Союза в отчетном году является увеличение числа новых партнеров Союза. Формализован диалог между Комиссией и Правительством ОАЭ, начат процесс институционализации отношений с Мьянмой и Лаосом как государствами-членами АСЕАН. Получило развитие взаимодействие с ключевыми интеграционными и межгосударственными объединениями (СНГ, ШОС, АСЕАН). Меморандумом о взаимопонимании формализован диалог Комиссии с СВМДА», — говорится в докладе.
Как следует из документа, год отмечен углублением взаимодействия с государствами-наблюдателями Узбекистаном и Кубой. Создана эффективная инфраструктура для развития диалога с этими странами, ориентированная на укрепление торгово-экономических связей путем развития совместных проектов и установления прямых контактов между деловыми кругами.
ВВП третьих стран и региональных объединений, с которыми заключены торговые соглашения, предоставлен статус наблюдателя и подписаны меморандумы о взаимодействии, составляет 71,9 трлн долл. США, или 49,9% от мирового ВВП. Население этих стран достигает 4,3 млрд человек, или 53,5% от населения мира.
Совет ЕЭК одобрил протокол об изменениях Соглашения о единых принципах и правилах обращения медизделий
22 Мая, 2023 Совет Евразийской экономической комиссии одобрил Протокол о внесении изменений в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медизделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза, предусматривающий расширение перечня медицинских изделий, не подлежащих регистрации в рамках Союза (пункт 11 статьи 4 Соглашения).
Протокол разработан по предложениям стран Евразийского экономического союза с учетом практики применения нормативных правовых актов в этой сфере.
Документ предусматривает, что не подлежат регистрации все медицинские изделия, изготовленные по индивидуальным заказам пациентов исключительно для личного пользования; медицинские изделия, ввезенные для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента; произведенные для экспорта; представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, укомплектованные в соответствии с законодательством государства-члена из зарегистрированных медицинских изделий и лекарственных препаратов и предназначенные для обращения на территории этого государства.
Протокол будет направлен на проведение внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания.
ЕЭК завершает работу по созданию системы определения происхождения товаров при экспорте в третьи страны
21 Апреля, 2023 Договоренности о направлении проекта Соглашения о гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза, на внутригосударственные процедуры, необходимые для организации его подписания, достигнуты членами Совета Евразийской экономической комиссии на заседании в Москве.
Соглашение призвано унифицировать подходы стран Евразийского экономического союза по определению и подтверждению происхождения товаров в рамках их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС, в том числе при наличии в государствах-членах мер регулирования экспорта, зависящих от происхождения.
«Помимо выстраивания эффективной работы при декларировании экспорта, документ будет также содействовать доступу евразийских товаров на рынки третьих стран путем формирования единых механизмов документального подтверждения происхождения вывозимой из Союза продукции и взаимодействия экспортеров с организациями, осуществляющими выдачу сертификатов о происхождении товара», – отметил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Кроме того, Соглашение станет отправной точкой для внедрения в Союзе системы самостоятельного декларирования происхождения товаров, которая позволит упростить процесс получения тарифных преференций в рамках соглашений о свободной торговле ЕАЭС с третьими странами.
После завершения государствами-членами всех необходимых процедур проект документа будет представлен для подписания, которое планируется осуществить на уровне Евразийского межправительственного совета.
Юридическое регулирование в ЕАЭС
ЕАЭС задействует различные внутренние структуры как для планирования будущей интеграции, так и для создания нормативно-правовых актов и разрешения спорных вопросов между странами. При этом административных органов в ЕАЭС всего четыре:
- Высший Евразийский экономический совет – в состав ВЕЭС, как высшего наднационального органа, входят лидеры или главы правительств государств-членов союза, которые собираются для определения стратегии развития на ближайшее будущее. Руководствуясь их решениями, исполнительные органы создают правовую базу, которая впоследствии определяет нюансы взаимодействия;
- Евразийский межправительственный совет – основные полномочия ЕМС заключаются в обеспечении реализации и контроля за исполнением договора о ЕАЭС, этот орган ответственен также и за регулирование интеграционных процессов;
- Евразийская экономическая комиссия – в компетенции ЕЭК, состоящей из собственного совета и коллегии, находится полный контроль над всеми функциями ЕАЭС;
- Суд Евразийского экономического союза – в круг задач этого постоянно действующего органа входит как судебная функция (разрешение правовых споров), так и консультативная. В случае возникновения спорных ситуаций суд ЕАЭС выносит окончательный вердикт по тому, как именно трактуются международные договоренности.
Что касается ЕЭК, начавшей работу еще 2 февраля 2012 года, то ее решения обязательны для исполнения всеми членами Союза, а полномочия подтверждаются нахождением в составе совета Комиссии по одному вице-премьеру, и в составе коллегии – по два представителя от каждой страны. Это обеспечивает органу широкий перечень прав:
- создание отраслевых департаментов;
- мониторинг экономической ситуации;
- принятие обязывающих решений.
Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС
Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.
Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.
В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:
- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
- Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
- Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
- Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
ЕАЭС: расшифровка и общая информация о союзе
История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС:
- Российская Федерация;
- Республика Беларусь;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Республика Кыргызстан.
Молдавия с 2018 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.
Официально объединение начало формироваться в 1995 году, когда Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь заключили соглашение. Основной задачей представленного договора стало регулирование экономических отношений между странами, а также обеспечение здоровой конкуренции.
Через год, в 1996, были подписаны нормативно правовые акты об учреждении о Таможенного союза и Единого экономического пространства. Участниками стали такие страны, как:
- Россия
- Белоруссия
- Казахстан
- Киргизия
- Таджикистан
- Узбекистан (только с 2006 года)
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического общества. В состав общества вошли Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан.
Первые разговоры о создании ЕАЭС были замечены на неформальном саммите, который состоялся 16 августа 2006 года. Буквально через год предложение о создании Таможенного союза было одобрено. Был собран полный пакет документов, для подписания соглашения между странами. Стоит заметить, что также был утвержден дальнейший план действий по созданию и работе таможенного объединения.
С 1 января 2010 года правила таможенного союза официально начали функционировать в следующих государствах: Белоруссия, Россия, Казахстан. Страны начали использовать единые таможенные тарифы, упорядочили льготную систему.
В 2012 году был подписан договор, начавший формирование правового фундамента Евразийского экономического союза.
В 2015 году был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕЭАС), после которого вошедшие в него страны стали более плотно сотрудничать.
В сообщество вошло 5 государств. Каждое обязано выполнять устав, который прописан в договоре ЕЭС. Все страны являются полноправными членами общества, поэтому каждая имеет привилегии и обязанности членства. В состав Евразийского экономического союза входят следующие государства:
- Российская Федерация (дата вступления — 1.01.2015)
- Армения (дата вступления — 2.01.2015)
- Киргизия (дата вступления — 12.08.2015)
- Казахстан (дата вступления — 1.01.2015)
- Белоруссия (дата вступления — 1.o1.2015)
Есть ряд стран, с которыми ведутся переговоры о вступлении в ЕЭС. Из них можно выделить следующие государства: Египет, Китай, Индия, Израиль, Монголия, Таиланд.
Также есть государства, которые являются прецедентами для входа в ЕАЭС . Это — Сирия и Тунис.
Союз ЕАЭС, страны которого имеют определенные цели, всеми силами пытается воплотить их в жизнь, именно поэтому следуют всем прописанным правилам. Главными целями объединения являются:
- Всеобъемлющая модернизация, затрагивающая все стороны экономической жизни.
- Повышение здоровой конкурентоспособности.
- Обеспечение условий для стабильного развития экономики государств-членов.
ЕЭС выделяет перечень перспектив для дальнейшего развития союза:
- Экономическая интеграция ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.
- Создание большого экономического партнёрства в Евразии.
- Реализация “четырех свобод”: устранение барьеров, мешающих передвижению товара, создание единого рынка энергоресурсов и единой транспортной территории, систематизация аграрной промышленности.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно.
На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно.
Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Торгового режима с третьими странами.
- Миграционной политики.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Соблюдения авторского права.
- Валютной политики.
- Закупок.
- Технического регулирования.
- Статистики торговли.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Естественной монополии и других областей.
- Таможенного администрирования.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Финансовых рынков.
- Макроэкономической политики.
Управляющие органы Евразийского экономического союзаКроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза. Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги.
Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности.
Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.Следующие цели ТС:
- Защитить внутренний рынок ТС.
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание.
Общее таможенное пространство для свободного движения товаров и услуг было создано в 2010 году между странами:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан.
В декабре 2010 года эти три страны подписали Декларацию о создании единого экономического пространства, положив начало ЕАЭС.
В 2012 году это сотрудничество вступило в действие как Единое экономическое пространство. К свободному движению товаров и услуг добавились капитал и рабочая сила.
В 2015 году к ним присоединились ещё две страны:
- Армения,
- Киргизия.
Таким образом, участниками ТС ЕАЭС на 2020 год являются:
- Беларусь,
- Россия,
- Казахстан,
- Армения,
- Киргизия.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
ЕАЭС-2019, кто управляет
Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
- Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
- На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
- Казахстан получает – 7,11%;
- Беларусь – 4,55%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.