Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?
Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.
Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:
- Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
- После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
- Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
- Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
- Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
- То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.
Как составляется график?
Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:
- Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
- Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.
Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.
При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Перерывы между длительными сменами в режиме труда
Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.
При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.
Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:
- 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
- 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
- 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
- Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).
Основные документы, регулирующие режим работы водителя:
-
Трудовой кодекс Российской Федерации;
-
Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.
Нормативные акты определяют порядок работы:
- автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
- водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.
Также необходимо составление ряда регулирующих документов:
- график работы водителя;
- правила внутреннего распорядка на предприятии;
- трудовой договор.
Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:
- ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
- Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
- Требования ЕСТР.
Основные положения Приказа (пункты 1-5)
Основные положения документа указывают на роли участников автотранспортной отрасли и зоны их ответственности.
Во-первых, это водители-участники грузовых и пассажирских перевозок на территории России: утверждённый Приказ устанавливает нормативы режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих компаниям (ведомствам, частным предпринимателям) любых организационных форм (и трудоустроенных по договору). Закон не регулирует время работы и отдыха водителей, обслуживающих международные маршруты, а также сотрудников вахтового метода.
И, во-вторых, сами компании-владельцы действующего автопарка. Именно на последних и накладывается основная ответственность за соблюдение/несоблюдение режимов труда и отдыха водителей при использовании тахографа. А именно:
- Организацию режимов труда и отдыха водителей осуществляет сам работодатель, но совместно с представительным органом водителей (выборный уполномоченный от сотрудников организации, глава профсоюзов, кооперативов, советов рабочих, любых других форм коллективного самоуправления, представляющий интересы рабочих на предприятии), либо по согласованию с этим представителем, в случаях действия коллективных соглашений и договоров;
- работодатель ОБЯЗАН следовать всем пунктам данного «Положения» при формировании индивидуальных графиков работы (смен) водителей. Общие расписания автобусов и автомобилей предприятия, должны также разрабатываться с учётом и на основании «Положения»;
- графики смен водителей на линии формируются работодателем ежемесячно; водитель должен быть ознакомлен с ними заранее, как минимум за месяц до исполнения;
- график работы устанавливает время начала смены, её окончания и продолжительности, время отдыха и перерывов на питание в течение рабочего дня, время отдыха после смены (междусменного отдыха) и по окончании рабочей недели (еженедельного отдыха);
- все графики утверждаются только по соглашению представительного органа сотрудников.
Рабочий график водителя
Приказ о режиме труда и отдыха водителей устанавливает, что рабочая смена включает время:
- управления автомобилем;
- специальный отдых водителя в пути по закону и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для подготовки к работе и ее окончанию;
- прохождения медосмотров;
- стоянки в пунктах погрузки-разгрузки;
- простоя не по вине работника;
- устранения возникших неисправностей;
- присутствия на рабочем месте, если в рейс направляется двое и более шоферов;
- охраны транспортного средства (если это предусмотрено обязанностями работника).
Ответственность за нарушения режима
С 01.11.2019 введен новый порядок применения штрафных санкций за нарушение режима труда работников автотранспорта. Если время отдыха водителей по Трудовому кодексу не соблюдается, то в зависимости от нарушения будут установлены штрафы:
Вид нарушения | Кто платит штраф | Размер штрафа | Чем установлен |
Неприменение тахографа | Организация | От 20 000 до 50 000 руб. | Ст. 11.23 КоАП РФ |
Индивидуальный предприниматель | От 15 000 до 25 000 руб. | ||
Должностное лицо | От 7000 до 10 000 руб. | ||
Сотрудник | От 3000 до 5000 руб. | ||
Несоблюдение установленных норм труда | Организация | От 20 000 до 50 000 руб. | Ст. 11.23 КоАП РФ |
Индивидуальный предприниматель | От 15 000 до 25 000 руб. | ||
Должностное лицо | От 7000 до 10 000 руб. | ||
Сотрудник | От 1500 до 2000 руб. | ||
Повторное нарушение режима работы | Организация | От 50 000 до 70 000 руб. | Ст. 5.27 КоАП РФ |
Индивидуальный предприниматель | От 10 000 до 20 000 руб. | ||
Должностное лицо | От 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация до трех лет |
Контроль РТО в России
А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали. И даже более того — мало кто из водителей дальнобойщиков вообще о них знал.
Кстати напомню, что при осуществлении внутрироссийской перевозки водитель в любом случае должен соблюдать российское Положение 15-го Приказа, а не европейские нормы — даже если на грузовике установлен тахограф ЕСТР и имеется карточка допуска к МАП.
Если же данная конкретная перевозка международная, то есть между двумя странами (между Россией и ещё какой-то страной или между какой-то страной и Россией), то в этом случае нужно работать по нормам ЕСТР.
Итак, до сих пор нормами 15-го Приказа по-настоящему руководствовались лишь большие государственные предприятия, например — городские автобусные парки.
Однако 1 ноября 2019 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.
Пока, судя по информации поступающей с трасс, контролирующим органам дана команда штрафовать в основном только за отсутствие тахографа, но в любой момент ситуация может измениться.
Поэтому и стоит разобраться, что же это такое — российские нормы режима труда и отдыха водителей.
Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП. Прочитаем первый абзац этого пункта:
3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечёт.
Итак, на трассе могут штрафовать либо за превышение времени управления, либо за недостаточную продолжительность отдыха.
Так что переходим к тем пунктам 15-го Приказа, которые определяют время управления и время отдыха.
Читаем только то, что касается перевозок обычных грузов (то есть не тяжеловесных и крупногабаритных).
16. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пункт[е] 17. )
Здесь уместно заметить, что два этих пункта — единственное в чём схожи 15-й Приказ и ЕСТР. Во всём остальном — это разные нормы!
Итак, максимальное ежедневное время управления (имеется в виду общее суммарное время управления за смену) — 9 часов, и два раза в неделю допускается вождение в течение 10 часов. Оба варианта влезают в растягиваемую от 10 до 12 часов ежедневную работу (смену). Здесь всё понятно.