Самые важные изменения по НДС с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самые важные изменения по НДС с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К расходам на НИОКР также относятся расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае применения приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другое

Отметим, что данный вид расходов в приведенной редакции действует с 1 января 2022 года (введен Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Данный вид расходов может учитываться в расходах на НИОКР бессрочно.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются НМА, которые подлежат амортизации в порядке, установленном настоящей главой, либо по выбору налогоплательщика эти расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета расходов отражается в учетной политике для налогообложения. При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость НМА не подлежат.

НИОКР, НДС и международное сотрудничество

Практика показывает, что иногда для проведения НИОКР необходимы знания, умения и навыки, наработанные за границей. В таких случаях в качестве исполнителей привлекаются нерезиденты. Что меняется при этом для целей налогообложения?

Если бы операция признавалась облагаемой налогом, то российскому заказчику пришлось бы выступать в роли налогового агента, удерживающего у нерезидента налог и перечисляющего его в бюджет. Ведь место реализации опытно-конструкторских работ определяется по месту деятельности покупателя работ (в данном случае резидента), то есть им является территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Следует напомнить, что от налоговой преференции можно и отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Так вот, если в налоговой инспекции нет указанного в названной норме заявления, выполнение НИОКР, например работы по разработке конструкции инженерного объекта, освобождается от обложения НДС в силу пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (Письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-08/30204).

Способ определения поставщика и особенности оценки заявок и заключения контракта на НИОКР

В Законе № 44-ФЗ прямо не указан конкретный вид закупок, которые нужно использовать при закупках НИОКР. Однако рассматриваемое понятие упоминается в статьях, посвященных конкурсу.

У заказчика согласно п. 8.3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) есть возможность заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа) при размещении заказа на выполнение двух и более НИОКР в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации. В данном случае НИОКР составляют один лот. И заказчик указывает количество таких контрактов.

Важно отметить, что согласно части 7 статьи 37 Закона № 44-ФЗ при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта или на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, в указанном случае заказчик вправе изменять значимость критерия «цена контракта» при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки должна быть изменена таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100 процентов7.

Часть 10 ст. 34 Закона о контрактной системе разрешает покупателю заключить договор на НИОКР с несколькими поставщиками. При этом согласно п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее – поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота. Таким образом, данное право фиксируется заказчиком в тендерной документации. Если при этом конкурс проводят на закупку нескольких научно-исследовательских работ, то здесь имеет место ряд особенностей:

Читайте также:  Нужно ли платить налог на продажу подаренной квартиры?

1) в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы (ч. 9 ст. 51 Закона № 44-ФЗ);

2) в случае, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ с несколькими участниками конкурса, заявка на участие в конкурсе, поданная одновременно в отношении двух и более указанных работ, не рассматривается и возвращается подавшему ее участнику конкурса (ч. 5 ст. 52 Закона № 44-ФЗ);

3) протокол вскрытия конвертов с такими заявками размещают в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты подписания (ч. 7 ст. 52 Закона № 44-ФЗ);

4) нескольким лучшим предложениям присваивают первые номера (ч. 9 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);

5) количество контрактов, возможных для заключения более чем с одним участником, указывают в документации.

В случаях, когда заказчик не располагает компетентными специалистами для составления технического задания, закон дает право провести двухэтапный конкурс, где первым этапом является обсуждение деталей объекта закупки с участниками процедуры (ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Расходы, прямо не поименованные в пункте 2 статьи 262 Налогового кодекса РФ, организация вправе учесть как другие расходы на НИОКР. Условие одно: расходы должны быть непосредственно связаны с выполнением исследований или разработок. Например, это могут быть:

  • расходы на консультационные услуги;
  • продукция собственного производства, используемая в качестве комплектующих изделий и полуфабрикатов при выполнении НИОКР;
  • работы и услуги производственного характера, выполняемые хозспособом;
  • начисленная амортизация по основным средствам, частично используемым для выполнения НИОКР.

Такие разъяснения следуют из письма ФНС России от 31 мая 2013 г. № ЕД-4-3/9941.

Сумму других расходов, не превышающую 75 процентов от расходов организации на оплату труда привлеченных к НИОКР сотрудников, организация, выполняющая НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, вправе учесть в размере фактических затрат, увеличенном на повышающий коэффициент 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). Сумму других расходов, превышающую лимит, (в т. ч. начисленную амортизацию, оплату труда и материальные расходы) можно будет списать только в размере фактических затрат (без учета повышающего коэффициента).

Такой порядок установлен подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 262 Налогового кодекса РФ.

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС определенный научно исследовательские работы. На практике налоговые органы пытаются установить для налогоплательщиков дополнительные условия при использовании указанной льготы. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в …

29.08.2007

Подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от налогообложения НДС определенный научно исследовательские работы. На практике налоговые органы пытаются установить для налогоплательщиков дополнительные условия при использовании указанной льготы. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 9 марта 2004 года № А21-3581/03-С1:

«Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в феврале 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО «КИБ «Компас» правильности отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за 2000 — 2002 годы. Результаты проверки отражены в акте от 07.02.2003 N 5.

В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество неправомерно не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых им как соисполнителем в соответствии с договорами, заключенными между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Всероссийским научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом экономики, информатизации и автоматизированных систем управления рыболовного хозяйства (далее — ВНИЭРХ). По мнению налоговой инспекции, ООО «КИБ «Компас» не вправе освобождать от налогообложения названные операции, поскольку не имеет государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, общество не представило доказательств того, что выполненные им работы оплачены за счет средств федерального бюджета.

На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 17.03.2003 N 41 о доначислении Обществу 383495 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 156419 руб. пеней за его неполную уплату, а также о привлечении ООО «КИБ «Компас» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 76699 руб. штрафа.

Налогоплательщик не согласился с решением налоговой инспекции и оспорил его в арбитражный суд.

По мнению заявителя, право на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оплачиваемых за счет бюджетных средств, предоставляется налогоплательщику независимо от наличия у него свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации. Кроме того, Общество считает, что представило в налоговый орган достаточные доказательства того, что спорные работы оплачивались за счет средств бюджета.

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с ООО «КИБ «Компас» 76699 руб. налоговых санкций, считая привлечение Общества к ответственности законным и обоснованным.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительным оспариваемое им решение налогового органа. Налоговой инспекции отказано в удовлетворении встречного заявления.

Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене.

Как указано в пункте 3 статьи 21 НК РФ, налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Подпунктом «м» пункта 1 статьи 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость», действовавшего до 01.01.2001, установлена льгота, в соответствии с которой от налога на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Аналогичная норма содержится и в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2001.

Так, согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Из буквального толкования приведенных норм следует, что в случае, если научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняются за счет средств бюджетов, они не облагаются налогом на добавленную стоимость, независимо от того, является ли выполняющая их организация научной или нет.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС ↑

В качестве объекта налогообложения законодательством установлены ряд операций, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Читайте также:  Как правильно заполнять графу «гражданство» в анкете

К операциям, по которых не производится обложение НДС, относятся передача:

  • мест социального значения – школ, детсадов и прочих;
  • объектов жилищно-коммунального хозяйства – дорог, инженерных сетей, станций обслуживания и прочих;
  • приватизированных объектов муниципальной и госсобственности;
  • земельных участков;
  • прав правопреемства;
  • целевого капитала коммерческим предприятиям;
  • средств при осуществлении валютных операций;
  • вложений инвестиционной деятельности;
  • взносов в уставный капитал;
  • прочие операции, установленные ст.39 НК РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС ↑

В качестве объекта налогообложения законодательством установлены ряд операций, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

К операциям, по которых не производится обложение НДС, относятся передача:

  • мест социального значения – школ, детсадов и прочих;
  • объектов жилищно-коммунального хозяйства – дорог, инженерных сетей, станций обслуживания и прочих;
  • приватизированных объектов муниципальной и госсобственности;
  • земельных участков;
  • прав правопреемства;
  • целевого капитала коммерческим предприятиям;
  • средств при осуществлении валютных операций;
  • вложений инвестиционной деятельности;
  • взносов в уставный капитал;
  • прочие операции, установленные ст.39 НК РФ.

Льгота при ведении определенных видов деятельности

Дополнительно к основным условиям освобождения от НДС в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрена льгота, право на которую возникает на основании ведения отдельных видов деятельности. К льготируем направлениям относятся осуществление работ, в результате которых возникают новые или усовершенствованные конструкции в областях:

  • Инженерных систем или их отдельных объектов.
  • Новых технологических процессов, приводящих к возможности выпуска новой продукции и изделий.
  • Создание новых, не имеющих сертификатов, моделей оборудования, материалов, обеспечивающих проведение исследований для получения данных, последующей регистрации информации в документации.

При проведении НИОКР и изысканий в указанных областях освобождение от налогообложения НДС возникает вне зависимости от источника финансирования проведения работ. Суммы входящего НДС, полученного от поставщиков при покупке материалов, сырья для создания образцов, к вычету не могут быть предъявлены. При осуществлении нескольких видов деятельности, часть из которых облагается НДС, потребуется ведение раздельного учета.

НДС по опытно-конструкторским работам в рамках гособоронзаказа

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Читайте также:  Состав автоаптечки нового образца в 2023 году

Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Дополнительным нормативным документом по вопросам отражения НИОКР является правительственное Постановление от 24.12.2008 г. №988. В нем приведен список исследований и разработок, которые относятся к прочим затратам. Присутствующие в перечне работы предприятия признают после выполнения задания в периоде фактического завершения всех мероприятий по нему. В учете эти затраты показываются с увеличивающим коэффициентом, равным 1,5. После завершения исследовательских действий организация должна не только показать понесенные затраты в учете, но и подать в ФНС отчет о проведенных ею НИОКР.

Ниокр бухгалтерский и налоговый учет 2021

Таким образом, если у организации при выполнении НИОКР одновременно выполняются указанные выше условия, после окончания работ расходы на НИОКР учитываются в бухгалтерском учете организации обособленно (по видам работ, договорам (заказам)) на счете 04 «Нематериальные активы». На это указывают пункт 5 ПБУ 17/02 и План счетов.

Пример 2 В июне 2013 года организация осуществляет работы по созданию новой технологии производства продукции вида «А». Общая сумма расходов составила 590 000 руб., в том числе: – стоимость материалов – 350 000 руб.; – стоимость работ подрядной организации – 60 000 руб.

(без НДС); – затраты на заработную плату и отчисления на социальное страхование, а также отчисления на социальное страхование и обеспечение – 180 000 руб.

Что входит в расходы на НИОКР и как они учитываются

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда
  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения
  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование
  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Как подтвердить освобождение НИОКР от НДС

НИОКР. Бухгалтерский учет НИОКР Учету данных расходов посвящено ПБУ 17/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н). Расходы на проведение исследований, давших положительный результат, в бухучете накапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» после месяца, когда итог этих исследований начинает применяться.

Для принятия этих затрат должны быть соблюдены следующие условия:

  • сумма затрат известна;
  • все затраты документально подтверждены;
  • итоги НИОКР результативны и принесут выгоду в дальнейшем;
  • результаты НИОКР могут быть продемонстрированы.

После того как все траты на проведение исследований учтены на счете 08, их переносят на счет 04 и учитывают или как НМА, если права на результат юридически оформлены, или как затраты на НИОКР. Стоимость НМА списывается через амортизацию.

НК РФ). А в бухучете расходы на НИОКР включаются в состав первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (абз. 2 п. 8 ПБУ 6/01, п. 7, 9 ПБУ 14/2007).

Если в результате НИОКР получен промышленно применимый образец, на который организация не планирует получать исключительные права, расходы на НИОКР включаются в первоначальную стоимость основного средства.

Если в результате НИОКР получен образец, на который организация планирует получить исключительные права, то стоимость НИОКР отражается также одним из двух способов:

  • учитывается в составе нематериальных активов;
  • списывается в прочие расходы в течение двух лет.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 262 Налогового кодекса РФ и следует из права организации самостоятельно выбрать группу расходов, если произведенные затраты могут одновременно относиться к нескольким группам (п. 4 ст.

Списываются расходы на НИОКР в течение периода, который установлен как срок получения выгод от НИОКР. При этом применяется линейный способ или способ списания пропорционально объему выпускаемой продукции (п.

11 ПБУ 17/02). Важно иметь в виду, что этот срок не может быть более 5 лет (п. 11 ПБУ 17/02) Налоговый учет НИОКР Расходы на НИОКР в целях налогообложения прибыли учитываются в том периоде, в котором эти работы завершены (п. 4 ст. 262 НК РФ), и принимаются в уменьшение базы по налогу на прибыль независимо от их результативности. При этом если по итогам проведения НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то они признаются НМА и подлежат амортизации либо учитываются в прочих расходах в течение 2 лет (п.
9 ст. 262 НК РФ). Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *