Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог в 2023 году: новые сроки, ставки, льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
За какие модели налог на роскошь вырастет
Теперь в списке числятся 449 моделей автомобилей (в 2022 году их число равнялось 345). Среди них 275 стоят дороже 10 млн руб., а еще 174 — дороже 15 млн руб. Так, в список попали все модели Rolls-Royce, которые были представлены на российском рынке. Также в перечне автомобилей, опубликованных Минпромторгом, можно найти различные модели Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Lamborghini, Lamborghini, Land Rover, Maserati, Mercedes-Benz, Porsche, Rolls-Royce, Jaguar, Jeep.
Из российских брендов в список попал только Aurus. Ранее марка была представлена только моделью Senat, теперь список расширили еще четыре версии: Limousine, Senat Armored, Senat Long и Senat Long Armored. Роскошными считаются теперь и несколько моделей Genesis и Lexus и две модели Cadillac.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Как узнать сумму транспортного налога?
Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из “письма счастья”, либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.
Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:
- мощности автомобиля;
- региональной налоговой ставки;
- количества месяцев владения транспортным средством;
- надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.
Таким образом, каждый автовладелец может рассчитать сумму своего налога самостоятельно. Это особенно полезно льготникам, так как периодически сотрудники ФНС забывают учесть соответствующие скидки, а также тем до кого “письма счастья” приходят с опозданием. Неуплата или просрочка наказываются штрафом, но об этом мы расскажем далее в статье.
Как узнать сумму транспортного налога?
Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из «письма счастья», либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.
Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:
- мощности автомобиля;
- региональной налоговой ставки;
- количества месяцев владения транспортным средством;
- надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
Амнистия и честные плательщики — за и против
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.
- Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
- Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
- Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.
Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.
На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.
Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.
Перспективы внесенных изменений
Автомобилисты ожидали кардинальных поправок в действующем законодательстве в 2023 году. Однако они так и не произошли. Между тем вопрос об изменениях продолжает волновать автомобилистов до сих пор. Сегодня все чаще встречается утверждение о том, что целесообразнее было бы заменить транспортный налог на акцизный сбор, который и так вносят все автомобилисты при покупке бензина. Денежные средства также должны будут направляться на развитие и дорожных магистралей. Принятие подобного решения является вполне логичным.
Изменение обосновывается тем, что каждый хозяин машины должен будет вносить денежные средства пропорционально частоте эксплуатации машины и дорог. Однако для того, чтобы отменить налог, необходимо достаточно сильно поднять размер акциза. Все это приведет к достаточно серьезному увеличению стоимости топлива.
Пока корректива находится лишь на стадии обсуждения. Возможно, в 2023 году еще будут внесены определенные изменения в действующее законодательство. Пока хозяева машин остается лишь ждать.
Стоит ли ждать отмены транспортного налога?
Вопрос, когда отменят транспортный налог в России, так или иначе снова становится актуальным примерно через каждые полтора года. Это объясняется нежеланием населения платить за пользование машиной, особенно учитывая, что пользование и обслуживание авто тоже выходит «в копеечку».
В РФ наиболее заинтересованные в отмене ТН граждане — это те владельцы авто, что пользуются транспортным средством довольно редко. Платить налог приходится так же, как и всем, но это не совсем честно, если учесть время простаивания в гараже. Особенно это касается владельцев сразу нескольких машин: налог приходится платить за каждую, а вот пользуется человек зачастую лишь одним авто.
Правительство РФ тоже понимает, что нынешняя система несколько несправедлива. Совсем убирать ТН точно не будут, потому что он слишком необходим муниципалитетам и федеральному бюджету для планомерного развития страны. Однако, на серьезное рассмотрение вынесен вопрос о замене нынешнего формата налога на новый, уже реализованный в ряде стран Европы.
Его суть в том, что налог включается в стоимость бензина. Тогда учитывается не только мощность машины (чем она больше, тем выше расход бензина — соответственно, больше денег поступает в казну), но и время/активность пользования транспортным средством. Для тех, кто машиной пользуется очень часто, размер скрытого налогообложения практически не изменится — он может лишь незначительно уменьшиться или немного вырасти. Но вот для тех, кто ездит редко, закон сэкономит многие тысячи рублей.
Ввод подобного закона не стоит ожидать ранее 2020 года, но еще более вероятно, что он может быть создан и подписан лишь к 2024 году. В это время в России будут проводиться выбора Президента РФ. Власти практически всегда стараются выпустить незадолго до выборов несколько законов, увеличивающих популярность партии у населения. До тех пор сохранение старого закона выгоднее: денег государству он приносит больше, а население вроде бы привыкло.
Отменят ли транспортный налог в 2021 году
В 2021 году вступают в силу изменения, существенно упрощающие жизнь организаций. Они позволят производить оплату транспортного налога без проволочек.
С 1 января 2021 года заполнять декларацию не потребуется – эти действия отменяются. То есть, уже 1 февраля 2021 года бумажной волоките придет конец. Заниматься всем будут сотрудники налоговых инспекций на основании уже имеющихся у них сведений.
Работники ФНС собственноручно составят извещения для юридических лиц с указанием наименований всех имеющихся в собственности организации ТС, налоговой ставки, срока оплаты, суммы, подлежащей сбору. Документы будут отправлены по адресатам при помощи одного из видов связи: по электронной почте, заказным письмом, в личный кабинет пользователям, зарегистрированным на сайте ФНС.
Отмена повышенного транспортного налога для автомобилей от 3 до 10 миллионов рублей
Итак, изменения внесены в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ:
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
…
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Основные особенности обновленной статьи:
1. Автомобили стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей больше не будут облагаться повышенным транспортным налогом с коэффициентом 1,1 или 2.
2. Для автомобилей стоимостью более 10 миллионов рублей абсолютно ничего не изменилось. Для них действует повышающий коэффициент 3, то есть стандартный транспортный налог умножается на 3. Прежними остались и требования по возрасту транспортных средств.
Таким образом, законодатели не стали смещать вверх границы для всех категорий ТС, а просто исключили 2 «нижние» группы. И это означает следующее. Автомобили, которые ранее попадали в группы до 10 000 000 рублей не будут облагаться повышенны транспортным налогом.
Однако, если ранее какая-то модель стоила менее 10 миллионов, а в будущем та же самая модель подорожает до 10 миллионов или более, то транспортное средство сразу же попадет в группу с коэффициентом 3.
Что будет, если не заплатить транспортный налог
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Отмена повышенного транспортного налога для автомобилей от 3 до 10 миллионов рублей
Итак, изменения внесены в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ:
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
…
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Основные особенности обновленной статьи:
1. Автомобили стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей больше не будут облагаться повышенным транспортным налогом с коэффициентом 1,1 или 2.
2. Для автомобилей стоимостью более 10 миллионов рублей абсолютно ничего не изменилось. Для них действует повышающий коэффициент 3, то есть стандартный транспортный налог умножается на 3. Прежними остались и требования по возрасту транспортных средств.
Таким образом, законодатели не стали смещать вверх границы для всех категорий ТС, а просто исключили 2 «нижние» группы. И это означает следующее. Автомобили, которые ранее попадали в группы до 10 000 000 рублей не будут облагаться повышенны транспортным налогом.
Однако, если ранее какая-то модель стоила менее 10 миллионов, а в будущем та же самая модель подорожает до 10 миллионов или более, то транспортное средство сразу же попадет в группу с коэффициентом 3.
За что выступают инициаторы отмены налога?
Инициаторы отмены налога на транспортные средства указывают на двойное налогообложение российских граждан, которые сегодня платят акциз при покупке бензина, а также должны ежегодно переводить деньги в рамках автомобильного налога.
По мнению экспертов, отмена налога на транспортное средство в пользу доходов от реализации топлива будет более справедливой. А все потому, что сегодня автомобильный налог рассчитывается на базе мощности двигателя. Никто не обращает внимание на срок эксплуатации автомобиля или иные характеристики. В результате получается так, что одинаковую сумму налога платят и те, кто ежедневно пользуется автомобилем, и те, кто использует транспортное средство разово, например, для летней поездки на дачу.
Есть еще один важный момент. Из-за пандемии коронавируса многие граждане стали реже использовать свои автомобили, но это никак не отразилось на размере их платежей по транспортному налогу. По мнению специалистов, в такой непростой период отмена транспортного налога была бы хорошей мерой поддержки населения.
Таким образом, отмена машинного налога в пользу доходов от реализации топлива приведет к тому, что за ремонт и строительство дорожного полотна будут платить граждане, которые больше всего этими дорогами и пользуются. Кроме того, новый порядок будет подталкивать граждан приобретать более экономичные транспортные средства, что положительно отразится на экологии.