Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Блок 2. Гарантии при заключении трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон предписывает гарантии при утверждении соглашения. Но кроме этого, в нем имеются предписания, согласно которым предусмотрена административная, материальная, дисциплинарная и уголовная ответственность работодателя.
Общий порядок заключения трудового договора (приема на работу) регулируется гл. 11 (ст. 63-71) ТК и определяет форму трудового договора, перечень предъявляемых документов, правила оформления приема на работу.
В соответствии со ст. 65 ТК поступающий на работу должен представить работодателю следующие документы:
-
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
-
трудовую книжку, за Исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
-
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
-
документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
-
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.
В некоторых случаях, предусмотренных законом, необходимо представление иных документов. Например, для ряда категорий работников, в том числе несовершеннолетних, Трудовым кодексом и другими федеральными законами установлено обязательное медицинское освидетельствование (ст. 69, 213 ТК). Вот почему поступающий на работу должен предъявить документ о его прохождении. Требовать такого свидетельства от других категорий работников нельзя. Требовать от граждан при приеме на работу документы, не предусмотренные законом, запрещается (ст. 65 ТК).
Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр остается у работодателя, другой передается работнику. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя. Не оформленный надлежащим образом трудовой договор считается заключенным, если работник был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. В этом случае оформление договора должно быть произведено в течение 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе (ст. 67 ТК).
Защита персональных данных
Право работника на защиту персональной информации закреплено ст. 23 и 24 Конституции, а также ТК РФ. К организации предъявляются определенные требования, связанные с обработкой (получением, хранением, передачей, использованием) личных данных, используемых для оформления нового сотрудника.
ТК РФ устанавливает, что организация должна запрашивать все необходимые ей сведения непосредственно у работника. Если какие-то сведения находятся у третьей стороны, у работника необходимо спросить на это разрешение.
Работодатель не вправе запрашивать и обрабатывать сведения о религии, убеждениях, принадлежности к партиям и общественным организациям, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством.
Обработка и хранение личных сведений о работнике должно производиться в порядке, обеспечивающем сохранность данных и недопустимость использования их третьими лицами без согласия самого работника.
Комментарий к ст. 64.1 TК РФ
1. Данная статья является новой для ТК. Она введена ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235).
2. В целях обеспечения контроля за соблюдением бывшими государственными и муниципальными служащими требований данной статьи нормативными правовыми актами РФ должен быть установлен порядок, в котором работодатель обязан сообщать о заключении трудовых договоров с бывшими государственными или муниципальными служащими в течение 2-х лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы представителю нанимателя (работодателя) по последнему месту службы государственного или муниципального служащего. Однако такого рода акты пока не приняты.
Статья 70 ТК РФ дает работодателям возможность назначить испытание при приеме, в течение которого могут быть проверены компетенции нового сотрудника. В случае их несоответствия запросам компании сотрудник увольняется в облегченном, уведомительном порядке.
Гражданин в таком случае вправе рассчитывать на то, что:
- условие об испытании будет указано в трудовом договоре. Если в договоре это условие отсутствует, сотрудник нанимается без испытания;
- предусмотрен конкретный срок испытания — не более трех месяцев. Продлевать срок администрация не вправе;
- увольнению работника в ходе испытательного срока должно предшествовать уведомление не менее чем за три дня;
- обоснование увольнения;
- если работник не согласен с увольнением, он вправе оспаривать его через суд.
Совмещение учебы и работы
Профессиональное развитие – весьма важный аспект как для самого гражданина, так и для его работодателя. При этом законодатель четко гарантировал лицам, совмещающим учебу и работу, проходить обучение с сохранением (либо без сохранения, если сверх нормы отведенного времени) заработной платы. В этом случае гражданину полагается:
- оплачиваемый отпуск установленной продолжительности. Предоставляется сверх основного положенного периода отдыха;
- возможность получения компенсации за проезд;
- сохранения рабочего места, должности, уровня вознаграждения за весь период учебы.
Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора
К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:
- по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
- также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
- в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
- статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
- по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.
Специальные юридические гарантии касаются определенных категорий граждан:
- по статье 212 ТК РФ обязательный медицинский осмотр предусматривается работникам тяжелых условий труда;
- статья 253 ТК РФ ограничивает занятость в условиях труда, вредных для здоровья;
- статья 265 ТК РФ вводит ограничения на труд для несовершеннолетних;
- по статье 266 ТК РФ предусматриваются медицинские осмотры для несовершеннолетних.
Указанные положения вводят те ограничения, которые обеспечивают граждан гарантиями в сохранении своего здоровья. Ограничивающая функция в этом случае призвана не допустить использование наемного труда в ущерб работникам, что повлекло бы нарушение их прав.
Гарантии при заключении трудового договора
Основные юридические гарантии для соискателей работы, подписывающих трудовой договор, указываются в статье 64 Трудового Кодекса РФ. Именно на нее ссылаются граждане, которым незаконно отказали в трудоустройстве.
Юридические гарантии при подписании трудового договора, описанные в трудовом законодательстве, запрещают работодателям отказывать соискателям рабочих мест без серьезных оснований. Даже если таковые имеются, наниматель сообщает о них кандидату в письменной форме.
Законные причины для отказа в трудоустройстве и заключения трудового договора (большая часть приводится в статье 64 ТК РФ, на основании которой и сформированы юридические гарантии для работников):
- Соискатель не достиг возраста в 16 лет, или большего, если соответствующее указывается в требованиях при трудоустройстве (на руководящие посты в государственных структурах часто берут граждан не младше 30 лет);
- Имеется прямой запрет на прием на данную должность определенных категорий граждан. Он может обуславливаться Трудовым Кодексом РФ, федеральными законами, уставом фирмы, или другими нормативными актами, связанными с трудовым правом;
- Отсутствие у лица, поступающего на работу, деловых качеств, соответствующих требованиям работодателя;
- Непредоставление соискателем необходимых при заключении трудового договора документов (или подача сфальсифицированных) — по статье 65 ТК РФ. Для работодателя это — гарантия заключения трудового договора с квалифицированным и законопослушным сотрудником;
- Отказ лица, поступающего на работу, выполнить императивные требования трудового законодательства. Например — пройти обязательный медицинский осмотр — по статье 69 ТК РФ. Это гарантия для работодателя, что он не подписывает договор с человеком, нездоровым физически или психологически.
Причины, не связанные с деловыми качествами работника, не являются законными при отказе в приеме на работу. Как правило, это основания, связанные с дискриминацией по половому, расовому, возрастному (за исключением несовершеннолетних) и национальному признаку. Задача юридических гарантий, описанных в законодательстве — пресекать это.
Примеры необоснованного отказа в трудоустройстве, вопреки законодательным гарантиям для безработных граждан:
- Беременность женщины;
- Наличие детей;
- После подачи письменного приглашения о переводе сотрудника от другого работодателя;
- На основании национальности или расовой принадлежности соискателя (при свободном владении русским языком и дополнительными, необходимыми на данной должности).
Тем не менее, многие работодатели (или, чаще, работники отдела кадров) отказывают соискателям работы по субъективным причинам, мало связанным с деловыми качествами претендента. В этом случае безработные граждане могут обращаться к судебным инстанциям. Основными их доказательствами в этих разбирательствах выступят юридические гарантии трудоустройства россиян.
Ответственность работодателя
Права и обязанность работодателя ст. 22 ТК
Правосубъектность
Субъекты трудового права
· Работодатель – ФЛ или ЮЛ, вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем может быть
— любая организация,
— иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры (филиалы, представительства),
— составные части сложной организации ,
— лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью,
— физические лица, не являющиеся предпринимателями, но нанимающие работников для ведения личного хозяйства.
Правовой статус работодателя:
— ФЛ
— ЮЛ
Правосубъектность ЮЛ полностью совпадает с гражданской правосубъектностью.
Правоспособность работодателя ФЛ возникает одновременно с гражданско-правовой способностью гражданина. По общему правилу возникает с 18 лет, с 16 лет в рез-те эмансипации. Дееспособность возникает при наличии собственного заработка, стипендии, иных доходов, и с письменного согласия обоих законных представителей. Ограниченно дееспособные с 18 лет имеют право заключать трудовые договоры как работодатели при соблюдении условий:
— если они имеют самостоятельный доход;
— если есть письменное согласие законных представителей
— работник нанимается для личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства;
Недееспособные имеют право быть работодателями при условии:
— если у них есть самостоятельный доход;
— если работник нанимается с целью личного обслуживания и ведения домашнего хозяйства;
— трудовой договор от их имени заключает представитель;
Деликтоспособность ФЛ работодателей возникает с 14 лет.
3) Гарантии прав работодателя:
— самостоятельность в осуществлении своей деятельности при решении кадровых вопросов;
— самостоятельность в распоряжении прибылью вт.ч. при решении вопросов оплаты труда и поощрений;
— гарантия права на судебную защиту;
а) трудовая только виде материальной;
б) гражданская
в) административная
г) уголовная
Профсоюзы как субъекты трудового права.
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Данное право считается одним из важнейших на международном уровне.
Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций» и защите прав на организацию
Конвенция МОТ № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров»
ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Права профсоюзов:
1) Государственные органы, организации обязаны содействовать профсоюзам в их деятельности, непосредственно данная обязанность возлагается на работодателя, а именно по закону о профсоюзах работодатель обязан предоставить помещение, обеспечить материальную базу, средства связи, транспортные средства, а так же перечислять необходимые денежные средства на культурную работу. Профсоюзы имеют права представлять интересы своих членов. Кроме того им предоставлено право представлять интересы работников не входящих в профсоюз, но обратившихся за помощью в соответствующий профсоюз.
2) Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда, в определении условий оплаты труда посредством участия в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений.
3) Профсоюзы имеют право защищать нарушенные права и интересы работников, а именно могут проинициировать создание КТС для разрешения трудового спора, могут создать общественную инспекцию труда для надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями.
Основные функции профсоюзов вытекают из предоставленных законом прав:
· защитная функция, которая проявляется в 4х организационных формах:
— форма участия профсоюзов в социально-партнерских соглашениях
— фу п в применении установленных условий труда в организации
— фу п в разрешении трудовых споров
— фу п в соблюдении законодательства о труде
Принципы деятельности профсоюзов:
— принцип независимости обеспечивается прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов, которая может повлечь ограничения прав профсоюзов, либо может воспрепятствовать осуществления их деятельности.
— принцип добровольного объединения;
— равенство всех профсоюзов перед законом.
— профсоюзы имеют равное количество прав независимо от их внутренней численности.
Гарантии прав профсоюзов:
1)гарантии имущественных прав
— признание неприкосновенности ч/с профсоюзов
2)гарантии работникам, входящим в состав профсоюза, его органам и не освобожденным от основной работы.
3)Гарантии работникам, освобожденным от основной работы. Таким профсоюзным работникам гарантируется предоставление прежней работы по окончании срока их полномочий.
Ответственность:
А) административная за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию забастовки, признанной судом незаконной.
Б) гражданско-правовая ответственность устанавливается в случает проведения незаконной забастовки, причинившей ущерб работодателю.
В) дисциплинарная ответственность может быть установлена для лиц, являющихся руководителями профсоюзных организаций, если данные лица виновны в том, что права профсоюзов не используются.К отвественности таких лиц будут привлекать профсоюзные органы.
Социальное партнерство в сфере труда
Закон о социальном партнерстве в КО.
Понятие. Система. Принципы
С.П, — система взаимоотношений между представителями работников и работодателей, а так же представителями органов государственной власти, органов МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно с ними связанных отношений.
Цель – принятие решений, равной степени учитывающих необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и гарантирующих трудовые права работников.
Общие и специальные гарантии.
Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.
В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены, такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации федеральными законами.
Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.
Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении другими нормативными правовыми актами. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.
Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.
Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
В ч.3 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.
Согласно ч.2ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Важен блок, связанный с обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3ст.7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.
Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
В настоящее время актуально положение о рассмотрении обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».
Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.
Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.
Запрещается
необоснованный отказ в заключении
трудового договора.
Какое бы то ни было
прямое или косвенное ограничение прав
или установление прямых или косвенных
преимуществ при заключении трудового
договора в зависимости от пола, расы,
цвета кожи, национальности, языка,
происхождения, имущественного, социального
и должностного положения, места жительства
(в том числе наличия или отсутствия
регистрации по месту жительства или
пребывания), а также других обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами
работников, не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным
законом. Запрещается отказывать в
заключении трудового договора женщинам
по мотивам, связанным с беременностью
или наличием детей (Уголовным кодексом
Российской Федерации установлена
ответственность за необоснованный
отказ в приеме на работу или необоснованное
увольнение беременной женщины или
женщины, имеющей детей в возрасте до
трех лет.) Запрещается отказывать в
заключении трудового договора работникам,
приглашенным в письменной форме на
работу в порядке перевода от другого
работодателя, в течение одного месяца
со дня увольнения с прежнего места
работы. По требованию лица, которому
отказано в заключении трудового договора,
работодатель обязан сообщить причину
отказа в письменной форме. Отказ в
заключении трудового договора может
быть обжалован в судебном порядке.
29.
Испытание при приеме на работу и его
правовые последствия.
При
приеме на работу стороны трудового
договора могут оговоритьустановление
испытательного срока до3 месяцев,
а на должности гос-ых служащих и
аттестуемых работников НИИ, проектных,
проектно-конструкторских организаций
– до 6 месяцев, но по согласованию с
профкомом.
Для руководителей организаций,
их заместителей, главных бухгалтеров
и их заместителей, руководителей
филиалов, представительств и др.
обособленных подразделений организации
срок испытания м.б.до шести месяцев,
если иное не установлено ФЗ. В срок
испытания не засчитываются периоды
болезни и др.
время, когда работник
фактически отсутствовал на работе
(ст.70 ТК). Срок испытания фиксируется в
трудовом договоре, а при отсутствии
такой записи считается, что работник
принят без испытания. Цель испытания –
проверить пригодность принятого
работника именно к данной работе,
должности.
При отрицательных результатах
испытания администрация имеет право
уволить работника.
Испытаниене
устанавливается несовершеннолетним(до 18 лет), молодым рабочим по
окончании профтехучилищ, молодым
специалистам по окончании высших и
средних специальных образовательных
учреждений, инвалидам ВОВ, направленным
в счет квоты (брони), а также при приеме
на работу в другую местность и переведенным
на работу из другого предприятия,
учреждения, организации, при приеме
временных и сезонных работников, по
конкурсу, по выборам и по ученическому
договору для обучения специальности
непосредственно на производстве данного
работодателя.Лицам, успешно завершившим
ученичество, при заключении труд.
дог. с работодателем, по дог. с которым
они проходили обучение,испытательный
срок не устанавливается. Ученический
дог. с лицом, ищущим работу, является
гр.-пр. и регулируется гражданским
законод-ом и иными актами, содержащими
нормы гражд. права. Ученический дог. с
работником данной организации является
дополнительным к труд. дог. и регулируется
труд. законод-ом и иными актами, содержащими
нормы труд. дог.
30.
Трудовая книжкаустановленного
образца является основным документом
о трудовой деятельности и трудовом
стаже работника. Форма, порядок ведения
и хранения трудовых книжек, а также
порядок изготовления бланков трудовых
книжек и обеспечения ими работодателей
устанавливаются Правительством
Российской Федерации. постановление
Правительства РФ от 16 апреля 2003 г.
N 225
«О трудовых книжках» Работодатель
(за исключением работодателей — физических
лиц) обязан вести трудовые книжки на
каждого работника, проработавшего в
организации свыше пяти дней, в случае,
если работа в этой организации является
для работника основной.
В трудовую
книжку вносятся сведения о работнике,
выполняемой им работе, переводах на
другую постоянную работу и об увольнении
работника, а также основания прекращения
трудового договора и сведения о
награждениях за успехи в работе. Сведения
о взысканиях в трудовую книжку не
вносятся, за исключением случаев, когда
дисциплинарным взысканием является
увольнение.
По желанию работника сведения
о работе по совместительству вносятся
в трудовую книжку по месту основной
работы на основании документа,
подтверждающего работу по совместительству.
Записи в трудовую книжку о причинах
прекращения трудового договора должны
производиться в точном соответствии с
формулировками настоящего Кодекса или
иного федерального закона и со ссылкой
на соответствующие статью, пункт
настоящего Кодекса или иного федерального
закона.
Выдача трудовой книжки и копий
документов, связанных с работой По
письменному заявлению работника
работодатель обязан не позднее трех
дней со дня подачи этого заявления
выдать работнику копии документов,
связанных с работой (копии приказа о
приеме на работу, приказов о переводах
на другую работу, приказа об увольнении
с работы; выписки из трудовой книжки;
справки о заработной плате, периоде
работы у данного работодателя и другое).
Копии документов, связанных с работой,
должны быть заверены надлежащим образом
и предоставляться работнику безвозмездно.
При прекращении трудового договора
работодатель обязан выдать работнику
в день увольнения (последний день работы)
трудовую книжку и по письменному
заявлению работника копии документов,
связанных с работой. В случае, если в
день увольнения работника выдать
трудовую книжку невозможно в связи с
отсутствием работника либо его отказом
от получения трудовой книжки на руки,
работодатель направляет работнику
уведомление о необходимости явиться
за трудовой книжкой либо дать согласие
на отправление ее по почте. Со дня
направления уведомления работодатель
освобождается от ответственности за
задержку выдачи трудовой книжки.
31.
Перевод на другую работу. Трудовою
законодательство связываетпонятие
перевода на другую работупрежде
всего с изменением места работы работника либо его трудовой функции (специальности, квалификации, должности).
Поскольку речь идет в данном случае об
изменении существенных условий трудового
договора, перевод всегда означает
изменение трудового правоотношения
работника с работодателем. По общему
правилу, переводы возможны только с
письменного согласия работника.
Переводом
на другую работу, требующим такого
согласия работника, следует считать
также поручение ему работы, при выполнении
которой изменяются существенные условия
труда — размер оплаты труда, режим
работы, льготы и преимущества,
обусловленные соглашением сторон.
Понятие перевода следует отличать от
смежного с ним понятия — перемещения
по работе, которое в отличие от перевода
не требует согласия работника.
Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора
- Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
- Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
- Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
- Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
- По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
- Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Согласно принятым правилам, все выплаты по гарантиям производит работодатель. Но есть отдельные случаи, когда работник исполняет обязанности в интересах других организаций или органов, соответственно привлекаемые структуры и оплачивают данную работу.
Конституция РФ закрепляет право гражданина на получение образования, в том числе и не отрываясь от производства. Поэтому Трудовым законодательством предусмотрены компенсации для тех граждан, которые совмещают учебу и работу. Сюда относятся дополнительные учебные отпуска, сокращение времени работы, оплата дороги до места учебы и обратно и т. д. При этом компенсация не зависит от формы организации.
Многих соискателей при трудоустройстве волнует вопрос оплаты больничных листов. Это может касаться временной нетрудоспособности, несчастного случая или беременности и родов. Если травма получена на производстве, то в обязанность работодателя входит полное возмещение утраченного заработка, медицинских расходов и расходов на дальнейшую реабилитацию.
Гарантии при заключении трудового договора определены ст. 64 ТК. В трудовом законодательстве установлены следующие гарантии гражданам при заключении трудового договора (приеме на работу):
1. Запрещается необоснованный отказ гражданам в заключении трудового договора. Необоснованным признается отказ в приеме на работу при наличии вакансии по любым мотивам, не связанным с деловыми качествами работника (по мотиву пола, расы, национальности, возраста, социального положения, места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания и др.), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Отказ в приеме на работу по мотивам, “связанным с деловыми качествами работника, не является необоснованным.
2. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. В законодательстве специально предусмотрено такое требование, поскольку подобные нарушения нередко встречаются при приеме на работу.
3. Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя. В этом случае предусмотрен срок запрета: в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
4. Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию гражданина, которому было отказано в заключении трудового договора.
5. Законом установлен судебный порядок обжалования отказов в приеме на работу. Тем самым гражданам гарантируется судебная защита от необоснованных отказов в заключении трудового договора. Гражданин может обратиться с жалобой в органы Федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК), в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законности.