Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Логистика коммерческого предприятия: особенности организации и оптимизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В основном она ответственна за закупку, снабжение и сбыт, транспортировку и хранение товаров, материалов, сырья и прочих ценностей. Логистика на предприятии применяется с целью оптимизации издержек, связанных с перемещением ТМЦ. Это понятие предполагает также управление информационными ресурсами, обеспечивающих оптимизацию логистических процессов на предприятии.
Информационный уровень
Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:
- Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
- Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
- Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
- Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.
Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.
Правила построения службы логистики
Организация логистики на предприятии во многом зависит от направления деятельности компании, ее размеров и мощностей, ежемесячного товарооборота, количества поставщиков и потребителей. В зависимости от указанных внутренних и внешних показателей, на производстве устанавливается определенная иерархия. Каждая выделенная структура делится на несколько уровней развития логистики, подотчётных управляющему:
Первый уровень | Общее управление | Вице-президент по логистике |
Второй уровень | Программное управление | Руководители групп |
Третий уровень | Оперативное управление | Менеджеры |
Основы складской логистики
Соблюдение условий концепции означает, что торговое или производственное предприятие имеет отдельное помещение, в котором осуществляется хранение, распределение товара с последующей его перевозкой к месту реализации. А это значит, что главной задачей работников склада является постоянное накопление запасов и снабжение ими потребителей при поступлении запроса.
Естественно, что при этом следует соблюдать как минимум 3 правила:
- Контролировать, чтобы в наличии всегда имелись запрашиваемые изделия в достаточном количестве.
- Обеспечивать их нормальное хранение, чтобы быть уверенным в высоком качестве продукции.
- Своевременно передавать к месту последующей реализации.
Только в этом случае можно настроить эффективную работу, не задерживать поставки и при этом экономить.
Из каких элементов состоит система управления логистикой
Складская логистика — одно из основных понятий логистики. В системе много взаимосвязанных элементов, формирующих определенную целостность и единство. Элементом системы называют ее часть, условно не расчленяемую на составляющие. В таблице ниже отражена возможная классификация системы:
Признак классификации | Вид систем |
Сложность | Простая, сложная, большая |
Изменение во времени | Статическая, динамическая |
Взаимосвязь с окружающей средой | Закрытая, открытая |
Предвидение развития | Детерминированная, стохастическая |
Реакция на изменение окружающей среды | Адаптивная, неадаптивная |
Ключевые бизнес-процессы логистики склада
Бизнес-система, вне зависимости от типа, представляет собой комплекс бизнес-процессов, объединенных одной целью — сбытом продукции и получением дохода. Продукция — это и товары, и услуги, и документация, и информация. Бизнес-процессом называют определенные внутренние функциональные действия, влияющие друг на друга.
Бизнес-процессы бывают следующими:
-
процесс сбыта продукции (горизонтальный тип), в результате которого компания получает прибыль;
-
процесс планирования и управления (тип вертикальный), обеспечивающий доход от реализации горизонтальных бизнес-процессов сбыта продукции;
-
ресурсные процессы (тип вертикальный), обеспечивающие доставку и складирование продукции непосредственно в точке выполнения действий;
-
процесс преобразования (тип вертикальный) — дополнительный (вспомогательный) процесс, необходимый для изменения уже существующих технологий.
Актуальные проблемы складской логистики в России
Несмотря на то, что сейчас логистическая отрасль набирает обороты, развитие складской логистики в России пока все же не так стремительно, как в других государствах.
Вот какие проблемы складской логистики сейчас существуют в России:
-
используются устаревшие технологии и оборудование;
-
логистическая инфраструктура проработана некачественно;
-
не хватает опытных работников с должным уровнем квалификации;
-
недостаточно теории по управлению складами;
-
многие руководители не могут объективно оценить проблемы в своих компаниях.
Особенно актуален последний пункт. Увы, на рынке в России управление складской логистикой нередко включают в список должностных обязанностей руководителей компаний. Однако, как правило, складская логистика — процесс для них достаточно непонятный, и из-за этого они не в полной мере пользуются всеми его возможностями.
-
Отсутствие маркировки
Задачи и функции логистики
Основная задача логистики — оптимизация издержек в процессе хранения, транспортировки и сбыта. Наука учит оптимальному распределять нагрузку и ресурсы. Хорошая логистика помогает увеличить общую прибыль предприятия за счет сокращения расходов на транспортировку и склад.
Некоторые функции логистики:
- выбор транспортного средства для перевозки грузов;
- определение оптимального маршрута;
- распределение товаров для безопасной транспортировки;
- таможенное оформление получаемых из-за границы товаров;
- нанесение необходимых маркировок и оформление документов на продукцию;
- перевозка и доставка грузов компании;
- грамотное размещение товаров на складских площадях;
- управление товарными запасами.
Основные задачи службы логистики
Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.
Можно выделить такие ключевые позиции:
- Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
- Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
- Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
- Оперативное управление материальным и другими потоками.
- Постоянный реинжениринг процессов.
Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:
- Определить стратегические цели службы.
- Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
- Провести анализ рынка и определить его показатели.
- Выбрать механизм коммуникаций.
- Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
- Улучшить степень организационной адаптации.
Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.
Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:
- Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
- Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
- Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
- Применение прогрессивных моделей управления.
Стоит ли отдавать функции складской логистики на аутсорсинг?
Вовсе не обязательно заниматься логистикой складирования самостоятельно – эти функции можно отдать на аутсорсинг. В таком случае ими займется фирма, которая предоставляет подобные услуги и берет за них определенную плату.
Как правило, к аутсорсингу в этой области предприятия прибегают в том случае, когда разбираться с перечисленными выше задачами силами самой фирмы оказывается излишне обременительно или дорого. Логистический аутсорсинг предполагает, что соответствующая компания возьмет на себя всю ответственность по управлению запасами ваших товаров, их складированию и перевозке.
Как и любое решение, отправка логистики на аутсорсинг имеет свои преимущества и недостатки. Плюсы аутсорсинга сводятся к следующим:
- Высокое качество услуг.
- Возможность расширить географию доставки грузов при необходимости.
- Высокая скорость решения поставленных задач.
Минусы пользования услугами логистических компаний таковы:
- Довольно высокая стоимость услуг.
- Слабая перспектива для развития предприятия, связанная с тем, что его собственная логистическая система не формируется и не развивается.
Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.
Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:
- Закупочная. В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
- Производственная. Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
- Сбытовая. Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
- Складская. Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
- Транспортная. Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
- Таможенная. Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
- Финансовая. Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
- Туристическая. Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
- Комплексная. Управляет всем выше названным.
Требования к знаниям руководителя логистики
Чтобы соответствовать критериям, предъявляемым в предприятиях к этой должности, специалист должен разбираться в нескольких сферах. Причем знания должны быть не столько теоретическими, сколько практическими — ценится не просто высшее образование, а нюансы, которые можно получить или опытным путем, или из общения с профессионалами. Вот универсальный чек-лист:
- Федеральные и иные нормативные акты, которые регламентируют перевозки в сфере работы компании. Например, для опасных грузов это будут соответствующие приказы Минтранса. Для пищевых производств — дополнительные разъяснения и документы от Роспотребнадзора и других структур.
- Принципы анализа и прогнозирования логистики.
- Знание методов проектирования сложных схем доставки.
- Особенности IT-автоматизации — отличительные признаки различных популярных систем, понимание, возможно ли их интегрировать в существующие сервера компании. Естественно, от директора по логистике не потребуют знания программирования, но различия между складскими программами учета он должен понимать.
- Основы менеджмента и организации производства.
- Системы управления персоналом, в том числе различные методологии из других сфер — например, гибкие — Lean, Agile.
- Экономика перевозок грузов на всех видах транспорта.
- Основы психологии труда.
Мы можем раскрывать Ваши персональные данные нашим сотрудникам ,которые будут их обрабатывать по поручению ООО «Зиг-Заг» исключительно в заявленных в настоящей Политики целях
6.1 Мы обязуемся прикладывать необходимые усилия для защиты Вас от мошенничества и иных преступных действий. По этой причине мы можем передать имеющиеся у нас данные о Вас финансовым организациям и организациям, специализирующимся на предотвращении мошеннических и преступных действий. Иногда мы обязаны раскрывать имеющиеся у нас данные правоохранительным и иным органам власти, если это предусмотрено законодательством РФ.
6.2 Мы прикладываем все усилия для обеспечения защиты Ваших персональных данных при их предоставлении за пределы ООО «Зиг-Заг» и гарантируем наличие процессов для их защиты. Все третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО «Зиг-Заг», гарантируют соблюдение всех применимых норм и стандартов.
Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.
Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.
Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.
Логистические процессы
По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства — это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, «ОТП», основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.
Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.
Организация логистического управления на предприятии
Организация логистического управления на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деятельности предприятий, организационных и управленческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистического управления, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются организацией работ в какой-либо одной из логистических областей, например, транспортными перевозками. Задача управления сквозным МП даже не ставится. Если же это происходит, то отсутствуют доступ к положительному опыту других организаций, ситуационные шаблоны, методики, наборы типовых должностных инструкций и т.п. Некоторые вопросы организации логистики на предприятии освещены в [5, 7, 10, 13, 14, 20].
Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистического управления является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы управления МП. И главные причины этого положения — колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности. Все вышеописанное плюс отсутствие в некоторых сферах экономики острой конкуренции замедляет внедрение логистического управления на российских предприятиях.
На рис. 9.1 представлен традиционный вариант управления МП на предприятии, принципиальный недостаток которого — отсутствие системности управления. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать.
В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения — логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.