Амортизация легкового автомобиля в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизация легкового автомобиля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стандартные расчеты срока службы для частного владельца не имеют значения. Их учитывают только для бухгалтерской отчетности компаний, на балансе которых находятся автомобили. Частному владельцу нужно лишь знать, что автомобиль нормально себя поведет при разных ситуациях на дорогах и сможет доставить его из одной точки в другую.

Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.

Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.

Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:

Периода В течение которого планируется использовать ТС
Предполагаемых условий Эксплуатации

Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей

Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.
Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.

Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.

Нормы гл. 25 НК РФ, посвященные бэушным ОС

По общему правилу в силу п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. СПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС.

Две нормы указанной статьи посвящены основным средствам, бывшим в эксплуатации.

Так, согласно п. 7 ст. 258 НК РФ организация, приобретающая объекты ОС, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по данному имуществу с учетом СПИ, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками.

При этом срок полезного использования названных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации такого имущества предыдущим собственником.

Отметим, п. 12 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, входят в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

К сведению: налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения СПИ имущества, бывшего в употреблении, ему применять (см. Письмо Минфина РФ от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608).

Иными словами, для того чтобы определить срок полезного использования бэушного ОС, новый собственник может установить свой срок полезного использования или взять за основу срок, установленный предыдущим собственником. В любом случае он может уменьшать или не уменьшать этот СПИ на срок фактического использования. Таким образом, возможны следующие варианты определения СПИ в отношении ОС, бывшего в эксплуатации.

Вариант 1

Срок полезного использования

СПИ, установленный продавцом

Вариант 2

Срок полезного использования

СПИ, установленный продавцом

Срок фактической эксплуатации ОС у продавца

Вариант 3

Срок полезного использования

СПИ, установленный покупателем в пределах амортизационной группы, выбранной продавцом

Вариант 4

Срок полезного использования

СПИ, установленный покупателем в пределах амортизационной группы, выбранной продавцом

Срок фактической эксплуатации ОС у продавца

Пример.

Организация в октябре 2018 года приобрела бывший в употреблении отопительный котел, стоимость которого составляла 283 200 руб. (в том числе НДС – 43 200 руб.). В этом же месяце объект был введен в эксплуатацию.

Первоначальная стоимость равна 240 000 руб. (283 200 – 43 200).

Предыдущий собственник предоставил следующие данные об объекте: на момент ввода в эксплуатацию имел код 142813100 ОКОФ и относился к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно, или 85 – 120 мес.). Был установлен СПИ, равный 105 мес. Фактически объект эксплуатировался 25 мес.

Рассчитаем СПИ и норму амортизации данного основного средства у нового собственника, учитывая обязательное правило: сохраняется та же амортизационная группа, в данном случае – пятая.

Расчет по варианту 2. Организация решила воспользоваться своим правом на определение СПИ с учетом того срока, который установил предыдущий собственник, и срока фактической эксплуатации.

СПИ определен равным 80 мес. (105 – 25).

Месячная норма амортизации составляет 1,25% (1 / 80 мес. x 100%).

Сумма амортизации в месяц – 3 000 руб. (240 000 руб. x 1,25%).

Расчет по варианту 4. Организация установила свой СПИ, руководствуясь Классификацией ОС, учитывая при этом срок фактической эксплуатации предыдущим собственником.

Для расчета она взяла минимальный срок, предусмотренный для пятой амортизационной группы, – 85 мес. и уменьшила его на 25 мес. Таким образом, СПИ для основного средства, бывшего в употреблении, будет равен 60 мес. (85 – 25).

Месячная норма амортизации составляет 1,667% (1 / 60 мес. x 100%).

Сумма амортизации в месяц – 4 000 руб. (240 000 руб. x 1,667%).

Возможность применять новым собственником иной СПИ (например, минимальный), нежели тот, который был установлен предыдущим собственником (но в рамках той же амортизационной группы), подтверждается и примерами из арбитражной практики.

Вот какую ситуацию рассматривал АС СКО в Постановлении от 08.05.2015 по делу № А53-27549/2013. Налоговая инспекция была не согласна с организацией, приобретшей бэушные ОС и установившей по ним СПИ, которые были меньше указанных бывшим собственником в актах о приеме-передаче объектов. Судьи пришли к выводу, что налогоплательщиком сроки полезного использования установлены в соответствии с нормами налогового законодательства: в расчет брался срок, равный минимально разрешенному Налоговым кодексом СПИ для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц; полученный СПИ уменьшался на количество месяцев эксплуатации этого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи (при отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный СПИ не уменьшался).

К сведению: если срок фактического использования бэушного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ).

Как отмечено в Апелляционном определении ВС РФ от 14.02.2018 № 3-АПГ17-17, само по себе истечение срока полезного использования не влечет невозможности начисления амортизационных платежей.

Читайте также:  установка счетчика газа, Фирмы Санкт-Петербургa

Вариант 5

Срок полезного использования

СПИ, установленный покупателем исходя из требований техники безопасности и других факторов

Имейте в виду, как показывает судебная практика, арбитры настаивают еще и на том, чтобы учитывать при определении СПИ срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 по делу № 09АП-38524/2012).

В Постановлении от 17.01.2013 № 09АП-38529/2012 этот же суд, поддержав налогоплательщика в споре с налоговым органом по вопросу о правильности определения СПИ по основным средствам, бывшим в эксплуатации, отметил, что при определении СПИ учитывалась не только совокупность технических характеристик, указанных в технических паспортах объектов, но и иные факторы: специфика вида деятельности, требования пожарной безопасности, устойчивость конструктивных элементов в случае возникновения аварийной ситуации на объекте, требования по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, то есть условия, которые фактически существуют в месте эксплуатации основного средства.

О документах, подтверждающих срок фактического использования ОС предыдущим собственником

Как отмечено в письмах Минфина, в случае если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение СПИ такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете СПИ и сроке фактической эксплуатации объекта ОС (Письмо от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608). Если срок эксплуатации ОС предыдущим собственником не может быть подтвержден документально, то СПИ по такому ОС придется устанавливать в общем порядке (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141).

Аналогичное мнение высказывают и судьи: при отсутствии документального подтверждения срока эксплуатации спорного имущества предыдущим собственником общество не может считаться подтвердившим свое право на применение абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ – самостоятельное определение его СПИ (см. Постановление АС ВВО от 03.07.2017 № Ф01-2335/2017 по делу № А28-5929/2016).

Какими же документами можно подтвердить срок фактического использования объектов, бывших в употреблении?

НК РФ и законодательство о бухучете не устанавливают конкретного первичного документа, необходимого для подтверждения срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником. Следовательно, исходя из п. 1 ст. 252 НК РФ это обстоятельство может быть подтверждено налогоплательщиком любыми первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством, из которых следовало бы подтверждение количества лет (месяцев) эксплуатации имущества у предыдущего собственника (Постановление ФАС ПО от 24.02.2009 по делу № А12-12162/2008).

Организации (по желанию) могут воспользоваться унифицированными формами первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7:

формами ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

копиями инвентарной карточки учета объекта основных средств (ф. ОС-6) или инвентарной карточки группового учета объектов основных средств (ф. ОС-6а), составленными предыдущим собственником объекта. Имейте в виду, что данные копии должны быть заверены печатью организации, передающей основное средство, а также подписями главного бухгалтера и руководителя.

В качестве подтверждающих документов могут выступать и письма продавцов оборудования, бывшего в эксплуатации (см., например, Постановление ФАС СКО от 15.04.2010 № А32-774/2009-33/44). В данном случае в письмах сообщалось, что износ объектов на дату их приобретения новым собственником составляет 100%, они не имеют остаточной стоимости и амортизация на них не начисляется.

К сведению: если предыдущим собственником основного средства является иностранная организация, то срок эксплуатации ОС можно подтвердить документами, оформленными в соответствии с законодательством данного иностранного государства или обычаями делового оборота, применяемыми в нем, и (или) косвенно подтверждающими этот срок документами (Письмо Минфина России от 16.06.2010 № 03-03-06/1/414).

Например, в деле, которое рассматривал Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.07.2009 № 09АП-12225/2009-АК, налогоплательщик для подтверждения срока эксплуатации предыдущим собственником – германской компанией использовал приложения к договору поставки оборудования, письма поставщиков данного оборудования, соответствующие грузовые таможенные декларации (ГТД). Кроме того, у ввезенного оборудования имелись металлические шильды (пластины с краткой информацией об изделии), являющиеся идентифицирующим знаком оборудования и свидетельствующие о дате его производства. Названные документы были приняты судом во внимание.

Обратите внимание: по мнению Минфина, в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает СПИ основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Кроме того, у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном НК РФ (письма от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

  1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования – от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
  2. Предприятие приобрело два джипа:
    • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
    • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

    Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

    Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования – от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

  3. На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.

Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

  • группу, к которой относится автомобиль;
  • отметить его стоимость;
  • способы расчета амортизации;
  • а также сумму ежемесячного износа.
Читайте также:  Для малообеспеченных семей с детьми

Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п
Амортизационная группа
СПИ, лет
Вид транспорта
1
2
от двух до трех
Грузопассажирские подъемники с платформами
2
3
от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3
4
от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4
5
от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте .

Амортизируем дорогой автомобиль

И в бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.

Определяем срок полезного использования

Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.

В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Для каждой амортизационной группы установлен срок полезного использования в виде интервала. Например, для 7-й амортизационной группы — свыше 15 лет до 20 лет включительно. Это означает, что мы вправе своим решением выбрать любой срок полезного использования в пределах этого интервала.

Пример

Для 7-й амортизационной группы можно установить СПИ от 15 лет и 1 месяца и до 20 лет включительно.

Обратите внимание, что нижний интервал сформулирован как «свыше», то есть срок в 15 лет относится не к 7-й амортизационной группе, а к 6-й. Седьмая амортизационная группа начинается со СПИ 15 лет и 1 месяц.

Мы вправе установить любой СПИ в пределах интервала для амортизационной группы.

Иногда это решение определют в учетной политике организации. К примеру, в учетной политике можно записать, что организация устанавливает минимальный (максимальный, иной) СПИ в пределах каждой группы. Тогда организация должна следовать своей учетной политике. Если же в учетной политике не определить такого порядка, то принимать решение о СПИ можно каждый раз исходя из ситуации. Вы можете один объект основных средств принять к учету в составе 7-й группы, как 16 лет и 2 месяца, а другой, как 19 лет.

СПИ устанавливается в месяцах, поэтому срок может быть не равен целым годам.

Для прибыльных компаний обычно выгоднее устанавливать СПИ минимальный из возможных. Для убыточных, возможно лучше устанавливать максимальный СПИ.

Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС

Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.

Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 . Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.

Читайте также:  Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.

Суд пришел к выводу, что организация правомерно отнесла карьерный самосвал БелАЗ к 4-й амортизационной группе и правильно определила СПИ для расчета амортизации. При этом судьи сообщили: довод налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не является основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к 5-й амортизационной группе.

Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины

Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

  • виды транспортных средств;
  • соответствующая амортизационная группа (АГ);
  • СПИ;
  • коды ОКОФ.

Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

  • 3 (срок 3-5 лет);
  • 4 (срок 5-7 лет);
  • 5 (срок 7-10 лет).

Сводная таблица:

Вид автотранспорта Его характеристики ОКОФ Амортизационная группа СПИ (в годах)
Легковое ТС. Объем двигателя не более 3,5 л. 310.29.10.21/310.29.10.22. 3 От 3 до 5.
Легковое ТС. Объем двигателя более 3,5 л. 310.29.10.24. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС. Дизельный или полудизельный ДВС. 310.29.10.23. 5 От 7 до 10.
Легковое ТС малого класса. Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. 310.29.10.24. 4 От 7 до 10.
Грузовое ТС. С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС.
  • 310.29.10.41.111 (дизельные ДВС).
  • 310.29.10.42.111 (бензиновые ДВС).
3 От 3 до 5.

Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.

Срок полезного использования автомобиля в бухгалтерском учете

В п.49 Методических указаний говориться о необходимости амортизационного начисления для погашения стоимости основных средств, какими организация владеет по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Таковой определен для всякой амортизационной группы. Отнесение ОС к амортизационным группам определяется ст.258 НК РФ. Точный срок полезного действия транспорта устанавливается специальной инвентаризационной комиссией.

В бухучете субъект вправе самостоятельно устанавливать период полезного действия, что оговорено в п.20 ПБУ 6/01. Но по обыкновению периоды в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Отдельно надо коснуться стоимости авто. До 2009 года по отношению к дорогостоящим автомобилям применялся коэффициент амортизации автомобиля – коэффициент ускоренной амортизации, равный 0,5. В настоящее время данная норма не применяется.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату. Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя).

Количество жителей в регионе – 700 тыс. Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072, 8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0, 89 И1=0, 4, Пф=75, 4, И2=0, 89, Дф=5, А2=1, 12 , А3=1, 07 , А4=1, 050 Высчитаем значение самостоятельно: (И1хПф+И2xДф ) хА2xА3xА4=(0, 4х75, 4+0, 89х5 ) х1, 12х1, 07х1, 050=43, 55 % Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах: 600 000х43, 6/100=261 600 Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик. Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0, 2)=270 720 руб.

Важно помнить, что начисление износа производится только в период эксплуатации объекта, ведь только тогда он изнашивается. Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер

Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер.

В нашем случае СПИ закончится в апреле 2016 года, т. е. амортизация ОС будет продолжаться, и последнее начисление износа будет сделано в апреле 2016. Таковы основные правила начисления.

ВАЖНО! До недавнего времени выбранный принцип начисления амортизации нельзя было поменять на другой на протяжении всего срока отчислений по этому объекту. С 01 января 2014 года организация вправе осуществить переход с нелинейного метода на линейный один раз в пятилетку

Для обратного перехода – с линейного на нелинейный – какие-либо временные ограничения отсутствуют, сделать это разрешено в любой момент, предварительно внеся поправки в положение об учетной политике предприятия.

— методы начисления амортизации основных средств: Как рассчитать амортизацию основных средств линейным способом Для определения величины месячных амортизационных отчислений линейным способом необходимо знать первичную стоимость объекта, его эксплуатационный срок и рассчитать амортизационную норму. 1.

Поэтому так важно правильно начислять амортизацию по каждому объекту. Существуют линейный и нелинейный способы расчета амортизации

Компаниям и организациям законом дано право самостоятельного выбора способа начисления износа имущества. В учетной политике компании применение метода расчета амортизации фиксируется обязательно.

Законом установлено право перехода с одного метода начисления износа на другой только раз в пять лет.

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году

Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

  1. Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
  2. Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
  3. Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
  4. Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
  5. Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах. Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *